Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"
Оценка 4.7

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
12.05.2017
Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"
Урок усвоения нового учебного материала по теме "Внутренняя среда организма. Кровь" с составлением интеллект-карт. Форма работы на уроке - групповая. Класс делится на 6 рабочих групп. В ходе урока предусмотрено выполнение лабораторной работы по сравнению микропрепаратов крови лягушки и человека.Конспект урока по теме "Внутренняя среда организма. Кровь"
file 2.doc.docx
Тема урока: "Внутренняя среда организма. Кровь" Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 им.Н.Т.Антошкина городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Подготовила учитель биологии   Сергеева Л.Г. Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав. Лабораторная работа № 3 «Сравнение крови человека с  кровью лягушки»                                                                                Урок усвоения нового учебного материала. Внутренняя среда, кровь, тканевая жидкость, лимфа,  гомеостаз, значение крови, плазма крови, форменные  элементы крови, фагоцитоз, антиген, антитело. Планируемый результат Личностные  умения Метапредметные умения Предметные  умения Стремление к  самоизменению,  приобретению новых знаний и  умений.      Тема  Тип урока  Ключевые точки  содержания урока Целевые  ориентации урока Личностные:    Воспитание сознательного отношения к процессу   обучения (дисциплинирова­    нность, организованность) Метапредметные:  Развитие универсальных учебных   действий   в составе   личностных, регулятивных, познавательных, знаково­ символических   и коммуникативных действий Предметные:  Ученик должен  знать: Основные  компоненты  внутренней среды организма,  значение и состав крови. Ученик должен  уметь: работать разными источниками информации, обобщать делать выводы. и с       КУУД • учитывать разные   мнения   и стремиться к координации различных   позиций в сотрудничестве ПУУД • осуществлять расширенный поиск информации с   использованием ресурсов Интернета; РУУД   • самостоятельно анализировать условия достижения   цели на   основе   учёта выделенных учителем ориентиров действия   в   новом учебном материале; Познакомить с  основными  компонентами  внутренней среды  организма,  значением и  строением  форменных  элементов крови.                                                              Организация пространства Межпредметные связи Формы  Средства обучения работы коллективная, в группах,  индивидуальна я, в парах ,  вербальная  Литература, химия  Рабочая тетрадь № 1, учебник,  мультимедийный , видеоролик  «Состав крови»презентация  ,микроскопы, микропрепараты крови  человека и лягушки, таблица                                                                                                          I этап  Мотивация к деятельности и целеполагание Цель:  мотивировать  учащихся на  изучение темы Просмотр фрагмента видеофильма «Кровь» Целеполагание.  Зачем вам нужно  изучить  данную тему?      Кровь самая удивительная ткань нашего организма. С  развитием науки человеческий разум все глубже проникает Составление интеллект­карты «Кровь» Каждая группа самостоятельно изучает свою тему , работая по инструктивной карточке и  составляет часть общей интеллект­карты. 1­я группа: изучение внутренней среды организма Компоненты внутренней среды. Первый компонент внутренней среды ­ кровь. Она  циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не  сообщается. Кровь состоит из жидкой части ­ плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества,  и форменных элементов: клеток ­ эритроцитов и лейкоцитов и кровяных пластинок  ­ тромбоцитов, относящихся к неклеточным форменным элементам крови. Плазма выходит из кровеносного сосуда и пополняет количество тканевой жидкости.  Излишки тканевой жидкости впитываются лимфатическими капиллярами и превращаются  в лимфу, по лимфатическим сосудам лимфа направляется в кровь. По пути она очищается  в лимфатических узлах. Лимфатические сосуды пронизывают все ткани, в том числе и в  легких. Тканевая жидкость является вторым компонентом внутренней среды, в которой  непосредственно находятся клетки. В ней около 95% воды, 0,9% минеральных солей, 1,5%  белков и других органических веществ, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой  жидкости клетки получают питательные вещества и кислород, принесенные кровью. В  тканевую жидкость клетки выделяют продукты распада. И лишь оттуда они поступают в  кровь и уносятся ею. Лимфа является третьим компонентом внутренней среды. Она перемещается по  лимфатическим сосудам. Лимфатические сосуды начинаются в тканях мелкими слепыми  мешочками, состоящими из эпителиального слоя клеток. Это лимфатические капилляры.  Они интенсивно поглощают избытки тканевой жидкости. Лимфатические сосуды сливаются друг с другом и в конечном итоге образуют главный  лимфатический сосуд (проток), через который лимфа попадает в кровеносную систему. На пути лимфы находятся лимфатические узлы, они являются фильтрами, где  задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микроорганизмы. Относительное постоянство внутренней среды. Внутренняя среда организма находится в  подвижном равновесии, поскольку одни вещества расходуются, и этот расход  восполняется. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма  называется гомеостазом (от греч. Homoios – одинаковый и stasis – cостояние). 2­я группа: изучение плазмы крови  Состав крови. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то  произойдет ее расслоение на составные части. Сверху окажется прозрачная, слегка  желтоватая жидкость ­ плазма крови. Вниз осядут форменные элементы крови. Нижнюю  часть пробирки займут эритроциты, которые составят примерно 73 общего объема.  Небольшой тонкий слой над эритроцитами образуют лейкоциты. Плазма крови состоит из сыворотки и белков и имеет относительно постоянный солевой  состав. Около 7% плазмы составляют белки. Среди них белок фибриноген, который  принимает участие в свертывании крови. В плазме крови есть углекислый газ, глюкоза, а  также другие питательные вещества и продукты распада. Задание учащимся:  Изучите данные, приведенные в таблице. Сравните состав морской  воды и сыворотки крови человека. Почему кровь называют «пленённым морем»? Химические элементы Na Mg Ca K Cl CO2 Другие элементы Морская вода 30,5 3,8 1,2 1,8 55,2 0,5 7,0 Сыворотка крови 39,0 0,5 1,0 2,6 45,0 11,0 0,9 Предполагаемый правильный ответ: Первые живые организмы обитали в море. Из  морской воды они черпали необходимые вещества. Жидкая среда организма называется  “плененным морем” поскольку, находясь внутри организма, выполняет те же функции,  которые морская вода выполняет для одноклеточных организмов.  Функции крови 1. 2. 3. 4. Транспортная: доставка во все клетки ткани и органы кислорода и питательных  веществ. (Кислород необходим для окислительных процессов в клетках). Удаление  углекислого газа и продуктов обмена веществ. Регуляторная: Участие в нейрогуморальной регуляции функции организма. Защитная – Иммунитет. Физико­химическая регуляция организма (температура, осмотическое давление,  кислотно­щелочное равновесие, химический состав) 3­я группа: изучение эритроцитов Дополнительная информация  Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска.  Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в  процессе развития. «Эритрос» – красный, «китос» – клетка. Поэтому получили такое  название. Цвет зависит от особого вещества гемоглобина, в состав которого входит железо  (Fe – оно и придает красный цвет) и белок. Дыхательные пигменты ­ это вещества крови и гемолимфы, обратимо связывающие  молекулярный кислород. При высоких концентрациях кислорода пигмент легко его  присоединяет, а при низких ­ быстро отдает.В крови животных разных систематических  групп присутствуют разные дыхательные пигменты. Например, у некоторых улиток и  ракообразных гемолимфа содержит гемоцианин (медьсодержащий белок, окисленная  форма которого имеет синий цвет, восстановленная ­ бесцветная), y головоногих  моллюсков и некоторых кольчатых червей ­ гемоэритрин, а кровь некоторых червей  содержит хлорокруонин (железосодержащий белок, окисленная форма которого имеет  красный, а восстановленная ­ зеленый цвет). Ну а самым распространенным дыхательным  пигментом у животных является гемоглобин. Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества ­­ гемоглобина. В легких он  присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином.  В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется  клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие, отдает углекислый газ и вновь присоединяет кислород. Гемоглобин обозначают  символом НЬ. Равенство реакции образования и распада оксигемоглобина выглядит так: в  легких Hb + 402 = HbOg; в тканях HbOg = НЬ + 402. Оксигемоглобин имеет более светлую  окраску, и потому обогащенная кислородом артериальная кровь выглядит ярко­алой.  Гемоглобин, оставшийся без кислорода, темно­красный. Поэтому венозная кровь  значительно темнее артериальной. У всех позвоночных, кроме млекопитающих, клетка эритроцита имеет ядро. У  млекопитающих зрелые эритроциты ядер не имеют: они утрачиваются в процессе развития. Двояковогнутая форма эритроцита и отсутствие ядра способствуют переносу газов, так  как увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра  позволяет использовать для транспортировки кислорода и углекислого газа весь объем  клетки. У мужчин в 1 мм3 крови содержится в среднем 4,5­­5 млн. эритроцитов, у женщин ­­ 4­­4,5  млн. В лёгких гемоглобин способен присоединять к себе кислород и становиться  оксигемоглобином, кровь, обогащенная кислородом, имеет ярко­алый цвет и называется  артериальной. В тканях это соединение распадается – кислород используют клетки организма, а  гемоглобин присоединяет к себе углекислый газ и возвращается в лёгкие, кровь  обогащенная СО2 имеет более темный цвет и называется венозной. Основное значение эритроцитов – транспорт газов, их двояковогнутая форма и отсутствие  ядра способствует их большему захвату. В 1 куб.мм. 4­5 млн. эритроцитов. Живут приблизительно 4 месяца. За 1сек. гибнет до 3  млн. Образуются в красном костном мозге. Кроветворение. Эритроциты красном костном мозге. Кроветворение ­­ очень интенсивный  процесс, так как продолжительность жизни эритроцитов ­­ 120­­130 суток. Для поддержания процессов кроветворения необходим витамин В12. 4­я группа: изучение лейкоцитов Дополнительная информация  Лейкоциты или белые кровяные клетки «Лейкоз» – белый. Являются ядерными клетками,  непостоянной формы, способны к активному передвижению. Количество лейкоцитов в 1 куб.мм. крови может сильно варьировать 4­8 тысяч в  зависимости от состояния организма, при попадании в организм инфекции их число редко  возрастает. Продолжительность жизни от 1 дня до нескольких месяцев (лимфоциты более  20 лет). Образовался в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах.  Основная функция защита от болезнетворных микробов путем – фагоцитоза; выработка  антител – создавая иммунитет. Количество лейкоцитов в крови в тысячу раз меньше чем  эритроцитов. Известны различные виды:  Лимфоциты – встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их  созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за  грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами. Основная функция  распознавание чужеродных веществ – антигенов (бактерии, вирусы) и выработка особых  химических веществ – антител (создавая иммунитет) для уничтожения антигенов. Фагоциты (клетки пожиратели) способные к движению при помощи ложноножек, как  амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают. Это явление было открыто и подробно изучено русским ученым И.И. Мечниковым в 1863 году и  названо фагоцитозом.  Кроветворение. Лейкоциты образуются в красном костном мозге. Однако дозревание  многих лимфоцитов происходит в тимусе (вилочковой железе) и лимфатических узлах. Эти лимфоциты попадают в кровь вместе с лимфой. Кроветворение ­ очень интенсивный  процесс, так как продолжительность жизни лейкоцитов составляет от нескольких часов до  3­­5 суток. Для поддержания процессов кроветворения необходим витамин В12. 5­я группа: изучение тромбоцитов Дополнительная информация  Тромбоциты «Тромбо» – сгусток, комок. Кровяные пластинки (обломки большой клетки), безъядерные. Формируются в красном  косном мозге, продолжительность жизни 8­12 дней в 1 куб.мм. 200­400 тысяч Свертываемость крови  Основная функция – участие в свертывании крови, препятствующее кровопотерям  организма. При травме кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются.  При этом они выделяют ферменты, которые вызывают разрушение жидкого белка  фибриногена в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой  задерживаются клетки крови, образуя кровяной сгусток – тромб, который останавливает  кровотечение. Кроветворение. Тромбоциты образуются в красном костном мозге.  Кроветворение ­­ очень интенсивный процесс, так как продолжительность жизни  тромбоцитов ­­ 5­­7 суток. Для поддержания процессов кроветворения необходим витамин  В12. Тромбоциты или кровяные пластинки.   Мельчайшие плазматические комочки продолжительностью существования 8­11 дней.  Основная функция – участие в свертывании крови, препятствующее кровопотерям  организма. Механизм образования тромба при свертывании крови показан на рисунках 17 и 18. Если происходит травма, и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и  разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку  химических реакций, ведущих к свертыванию крови.   6­я группа Сравните эритроциты лягушки и человека, заполните таблицу. Лабораторная работа  Учащиеся выполняют лабораторную работу, и полученные данные заносят в таблицу. Таблица. Эритроциты лягушки и человека Признаки сравнения Эритроциты лягушки Эритроциты человека Размеры Форма Количество (в поле зрения) Наличие ядра Сделайте вывод о том, каково значение выявленных различий в организации эритроцитов  лягушки и человека. Делают вывод. «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки» Признаки Эритроциты человека Эритроциты лягушки 1. Форма. Рисунок. Двояковогнутый диск. Овальной формы. 2. Площадь  поверхности. Значительно больше, чем у  эритроцитов лягушки. Значительно меньше, чем у  эритроцитов человека. 3. Наличие ядра. Зрелые клетки не имеют ядра. Имеется ядро. Количество в 1 мм3крови  составляет 5 млн. 4. Количество в  единице объема. Выводы к работе «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки»: Строение эритроцитов человека идеально соответствует выполняемой ими функции  переноса газов: Количество в 1 мм3 крови  значительно меньше, чем 5 млн. Эритроциты лягушки имеют ядро, а зрелые эритроциты человека ядер не имеют:  они теряются в процессе развития. Двояковогнутая форма эритроцита человека увеличивает поверхность клетки, а  место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может  захватывать больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому в  крови человека в единице объема количество эритроцитов больше (в 1 мм3 5 млн.), чем в  крови у лягушки. Исходя из особенностей строения эритроцитов и большого их количества в крови  человека, следует, что кровь человека содержит больше кислорода, чем кровь лягушки.  Дыхательная функция крови человека значительно эффективнее, чем у земноводных  животных. Благодаря высокой концентрации кислорода в крови у человека процессы обмена  веществ проходят интенсивнее, энергии вырабатывается достаточно, чтобы поддерживать  температуру тела на постоянном уровне (t=36,6?) вне зависимости от температуры  окружающей среды. У земноводных, например у лягушки, температура тела зависит от температуры  окружающей среды, так как у них тепла вырабатывается недостаточно из­за невысокого  содержания кислорода в крови, поэтому земноводные относятся к холоднокровным  животным. Лабораторная работа “Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом” Задания: 1. 2. На препарате лягушки рассмотрите эритроциты и лейкоциты. Выясните, в чем их различие.       3. 4. 5. 6. 7. Зарисуйте эритроциты и лейкоциты в тетради. Рассмотрите препарат крови человека, найдите в поле зрения микроскопа  эритроциты и лейкоциты. Зарисуйте эти кровяные тельца в своих тетрадях. Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки. Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода?  Почему? Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека? Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему? Вывод:  Эритроциты человека и лягушки  отличаются формой, размером.   Эритроциты  крови  лягушки содержат ядро и имеют овальную форму,  а эритроциты крови человека не  имеют ядра и их форма двояковогнутая,  такая увеличенная поверхность клетки быстрее  поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки    Учитель:   Урок закончен, всем большое спасибо. IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 17. Записи в тетрадях. Интересные факты ­ Если все эритроциты одного человека уложить в 1 ряд, то получится лента, 3 раза  опоясывающая земной шар по экватору. ­ Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 шт в минуту, то для того,  чтобы пересчитать их все потребуется 450 тыс лет. ­ В один день костный мозг производит 320 млрд клеток эритроцитов, в 1 секунду – 2,5  млн клеток. Биологические задачи Задача 1. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Это – «одетые в белые халаты  санитары нашего организма». Почему их так называют? (Лейкоциты борются с микробами,  уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки). Задача 2. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть  образовавшуюся дыру любыми подручными средствами. Природа в изобилии снабдила  кровь собственными заплатами. Назовите их (Тромбоциты). Задача 3. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм 3 в 13  раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт? ( У человека интенсивность обмена  веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода). Задача 4. Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые  ему составные части крови. (Да, можно. Эритроциты – при малокровии. Лейкоциты для  лечения лучевой болезни. Тромбоциты для повышения свёртываемости крови ) Задача 5. При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение  количества лейкоцитов (в 1мм 3 – 12 тыс.). Показателем чего это может быть?  (Воспалительный процесс)  Задача 6. В художественной литературе встречается словосочетание "голубая кровь",  признанное характеризовать высокое происхождение человека, принадлежность его к  аристократическому кругу. Как вы понимаете смысл этих слов? Могут ли быть люди с  "голубой кровью"? Ответ поясните. В связи, с чем появилось выражение "голубая кровь"? 1­Группа  ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Изучение внутренней среды организма»  Прочитайте текст § 14 учебника на стр. 68 ­ 69. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу. 1. Что составляет внутриклеточную среду организма?  2. Что такое тканевая жидкость? Как она образуется? 3. Что такое лимфа? Как она образуется? 4. Как компоненты внутренней среды связаны между собой? 5. Какова роль лимфатических узлов? 6.Какие функции выполняет кровь?  2­Группа  ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Изучение  плазмы крови»  Прочитайте текст § 14 учебника на стр. 69. Выберите, из членов команды, отвечающего по  вопросу. 1 .Из чего состоит плазма крови?  2.Как называется плазма крови без фибриногена?  3. Какие белки входят в состав крови?  4. Сравните состав морской воды и сыворотки крови. Почему кровь называют «пленённым  морем»? 3­Группа  ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Изучение  эритроцитов»  1. Прочитайте текст § 14 учебника на стр. 70 ­ 71. Выберите, из членов команды,  отвечающего по вопросу. 1 .Какую форму имеют эритроциты?  2. Сколько эритроцитов содержится в 1 кв. мм, крови у взрослого человека?  3. Почему эритроциты красного цвета?  4. Где образуются новые эритроциты? 5. Для чего нужен гемоглобин? Что такое оксигемоглобин и карбогемоглобин? 4­Группа  ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Изучение  лейкоцитов»  1. Прочитайте текст § 14 учебника на стр. 71 ­ 72. Выберите, из членов команды,  отвечающего по вопросу. 1. Что такое – лейкоциты?  2. Особенности строения и передвижения лейкоцитов?  3. Место образования лейкоцитов?  4. Продолжительность жизни лейкоцитов?  5. Количество в 1 куб мм крови?  6. Виды лейкоцитов?  7. В чем заключается основная функция лейкоцитов?  5­Группа  ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА  «Изучение  тромбоцитов»   Прочитайте текст § 14 учебника на стр. 70. Выберите, из членов команды, отвечающего по  вопросу. Определите:  1. Что такое – тромбоциты?  2. Особенности строения?  3. Место образования тромбоцитов?  4. Количество в 1 куб мм крови?  5. Что такое тромб? В чем заключается основная функция тромбоцитов?  6. В чем значение процесса свертывания крови?  7. Перечислить основные факторы, способствующие свертываемости крови

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"

Конспект урока: "Внутренняя среда организма. Кровь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017