Конспект фрагмента урока
Тема: Введение окружности.
Программа: «Школа России», математика 3 класс, М. И.Моро и др.
Тип учебного занятия: изучения нового материала и первичного закрепления.
Технология: проблемного обучения.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, обеспечить её усвоение.
Задачи:
- образовательные: познакомить с понятиями: «окружность», «радиус окружности», «центр окружности» и с инструментом для построения окружности — циркулем;
- развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности, интерес к математике; развивать умение выделять главное в прочитанном материале из учебника; развитие «математической» речи; способствовать развитию воли — умение поставить перед собой цель и мобилизовать на достижение её.
- воспитывающие: мотивировать обучающихся на необходимость изучения данной темы, вырабатывать умение контролировать себя и своего товарища.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения.
Оборудование у учащихся: учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро, рабочая тетрадь, лист нелинованной бумаги, карандаш, линейка, циркуль.
Оборудование у учителя: карточки-названия: окружность, радиус, центр окружности, диаметр; карточки- помощники; плакат с алгоритмом построения окружности; рисунки с узорами из окружностей; учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро; лист нелинованной бумаги; циркули (для работы на доске, ученический, чертёжный).
Оформление доски:
Лист цветной нелинованной бумаги
|
Число Классная работа. Круг. Окружность. |
Алгоритм построения окружности 1. Отметь центр окружности. 2. По линейке отмеряем радиус окружности. 3. Ставлю в центр острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем. |
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент |
- Сядьте ровно, подтянитесь, И друг другу улыбнитесь. Каждый даст свою ладошку И потрёт её немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем. |
Хором говорят: Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок, Мы за парты сели ровно.
|
Актуализа-ция. Создание учебной ситуации.
Микроцель: закрепление знаний устных вычислений в пределах 100.
|
Математический диктант: 1. Вычислите сумму чисел 31 и 34. 2. Увеличьте число 92 на 8. 3. Найдите сумму, если первое слагаемое 72, второе 18. 4. Уменьшите число 76 на 32. 5. Вычислите разность чисел 50 и 32. 6. Сколько нужно добавить к 27, чтобы получить 60? 7. Сколько нужно отнять от 60. чтобы получить 37? При проверке диктанта рассматриваются все варианты ответов, предложенные классом, находится и обосновывается правильный ответ, после чего учитель выставляет на доску карточку с этим числом, на обратной стороне которой спрятана буква. В завершение карточки переворачиваются и дети читают слово: граница. - Как вы понимаете слово «граница»?
- Сейчас вошло в моду покупать дачные участки. Вот продаются 4 участка, их планы изображены на этой картинке. Посмотрите, что в них интересного?
- Точки, стоящие на границах фигур, - это ворота, а внутри — постройки. Какой участок, с вашей точки зрения, лишний?
- этого ему нужно составить два слова — одно из букв, стоящих на границах фигур, а другое — из букв, стоящих внутри границ, - и объяснить их отличие. Слова дают ключ к его участку. Поможем ему?
- Молодцы, ребята. Винни-Пух вам очень признателен. Попросил построить план участка в тетради.
|
Учащиеся пишут математический диктант. На скрытых досках работают девочка и мальчик.
Дети выражают смысл этих терминов своими словами. Например, могут сказать, что граница — это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю» или у каждой страны, государства есть граница, её охраняют пограничники, или линия разделения территории государства.
- Это геометрические фигуры, некоторые точки обозначены буквами.
- Лишний круг — остальные многоугольники. - Лишний треугольник — у него одни ворота, а у остальных — трое. - Лишний квадрат — у него домик расположен не в центре, а у остальных — в центре.
- Слово круг получается из букв, стоящих на границах слова. - Слово окружность получается из букв, стоящих внутри границ фигур. Двое обучающихся чертят на доске, остальные в тетради.Они пытаются провести её от руки, но, очевидно, точного изображения круга (окружности) у них не получится. Эта ситуация ими фиксируется. |
Подготовка к открытию новых знаний. Постановка учебной проблемы как темы урока. Формулиро-вание темы урока.
Целеполага-ние и мотивация. |
- Почему получились неровные круги ?
-А посмотрите, как я это сделаю! Учитель отмечает на доске точку О, берёт в руки ленту или тесёмку. Один конец тесёмки левой рукой фиксирует в точке О, а второй вместе с мелом вращает вокруг этой точки. - Когда я чертила круг, что вы заметили?
- Какие 3 слова мы вывели? Связаны ли они между собой? - Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? - Ребята, какие цели поставили перед собой?
- Зачем вам надо научиться чертить окружность? Где в жизни пригодится? - Вы правы, сегодня мы познакомимся с понятиями «круг», «окружность», узнаем свойства окружности, её элементы, будем учиться чертить окружность с помощью нового чертёжного инструмента — циркуля. Сегодня Знайка — верный друг - Расскажет про окружность и круг. Есть у него помощник лихой, Он чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и — ни шагу. Что за друг у Знайки? Подумай, отгадай-ка. |
- От руки не проведёшь? - Не было инструментов.
- Тесёмка всё время была одной длины. - Круг, окружность, граница.
- Круг. Окружность.
- Узнать связь между словами: граница, круг, окружность. - Научиться чертить красивый круг. - Узнать есть ли инструмент, чтобы построить красивый круг. - Необходимо для уроков черчения, геометрии в старших классах.
- Циркуль. |
Первичное усвоение материала.
Микроцель: познакомить с понятиями: «окруж-ность», «радиус окружности», «центр окружности» и с инстру-ментом для построения окружности — циркулем. |
Игра «Круг и окружность». К доске выходят 10 учащихся и встают «в кружок». Затем к доске приглашаются ещё 2 ученика, изображающих «точки». Дается задание: «побегать вдоль окружности», «побегать по кругу». К доске вызывается ещё одна «точка» учитель ставит её в центр круга. - Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности центр будет дальше всего? Ближе всего?
Важная фигура в геометрии — круг. Многие предметы в быту имеют форму круга. Назовите их. Но особенно часто круги используются в технике. Чтобы изобразить круг на бумаге удобнее всего воспользоваться циркулем. Вот он, Знайкин помощник. Учитель показывает циркуль: для работы на доске, ученический, чертёжный. Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите круг. (Работа выполняется на альбомном листе.) - Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните, как она называется. Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга. А сейчас найдите границу круга. - Что это?
Граница круга — это окружность. Начертите рядом окружность. Выделите точку, оставленную иголочкой — это центр окружности. Обозначим точку буквой О. Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности — это радиус. Радиус — это ещё расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем. (Учитель выполняет вместе с детьми на доске на цветной бумаге, в конце работы получается такой рисунок:
Учитель убирает карточки-названия и предлагает детям воспроизвести: - Что такое окружность? Радиус?
- Кто запомнил пошаговое построение окружности? Повторим и запомним алгоритм построения окружности: 1. Отметили центр окружности. 2. По линейке отмеряем радиус окружности. 3. Ставлю в центр острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем. Учитель вывешивает плакат с алгоритмом на доску. |
- На одинаковом расстоянии от всех точек.
- Колесо, циферблат и др.
- Круг.
- Линия, которую оставил грифель.
- Окружность — это граница круга. - Радиус - это расстояние от центра до окружности.
|
Осознание и осмысление учебной информации.
Микроцель: выяснить уровень понимания материала, ещё раз раскрыть основную суть новых знаний или способов действий. |
Работа по учебнику: с. 82. - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 82. - Прочитаем хором тему урока.
- Прочитайте всё, что написано там, где красная линия. - Прочитайте, что такое окружность?
- С помощью какого инструмента можно начертить окружность?
- Зачитайте, как нужно пользоваться циркулем.
- Рассмотрите рисунок 2. В какой точке находится центр окружности?
- Чем являются отрезки ОМ, ОС?
- Что можете сказать о радиусах одной окружности. - Как это можно проверить? - Давайте измерим.
- Кто может выйти к доске и рассказать об окружности по плану: 1. Что такое окружность? 2. С помощью какого инструмента можно начертить её и как правильно пользоваться инструментом? 3. Назови основные элементы окружности и покажи на чертеже. 4. Свойства окружности. |
Учащиеся открывают учебник, учитель ходит между рядами и проверяет все ли открыли учебник. Все дети читают: «Круг. Окружность». Каждый учащийся читает вполголоса читают. - Окружность — граница круга. -Окружность можно начертить с помощью циркуля. - Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. - В точке О находится центр окружности. - ОС, ОМ являются радиусами окружности. - Радиусы одной окружности равны. - Измерить радиусы на рисунке 2. Обучающиеся измеряют радиусы, они равны. - Окружность — это граница круга. Окружность можно начертить с помощью циркуля. Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Основные элементы: радиус, центр, диаметр. Свойства окружности: 1. Все точки окружности равноудалены от центра. 2. Радиусы одной окружности равны. |
Первичное закрепление учебного материала. Микроцель: отрабаты-вать полное воспризведение нового материала и действий обучающимися |
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Назовите тему урока. Запишите её.
Задание из учебника № 2 на странице 83. - Найдите на странице 83 № 2. Прочитайте задание. Расскажите как будете выполнять это задание. Что нужно сделать сначала, потом?
- Кто запомнил пошаговое выполнение этого задания - поднимите руки? Для учащихся с низкой мотивацией учитель даёт карточку-помощник: Учитель ходит по классу, помогает тем, у кого что-либо не получается. Оценивание самостоятельной работы. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте у друг друга выполненное задание. Что будете проверять?
- Поднимите руки те, у кого задание выполнено верно, у кого ошибка в измерении радиуса, у кого - в плавном построении окружности, кто не справился с заданием? Почему? - Какие выводы сделали для себя?
- Из окружностей можно составить разные узоры, посмотрите. Учитель показывает узоры из окружностей.
|
- Круг. Окружность.
Учащиеся находят этот номер.
Читают задание. - 1. Измерю радиус первой окружности, потом радиус второй окружности. 2. Поставлю точку, отступив от темы урока 8 -10 клеток вниз. Это будет центр окружности. 3. Начерчу 1 окружность, потом другую так, чтобы острый конец циркуля оставался в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не менялось. 4. Обозначаю точки на окружностях: О — центр окружностей, ОК- радиус «меньшей» окружности, ОК и ОМ — радиусы другой окружности.
- Кто запомнил — поднимают руки. Дети выполняют задание в тетради.
- Проверим: точное измерение радиусов, плавность окружности. - ОМ и ОК — равные радиусы одной окружности.
- Изучить алгоритм построения окружности. - Потренироваться в измерении радиуса. - Потренироваться в черчении окружности. |
Информация о домашнем задании. |
- Дома придумайте и раскрасьте любой узор из окружностей.
|
|
Рефлексия. (подведение итогов урока) |
- Чему учились на уроке?
- Кто сможет воспроизвести алгоритм построения окружности?
- Продолжите фразы: «Окружность — это...»
«Радиус — это ...»
- Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»: - Я – молодец! - Мне надо поработать! - Я ничего не понял! Помогите! |
- Узнали новые понятия «окружность», «радиус», «центр окружности». -Учились чертить окружность, познакомились с инструментом для построения окружности. - Алгоритм: 1. Отметили центр окружности. 2. По линейке отмеряем радиус окружности. 3. Ставлю в центр острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем. - Окружность — это граница круга. - Радиус — это расстояние от центра до окружности.
Учащиеся оценивают свою работу.
|
Литература:
1. О.А.Мокрушина. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И.Моро, М.А.Бантовой и др. 3 класс. Москва «ВАКО» 2007. с. 182-184.
2. Е.П.Фефилова, Я.Ш. Гараева. Поурочные разработки по математике. 2 класс. К учебному комплекту Л. Г. Петерсон. - М.: «ВАКО», 2005. - с. 257-260.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.