Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)
Оценка 5

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
06.02.2017
Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)
Конспект урока предназначен для изучение темы в 8 классе, УМК И.Н. Пономаревой. Цель урока: сформировать представление о внутренней среде организма. В ходе урока рассматриваются основные компоненты внутренней среды и их взаимосвязь. Строение и состав крови в уроке не затрагивается, этому посвящен следующий урок.
внутренняя среда организма.docx
Урок биологии № 16 в 8 классе.                        «____»_____________ 20___ г. Внутренняя среда организма. Цель. Сформировать представление о внутренней среде организма. Задачи. Образовательные: сформировать у учащихся новые анатомо­физиологические понятия о  внутренней среде. Развивающие: продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся (умение  обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, умение  устанавливать причинно­следственные связи). Воспитательные: научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;  применять полученные знания для сохранения своего здоровья; развивать  коммуникативные умения учащихся. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Изучение новой темы. Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного? Вспомните, что такое ткань? Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определённая система,  которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и  выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные  приспособления и структура организма, например, жидкая внутренняя среда. Внутренняя среда – единая система жидкостей – является естественным продолжением  водной основы клеток. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма, вы узнаете из учебника стр.  68. Компоненты внутренней среды организма. Компоненты внутренней среды организма Кровь Местонахождение в Источник образования функции организме Сердце, кровеносные  сосуды За счет поглощения  белков, жиров,  углеводов, минер.солей, Н2О из органов  пищеварения,  лимфатических сосудов  и живых  Транспортная,  регуляторная,  терморегуляторная,  защитная,  выделительная Лимфа Лимфатическая  система функционирующих  клеток Из избытка тканевой  жидкости Тканевая  жидкость Между клетками всех тканей Из плазмы крови Возвращение в  кровеносное русло  тканевой жидкости,  фильтрация Передает клеткам  кислород, питательные вещества, забирает  продукты распада Давайте проверим заполнение таблицы (ученики зачитывают, дополняют). По таблице хорошо прослеживается связь между жидкостями внутренней среды  организма.В виде схемы покажите, каким образом взаимосвязаны компоненты внутренней  среды.                                                Тканевая жидкость                                   Кровь                                       Лимфа Между этими компонентами происходит постоянный обмен веществ. Вещества через  стенки капилляров поступают в тканевую жидкость, а затем через клеточную мембрану в  клетку, и наоборот из клетки – в тканевую жидкость, а затем – в кровь и органы  выделения.  В 1929 г. американский физиолог У.Кеннон для обозначения постоянства внутренней  среды ввел понятие «гомеостаз» (от греч.«Гомеос» – «подобный» и «стадия» –  «состояние»). Гомеостаз – это относительное постоянство внутренней среды организма. В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показатели, как  кровяное давление, температура тела, осмотическое давление  крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора, фосфора,  водорода и др. Постоянным остается не только состав внутренней среды, но и ее объем. Однако  постоянство внутренней среды не абсолютное, оно динамическое. Часть жидкости из  внутренней выводится из организма через почки с мочой, через легкие с выдыхаемыми  парами воды и в пищеварительный тракт с пищеварительными соками. Часть воды  испаряется с поверхности тела в виде пота. Эти потери воды постоянно пополняются за  счет всасывания воды из пищеварительного тракта. Происходит постоянное  самообновление воды при общем сохранении ее объема. В поддержании постоянства  объема жидкости во внутренней среде принимают участие и клетки. Вода, находящаяся  внутри клеток, составляет 50% массы тела. Если по каким­либо причинам во внутренней  среде уменьшается количество жидкости, то начинается движение воды из клеток в  межклеточное пространство. Это способствует сохранению постоянства объема  внутренней среды. 3. Закрепление. Инструктивная карточка № 1.      Тканевая жидкость. (Прочитайте карточку и, используя сведения параграфа, вставьте пропущенные слова и  ответьте на вопрос) Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет в организме промежутки между  клетками. Она образуется из жидкой части крови – ….., проникающей в межклеточные  щели через стенки……., и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее  объем у взрослого человека составляет приблизительно 20 л.  Каждая клетка организма выполняет определенную работу и поэтому нуждается в  постоянном притоке ……. и ………, а также в непрерывном удалении ………  . Кислород и питательные вещества могут проникать сквозь мембрану клетки только тогда, когда они  находятся в растворенном состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, которая  содержит все необходимое для  жизнедеятельности. Это –…….. . Из неё клетки получают  O2 и питательные вещества, а в неё отдают углекислый газ и отработанные продукты  обмена.  1. Кислорода 2. питательных веществ 3. продуктов обмена 4. тканевая жидкость 5. плазмы 6. кровеносных сосудов Вопрос:Какую роль выполняет тканевая жидкость в организме человека? (Кровеносные капилляры не подходят к каждой клетке, поэтому питательные вещества и  кислород из капилляров по законам диффузии вначале поступают в тканевую жидкость, а  из нее поглощаются клетками. Следовательно, через тканевую жидкость осуществляется  связь между капиллярами и клетками. Оксид углерода, вода и другие продукты обмена,  образующиеся в клетках, также за счет разности концентраций выделяются из клеток  сначала в тканевую жидкость, а потом поступают в капилляры.)  Текст.   Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет в организме  промежутки между клетками. Она образуется из жидкой части крови – плазмы,  проникающей в межклеточные щели через стенки кровеносных сосудов, и из продуктов  обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее объем у взрослого человека составляет  приблизительно 20 л.  Каждая клетка организма выполняет определенную работу и поэтому нуждается в  постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в непрерывном  удалении продуктов обмена. Кислород и питательные вещества могут проникать  сквозь мембрану клетки только тогда, когда они находятся в растворенном  состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, которая содержит все необходимое  для ее жизнедеятельности. Это – тканевая жидкость. Из неё  клетки получают O2 и  питательные вещества, а в неё отдают углекислый газ и отработанные продукты  обмена.  Инструктивная карточка № 2       Лимфа (Прочитайте карточку и, используя сведения параграфа, вставьте пропущенные слова) Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из …..,  циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие кровеносные  сосуды – ……. пронизывают все ткани организма. Через стенки капилляров в  межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови различные  химические соединения и…….. и поглощаются продукты обмена, выделяемые клетками. В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая  жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато– соломенный. Она на 95% состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры,  глюкозу, а также …… (разновидность лейкоцитов). Состав лимфы напоминает состав  ……., но белков здесь меньше, и в разных участках тела – она имеет свои особенности.  Например, в области кишечника в ней много жировых капель, что придает ей беловатый  цвет.  1. Крови 2. Капилляры 3. Вода 4. Лимфоциты 5. Плазмы Текст. Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из  крови, циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие  кровеносные сосуды – капилляры пронизывают все ткани организма. Через стенки  капилляров в межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови  различные химические соединения и вода и поглощаются продукты обмена,  выделяемые клетками. В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает  тканевая жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет  лимфы желтовато–соломенный. Она на 95% состоит из воды, содержит белки,  минеральные соли, жиры, глюкозу, а также лимфоциты (разновидность лейкоцитов).  Состав лимфы напоминает состав плазмы, но белков здесь меньше, и в разных  участках тела – она имеет свои особенности. Например, в области кишечника в ней  много жировых капель, что придает ей беловатый цвет.  4. Домашнее задание. § 14 Инструктивная карточка № 1.      Тканевая жидкость. (Прочитайте карточку и, используя сведения параграфа, вставьте пропущенные слова и  ответьте на вопрос) Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет в организме промежутки между  клетками. Она образуется из жидкой части крови – ….., проникающей в межклеточные  щели через стенки……., и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее  объем у взрослого человека составляет приблизительно 20 л.  Каждая клетка организма выполняет определенную работу и поэтому нуждается в  постоянном притоке ……. и ………, а также в непрерывном удалении ………  . Кислород и питательные вещества могут проникать сквозь мембрану клетки только тогда, когда они  находятся в растворенном состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, которая  содержит все необходимое для  жизнедеятельности. Это –…….. . Из неё клетки получают  O2 и питательные вещества, а в неё отдают углекислый газ и отработанные продукты  обмена.  Инструктивная карточка № 2       Лимфа (Прочитайте карточку и, используя сведения параграфа, вставьте пропущенные слова) Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из …..,  циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие кровеносные  сосуды – ……. пронизывают все ткани организма. Через стенки капилляров в  межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови различные  химические соединения и…….. и поглощаются продукты обмена, выделяемые клетками. В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая  жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато– соломенный. Она на 95% состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры,  глюкозу, а также …… (разновидность лейкоцитов). Состав лимфы напоминает состав  ……., но белков здесь меньше, и в разных участках тела – она имеет свои особенности.  Например, в области кишечника в ней много жировых капель, что придает ей беловатый  цвет. Урок биологии № 17 в 8 классе.                        «____»_____________ 20___ г. Состав и функции крови. Цель.создать условия для формирования представления о составе и функциях крови. Задачи. Обучающая: сформировать представление о составе крови, её форменных элементах, их  строении и значении. Развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать  выводы по результатам работы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по  инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы Воспитывающая: сформировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся  в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного  интереса. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Повторение 1) Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда? 2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между  собой? 3) Что такое лимфа? 4) Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа? 3. Изучение новой темы. Организм человека имеет специальные системы, которые осуществляют непрерывную  связь между органами и тканями и обмен организма продуктами жизнедеятельности с  окружающей средой. Одной из таких систем, наряду с тканевой  жидкостью и лимфой,  является кровь. С   давних   времен   люди   считали   кровь   магической   жидкостью.   Кровью   клялись   в вечной   верности,   кровью   скрепляли   подписи   в   договорах,   окропляли   землю,   чтобы получить богатый урожай. Удивительные   свойства   крови   издавна   вызывали   интерес   у   людей.   Например, способность  человека   регулировать  и   поддерживать  температуру   своего  тела;  сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря на колебания температуры окружающей среды. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, ознакомимся с форменными элементами крови, и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови. Разновидностью, какой ткани является кровь? (соединительной) Кровь  —  это разновидность соединительной ткани, состоящей из жидкого  межклеточного вещества — плазмы н взвешенных в ней клеток — форменных  элементов крови: эритроцитов (красных кровяных клеток), лейкоцитов (белых  кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных пластинок). Назовите основные функции крови?      (слайд  )Функции крови следующие: 1. Питание тканей и выделение продуктов метаболизма. 2. Дыхание тканей и поддержание кислотно­щелочного баланса и водно­минерального  баланса. 3. Транспорт гормонов и других метаболитов. 4. Защита от чужеродных агентов. 5. Регуляция температуры тела путем перераспределения тепла в организме. (слайд )Клеточные элементы крови находятся в жидкой среде ­ плазме крови.      Между плазмой и форменными элементами крови существуют определенные объемные  соотношения. Установлено, что на долю форменных элементов приходится 40­45%, крови,  а на долю плазмы – 55­60%.        Плазма крови – это прозрачная бесцветная жидкость, состоящая из: 1. 90 % ­ вода; 2. 6­8 % ­ белки; 3. 2 % ­ органические небелковые соединения; 4. 1 % ­ неорганические соли.      Состав плазмы по содержанию солей близок к морской воде. Важнейшие соли плазмы –  хлориды Na, K и Ca. В нормальных условиях общая концентрация солей в плазме и в  клетках крови одинакова.  Подумайте, почему  человек  долго находящийся в море и лишенный пресной воды  погибает?  (Человек погибает  от того, что в его крови увеличивается содержание  солей.Вода из клеток и тканей устремляется в кровь, и организм обезвоживается). А теперь мы с вами составим портрет форменных элементов крови. Характеристика форменных элементов крови. Заполнение таблиц по ходу объяснения  учителя учащимися в тетради.  Эритроциты. Мы самые красивые, имеем форму двояковогнутых дисков, а диаметр наш всего 7­8 мкм. Нас    много в крови, ведь наша площадь 3000 квадратных метра, что в 1500 раз больше площади поверхности тела человека!  Мы самые ответственные в организме, мы даём ему кислород, а забираем углекислый газ. Без кислорода не могут жить почти все живые организмы на планете Земля. Мы самые сильные, потому что живём 120 суток! Эритроциты Эритроциты – красные тельца кровяные, Ведь они совсем не простые, Дыхательную функцию выполняют, Эритроциты нам дышать помогают. Похожи   Эритроциты   Мы их   И множество их свойств знаем. Эритроциты нам нужны, чтобы длилась наша жизнь!      среди кровяных телец знамениты.         на двояковогнутый диск      уважаем Мы ­  лейкоциты,  наша главная сфера действий – защита. Мы играем главную роль в специфической   и   неспецифической   защите   организма   от   внешних   и   внутренних патогенных   агентов.   Все   наши   виды   способны   к   активному   движению,   мы   можем проходить   через   стенку   капилляров   и   проникать   в   ткани   где   и   поглощаем   ,   и  перевариваем  чужеродные частицы. Лейкоцит ­ это жизнь. Лейкоцит – это щит. Лейкоцит ­ без него нельзя, продолжительность жизни обеспечит всегда. Мы тромбоциты, красного цвета пластинки, мельчайшие форменные элементы крови, наши размеры всего 1.5­2 мкм. В большом количестве циркулируем в крови,   нас 1,5 триллиона. А в одном литре крови – 200­400 на 10 в 9 степени!!!   Мы бесцветные, безъядерные   и   лишены   ядра.   Но   мы   красивой   округлой   или   овальной   формы, посмотрите на нас Живём   мы   очень   мало,   всего   8   дней,   но   успеваем   выполнить   важную   функцию   в организме   человека­свёртывание   крови   при   повреждении   кровеносных   сосудов.   Мы очень легко разрушаемся когда сталкиваемся с шершавыми краями раны,   при этом и  освобождаем из себя фермент тромбопластин , который включается в цепную реакцию образования тромба, и ,содержащийся в плазме крови неактивный фермент  протромбин переходит   в   растворимую   стадию­   тромбин.   А   он,   в   свою   очередь,   действует   на растворимый   белок   в   плазме   крови   фибриноген,   который   превращается   в нерастворимый волокнистый белок фибрин и он   в своей сети запутывает форменные элементы крови и образуется пробка – тромб, которая и закупоривает сосуд. Вот какая у нас важная работа и мы её выполняем всего за 4 минуты!   Причём мы не разрушаемся в сосудах без повода, чтобы кровь не свернулась, так  как   нас   сопровождают   противосвёртывающие   факторы   крови,   да   и   сами   сосуды настолько   гладкие,   что   при   соприкосновении   с   ними   мы   не   разрушаемся!   Но способность наша может уменьшаться при снижении факторов свёртывания (снижение количества тромбоцитов, протромбина, фибриногена) и тогда незначительное ранение может   повлечь   смерть   человека.   Так   происходит   при   наследственном   заболевании гемофилии. Сильное увеличение нашего количества может свидетельствовать о наличии опухолевых заболеваний, а нехватка нас  в крови может быть вызвана ответной реакцией организма на введение лекарственных препаратов. Я       клетка тромбоцит. Я свёртываю кровь и образую тромб. Этот процесс сложный      имеет много стадий,   Чтоб это всё понять, не нужно много знаний. Характеристика форменных элементов крови Название  клетки Тромбоцит ы  Колич ество   1 мм3 180­ 320  тыс.  Лейкоциты 4­9 тыс . Эритроцит ы До  5млн Особеннос ти  строения Кровяные  пластинки  без ядра. Бесцветные клетки,  содержат  ядро,  способны к амебоидно му  движению. Красные  безъядерны е клетки,  двояко  вогнутые,  содержат  гемоглобин Выполня емая  функция Свертыва ние  крови. Защитная  (фагоцито з) и  иммунная . Перенос  кислород а и  удаление  углекисло го газа. Продолжительно сть жизни 5­8 дней От одного до  нескольких дней. Место  разрушени я Селезенка. Селезенка  и  лимфатиче ские узлы. Место  образова ния Красный  костный  мозг. Красный  костный  мозг,  лимфатич еские  узлы. 120 дней Красный  костный  мозг. Селезенка,  печень. 4. Закрепление. Лабораторная работа «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Цель:   сравнить   строение   эритроцитов   человека   и   лягушки   и   определить,   чья   кровь способна переносить больше кислорода. Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека». Ход работы: 1. Исследуйте микропрепарат «Кровь лягушки» под микроскопом. 2. Опишите форму и строение эритроцитов лягушки, сделайте рисунок. 3. Рассмотрите микропрепарат «Кровь человека» под микроскопом. Найдите эритроциты и зарисуйте их в тетради. 4. Сравните эритроциты лягушки и человека, заполните таблицу. Таблица  «Эритроциты лягушки и человека» Признаки сравнения Размеры Форма Количество в поле зрения  микроскопа Наличие ядра Эритроциты лягушки крупные овальные немного Эритроциты человека мелкие двояковогнутые диски много есть нет 5.   Сравните   эритроциты   лягушки   и   человека   и   сделайте   вывод   о   том,   какие   из   них способны переносить больше кислорода и почему 5. Домашнее задание. § 14, составить схем свертывания крови Тромбоциты или кровяные пластинки не имеют ядра, в 1 мм3  180­320 тыс штук.  Продолжительность жизни 5­8 дней. Образуются в красном костном мозге. Функция  тромбоцитов, участвуют в свертывании крови: тромбопластин, образующийся  при  разрушении тромбоцитов влияет на свертываемость крови.  Свертывание крови является важной защитной реакцией организма, препятствующей  кровопотере и таким образом сохраняющей постоянство объема циркулирующей крови. В  основе свертывания крови лежит изменение физико­химического состояния растворенного  в плазме крови белка фибриногена. Фибриноген в процессе свертывания крови  превращается  в нерастворимы фибрин. Фибрин выпадает в виде тонких нитей. Нити  фибрина образуют густую мелкоячеистую сеть, в которой задерживаются форменные  элементы. Образуется сгусток, или тромб. Постепенно происходит уплотнение кровяного  сгустка. Уплотняясь, он стягивает края раны и этим способствует ее заживлению. Плазма  крови без фибриногена называется сывороткой крови, снижение температуры замедляет, а  повышение ускоряет скорость свертывания крови.  Нарушение этого процесса приводит к наследственному заболеванию – гемофилии.  Лейкоциты – это бесцветные кровяные клетки.  Все лейкоциты имеют крупное ядро, в 1 мм3 4­9 тыс штук, способны к амебоидному  движению. Количество лейкоцитов колеблется в течение суток и во многом зависит от  функционального состояния человека. Увеличение количества лейкоцитов сверх нормы  называется лейкоцитоз, а уменьшение – лейкопения. Лейкоцитоз обычно наблюдается при  инфекционных заболеваниях, лейкопения – при некоторых воспалительных процессах.  Продолжительность жизни от одного до нескольких дней, место образования – красный  костный мозг, селезенка, лимфатические узлы.  Способность моноцитов захватывать микробы и уничтожать их была открыта в 1882 г.  русским ученым, лауреатом Нобелевской премии И.М.Мечниковым.  Эритроциты – это красные кровяные клетки.  Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский  естествоиспытатель Антони ван Левенгук. Тельца имели красный цвет, и он назвал их  корпускулами, что и означает по латыни тельца. А итальянский врач, анатом и физик  МарцеллоМальпиги эти клетки принял за жировые шарики. В 1 мм3 крови до 5 млн.штук   Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при  недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей живущих в  высокогорных районах, эритроцитов примерно на 30% больше, чем у жителей морского  побережья. При переезде из низменных районов в высокогорные количество эритроцитов в крови увеличивается. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество  эритроцитов в крови снижается.  Зрелые эритроциты не имеют ядер, форма двояковогнутый диск, внутри него содержится  особый белок гемоглобин. Эритроциты образуются в красном костном мозге; каждые сутки появляется около 200­250 млрд. новых клеток. Такое значительное пополнение крови  эритроцитами необходимо, т.к. продолжительность их жизни не превышает 120 дней. В  течение одной секунды погибает примерно 10­15 млн. эритроцитов, количество которых  постоянно восстанавливается за счет вновь образующихся в красном костном мозге из его  стволовых клеток, способных к многократному (до 100 раз) делению. Основная функция:  перенос кислорода от органов дыхания к тканям и удаление углекислого газа из тканей.  Гемоглобин, присоединивший кислород, превращается в оксигемоглобин. Оксигемоглобин  имеет ярко красный цвет, гемоглобин темно красный, этим объясняется различие в окраске венозной и артериальной крови. В тканях оксигемоглобин легко отдает кислород и вновь  превращается в гемоглобин. Наиболее прочно гемоглобин соединяется с угарным газом  (СО). При содержании в воздухе 0,1% угарного газа ведет к превращению 80% гемоглобина в карбоксигемоглобин, который уже не способен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.  При недостатке в крови гемоглобина развивается тяжелое заболевание анемия  (малокровие). Анемия может быть связана с сокращением общего числа эритроцитов в  крови (например, из­за нарушения процесса их образования или большой кровопотери), а  также с уменьшением содержания гемоглобина в эритроцитах (при некоторых  заболеваниях). При анемии уменьшается количество кислорода, переносимого кровью к  тканям, и органы подвергаются кислородному голоданию.

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)

Конспект урока "Внутренняя среда организма". (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017