Тема урока: «Учителя веры – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст»
Цель: Познакомить учащихся с жизнеописанием учителей веры: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Задачи:
1. Показать значение учения учителей веры в жизни христиан.
2. Воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию через обогащение духовного мира учащихся.
3. Развивать познавательный интерес и творческие способности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, технологические карты, справочный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодняшнее занятие я хочу начать со слов Серафима Саровского: «Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».
- Наш урок будет не обычным, мы с вами отправимся в прошлое.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1
- На предыдущих уроках мы говорили о том, как святые мужественно защищали христианскую веру от ее искажения. Давайте вспомним некоторых из них. На ваших столах лежат листы с заданием №1. Вам нужно по описанию вспомнить имя святого и подобрать к изображению его жизнеописание.
Все ответы вы должны записать в технологической карте.
Слайд 2(Николай Чудотворец)
1) С рождения святой являл людям свет будущей славы великого чудотворца. Святитель является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, чудотворец спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
В Русской Православной Церкви святителю установлено два праздника (19 декабря и 22 мая).
Слайд 3(Серафим Саровский)
2) Ряд фактов жития преподобного весьма примечателен. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук. Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к святому часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но преподобный простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.
Слайд 4 (Георгий Победоносец)
3) Великомученик был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Одним из самых известных посмертных чудес святого является убийство копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился святой на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Слайд 5(Сергий Радонежский)
4) Житие святого, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.
Слайд 6(Целитель Пантелеимон)
5) Великомученик и целитель родился в городе Никомидии в семье знатного язычника. Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увиделлежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, целитель стал просить Христа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитой змеи. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски.
3. Введение в тему урока
Слайд 7
- Ребята, у нас с вами осталось одно изображение, с которым мы раньше не встречались на уроках. Предположите почему святые изображаются вместе.
- Что держат в руках святители? (книгу).
- Как вы думаете обычная ли книга у них? (дорогая книга, Евангелие).
- Вспомните о чем рассказано в Евангелие (о христианской вере).
Имена этих святых Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
- Давайте попробуем назвать цель нашего урока.
Слайд 8
Сегодня мы посвятим наш урок утверждению христианского учения. Учителям веры - святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту.
- Предлагаю вам узнать об этих святых. Для этого вам потребуется справочный материал, который находится у вас на парте. Первый ряд расскажет нам о Василии Великом, второй – о Григории Богослове, третий – об Иоанне Златоусте.
- Что вы узнали о Василии Великом?
Слайд 9
Василий Великий
Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он мог просить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику. По молитвам святителя получали прощение от своих грехов многие отчаявшиеся в спасении грешники.
- А теперь давайте узнаем о Григории Богослове.
Слайд 10
Григорий Богослов
Григорий вырос в благочестивой семье. Образование мальчик получил в лучших школах Кесарии, Александрии и Афин. Во время обучения в Афинах Григорий познакомился с Василием Великим, который оказал огромное влияние на дальнейший христианский путь юноши. Григорий был усердным в учении и одолевал даже такие знания, которые трудно давались взрослым.
Сильным своим словом, примером своей жизни и усердием он побеждал врагов Церкви. Люди стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.
Григорий написал много книг в защиту христианской веры. Это учение было точно записано и утверждено собранием (собором) священников. Оно называется «Символ веры». Григорий Богослов заботился о том, чтобы и в церковном богослужении правильно проявлялось величие Божие. Радостное песнопение, написанное Григорием, поется в праздник Рождества христова, славя пришествие в мир Бога.
Физкультминутка (Предлагаю вам встать. Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь. За движущимися предметами на слайде следите только глазами. Почаще моргайте глазами в такт взмахам крыльев бабочек). Слайд 11.
- Осталось у нас узнать об Иоанне Златоусте.
Слайд 12.
Иоанн Златоуст
Дело святых Василия Великого и Григория Богослова продолжил святой епископ Иоанн Златоуст. Его мать была христианка, он вырос в кругу любящей семьи. Иоанн оставил благополучие, блестящее положение в свете и решил стать монахом. Ему был дан дар красноречия: убеждать людей и красиво славить Бога. По преданию, одна женщина во время проповеди в церкви, услышав простые и убедительные слова Иоанна, воскликнула: «Учитель духовный, Иоанн, золотые твои уста!»
Двенадцать лет святой проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых. Святитель написал молитвы для Божественной Литургии, названной его именем. Литургия Иоанна Златоуста звучит в храме почти ежедневно. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.
- Выполните задание №2 в технологической карте.
- Проверим справились ли вы с заданием.
Слайд 13
1. Василий Великий родился в городе ________________________.
2. Святой Василий Великий заботился о ______________ детях.
3. Для бедных и больных создал целый «городок ___________».
4. Учение Григория Богослова было названо «_________________».
5. Святой Георгий Богослов понимал слово ___________________.
6. Святой Иоанн Златоуст написал Божественную _________________.
7. Все средства Иоанн тратил на содержание _________ и ________ для паломников.
8. Три Святителя были великими ________________________.
Слайд 14
- Как вы думаете, Великий, Богослов, Златоуст - это фамилии святых? О чем нам говорят их имена? (Оказывается, Великий, Богослов, Златоуст - это уважительные, как бы вторые имена святых, данные им христианами)
- Три Святителя были великими учителями и пастырями Церкви. Они привели многих людей к вере. Они были епископами и являются одними из основателей Церкви.
- А теперь я предлагаю вам посмотреть видео и выполнить третье задание.
-Почему святых изображают вместе?
- Какого числа церковь чтит память трех святителей?
Заключение.
Слайд 15
- Дома я вам предлагаю на выбор выполнить одно из нескольких заданий.
1. Подготовить сообщение о детстве одного из святителей.
2. Найти информацию о храмах посвященных святителям.
3. Найти изречения святителей.
Для выполнения заданий вам помогут ссылки.
Слайд 16
- Наше сегодняшнее занятие я хочу закончить словами Иоанна Златоуста:
Случилось хорошее, благословляй Бога и хорошее останется.
Случилось плохое, благословляй Бога, и плохое прекратиться.
Слава Богу за все!
Слайд 17
-На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.