РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса основного общего образования на 35 часов. Программа разработана на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирована на использование учебника авторского коллектива Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2016 г.
ОДНКНР РП КТП 5 кл..docx
1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2018 года протокол № 1
Председатель ____________ Мартынова Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по духовнонравственному направлению
«Основы духовнонравственной культуры народов России»
для 5 класса основного общего образования
на 35 часов
Программа разработана на основе УМК «Основы духовнонравственной
культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и
ориентирована на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.
Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовнонравственной
культуры народов России», 5 класс (М., «ВентанаГраф», 2016 г. 2
Пояснительная записка
Курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» предназначен для
реализации внеурочной деятельности обучающихся 5х классов в условиях реализации
ФГОС ООО. Основная миссия курса обогатить процесс воспитания новым пониманием
сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций,
общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей –
нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх
всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно
превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует
уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и
человеком нравственного начала».
Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному
основанному на знании культурных традиций
нравственному поведению,
многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи учебного курса:
выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие
цивилизации и на жизнь современного общества;
развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
для достойной жизни человека, семьи, общества;
выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не
принадлежность к какомуто этносу, а его нравственным характером поведения, чувством
любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5х классов и
составлена на основе УМК «Основы духовнонравственной культуры народов России»
(программы комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника
авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы
духовнонравственной культуры народов России», 5 класс (М., «ВентанаГраф», 2012201
3г.)
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета определяет достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его
ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей
многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей 3
стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения,
толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),
которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
характеризовать понятие «духовнонравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; 4
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
•
•
•
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
• проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного)
поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Содержание учебного курса
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.
Тема 12. Величие многонациональной культуры России.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные
традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы
освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний
источник нравственного поведения человека. 5
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.
Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен:
священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой
Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей.
Подвиги воинов – представителей разных народов.
Тема 67. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.
Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби ШнеурЗалман. А.И.
Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 8. В труде красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание
заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах,
произведениях литературы.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии
как нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый
востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 1213. Семья хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в
воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания.
Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Тема 1516. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и
взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме,
христианстве. Родители и дети.
Тема 17. Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.
Тема 1819. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие
христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие
христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. 6
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности
православного календаря.
Тема 20. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. РимскогоКорсакова, П.И.
Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор,
Перезвон, Трезвон.
Тема 21. Духовные святыни Орловского края.
Священномученник Иоанн Кукша.
Православные монастыри и храмы Орловского края. СпасоПреображенский Собор г.
Болхова: мощи св. Георгия Коссова.
Духовные места г. Орла. СвятоВведенский женский монастырь: чудотворная икона
Божией Матери Балыкинская. Троицкая церковь (усыпальница семьи Ермоловых). Храм
Богоявления: древняя чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Кафедральный Соборе во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Святыни: чтимая
Ахтырская икона Божией Матери, десница свт. Тихона Задонского.
Тема 2223. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VIIXII вв.). Ислам
и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской
культуры.
Тема 2425. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское
царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его
братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм.
Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.
Тема 2728. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного
наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя.
Государственный музейзаповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории
России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья
Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 6 ч.
Тема 30. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть
культуры человека. Многообразные интересы человека. 7
Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные
качества человека.
Тема 3234. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).
Тема 35. Итоговое обобщение. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»
Свердловского района Орловской области
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
«ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
по курсу
НАРОДОВ РОССИИ»
Класс 5
Учитель Савенок М.И.
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.
Учебный год: 20182019 Пояснительная записка
Календарнотематическое планирование по основам духовнонравственных
культур народов России для 5 класса на 20182019 учебный год составлено в соответствии
с требованиями ФГОС НОО, в соответствии с «Примерными программами» и авторской
рабочей программой Н.Ф. Виноградовой «Основы духовнонравственных культур народов
России. 5 класс». М.: ВентанаГраф, 2016 г. к предметной линии учебников: Н.Ф.
Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова. Основы духовнонравственных культур
народов России. Учебник. 5 класс. М.: ВентанаГраф, 2016.
Календарнотематическое планирование рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю,
35 учебных недель.
Из 35 часов отводится на:
контрольные работы – 1 ч.
проектная деятельность по предмету – 1 ч.
Методическое обеспечение:
1) Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовнонравственных
культур народов России. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Вентана Граф, 2016.
2) Н.Ф. Виноградова. Основы духовнонравственной культуры народов России.
Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: ВентанаГраф, 2016.
3) Н.Ф. Виноградова. Основы духовнонравственной культуры народов России.
Методические рекомендации. 5 класс. М.: ВентанаГраф, 2016.
№
п/п
1
2
3
4
5
Содержание раздела, тема урока
Величие многонациональной культуры
России.
С. 36
р\т 34
Величие многонациональной культуры
России.
С. 89
р\т 45
Человек – творец и носитель культуры.
С. 1011
р\т 610
Законы нравственности часть культуры
общества.
С. 1217
р\т 1015
Береги землю родимую, как мать
любимую.
С. 1824
р\т 1618
6 Жизнь ратными подвигами полна.
Кол
во
часов
Дата
Примечание
план фак
т
1
1
1
1
1
1
07.0
9
14.0
9
21.0
9
28.0
9
05.1
0
12.1 0
19.1
0
26.1
0
02.1
1
16.1
1
С. 2529
р\т 1920
В жизни всегда есть место подвигу.
С. 3035
р\т 2122
В труде красота человека.
С. 3640
р\т 2223
Плод добрых трудов славен.
С. 4142
р\т 2325
Люди труда.
С. 4348
р\т 2528
Бережное отношение к природе.
С. 4955
р\т 2831
Семья хранитель духовных ценностей.
С. 5660
р\т 3234
Семья хранитель духовных ценностей.
С. 6068
р\т 3435
Семья – первый трудовой коллектив.
С. 6873
р\т 3537
Семейные ценности в разных религиях
мира.
С. 7376
р\т 3738
Семейные ценности в разных религиях
мира.
С. 7682
р\т 3839
Урок обобщения.
Роль религии в развитии культуры.
Культурное развитие христианской Руси.
С. 8490
р\т 4042
Роль религии в развитии культуры.
Культурное развитие христианской Руси.
С. 9194
р\т 4344
Духовная православная музыка.
С. 9598
р\т 4445
Духовные святыни Орловского края.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 26
27
22
23
24
25
Культура ислама.
С. 99104
р\т 4548
Культура ислама.
С. 105108
р\т 4954
Иудаизм и культура.
С. 109114
р\т 5456
Иудаизм и культура.
С. 114119
р\т 5658
Культурные традиции буддизма.
С. 120127
р\т 5864
Забота государства о сохранении духовных
ценностей.
С. 128131
р\т 6568
Забота государства о сохранении духовных
ценностей.
С. 132135
р\т 6872
Хранить память предков.
С. 136141
р\т 7274
Твое образование и интересы.
С. 142148
р\т 75
Твоя культура поведения и нравственные
качества.
С. 148154
р\т 76
Диалог культур и поколений.
32
33
Диалог культур и поколений.
34 Итоговая контрольная работа.
35 Итоговое обобщение.
28
29
30
31
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Примечание: количество выданных часов не будет соответствовать норме. Вместо 35
часов будет выдано 34 часа. Программный материал занятия № 33 будет выдан за счёт
объединения с занятием № 32.
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Рабочая программа по курсу "ОДНКНР" для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.