Глобус — модель земного шара. Он наиболее правильно отображает форму нашей планеты. На нём в очень уменьшенном виде изображены все имеющиеся на поверхности Земли крупные объекты: материки и океаны, острова и полуострова, моря и заливы.Всю поверхность Земли можно увидеть, повер¬нув глобус всего лишь один раз
урок 5.docx
05.10.2018
ТЕМА: «Глобус и карта» УРОК № 5
ТЕМА: «Глобус и карта»
Цель: Формирование представлений об изображениях земной поверхности.
Задачи:
Рассмотреть способы изображения земной поверхности.
Познакомить с вариативностью изображения земной поверхности.
Раскрыть особенности видов изображения Земли.
Сформировать представление о глобусе, географической карте,
фотографических снимках как видах изображения земной поверхности.
Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных
действий на основе тематического содержания урока.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Практическая работа:
Составление сравнительной характеристики разных видов изображений
земной поверхности.
Составление плана кабинета географии.
Оборудование: Глобус, карта, план местности, фотографии,
аэрофотоснимок, учебник Е.М.Домогацких “ География. Введение в
географию”, рабочая тетрадь к учебнику.
Сценарий урока
I. Мотивация
Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. Настроились на
работу.
II. Актуализация знаний.
О чем говорили на прошлом уроке?
Какие движения Земли вы знаете?
Какую форму имеет Земля?
Почему форму эллипсоида?
Что вы знаете о полюсе и экваторе?
Какие виды изображений земной поверхности вам известны?
III. Постановка цели урока.
Формулируют тему и цель урока.
Записывают в тетрадях.
IV. Открытие новых знаний.
Как называется модель Земли и каковы ее особенности? Чем глобус неудобен?
Можно ли карту называть моделью Земли? (Работают с глобусами,
анализируют и делают вывод)
Что такое географическая карта? – мозговой штурм.
Работают с картой. Рис. 14 с.25 сравнивают рисунок с картой. Делают вывод.
После мозгового штурма учащиеся дают определение географической карте.
Знакомятся с разными картами (топографические, план местности)
Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее
легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения.
Находят их на карте.
Чем отличается глобус от географической карты?
Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?
Познакомимся с аэрофотоснимками и космическими изображениями.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
Выполняют практическое задание с. 2829. Формулируют вывод о
достоинствах и недостатках каждого из видов фотографических
изображений.
VII. Повторение.
Выполнить практическую работу. Составить сводную характеристику видов
изображения земной поверхности. (с.29)
VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Выполнить тестовые задания в рабочей тетради. Кто справится выполнить
картографический практикум. Проверка задания. Выставление оценок.
Домашнее задание выдается дифференцированно.
Составить план кабинета географии, задание на с. 28
Вспомните
1. Какие виды изображения земной поверхности вам известны?
2. Чем отличаются указанные вами виды изображения земной
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
поверхности?
Вы узнаете
1. Как называется модель Земли и каковы её особенности.
2. Чем отличается географическая карта от глобуса.
3. Какие фотографические изображения позволяют исследовать
Землю.
Глобус. Посмотрите на глобус. Примерно то же самое видят космонавты,
находящиеся на околоземной орбите. Глобус — модель земного шара. Он наиболее правильно отображает форму нашей планеты. На нём в очень
уменьшенном виде изображены все имеющиеся на поверхности Земли
крупные объекты: материки и океаны, острова и полуострова, моря и заливы
{рис. 13). Всю поверхность Земли можно увидеть, повернув глобус всего
лишь один раз. Глобус очень удобен для того, чтобы представить себе форму
и облик поверхности нашей планеты, но в некоторых случаях, он не
слишкомто годится. Глобус — предмет довольно громоздкий, он не
складывается, и в карман его не положить. Его невозможно взять с собой в
поход. Да и трудно представить, например, лётчика, который крутит перед
собой в кабине глобус. Карта удобнее, да к тому же на ней отражено больше
разной информации, чем на глобусе.
Давайте запомним
Глобус — модель земного шара. Глобус очень удобен для того, чтобы
представить себе форму и облик поверхности нашей планеты.
Географическая карта. Первые карты представляли собой рисунки,
изображавшие какуюлибо местность, а иногда и целые страны (рис. 14).
Давайте сравним изображения на рисунке и на географической карте,
например на форзаце учебника. Мы увидим, что на старинной карте всё
изображалось, как есть: город — это группа домиков, лес — группа
деревьев и т.д. Но изза того, что каждый видит мир по своему, рисунки
получались разные. В результате рисованными картами не очень удобно
было пользоваться. Прошло немало веков, прежде чем люди придумали
простые, понятные всем способы изображения разных объектов на карте.
Карты перестали быть рисунками, а превратились в чертежи, понять
которые может любой человек, который умеет читать карту. Карта — это
чертёж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде.
Есть карты, на которых уместились страны, материки и даже вся по
верхность Земли. На картах могут быть изображены и совсем небольшие
участки местности, но зато очень подробно. Такие изображения называют
топографическими картами и планами местности. Об отличиях
между ними мы поговорим в б классе.
_____ Давайте запомним _________
Карта — это чертёж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном
виде.
Физическая карта мира. В 5 классе вам предстоит в основном встречаться с
одной картой — физической картой мира. Давайте познакомимся с ней
поближе (см. форзац 1).
На физической карте мира изображается весь земной шар. Это очень
хорошо, ведь на ней можно увидеть все материки и все океаны. С её по мощью мы сможем изучать историю географических открытий и природу
материков.
Но есть и сложности. В чём разница между глобусом и картой? Глобус —
шарообразная модель Земли, а карта — плоский чертёж. Изображено на них
одно и то же — поверхность Земли. Как мы уже знаем, Земля имеет форму
шара и изобразить её на бумаге без искажений невозможно. Поэтому по
сравнению с глобусом изображение на карте искажено. Особенно заметны
эти искажения на карте в северной части Тихого океана. Видите? Там
контуры Евразии и Северной Америки растянуты. К этому нужно
привыкнуть и не забывать об искажениях.
Давайте разберёмся с тем, что изображено на физической карте мира. Мы
видим, что она цветная. Легко понять, что разными оттенками синего цвета
на ней изображены моря и океаны. С сушей всё немного сложнее. Что
означают эти пятна зелёного, жёлтого и коричневого цветов? Так вот,
давайте запомним, что зелёный и жёлтый цвет на карте — это равнины,
коричневый — горы. Вы спросите, почему равнины обозначены разным
цветом? Потому что на равнинах есть участки низкие и более высокие.
Самые низкие равнины обозначены зелёным цветом, а жёлтым —
приподнятые.
Моря и океаны также не закрашены одинаковым цветом. Наверняка вы уже
догадались, что означают на этой карте разные оттенки синего цвета.
■ Давайте запомним ..................
На физической карте мира изображается весь земной шар.
Карта — плоский чертёж земной поверхности.
Аэрофотоснимки и космические изображения. Около ста лет назад человек
изобрёл новый способ изображения Земли. Если установить на самолёте
фотоаппарат, направить его вертикально вниз, то с его помощью можно
получать фотографии земной поверхности. Подробность изображения,
количество деталей на нём зависит от высоты, на которой находится
самолёт. Но в любом случае получается почти готовая карта местности.
Такие фотографии, сделанные с самолёта, называются
аэрофотоснимками {рис. 15). Аэрофотоснимки широко использовались
при составлении подробных карт многих труднодоступных районов планеты.
Конечно, когда в космос отправились первые космические корабли и
спутники, у учёных появилась возможность получить изображения земной
поверхности, сделанные с большой высоты. Такие
космические
изображения позволяют охватить взглядом огромные участки земной
поверхности {см. рис. 4). Мы уже говорили о том, что многое с большой высоты выглядит более отчётливо, чем на картах и аэрофотоснимках. Знаете
почему? Съёмка с космической орбиты, с одной стороны, позволяет
получить истинное изображение территории, а с другой — на этом
изображении нет подробностей, которые часто мешают разглядеть главное.
Например, оказалось, что на суше много следов, оставшихся после падения
крупных метеоритов {рис. 16). С поверхности же их разглядеть не
получалось.
—.... . ....... Давайте запомним
Аэрофотоснимки и космические фотографии земной поверхности широко
используются при составлении подробных карт и для изучения различных
участков территории планеты
Глобус — модель земного шара.
Географическая карта — чертёж, изображающий земную поверх
1.
ность.
2. Аэрофотоснимки, космические изображения — фотографии зем
ной поверхности, которые специальными аппаратами делают с большой
высоты.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, кос
мическое изображение.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
1. Что такое глобус?
2. Что такое географическая карта?
3. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?
4. Что обозначается на географической карте оттенками зелёного, жёл
1<
>Ч
того, коричневого цвета?
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Чем отличается глобус от географической карты?
2. Почему на географической карте отражено больше разной информа
ции, чем на глобусе?
3. Как с помощью географической карты можно изучать историю гео
графических открытий?
4. Почему на карте появляются искажения изображения земной по
верхности?
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
1. Укажите сходства и отличия фотографического изображения земной
поверхности, выполненного с поверхности Земли, борта самолёта,
борта космического корабля. Результаты работы занесите в
таблицу,перечертив её в тетрадь. Сформулируйте вывод о достоинствах и недостатках каждого из видов фотографических
изображений.
Фотография с
поверхности
Сходств
аОтличия
2. Составьте план кабинета географии.
Фотография с
борта
Фотография с
борта
Конспект урока ТЕМА: «Глобус и карта»
Конспект урока ТЕМА: «Глобус и карта»
Конспект урока ТЕМА: «Глобус и карта»
Конспект урока ТЕМА: «Глобус и карта»
Конспект урока ТЕМА: «Глобус и карта»
Конспект урока ТЕМА: «Глобус и карта»
Конспект урока ТЕМА: «Глобус и карта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.