Конспект урока "В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»" 2 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка?».
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением В.А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?», факты биографии и творчества, дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о жизни и творчестве В. Сухомлинского;
- знать содержание произведения «Почему плачет синичка?»
- уметь находить главную мысль произведения
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать своё отношение к герою произведения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка?».
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с
произведением В.А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?», факты
биографии и творчества, дальнейшего совершенствования навыков чтения,
навыков работы с текстом.
Планируемые результаты
Предметные:
знать о жизни и творчестве В. Сухомлинского;
знать содержание произведения «Почему плачет синичка?»
уметь находить главную мысль произведения
Личностные:
оценивать конкретные поступки;
высказывать своё отношение к герою произведения;
понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и
самоконтроль результата;
уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения: УМК Перспектива 2 класс, 2
часть автор: Л,Ф,Климанова, Л,А,Виноградская, В,Г,Горецкий (страницы 110
113), презентация, рабочие тетради учащихся, карточки с заданием, карточки
самооценки.
Хро
но
метр
аж
1
мин
Этапы урока
Методы и
приемы
I. Этап
самоопределения
к деятельности
Словесный
Содержание урока
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня я проведу
у вас урок литературного чтения.
Ребята, как вы понимаете данную пословицу?
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопрос.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
1разъяснение
II. Актуализация
знаний и
мотивация
Практический –
задание на
соотнесение;
Словесный –
объяснение,
беседа;
6
мин
Наглядный –
карточки с
заданием,
иллюстрация в
учебнике.
III. Постановка
учебной задачи
Словесный –
беседа.
1
мин
IV. Открытие
нового знания
16
мин
Словесный –
рассказ учителя,
беседа;
Практический –
подчеркивание
непонятных слов;
Наглядный – тест
в учебнике.
Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его портрет, с
каждым портретом есть подсказка:
Н.Сладков «Весенний звон»
В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»
С. Чёрный – «Жеребёнок»
С.Михалков – «Мой щенок»
Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок»
М.Пришвин – «Ребята и утята»
Е.Чарушин – «Страшный рассказ»
Выполняют проверку.
Сверьте с экраном. У кого подругому?
Молодцы, ребята. Я вижу, что вы помните произведения и
авторов, которых изучали. А сегодня мы с вами познакомимся с
творчеством еще одного автора и новыми произведениями.
Этого автора зовут Василий Александрович Сухомлинский.
А какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если
откроете стр. 110 в учебнике. Какое название там дано?
Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.
Поставьте цель своей деятельности на уроке.
Какие произведения автора вы уже читали?
Сейчас вы узнаете подробнее о В.А.Сузомлинском.
Василий Александрович Сухомлинский (19181970) родился на
Украине, стал известным педагогом, писателем и был директором школы.
Сухомлинский стал автором более 30 книг, свыше 1500 сказок для ребят и
около 500 статей, которые были посвящены воспитанию. Василий
Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению
в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное
отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного
дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное – перед
своей совестью. Он очень много писал о доброте и проявлению чувств к
окружающим.
Смотря на его портрет мы можем отметить, что этот человек очень умный
и сдержанный. Это можно увидеть по его глазам, которые устремлены в
даль. У него так же выразительные черты лица.
Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр. 110. Как вы думаете, о ком
2
Выполняют работу:
С. Чёрный – «Жеребёнок» 1
С.Михалков – «Мой щенок» 3
Г.Снегирёв – «Отважный
пингвинёнок» 5
М.Пришвин – «Ребята и утята»
7
Е.Чарушин – «Страшный
рассказ» 4
Н.Сладков «Весенний звон» 2
В.Бианки «Хитрый лис и
умная уточка» 6
Выполняют проверку.
Читают про себя.
«Почему плачет синичка?»
Творчество Василия
Александровича Сухомлинского и
его произведение «Почему плачет
синичка?».
Познакомиться с творчеством
В.А.Сухомлинского и
произведением «Почему плачет
синичка?».
Отвечают на вопрос.
Слушают биографию
В.А.Сухомлинский.
о девочке и мальчике с
синичкойпроизведение, которое мы будем изучать?
Давайте прочитаем произведение В.Сухомлинского, которое называется
«Почему плачет синичка?» Возьмите карандаш и отмечайте слова,
которые при чтении вам будут не понятны.
Мы прочитали произведение. Определите – это художественный текст
или научный? Почему?
Кто может определить, к какому жанру относится произведение?
Почему?
А какой это рассказ? Почему?
- О чём этот рассказ?
Слушают произведение.
Художественный, потому что
автор передаёт нам свои чувства и
эмоции.
Это рассказ.
повествовательный рассказ
он рассказывает о событиях
О том, как Маша и Миша
встретили синичку
Какие слова вы подчеркнули? (если не подчеркнули слова, то называть, а
ребята находят их в тексте).
Попробуйте сами объяснить эти выражения.
Какой момент в рассказе вам показался самым волнующими?
Найдите его в тексте и прочитайте.
Отвечают
В рассказе кого можно считать положительным персонажем. А кого
отрицательным? Почему?
Можем ли мы сказать о характере Девочки? Какая она?
Найдите в тексте предложения подтверждающие это.
А о характере мальчика? Какой он?
Найдите в тексте предложения подтверждающие это.
Мы не можем говорить, что ктолибо из героев отрицателен. Так как
Девочка очень внимательна к окружающим, а мальчик менее внимателен.
Нам следует обратить внимание на их поведение и сделать свои выводы.
Таких персонажей нет
Она внимательная и
сопереживающая.
Он менее внимателен, но такой же
добрый, как и Маша
Отвечают
у них разный характер и
отношение к другим
Какой герой ближе к вам по отношению к окружающему? Поделитесь
своими чувствами.
Как вы думаете, почему одна ситуация воспринималась Машей и Мишей
поразному?
Почему автор заканчивает вопросом?
Посмотрите на пословицы в низу. Как вы можете их объяснить?
Что мы можем сказать, сделав вывод по этим пословицам?
Отвечают на вопросы.
физминутка
Ребята, сейчас вам необходимо будет прочитать ещё один рассказ.
На странице 112 вам дан рассказ уже известного вам писателя. С каким
его произведением вы раннее познакомились?
Верно. Как думаете, о чём будет этот рассказ? Посмотрите на картинку.
После того, как вы прочитаете отметьте те вопросы, которые вас
интересуют и скажите, этот рассказ будет описательным или
повествовательным, как вы думаете?
сейчас я буду говорить описание явлений, а вам необходимо найти абзац
и прочитать его, который связан с ним.
Это животное очень колючее и живёт в лесу оно ещё часто фыркает.
3
Слушают
В.Снегирёв «Отважный
пингвинёнок»
описательный, так как много
рассказывает о явлениях и
предметах.
2
мин
10
мин
V. Первичное
закрепление во
внешней речи
Словесный –
беседа.
VI.
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
Словесный –
разъяснение;
Наглядный –
демонстрацияслайда;
Частично
поисковый –
выделение
вопросов.
VII. Включение в
систему знаний
Словесный –
беседа.
2
мин
Это такие насекомые, которых мы можем сравнить с феями.
Эти насекомые очень трудолюбивые и живут одной семьёй
Эти животные живут у нас дома
Молодцы. Сейчас вам нужно нарисовать рисунок по тому вопросу,
который вам понравился.
С каким произведением познакомились на уроке?
Кто его автор?
Ребята, почему автор назвал рассказ «Почему плачет синичка?»
Какую главную мысль хотел донести до нас автор?
Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.
Вопросы
«Да»
«Нет»
VIII. Рефлексия
деятельности
Словесный –
разъяснение;
Практический –
заполнение
карточек.
2
мин
Я хорошо работал на
уроке.
Я узнаю автора в
следующий раз
Я много нового узнал
на уроке.
Маша отрицательный
герой
Рассказ «Почему
плачет синичка?»
является научным
В.Сухомлинский
является известным
педагогом
Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».
Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».
Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».
Запишите домашнее задание: с
Ребята, спасибо за урок, до свидания!
«Почему плачет синичка?»
Василий Александрович
Сухомлинский.
Отвечают на вопрос.
Что нужно относится
внимательно к тому, что нас
окружает
Оценивают свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание и
прощаются с учителем.
4