Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
история
4 кл
04.03.2018
Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)
Это урок по окружающему миру о жизни древних славян. Дети познакомятся, как 1, 5 тысяч лет назад на огромном пространстве Восточной Европы, среди бескрайних дремучих лесов, полноводных рек, топких озер появились древние племена славян. До сих пор изучают археологи остатки этих поселений. От них произошли русские, украинцы, белорусы.Разработка урока окружающего мира. Материал может быть использован и в 5 классе на уроках истории
Славяне Горохова1.docx
Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)  Работа учителя МБОУ школы №345 г .Воронежа Гороховой Надежды Александровны. 2017­2018 у.г Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Жизнь древних славян».  Формирование  представлений о жизни, быте, верованиях древних славян. Воспитание бережного  отношения к историческому прошлому нашей Родины. Познавательные универсальные учебные действия учащихся: Формирование умений проектных и исследовательских действий.  Формирование   умений   проводить   теоретическое   исследовании,   находить нужный материал.  Умение выдвигать гипотезу и доказывать ее.  Умение формирования замыслов будущих исследований и проектов. Регулятивные универсальные учебные действия:   Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов. Коммуникативные универсальные учебные действия:  Общение и взаимодействие   Работа в паре, совместная творческая деятельность.  Организация и планирование сотрудничества с учителем  и сверстниками.  Публичные выступления. ХОД УРОКА I. Организационный момент.  Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. II. Повторение изученного материала. ­ Какой раздел мы закончили изучать? ("Страницы всемирной истории".) (на доске) ­ Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества. ­ Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (один работает у доски.) Первая эпоха ­ Первобытная история, вторая ­ Мир древности, третья ­ Средние века,  четвертая ­ Новое время, пятая ­ Новейшее время (прикрепить карточки к "Ленте времени"). Обобщение по теме: "Страницы всемирной истории" III.    Тест ­Как называют ученых, которые производят раскопки? А) Архитекторы Б) Археологи В) Агрономы 1. Какая эпоха в истории человечества была самой длинной? А) История Новейшего времени Б) История Древнего мира В) Первобытная история  2. На берегах какой реки возникло Египетское государство? А) Нил Б) Дон В) Нева 3. Особый знак для письма в Древнем Египте А) Иероглиф Б) Пирамида В) Фараон 4. Кто, согласно легенде, основал город Рим? А) Рем Б) Ромул В) Марс 5. В Средневековье буддизм возник: А) в Европе Б) в Индии В) на Ближнем Востоке 6. В Средневековье воина на коне, закованного в латы, в шлем с мечом и щитом называли: А) Рыцарь Б) Ковбой В) Оруженосец 7. Кто изобрел книгопечатание? А) Иоганн Гуттенберг Б) Христофор Колумб В) Даниэль Дефо 8. Это техническое изобретение ХХ века А) Паровоз Б) Автомобиль В) Компьютер Проверка в паре. Ответы: Археологи Первобытная история Нил Иероглиф Ромул в Индии Рыцарь Иоганн  Гуттенберг Компьютер IV.  Постановка целей урока и темы.  ­ Значение слов: предки, современники, потомки. Объясните значения этих слов: Предки ­ это  люди, которые жили перед нами. Современники ­ это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. Потомки ­ это люди, которые будут жить после нас. Мотивация.    Слайд «Комната мечты» ­Вы делали проекты комнаты своей мечты. Конечно, мечтаете вы все о разном. (Рассказ ученика о  комнате Мечты) А о чем мечтали наши с вами предки? Могли ли они даже в мечтах представить  комнату из ЛЕГО,  с компьютером и телевизором? ­ Начинаем изучать раздел "Страницы истории Отечества". Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России.  ­ Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века,  примерно в VI век нашей эры.  Тема:  И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.  ­ Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия "славяне". Одно из них: название "славяне" образовано от слова "слава" и означает "славный, хвалимый". V. План рассказа о древних славянах ­Давайте составим план рассказа о древних славянах 1.Расселение древних славян. 2. Занятие славян, орудия труда и предметы быта  3. Внешний вид славян 4. Жилища славян 5. Верования славян 6. Духи, божества природы 1)   Расселение древних славян  Огромное пространство Восточной Европы. Бескрайние дремучие леса, полноводные реки, топкие  озера. Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на  большой лесной равнине поселились племена  славян. Остатки этих поселений сохранились до  наших дней, их сейчас изучают археологи. От них и произошли русские, украинцы и белорусы. ­ Перед вами карточка № 1, с отрывком из "Повести временных лет", в котором  говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в  тексте. Карточка № 1 ­ Подчеркните названия племен в тексте. " Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие ­ древлянами, потому  что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами,  иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и  именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим  именем ­ словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне,  и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами." ­ Рассмотрите карту (с. 35 учебника). 2) Занятие славян Быт жителей Древней Руси  был тесно связан с земледелием. Потому что земледелие было  основным занятием. С древних времен славяне выращивали в большом количестве пшеницу, рожь,  просо, овес. Это был очень тяжкий труд, так как землю обрабатывали вручную с помощью сохи,  мотыги, а земли приходилось отвоевывать у леса с помощью огня (пепел служил своего рода  удобрением).  Карточка 2"Как древние славяне вели хозяйство". "Земледельческие работы древних славян очень мало походили на современные. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого ещё зимой выбирали  участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся пни ­ корчевали. Зимний  месяц, в течении которого рубили лес, так и назвали "СЕЧЕНЬ", от слова "СЕЧЬ",  "РУБИТЬ". Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назвали "СУХИЙ" и  "БЕРЕЗОЛ". Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой, а затем  сеяли семена. Перед наступлением осени, созревшие злаки сначала жали серпами, а затем сушили и  молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались ­ "СЕРПЕНЬ", "ВРЕСЕНЬ" (от слова  "ВРЕЩИ" ­ МОЛОТИТЬ). Вопросы: 1. Как назывался месяц, в течении которого рубили деревья? Почему его так назвали? 2. Как обрабатывали землю весной? 3. Что делали с созревшими злаками перед наступлением осени?  3). Места поселений ­ Не всё было все так гладко и хорошо. Люди соперничали между собой.   Да и земля быстро  истощалась. Приходилось искать новые места, обустраиваться. ­ Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на  вопрос: ­ Почему именно на этих территориях остановились славяне?  Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах ­ куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,  Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом И решили: "Места много, есть что есть и есть что пить!" Помолились люди Богу, стали строиться и жить. (Места были водные, рыбные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту) Собирали лекарственные травы Селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или  водой.  Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому свои  поселения, а позднее города, древние славяне строили на берегу реки. Река защищала их  поселения и города от врагов. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы  (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали  дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было  обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая  изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Отсюда появилось  выражение: "Выйти за околицу". 4) Жилища славян ­Как же выглядел «Дом мечты» славян? ­Проект Полякова Егора.  В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев­жердей, очищенных от веток и коры. (Слайд с домом славян.) жерди соединены  между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из  жердей, а на ней ­ толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в  стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой ­ ведь стёкол тогда не было. В  углу находилась, сложенная из камня, печь ­ она обогревала дом, на ней же готовили еду.  Печь топилась по­чёрному ­ это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол  и две­три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными  шкурами ­ это постели. Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя,  согреться у печи и сварить еду. 5) Ремесла древних славян Зимой, когда заканчивались работы в поле, урожай был собран, долгими вечерами, древние славяне занимались изготовлением различных изделий для бытовых нужд, украшений, одежды. Со временем стали развиваться различные ремесла. Для многих людей это становилось основным занятием. С появлением больших городов, стали появляться городские районы, в которых жили представители только одного ремесла. В Древней Руси были развиты такие ремесла: Обработка   металла.   Кузнечное   дело   было   самым   значимым   среди   ремесел.   Изделия   кузнецов использовали повсеместно. Это и инструменты для ведения хозяйства и обработки земли, это и мечи, ножи, защитные кольчуги для воинов, а также различные изделия для быта и металлические украшения. Но особой виртуозности славянские кузнецы достигли в изготовлении оружия. 1. 2. 3. Обработка дерева. Это было второе по значимости ремесло. Из дерева строили дома для простых людей, терема для богатых славян, все хозяйственные постройки. Вся домашняя  утварь была изготовлена из дерева. Посуда и украшения тоже изготавливались из дерева. Изделия  из дерева занимали важное место в жизни древних славян.  Древнерусские предметы быта  – это  произведения народного творчества, которые до сих пор радуют нас. Ювелирное дело. Еще с древних времен славянские ювелиры владели целым рядом  сложнейших для того времени техник. Их изделия до сих пор поражают воображение. Их изделия  из золота и серебра с удовольствием покупали торговцы из других стран. Гончарное дело. Из глины изготавливали различную посуду, изделия для бытовых  нужд, украшения. Глиняная посуда была очень популярна в Древней Руси. А само гончарное дело  до сих пор живет, и в наши дни тоже изделия из глины пользуются популярностью. ­ Чем еще занимались жители словенской деревни? VI. Физминутка. ­ Я предлагаю вам побыть в роли древних славян.   (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями). ­ Мы охотники, мы стреляем из лука. ­ Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром. ­ Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл. ­ Мы занимаемся земледелием:  ­ рубим деревья, ­ пашем землю, ­ сеем просо, пшеницу, ­ жнём колосья, ­ молотим зерно, ­ замешиваем тесто, ­ печём хлеб. ­ Какой ароматный получился хлеб! Продолжение изучения нового материала. 6) Род, семья В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе.  На Руси очень рано вступали в брак, это было обусловлено тяжелым трудом, недостатком рабочих  рук, детей рано приучали к труду. Парни женились лет в 16­17, а девушки вступали в брак в 12­14  лет. С этого момента девушка считалась членом рода мужа. Семья была очень важна для древних  славян. Несколько поколений: деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки, составляли большую  семью­род. Само понятие рода они обожествляли, назвав в его честь одного из богов. Понятие рода  легло в основе их обычаев и нравов. Ведь недаром во многих русских словах присутствует корень  «род»: родня, родной, родственник. Образуйте новые, однокоренные слова. (РОДители, РОДина, РОДственник, РОДной,  РОДник и другие) 6) Внешний вид славян  ­ А как выглядели древние славяне нам расскажет :..(Доклад)  Славяне были сильными, высокого роста, выносливыми людьми . Одежда славян­мужчин  состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и  кожаной обуви. Кожаная обувь была вроде сапога на мягкой кожаной подошве или просто  куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом  обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и  полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях во время праздников  и свадебных обрядов.  7) Верования славян (боги)  Славяне считали, что всеми явлениями природы управляют боги: ­ Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер ­ всё казалось славянам живым, одушевлённым.  Наши далекие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляя их  в виде живых существ ­ богов.  (Доклады детей с рисунками богов)  ­ Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца ­ Ярило. ­ Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и  посевы, голод губит людей и животных. ­ Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Он считался главным богом древних  славян. Славяне поклонялись Перуну как богу грома и молнии. По всему небу развевается его  одежда и борода, ветер и буря ­ его дыхание. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него  зависит урожай, а значит ­ жизнь. Он бог земледелия: как Перун грозой вспахивает облачное небо,  сеет дождь, так и человек возделывает пашню. Перун считался покровителем кузнечного дела: как  он гремит своей палицей, так и кузнец стучит молотом. Перун был также богом воинского дела.  Одним из главных богов был Перун — бог грома и молнии. Это был грозный бог, его считали ещё богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна.  Ярило — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем  Сварог – бог неба  Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли.  Велес – бог­покровитель животных, особенно домашних.  Стрибог – бог ветра.  Макоша —  Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. 7) Духи, божества природы.  ­ Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами.  Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в  речках Русалки. Домовой. Домовой ­ это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой  устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка,  похожего лицом на главу семьи. По нраву он ­ вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый  и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем  как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о  грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора  приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой ­ самый  добрый из "малых" божеств. Леший. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего  переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может  спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него  запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо­зеленые, на лице  нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда ­ горят зеленым огнем. Леший может  обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного  круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал  лесные законы, не причинял лесу вреда. Водяной. Водным божеством был Водяной ­ мифический обитатель рек, озер и ручьев.  Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом.  Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от  удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячьими" и это сохранилось в названии многих источников. 8) Праздники: ­ Чтобы боги были добры к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. Уже накануне нового года, а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи,  очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали  жертвоприношения. Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То  был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение  природы, наступление весны, начиналась масленица с ее блинами, напоминающими  солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Это праздник  проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело,  наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом  сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней  дошел обычай печь на масленицу блины ­ символ Солнца. 1­2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что  распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление  первых весенних всходов. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и  Ладе, богине семейного согласия. Он считался девичьим праздником, назывался семик ­  неделя перед Троицей. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь  обрядовые песни.. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко ­ той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую  неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками. ­ Во время праздников славяне любили поиграть. Иванов день. Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. На этот  день приходился летний солнцеворот. Накануне этого дня, по представлениям славян,  русалки выходили на берег из воды ­ начиналась "русальная неделя" Парни и девушки  собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры ­ славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в  воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. ­ Сохранялись ли эти праздники до наших дней? ­ Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних  славян? VII. Закрепление, проверка полученных знаний.         Работа с учебником.   Прочитайте текст на стр. 34 ­ 39. При чтении будьте предельно   внимательными,   так   как   знания,   полученные   из   учебника, потребуются для ответов на очень интересные вопросы на следующем уроке.  ­ Как жили славяне? (Жили славяне племенами). ­ Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое­либо бедствие). ­ Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами). 1. ­ На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей, косуль). ­ Кто такие бортники? (Они собирали мёд диких пчёл). ­ Чем занимались женщины?  (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав). ­   Почему   древние   славяне   жили   племенами?  (Сообща   занимались   земледелием.   Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес). ­ Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги?  (Славяне считали, что лес и деревья, ручейки и речки, солнце и ветер – всё это живое, одушевлённое. И всеми повелевают боги). ­ Кто, по поверьям славян водился в реках, в лесу, в доме? (Русалки, лешие, домовые). VIII ТЕСТ   Подведение итогов урока 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был:  а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка. Оценки: «5»всем, кто выступал. Остальным­ за тест в начале урока,   выставлю в журнал. Книжная выставка ­ рекомендуемая литература. ­ Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.  А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста. VI. Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 34­39.ответить на вопросы, задание № 1, 3 (устно). Если урок вам понравился, поднимите вверх солнышко!

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян» (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)

Конспект урока Тема: «Жизнь древних славян»  (Окружающий мир. Плешаков. 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018