Конспект урока "В мире, расколотом надвое" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы «В мире, расколотом надвое» Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова Цели: • показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа; • привлечь внимание школьников к литературе о гражданской войне, расширять их литературный и общекультурный кругозор; • формировать у учащихся умение исследовательской работы, анализа прозаического текста, выявление особенностей языка и стиля рассказов; • развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся; • на примере исторического материала, судеб героев «Донских рассказов» проследить трагедию народа в годы гражданской войны и показать приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими; • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, духовности, любовь к поэзии, положительное отношение к предмету.Конспект урока "В мире, расколотом надвое" 11 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Урок литературы  «В мире, расколотом надвое» Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова Цели:  показать   гражданское   и   писательское   мужество   М.Шолохова,   одним   из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа;  привлечь   внимание   школьников   к   литературе   о   гражданской   войне, расширять их литературный и общекультурный кругозор;  формировать   у   учащихся   умение   исследовательской   работы,   анализа прозаического текста, выявление особенностей языка и стиля рассказов;  развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие  способности учащихся;  на примере исторического материала, судеб героев «Донских рассказов»  проследить трагедию народа в годы гражданской войны и показать  приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;   воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, духовности, любовь к поэзии, положительное отношение к предмету. Возраст учащихся – 11 класс. Оборудование:   тексты   «Донских   рассказов»   М.Шолохова   у   учащихся, компьютер, проектор, экран, мультимедиа презентация. Оформление доски:  портрет М.Шолохова,  строчки стихотворений: А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.  М.Волошин Ход урокаПрезент ация, № слайда Слайд 1 Слайд 2 Слайд3   Этапы урока Ход урока Организационн ый момент. 1. Вступительное слово учителя  ­ Как вы думаете,  о чём сегодня пойдёт речь на уроке?  Посмотрите на тему урока.  ­ Подберите ассоциации, связанные  со словом «война».  Составление кластера боль смерть зло война разлука кровь голод Долгое   время   гражданская   война   была   окутана   ореолом подвига,   романтики.   Вспомним   стихи,   песни,   фильмы   о   ней: «Гренаду» М.Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в   пыльных   шлемах»   Б.Окуджавы,   кинофильмы   про «неуловимых мстителей»…  В   ряде   произведений   начала   20­х   годов   героем   была сама   новая   армия   ­   революционная   толпа,   «множества» героически настроенные, устремленные к победе. То, что путь этот был кровавым, сопряженным с гибелью тысяч людей, ­ отодвигалось на задний план  Мы не могли представить всей полноты картины того времени, потому что целый ряд художественно значимых, но не   отвечавших   официальным   представлениям   о   том,   как «надо»   изображать   революцию   и   гражданскую   войну, произведений   был   изъят   из   литературного   процесса. Возвращение   публицистики   и   художественных   произведений И.Бунина, М.Горького, В.Короленко, М.Булгакова, И.Бабеля, А.Платонова,   книг   эмигрантов   И.Шмелева,   М.Осоргина, М.Алданова, более глубокое прочтение классики советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века. Художники   стремились   осознать   происходящее   в исторической   перспективе,   исследовать   истоки   конфликтов, увидеть будущее России, ее место в мировой истории. Мысль о   России,  которая,   по   словам   Н.Бердяева,   «бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений», стала центральной в литературе века. Художники   не   могли   не   размышлять   также   о   судьбе человека   и   вечных   ценностей   в   переломную   историческую эпоху. Несмотря на различия во взглядах, естественные для того   времени   непримиримость   и   остроту   политических дискуссий, писатели в лучших произведениях брали верх надРесурсы:      П. Журавлева. ­ М.: Просвещение, 2006.  миропониманию, издательство Академия наук, 2005.   – М.: Дрофа, 2001  1993. №4 http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/99/1/1092350.pdf http://licey.net/lit/don/bio журнал «Новый мир» №10­1988г. Журнал «Родина» №10­1990  Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2   ч./ Под ред. В.  С.Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к  Шолохов М.А. Донские рассказы. – М.: Дет.лит., 1979 Шолохов в школе: Книга для учителя/ Авт.­сост. М.А.Нянковский.  Сатарова Л.Г. Брат на брата, сын на отца // Литература в школе.

Посмотрите также