Конспект урока тема: "Портреты в музыке"
Оценка 4.6

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
музыка
3 кл
01.05.2019
Конспект урока тема: "Портреты в музыке"
Тема урока: «Портреты в музыке». Цели урока: обучаюшие:  формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать  развитие умения сравнивать, сопоставлять  формирование навыка интеграции различных видов искусства коррекционная:  создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся  развитие импровизации в доступных для детей формах  создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят воспитательная:  воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку  воспитание грамотного слушателя Тип урока: Изучение нового материала Методы:
ПОРТРЕТЫ В МУЗЫКЕ 3 КЛАСС.doc
Тема урока: «Портреты в музыке». На данном уроке используется технология проблемного обучения. У обучающихся  формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать,  развивается умение сравнивать, сопоставлять. На уроке используется частично­поисковый метод, методы моделирования, пластического  интонирования, графического иллюстрирования, эффект неожиданности.  Цели урока:  обучаюшие:  формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать  развитие умения сравнивать, сопоставлять  формирование навыка интеграции различных видов искусства коррекционная:  создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся  развитие импровизации в доступных для детей формах  создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят воспитательная:  воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку  воспитание грамотного слушателя Тип урока: Изучение нового материала Методы:   словесно­индуктивный (беседа, диалог)  наглядно ­ дедуктивный (сравнение)  частично ­ поисковый (импровизация)  моделирование  пластическое интонирование  графическое иллюстрирование Оборудование урока:  портреты композиторов  «Детский альбом» П.И. Чайковского  аудиозаписи для музыкального ряда  презентация POWER POINT  фортепиано, ноты, музыкальный центр  иллюстрации по теме, рисунки учащихся I. Организационный момент. Е. Тиличеева «Музыкальный урок». II. Объявление темы и задач урока.  III. Ход урока.  У: Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».  Мы   уже   слушали   фрагмент   из   оперы,   в   котором   музыка   рассказывала   нам   о   сказочных персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы? (На   экране   проецируется   портрет Д: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». У: Кто является автором этой сказки? Д:  Сказку   сочинил  Александр   Сергеевич   Пушкин. Пушкина).  У:  Верно.  А   кто   является   автором   оперы?  (На   экране   проецируются   портреты   русских композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского­Корсакова, если ребята дают правильный   ответ,  портрет   Римского­Корсакова   увеличивается   в   размере,   остается   на экране один). Д: Музыку написал Н.А. Римский­Корсаков. У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича? Д: Композитор­сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.   У:  Хорошо.   А   что   такое   «опера»?  (На   экране   появляется   термин   «опера»,   пояснение термина). Д:  Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.  (На экране появляется пояснение термина). У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса? (Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес). У: Чья тема только что прозвучала? Д: Прозвучала тема белочки. ( На экране появляется изображение белочки). У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка? Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая. У: Может быть, кто­то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше? Д: Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде». У: Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? ( Показать богатырскую осанку и стать). Д: Прозвучала тема богатырей. ( На экране появляется изображение богатырей). У: Какая здесь музыка? Как она звучит? Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш. У: А это что за чудо?  Д: Прозвучала тема «Царевны – Лебеди». У: Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка? ( На экране появляется изображение Царевны – Лебедь). У:  Как наши ручки будут двигаться под эту музыку?  (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует фигуру лебедя). Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.  У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного персонажа.   Пьесу   сочинил   великий   русский   композитор   П.   И.   Чайковский.  (   На   экране появляется портрет П.И. Чайковского). Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню. (Звучит пьеса «Баба­Яга» П.И. Чайковского). У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой? Д: Злой, недобрый. У:  А   кому   может   принадлежать   такая   музыка?   Вспомните,   пожалуйста,   самых   популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать? Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон… У: Кому же из перечисленных героев  подошла бы такая музыка? Д: Бабе­Яге! У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер? Д: Баба­Яга злая, коварная, жестокая.  У:  А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные? Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.  У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие­то звуки? Д: Выделяет. ( На экране появляется термин «акцент»). Д:  Да,   конечно,   мы   слышим   более   громкие   звуки.   Петр   Ильич   использует   в   пьесе   прием   – акцентирование  звуков.  Ребятки,   акцент  –  это  ударение  в   музыке.  (  На  экране  появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).  У:  Как   использует   акценты   композитор?   Как   можно   графически   изобразить   эту   музыку? (Работа у доски – графическое иллюстрирование). У: Чем Баба­Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? ( На экране появляется изображение Бабы­Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе). У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?  Д: Темп быстрый, живой, не останавливается. (На экране появляется изображение  летящей Бабы­Яги). У: На каком инструменте исполняют пьесу? Д: Пьесу исполняют на фортепиано. У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.  (Чтение стихотворения: учитель и ученик). У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?  Д: Да. У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию пьесы П.И. Чайковского. (Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек). У:  Давайте   пропоем   более   выразительно!   Интонацией   в   голосе   покажем   характер   героини! (Повторное исполнение в характере). У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все­таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение). Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют. У:  Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы­Яги? Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать! (Моделирование и пластическое интонирование). Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба­Яга должна всех напугать.  У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать. (Пластическое интонирование). У:  Как   вы   все   старались!   Молодцы!   А   теперь   давайте   попробуем   соединить   наше   пение   с пластическим интонированием. (Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием). Всем   спасибо!   Молодцы!   Вам   удалось   понять   и   передать   характер   Бабы­Яги. У: Присаживайтесь! А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба­Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского. (На экране появляется изображение «Детского альбома»). Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы? Д: «Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д. У: Молодцы! Не забыли! Как вы думаете, ребятки, а Баба­Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.  Может быть, кто­то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу­Ягу? Д: В мультфильме «Летучий корабль». У: Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки ­ Ёжки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский. (Демонстрируется портрет). (В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют частушки и также быстро убегают).  У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.  Вот, оказывается, какой разной может быть Баба­Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.  Сегодня   мы   услышали   замечательную   музыку,   которую   композиторы   сочинили   благодаря сказочному образу Бабы­Яги  (на экране проецируются портреты П.И. Чайковского и М.И Дунаевского без фамилий).  Кто из вас сможет назвать их фамилии?  (При правильном ответе, на экране высвечиваются фамилии композиторов). Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский. У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном слайде? Что их может объединять? Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу. У: Совершенно верно. Но они по­разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого, что еще нового вы узнали? Д: Мы узнали про ударение в музыке. У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил? Д: Акцент – это ударение в музыке. У: Верно. Вы все  правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок). Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «Баба­Яга» П.И. Чайковского. В заключение мне хочется сказать, что сказок существует очень много, они всегда гуляли и будут гулять по свету, и вы об этом нам сейчас споете. дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется ( Жестом руки учитель просит учащихся встать, Всем спасибо за урок! До свидания! изображение сказочных персонажей).

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"

Конспект урока тема: "Портреты в музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2019