Тема урока: «Портреты в музыке».
Цели урока:
обучаюшие:
формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать
развитие умения сравнивать, сопоставлять
формирование навыка интеграции различных видов искусства
коррекционная:
создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
развитие импровизации в доступных для детей формах
создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят
воспитательная:
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
воспитание грамотного слушателя
Тип урока: Изучение нового материала
Методы:
ПОРТРЕТЫ В МУЗЫКЕ 3 КЛАСС.doc
Тема урока: «Портреты в музыке».
На данном уроке используется технология проблемного обучения. У обучающихся
формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать,
развивается умение сравнивать, сопоставлять.
На уроке используется частичнопоисковый метод, методы моделирования, пластического
интонирования, графического иллюстрирования, эффект неожиданности.
Цели урока:
обучаюшие:
формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать
развитие умения сравнивать, сопоставлять
формирование навыка интеграции различных видов искусства
коррекционная:
создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
развитие импровизации в доступных для детей формах
создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят
воспитательная:
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
воспитание грамотного слушателя
Тип урока: Изучение нового материала
Методы:
словесноиндуктивный (беседа, диалог)
наглядно дедуктивный (сравнение)
частично поисковый (импровизация)
моделирование
пластическое интонирование
графическое иллюстрирование
Оборудование урока:
портреты композиторов
«Детский альбом» П.И. Чайковского
аудиозаписи для музыкального ряда
презентация POWER POINT
фортепиано, ноты, музыкальный центр
иллюстрации по теме, рисунки учащихся
I. Организационный момент.
Е. Тиличеева «Музыкальный урок».
II. Объявление темы и задач урока.
III. Ход урока.
У: Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».
Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных
персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы? (На экране проецируется портрет
Д: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
У: Кто является автором этой сказки?
Д: Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин.
Пушкина).
У: Верно. А кто является автором оперы? (На экране проецируются портреты русских
композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. РимскогоКорсакова, если ребята дают
правильный ответ, портрет РимскогоКорсакова увеличивается в размере, остается на
экране один).
Д: Музыку написал Н.А. РимскийКорсаков.
У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?
Д: Композиторсказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.
У: Хорошо. А что такое «опера»? (На экране появляется термин «опера», пояснение
термина).
Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (На экране
появляется пояснение термина).
У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса?
(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).
У: Чья тема только что прозвучала?
Д: Прозвучала тема белочки. ( На экране появляется изображение белочки).
У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?
Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.
У: Может быть, ктото из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?
Д: Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде».
У: Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в
огороде».
У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? ( Показать богатырскую осанку и стать).
Д: Прозвучала тема богатырей. ( На экране появляется изображение богатырей).
У: Какая здесь музыка? Как она звучит?
Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш.
У: А это что за чудо?
Д: Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».
У: Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка? ( На экране появляется
изображение Царевны – Лебедь).
У: Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в
воздухе рисует фигуру лебедя).
Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.
У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного
персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский. ( На экране
появляется портрет П.И. Чайковского).
Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.
(Звучит пьеса «БабаЯга» П.И. Чайковского).
У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?
Д: Злой, недобрый.
У: А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных
сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?
Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…
У: Кому же из перечисленных героев подошла бы такая музыка?
Д: БабеЯге!
У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер? Д: БабаЯга злая, коварная, жестокая.
У: А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны –
Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?
Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.
У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какието звуки?
Д: Выделяет. ( На экране появляется термин «акцент»).
Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием –
акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке. ( На экране появляется
объяснение термина, запись термина в тетрадь).
У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку?
(Работа у доски – графическое иллюстрирование).
У: Чем БабаЯга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или
в ступе? ( На экране появляется изображение БабыЯги, которая сидит в избушке и летит в
ступе).
У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?
Д: Темп быстрый, живой, не останавливается. (На экране появляется изображение летящей
БабыЯги).
У: На каком инструменте исполняют пьесу?
Д: Пьесу исполняют на фортепиано.
У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин
специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.
(Чтение стихотворения: учитель и ученик).
У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?
Д: Да.
У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию
пьесы П.И. Чайковского.
(Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).
У: Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини!
(Повторное исполнение в характере).
У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет,
я думаю, вы прекрасно помните. Но всетаки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет
напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).
Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног,
танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще
полнее раскрыть образ БабыЯги?
Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем
держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как
вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!
(Моделирование и пластическое интонирование).
Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как
БабаЯга должна всех напугать.
У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными!
Прошу вас встать.
(Пластическое интонирование).
У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с
пластическим интонированием.
(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием). Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер БабыЯги.
У:
Присаживайтесь!
А я хочу вам сказать, что пьеса «БабаЯга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.
(На экране появляется изображение «Детского альбома»).
Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?
Д: «Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д.
У: Молодцы! Не забыли!
Как вы думаете, ребятки, а БабаЯга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.
Может быть, ктото из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную БабуЯгу?
Д: В мультфильме «Летучий корабль».
У: Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких
веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки Ёжки. И поют они забавные
частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский.
(Демонстрируется портрет).
(В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют
частушки и также быстро убегают).
У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.
Вот, оказывается, какой разной может быть БабаЯга: и злой и веселой, и коварной и смешной.
Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря
сказочному образу БабыЯги (на экране проецируются портреты П.И. Чайковского и М.И
Дунаевского без фамилий).
Кто из вас сможет назвать их фамилии? (При правильном ответе, на экране высвечиваются
фамилии композиторов).
Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский.
У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном
слайде? Что их может объединять?
Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.
У: Совершенно верно. Но они поразному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого,
что еще нового вы узнали?
Д: Мы узнали про ударение в музыке.
У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?
Д: Акцент – это ударение в музыке.
У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение
учащихся, выставление оценок).
Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «БабаЯга» П.И.
Чайковского.
В заключение мне хочется сказать, что сказок существует очень много, они всегда гуляли и будут
гулять по свету, и вы об этом нам сейчас споете.
дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется
( Жестом руки учитель просит учащихся встать,
Всем спасибо за урок! До свидания!
изображение сказочных персонажей).
Конспект урока тема: "Портреты в музыке"
Конспект урока тема: "Портреты в музыке"
Конспект урока тема: "Портреты в музыке"
Конспект урока тема: "Портреты в музыке"
Конспект урока тема: "Портреты в музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.