Конспект урока Тема: Введение окружности. (3 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока Тема: Введение окружности. (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
3 кл
12.06.2017
Конспект урока Тема: Введение окружности. (3 класс)
Конспект составлен по программе: «Школа России», математика 3 класс, М. И.Моро и др. Тип учебного занятия: изучения нового материала и первичного закрепления. На уроке применяется технология: проблемного обучения. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, обеспечить её усвоение.
конспект окружность 3 кл..doc

 

Конспект фрагмента урока

Тема: Введение окружности.

Программа: «Школа России», математика 3 класс, М. И.Моро и др.

Тип учебного занятия: изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: проблемного обучения.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, обеспечить её усвоение.

Задачи:

-                   образовательные: познакомить с понятиями: «окружность», «радиус окружности», «центр окружности» и с инструментом для построения окружности — циркулем;

-                   развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности, интерес к математике; развивать умение выделять главное в прочитанном материале из учебника; развитие «математической» речи; способствовать развитию воли — умение поставить перед собой цель и мобилизовать на достижение её.

-                   воспитывающие: мотивировать обучающихся на необходимость изучения данной темы, вырабатывать умение контролировать себя и своего товарища.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения.

Оборудование у учащихся: учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро, рабочая тетрадь, лист нелинованной бумаги, карандаш, линейка, циркуль.

Оборудование у учителя: карточки-названия: окружность, радиус, центр окружности, диаметр; карточки- помощники; плакат с алгоритмом построения окружности; рисунки с узорами из окружностей; учебник математики 3 класс 1 часть М.И.Моро; лист нелинованной бумаги; циркули (для работы на доске, ученический, чертёжный).

            Оформление доски:

 

Лист цветной нелинованной бумаги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Число

Классная работа.

Круг. Окружность.

Алгоритм построения окружности

1. Отметь центр окружности.

2. По линейке отмеряем радиус окружности.

3. Ставлю в центр  острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем.

 

 

 

 

                                                           Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

 

 

 

 

 

- Сядьте ровно, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко.

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

Хором говорят:

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок,

Мы за парты сели ровно.

 

Актуализа-ция. Создание учебной ситуации.

 

Микроцель: закрепление знаний устных вычислений в пределах 100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математический диктант:

1. Вычислите сумму чисел 31 и 34.

2. Увеличьте число 92 на 8.

3. Найдите сумму, если первое слагаемое 72, второе 18.

4. Уменьшите число 76 на 32.

5. Вычислите разность чисел 50 и 32.

6. Сколько нужно добавить к 27, чтобы получить 60?

7. Сколько нужно отнять от 60. чтобы получить 37?

При проверке диктанта рассматриваются все варианты ответов, предложенные классом, находится и обосновывается правильный ответ, после чего учитель выставляет на доску карточку с этим числом, на обратной стороне которой спрятана буква. В завершение карточки переворачиваются и дети читают слово: граница.

- Как вы понимаете слово «граница»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас вошло в моду покупать дачные участки. Вот продаются 4 участка, их планы изображены на этой картинке. Посмотрите, что в них интересного?

 

 

 

 

- Точки, стоящие на границах фигур, - это ворота, а внутри — постройки. Какой участок, с вашей точки зрения, лишний?

 

 


 

 

 

 

- этого ему нужно составить два слова — одно из букв, стоящих на границах фигур, а другое — из букв, стоящих внутри границ, - и объяснить их отличие. Слова дают ключ к его участку. Поможем ему?

 

 

 

 

 

- Молодцы, ребята. Винни-Пух вам очень признателен. Попросил построить план участка в тетради.

 

Учащиеся пишут математический диктант. На скрытых досках работают девочка и мальчик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выражают смысл этих терминов своими словами. Например, могут сказать, что граница — это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю» или у каждой страны, государства есть граница, её охраняют пограничники, или линия разделения территории государства.

 

 

- Это геометрические фигуры, некоторые точки обозначены буквами.

 

 

- Лишний круг — остальные многоугольники.

- Лишний треугольник — у него одни ворота, а у остальных — трое.

- Лишний квадрат — у него домик расположен не в центре, а у остальных — в центре.

 

 

 

 

 

 

 

- Слово круг получается из букв, стоящих на границах слова.

- Слово окружность получается из букв, стоящих внутри границ фигур.

Двое обучающихся чертят на доске, остальные в тетради.Они пытаются провести её от руки, но, очевидно, точного изображения круга (окружности) у них не получится. Эта ситуация ими фиксируется.

Подготовка к открытию новых знаний. Постановка учебной проблемы как темы урока. Формулиро-вание темы урока.

 

 

Целеполага-ние и мотивация.

- Почему получились неровные круги ?

 

-А посмотрите, как я это сделаю!

Учитель отмечает на доске точку О, берёт в руки ленту или тесёмку. Один конец тесёмки левой рукой фиксирует в точке О, а второй вместе с мелом вращает вокруг этой точки.

- Когда я чертила круг, что вы заметили?

 

- Какие 3 слова мы вывели? Связаны ли они между собой?

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

- Ребята, какие цели поставили перед собой?

 

 

 

 

 

 

 

- Зачем вам надо научиться чертить окружность? Где в жизни пригодится?

- Вы правы, сегодня мы познакомимся  с понятиями «круг», «окружность», узнаем свойства окружности, её элементы, будем учиться чертить окружность с помощью нового чертёжного инструмента — циркуля.

Сегодня Знайка — верный друг -

Расскажет про окружность и круг.

Есть у него помощник лихой,

Он чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и — ни шагу.

Что за друг у Знайки?

Подумай, отгадай-ка.

- От руки не проведёшь?

- Не было инструментов.

 

 

 

 

 

 

- Тесёмка всё время была одной длины.

- Круг, окружность, граница.

 

- Круг. Окружность.

 

- Узнать связь между словами: граница, круг, окружность.

- Научиться чертить красивый круг.

- Узнать есть ли инструмент, чтобы построить красивый круг.

- Необходимо для уроков черчения, геометрии в старших классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Циркуль.

Первичное усвоение материала.

 

Микроцель:   познакомить с понятиями: «окруж-ность», «радиус окружности», «центр окружности» и с инстру-ментом для построения окружности — циркулем.

Игра «Круг и окружность».

   К доске выходят 10 учащихся и встают «в кружок». Затем к доске приглашаются ещё 2 ученика, изображающих «точки». Дается задание: «побегать вдоль окружности», «побегать по кругу». К доске вызывается ещё одна «точка» учитель ставит её в центр круга.

- Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности центр будет дальше всего? Ближе всего?

 

Важная фигура в геометрии — круг. Многие предметы в быту имеют форму круга. Назовите их.

Но особенно часто круги используются в технике.

Чтобы изобразить круг на бумаге удобнее всего воспользоваться циркулем. Вот он, Знайкин помощник.

Учитель показывает циркуль: для работы на доске, ученический, чертёжный.

Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите круг. (Работа выполняется на альбомном листе.)

- Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните, как она называется.

Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга.

А сейчас найдите границу круга.

- Что это?

 

Граница круга — это окружность.

Начертите рядом окружность.

Выделите точку, оставленную иголочкой — это центр окружности. Обозначим точку буквой О.

Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности — это радиус.

Радиус — это ещё расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем.

(Учитель выполняет вместе с детьми на доске на цветной бумаге, в конце работы получается такой рисунок:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель убирает карточки-названия и предлагает детям воспроизвести:

- Что такое окружность? Радиус?

 

 

 

- Кто запомнил пошаговое построение окружности? Повторим и запомним алгоритм построения окружности:

1. Отметили центр окружности.

2. По линейке отмеряем радиус окружности.

3. Ставлю в центр  острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем.

Учитель вывешивает плакат с алгоритмом на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На одинаковом расстоянии от всех точек.

 

- Колесо, циферблат и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Круг.

 

 

 

 

- Линия, которую оставил грифель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Окружность — это граница круга.

- Радиус - это расстояние от центра до окружности.

 

Осознание и осмысление учебной информации.

 

Микроцель: выяснить уровень понимания материала, ещё раз раскрыть основную суть новых знаний или способов действий.

Работа по учебнику: с. 82.

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 82.

- Прочитаем хором тему урока.

 

- Прочитайте всё, что написано там, где красная линия.

- Прочитайте, что такое окружность?

 

 

- С помощью какого инструмента можно начертить окружность?

 

- Зачитайте, как нужно пользоваться циркулем.

 

 

 

 

- Рассмотрите рисунок 2. В какой точке находится центр окружности?

 

 

- Чем являются отрезки ОМ, ОС?

 

- Что можете сказать о радиусах одной окружности.

- Как это можно проверить?

- Давайте измерим.

 

- Кто может выйти к доске и рассказать об окружности по плану:

1. Что такое окружность?

2. С  помощью какого инструмента можно начертить её и как правильно пользоваться инструментом?

3. Назови основные элементы окружности и покажи на чертеже.

4. Свойства окружности.

Учащиеся открывают учебник, учитель ходит между рядами и проверяет все ли открыли учебник. Все дети читают: «Круг. Окружность». Каждый учащийся читает вполголоса  читают.

- Окружность — граница круга.

-Окружность можно начертить с помощью циркуля.

- Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться.

- В точке О находится центр окружности.

- ОС, ОМ являются радиусами окружности.

- Радиусы одной окружности равны.

- Измерить радиусы на рисунке 2. Обучающиеся измеряют радиусы, они равны.

- Окружность — это граница круга. Окружность можно начертить с помощью циркуля. Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Основные элементы: радиус, центр, диаметр. Свойства окружности:

1. Все точки окружности  равноудалены от центра.

2. Радиусы одной окружности равны.

Первичное закрепление учебного материала.

Микроцель: отрабаты-вать полное воспризведение  нового материала и  действий обучающимися

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Назовите тему урока. Запишите её.

 

 

 

 

 

 

 

Задание из учебника № 2 на странице 83.

- Найдите на странице 83 № 2. Прочитайте задание.

Расскажите как будете выполнять это задание. Что нужно сделать сначала, потом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто запомнил пошаговое выполнение этого задания -  поднимите руки?

Для учащихся с низкой мотивацией учитель даёт карточку-помощник:

Надпись: 1. Измерь радиус первой окружности, потом радиус второй окружности. 
2. Поставь точку, отступив от темы урока 10 клеток вниз. Это будет центр окружности.
3. Начерти 1 окружность, потом другую так, чтобы острый конец циркуля оставался в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не менялось.
4. Обозначь точки на окружностях: О — центр окружностей, ОК - радиус «меньшей» окружности, ОК и ОМ — радиусы другой окружности.
Учитель ходит по классу, помогает тем, у кого что-либо не получается.

Оценивание самостоятельной работы.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте у друг друга выполненное задание. Что будете проверять?

 

 

 

 

- Поднимите руки те,  у кого задание выполнено верно, у кого ошибка в измерении радиуса, у кого - в плавном построении окружности, кто не справился с заданием? Почему?

- Какие выводы сделали для себя?

 

 

 

 

- Из окружностей можно составить разные узоры, посмотрите. Учитель показывает узоры из окружностей.



 

 

- Круг. Окружность.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся находят этот номер.

 

Читают задание.

- 1. Измерю радиус первой окружности, потом радиус второй окружности.

2. Поставлю точку, отступив от темы урока 8 -10 клеток вниз. Это будет центр окружности.

3. Начерчу 1 окружность, потом другую так, чтобы острый конец циркуля оставался в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не менялось.

4. Обозначаю точки на окружностях: О — центр окружностей, ОК- радиус «меньшей» окружности, ОК и ОМ — радиусы другой окружности.

 

- Кто запомнил — поднимают руки.

Дети выполняют задание в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверим: точное измерение радиусов, плавность окружности.

- ОМ и  ОК — равные радиусы одной окружности.

 

 

 

 

 

- Изучить алгоритм построения окружности.

- Потренироваться в измерении радиуса.

- Потренироваться в черчении окружности.

Информация о домашнем задании.

 - Дома придумайте и раскрасьте любой узор из окружностей.

 

 

Рефлексия. (подведение итогов урока)

- Чему учились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

- Кто сможет воспроизвести алгоритм построения окружности?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Продолжите фразы:

«Окружность — это...»

 

«Радиус — это ...»

 

- Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»:

- Я – молодец!

- Мне надо поработать!

- Я ничего не понял! Помогите!

- Узнали новые понятия «окружность», «радиус», «центр окружности».

-Учились чертить окружность, познакомились с инструментом для построения окружности.

- Алгоритм:

1. Отметили центр окружности.

2. По линейке отмеряем радиус окружности.

3. Ставлю в центр  острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не  меняем.

- Окружность — это граница круга.

- Радиус — это расстояние от центра до окружности.

 

 

 

Учащиеся оценивают свою работу.

 

Литература:

1.                  О.А.Мокрушина. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И.Моро, М.А.Бантовой и др. 3 класс. Москва «ВАКО» 2007. с. 182-184.

2.                  Е.П.Фефилова, Я.Ш. Гараева. Поурочные разработки по математике. 2 класс. К учебному комплекту Л. Г. Петерсон. - М.: «ВАКО», 2005. - с. 257-260.

 


Конспект фрагмента урока Тема :

Конспект фрагмента урока Тема :

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

Актуализа-ция. Создание учебной ситуации

Актуализа-ция. Создание учебной ситуации

Подготовка к открытию новых знаний

Подготовка к открытию новых знаний

Игра «Круг и окружность».

Игра «Круг и окружность».

Кто запомнил пошаговое построение окружности?

Кто запомнил пошаговое построение окружности?

Радиусы одной окружности равны

Радиусы одной окружности равны

Учитель ходит по классу, помогает тем, у кого что-либо не получается

Учитель ходит по классу, помогает тем, у кого что-либо не получается

Круг. Окружность.

Круг. Окружность.

Рефлексия. (подведение итогов урока) -

Рефлексия. (подведение итогов урока) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017