Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
5 кл
18.12.2018
Технологическая карта урока открытия новых знаний. Предмет «Основы духовно-нравственных культур народов России". УМК Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Класс 5. Тема урока: «Культурные традиции буддизма». Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями, гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны.
Технологическая карта урока Культурные традиции буддизма.docx
Предмет
УМК
Дата
Класс
Тема урока
Тип урока
Цель урока
Задачи урока
Необходимое
оборудование
Дидактическое
обеспечение
Технологическая карта урока открытия новых знаний
«Основы духовнонравственных культур народов России»
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
15.03.2018 г.
5
«Культурные традиции буддизма»
Урок «открытия» нового знания
Создание условий для формирования приоритетных традиционных моральнонравственных
идеалов в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями, гражданской
позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны
Формирование образа родной страны, как Родины, как многонационального
государства, огромного по своей территории, народными традициями, историей;
Воспитание гордости от того, что мы родились и живем в многонациональной и
многоконфессиональной России; желания стать наследниками славных традиций
русской истории;
Развитие коммуникативных навыков, формирование умения работать в группе.
Знакомство учащихся с предметами искусства и культуры, встречающимися в
буддийской культуре.
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций/ Н.Ф. Виноградова. 2е изд., испр. и доп. – М.:
ВентанаГраф, 2015. Предметные
Метапредметные
Основы духовнонравственной культуры народов России. 5 класс: рабочая тетрадь / Н.Ф.
Виноградова. – М.: ВентанаГраф, 2016.
Планируемые результаты урока
Познакомить с ценностями буддийской культуры, развивать установку личности
«поступать по совести».
Познавательные УУД:
формирование первоначальных представлений об искусстве в буддийской культуры и его
роли в истории и современности России.
Умение ориентирование в учебном пособии; в словарях;
нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
извлечение информации, представленной в разных формах;
умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, высказывать суждения на
основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей
объектов; осуществлять поиск и обработку информации.
Регулятивные УУД:
самостоятельное формулирование темы и цели урока;
умение высказывать свою версию, предположение на основе работы с иллюстрациями и
текстами учебного пособия;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться и приходить к общему решению;
владение умением работать в паре, группе;
умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
оформление своих мыслей в устной и письменной форме;
восприятие и понимание речи других. Личностные
Формы контроля и
диагностики
достижения результатов
обучения
Виды деятельности
Средства наглядности
Технологии
Методы обучения
Чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к истории и культуре своего
народа, а также других народов.
Синквейн, метод неоконченного предложения, тестирование «Мой внутренний мир».
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным
материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.
Выставка предметов буддийской культуры, мультимедийная установка (для демонстрации
презентационного материала), демонстрационный и раздаточный дидактический материал,
учебное пособие для учащихся «Основы духовнонравственных культур народов России: 5
класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф. Виноградова. 2е
изд., испр. и доп. – М.: ВентанаГраф, 2015.»; иллюстрации.
Развивающего обучения, деятельностного подхода, ИКТ
Работа с книгой, рассказ, фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом,
демонстрация, практическая работа.
Основная
Дополнительная
Интернетресурсы
Учебник, рабочая тетрадь
Толковые словари русского языка В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова (печатные
страницы из словарей).
Schoolcollection.edu.ru; fsoo.infourok.ru; stihipoeti.ru; www.cliparthut.com, www.youtube.ru.
Литература и Интернетресурсы
ЭОРы
Авторская презентация Этапы урока
1. Мотивационный
1.1.Самоопределени
е к учебной
деятельности. Этап
предполагает
осознанное
вхождение учащегося
в пространство
учебной
деятельности на
уроке; создание
условий для
возникновения
внутренней
потребности
включения в
деятельность
(«хочу»), выделения
содержательной
области («могу»).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Передают друг
другу
ладошку с пожеланием на
предстоящий урок.
Тренинг «Улыбка» (ПРИЛОЖЕНИЕ №
1)
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
С наступлением нового дня! Пусть он
будет таким же радостным, солнечным,
как улыбки. Улыбнитесь друг другу.
А что друг другу пожелаете вы?
ЛУУД
Эмоционально
положительный
настрой на урок,
создание ситуации
успеха
КУУД:
формулировать
устное
монологическое
высказывание,
отвечать
вопросы.
на
Актуализация
1.2.
знаний и фиксация
индивидуального
затруднения
в
Фронтальная беседа (ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 3)
На предыдущих уроках мы говорили о
духовных традициях, которые присущи
выбирают
Учащиеся
определение: Религия – это
вера в Бога и обряды,
ритуалы, связанные с этой
КУУД
Умение полно и
точно
выражать
свои мысли. пробном действии.
Этап предполагает
создание мотивации к
самостоятельному
выполнению
пробного учебного
действия;
актуализацию знаний,
умений и навыков,
достаточных
для
построения нового
способа действий;
тренировку
соответствующих
мыслительных
операций;
затруднения
индивидуальной
деятельности
учащихся,
фиксируемое ими
самими.
создание
в
каждому народу. Все они основаны на
вечных ценностях: это добро, честь,
справедливость, милосердие. Важнейшей
частью духовных традиций является
религия. Как вы понимаете это слово?
Дайте ему определение.
( Религия – это вера в Бога или богов, в
духов и ангелов.
Религия – это поведение людей,
связанное с их верой в Бога.
Религия – это вера в Бога и обряды,
ритуалы, связанные с этой верой)
На какие виды делятся религии?
Дайте определение понятию мировая
религия.
Что означает национальная религия?
Приведите пример.
верой
и
Примерные ответы:
(На
мировые
национальные)
(Это религия, верующие
которой живут в разных
странах и принадлежат к
разным народам)
(Верующие этой религии
принадлежат к одному
народу и живут в одной
стране)
(Иудаизм – это религия
одного народа – евреев)
С культурными традициями каких
религий мы уже познакомились на уроках?
(Христианство,
иудаизм)
ислам,
ПУУД:
анализировать,
группировать
соответствии
заданным условием
в
с
КУУД:
формулировать
ответы на вопросы,
составлять устное
монологическое
высказывание.
ПУУД: выделять
общие признаки на
основе сравнения. ПУУД: выдвигать
предположения
Распределяют слова на
группы по принадлежности к
определенной религии.
Распределяют слова по
принадлежности к тегам
Проводят
самооценку
работы группы, используя
символы.
Христианство
Работа в группах. Игра «Кто ни разу не
ошибётся?»
1 группа: Распределите слова на группы
по религиям (Тора, Рождество, пророк
Мухаммед, Библия, синагога, Коран,
Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам,
церковь, Шавуот.)
Иудаизм
2 группа: Распределите данные понятия
(Тора, Рождество, пророк Мухаммед,
Библия, синагога, Коран, Иисус Христос,
мечеть, Ураза – байрам, церковь,
Шавуот) по принципу:
Основатели религий, священные книги,
религиозные праздники,
священные
сооружения
Само и взаимооценка. (Символы)
Без ошибок – «!» материал усвоен
отлично
12 ошибки «+» в наших знаниях
небольшие пробелы
34 ошибки «» материал требует повторения
5 и более ошибок «?» материал
необходимо изучить заново
Мы познакомились со священными
сооружениями разных религий. Все они
посвоему красивы, многие из них теперь
уже являются не только памятниками
религии, но и памятниками культуры.
Скажите, можем ли мы в одном городе,
увидеть памятники различных религий?
Почему так бывает?
Вы правы, ребята. В стране, где мирно
соседствуют разные религии, их храмы не
мешают друг другу. Но все мы должны
уважительно относимся к религиозным
традициям друг друга, потому что мы одна
дружная семья народов России.
21 век можно назвать веком встречи
разных народов и культур. Встречаясь,
разные культуры, обогащают друг друга.
Другая культура может быть похожа на
нашу культуру или сильно отличаться от
неё. Но эти отличия интересны и ценны:
благодаря им мы узнаём чтото новое о
(Потому что в нашей
стране живёт много
разных народов и у
каждого из них своя
религия, свои обычаи) других народах,
других духовных
традициях. Многообразие культур делает
мир ярким и интересным.
Постановка проблемы.
О какой из мировых религий мы еще не
говорили?
Предположите, какова тема нашего
урока?
Какие задачи поставим перед собой?
традиции
проблемной
(О буддизме)
(Культурные
буддизма)
Принятие
ситуации
Я хочу узнать…
Я хочу найти…
Я смогу научиться…
РУУД
Постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено учащимися,
и того, что ещё
неизвестно.
В сотрудничестве с
учителем ставить
новые
учебные
задачи
ПУУД
Самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной
цели.
и
2. Поисковый
Выявление места и
причины
затруднения. Этап
предполагает
выявление и
1. Рассказ об Индии
Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить
с одной из древнейших религий мира, и
для этого мы совершим путешествие в
удивительную страну с чарующим
Учащиеся слушают.
ПУУД
Поиск и выделение
необходимой
информации фиксацию учащимися
места, шага, где
возникло
затруднение;
определение причины
затруднения каких
конкретно знаний,
умений не хватает
для решения
исходной задачи
такого класса или
типа.
названием – Индия. Ребята, а вы слышали
чтонибудь об Индии? (подготовленный
ученик)
Индия – это страна, которая расположена
в Южной Азии на полуострове Индостан и
соседствует с такими странами как
Пакистан, Китай, Непал.
Индия – огромная страна. На северо
востоке Индии расположены величайшие в
мире горы – Гималаи, вершины которых
сплошь покрыты льдами и снегами. Эти
горы защищают Индию от холодных
ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже
зимой. Древние индийцы верили, что на
вершинах этих гор живут боги.
Растительный мир Индии поражает
разнообразием и тропической пышностью.
В вечнозелёных лесах круглый год
распускаются яркие душистые цветы. С
восхода до заката слышится гомон птиц.
Удивительный народ живёт в этой стране.
Индийцы первыми научились выращивать
рис, хлопчатник и сахарный тростник,
подарили миру шахматы и цифры. Здесь
25 веков назад родилась самая древняя
религия на земле – буддизм.
2.Работа с географической картой.
Рассмотрите карту. Назовите страны, в
Фронтальная работа
(Китай,
Тибет,
Корея,
КУУД
Умение полно и
точно
выражать
свои мысли.
Регулятивные
УУД: искать способ которых распространена эта религия.
3. Чтение и анализ текста учебника с.
120 «Буддизм в России».
Внимательно прочитайте текст учебника
и ответьте на вопрос:
На какой части территории России
буддизм представлен как основная
религия?
Когда в России буддизм получил
признание как религия?
Эта религия основана на учении Будды,
как воплощение наивысшего духовного
развития.
Я предлагаю вам посмотреть фильм о
жизни этого удивительного человека.
Постарайтесь запомнить важные события и
даты из жизни Сидхартхи Гаутамы.
4.Просмотр видеоролика о жизни
Сидхартхи Гаутамы.
5. Физминутка «Блицопрос»
Сколько встреч было у принца, после
которых полностью изменилась его жизнь?
(3)
Сколько лет прожил Будда? (80)
Во сколько лет принц покинул дворец?
(29)
Сколько истин сформулировал Будда?
Япония)
(В Бурятии,
Калмыкии.)
Туве и
(В 1741 году в период
правления императрицы
Елизаветы Петровны)
(Ученики по очереди
выходят к доске отвечают
на вопросы и берут
разрешения
проблемы,
составлять план
действий в
соответствии с
поставленной
задачей
Коммуникативные
УУД:
участвовать
коллективном
обсуждении,
отвечать
вопросы,
мнение
одноклассников,
принимать
коллективное
решение.
на
слушать
своих
в
Коммуникативные
УУД:
участвовать
коллективном
обсуждении,
в (4)
Сколько лет проповедовал Будда? (45)
необходимую карточку)
1.Составление плана исследования.
Просмотрите материал учебника на с.
121127 и составьте план изучения
культурных ценностей буддизма.
Составляют план изучения:
1. Буддийские священные
сооружения.
2. Буддийская скульптура.
3. Буддийский монастырь.
4. Искусство танка.
5. буддийский календарь.
учащихся
Работа
с
учебником. Чтение текстов в
группах.
Коллективное
обсуждение. Формулировка
выводов своих позиций.
2.Исследовательское чтение. Работа в
группах.
Составьте рассказ о буддийских
священных сооружениях по плану:
А) Назначение.
Б) Форма, расположение.
В) Украшения.
1 группа:
С. 121122 «Ступа»
на
слушать
своих
отвечать
вопросы,
мнение
одноклассников,
принимать
коллективное
решение.
РУУД
Определение
последовательности
своих действий с
учётом конечного
результата;
составление плана и
последовательности
действий.
ПУУД
Описание объектов
по совокупности
признаков;
сравнение объектов
по
признакам;
выделение
существенных
несущественных
и
в
3. Практический
Построение проекта
выхода
из
затруднения
("открытие" детьми
нового знания). Этап
предполагает
обдумывание
учащимися
коммуникативной
проекта
форме
будущих учебных
действий: постановку
цели,
построение
плана достижения
цели, выбор метода и
средств разрешения
проблемной ситуации
(алгоритмы модели,
учебник). Этап
Реализация
построенного
проекта.
предполагает
решение исходной
задачи (обсуждение
различных вариантов,
предложенных
учащимися,
оптимального
варианта); фиксацию
преодоления
затруднения;
уточнение характера
нового знания.
выбор
Первичное
закрепление
с
проговариванием во
внешней речи. Этап
предполагает
детьми
усвоение
способа
нового
при
действий
типовых
решении
задач
их
проговариванием во
с
2 группа:
С. 122123 «Пещерный храм»
3 группа:
С. 124 «Пагода»
Взаимооценка.
3.Исследовательское чтение. Работа в
парахперекрёст.
Задание 1.
Выполните задание 3 на. С. 6062 в
рабочей тетради. Объясните своё решение.
Оценка «стоимости» задания 46 баллов.
Задание 2.
Прочитайте текст учебника на с. 124125
«Буддийская скульптура» и выполните
задание 4 на с. 62 в рабочей тетради.
Задание 3.
Прочитайте текст на с. 125126
«Буддийский монастырь» и выполните
Работа с учебником и
рабочей тетрадью
Оценивают свою работу.
Самооценка.
Взаимооценка
признаков; поиск и
синтез необходимой
информации.
КУУД
Использование
речевых средств для
решения
коммуникативных
задач,
высказывания;
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
построения
и
ПУУД
Осознанное
произвольное
построение
речевого
высказывания
устной
письменной форме.
КУУД
Умение слушать и
понимать других.
в
и задание 5 на с. 62 в рабочей тетради.
Задание 4.
Прочитайте текст на с. 127 учебника
«Искусство танка» и выполните задание 8
на с. 64 учебника устно.
Задание 5.
Прочитайте текст на с. 127 учебника
«Буддийский календарь».
в чём отличие буддийского календаря от
того, которым пользуемся мы?
Самооценка участия в общей беседе.
Самооценка (смайлики)
КУУД
Сотрудничество, с
партнёром,
осуществление
взаимного контроля,
взаимопомощь,
планирование общих
способов работы,
выстраивание
продуктивного
взаимодействия.
РУУД
Контроль в форме
сличения результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от эталона.
внешней
речи
(фронтально, в парах
или группах).
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону. Этап
предполагает
самостоятельное
выполнение
учащимися задания с
использованием
нового способа
действия,
самопроверку на
основе сопоставления
с эталоном.
Эмоциональная
направленность
данного этапа
состоит в
организации, по
возможности, для
каждого ученика
ситуации успеха,
мотивирующей его к
включению в дальнейшую
познавательную
деятельность.
Индивидуальные
детей
ответы
Самооценка
4. Рефлексивный
Этап предполагает
оценивание
учащимися
собственной
деятельности,
фиксацию
неразрешённых
затруднений на уроке
как
направлений
будущей
учебной
деятельности,
обсуждение и запись
домашнего задания.
Анализ текста притчи «Какими бывают
слушатели?» с. 63 в рабочей тетради
Выполните задание 7 на с. 63
Оцените «стоимость задания».
Подведение итогов.
Мне хочется верить, что сегодня наша
встреча не прошла даром, и вы смогли
прикоснуться к истокам буддийской
культуры и поняли её истинный смысл. А
каждый из вас для себя лично попытается
взглянуть на себя со стороны и определить
свое отношение к себе и окружающим
людям, и возможно, его пересмотреть.
Метод незаконченного предложения
Меня поразило на сегодняшнем уроке…
Я стал задумываться…
Я хочу продолжить разговор на
следующем уроке…
Самоанализ
учащихся
работы
РУУД
Уметь оценивать
правильность
выполнения
действия на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки.
ПУУД
Способность к
самооценке на
основе критерия
успешности учебной
деятельности.
ЛУДД
Смыслообразование,
т.е. ученик задаётся
вопросом: какое
значение и какой Рефлексия
настроения
эмоционального
состояния.
и
Рефлексия
результатов учебной
деятельности
Самым важным на уроке стало…
Мое ощущение на уроке. Тестирование
«Мой внутренний мир»
Перед вами лежат ладошки разного
цвета. Если вы чувствуете себя в конце
нашего урока:
радостно, прикрепите оранжевую
ладошку;
спокойно – жёлтую ладошку;
грустно – синюю ладошку;
тревожно – красную ладошку.
Оценка работы на уроке в оценочных
листах.
Апплодисменты
Подари апплодисменты тому, кто их
заслужил.
Домашнее задание:
Учебник: С. 121, 126 подготовьте
сообщение по выбору.
Рабочая тетрадь: с. 5860 № 1, № 2.
Самооценка настроения
(«Ладошки»)
Самооценка «Смайлики»
Взаимооценка
смысл имеет для
меня учение? Что
дал урок?
Нравственно–
этическая
ориентация, в том
числе и оценивание
усваиваемого
содержания
обеспечивающего
личностный
социальный выбор.
РУУД:
оценивать
правильность своих
действий на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки,
осуществлять
итоговый контроль,
различать способ и
результат действий.
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.