Тема: «Воспитывает душу слово…»
(Зачем читать романы и стихи?) (Слайд 2)
Организационный момент:
Оборудование: компьютер, проектор, технологическая карта урока, видео – презентация.
Цель:
Сформировать интерес к предмету;
Задачи:
- Обратиться к уже знакомому по курсу средней школы материалу и попытаться по – новому взглянуть на него;
-Проанализировать ряд эпизодов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и ответить на вопрос, сформулированный в теме урока;Конспект урока "Воспитывает душу слово…" 11 класс
Тема: «Воспитывает душу слово…»
(Зачем читать романы и стихи?) (Слайд 2)
Организационный момент:
Оборудование: компьютер, проектор, технологическая карта урока, видео –
презентация.
Цель:
Сформировать интерес к предмету;
Задачи:
Обратиться к уже знакомому по курсу средней школы материалу и
попытаться по – новому взглянуть на него;
Проанализировать ряд эпизодов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
и ответить на вопрос, сформулированный в теме урока;
Прогнозируемые результаты:
повышение интереса к предмету, к чтению художественной литературы;
развитие навыков анализа художественного произведения;
развитие навыков устной монологической речи, умения высказывать
собственную точку зрения и аргументировать ее;
формирование твердых нравственных устоев
Ход урока:
1. Вступительное слово преподавателя. Цели и задачи урока. (Слайд 3).
Формулировка проблемы (Слайд 4).
Выяснение лексического значения слова «Экскурсия» (Слайд 5).
2.
3. Начало экскурсии. Первая остановка (Слайд 6). «Волшебный клубок –
путеводитель» (Слайд 7) .
4. Опрос по принципу «Выбери правильный вариант» (Слайд 8).
5. Проверка правильности выбранных вариантов (Слайд 9).
6. Буквенное письмо. Составление слова (Слайд 10).
7. Обобщение: ответ на вопрос, какую же пользу может принести нам
знакомство с УНТ. Прием «Верные – неверные суждения» (Слайд 11).
8. Ответ на вопрос: «Каковы особенности русского национального
характера?» Прием «Прогнозирование по иллюстрациям» (Слайды 1214
на фоне музыкального сопровождения. Ф. Шаляпин «Эй, ухнем!»)
9. Самостоятельная работа. Тематическое распределение пословиц (Слайды
1516).
10.Проверка выполненного задания (Слайд 17).
11.Остановка 2. (Слайд18).
12.Узнай героя одного из произведений русской классической литературы
(Текст и фотография на слайде 19).
13.Поиск ключевого слова в портретной характеристике и выяснение
лексического значения слова «Недоросль» (Слайд 20).
14.Мнение о Гриневе литературного скептика (Слайд21) и попытка
опровергнуть это мнение. Устные монологические высказывания с анализом
текста.15.Работа в группах. Прием «Письмо по кругу».
16.Возвращение к проблемному вопросу. Мнение гостя (Слайд 22).
17.Рефлексия. Прием «Телеграмма» (Слайд 23). Устные ответы – обобщения
по теме урока.
18.Подведение итогов. Самооценка (Слайд 2425).
Этап урока
Содержание этапа Уровень восприятия
Результаты
Технологическая карта урока.
1.Сообщение
темы и цели
урока.
2.Начало
экскурсии.
Остановка
первая.
Формулировка
проблемного
вопроса (Слайды3
4).
Работа над
лексическим
значением слова
«экскурсия»
(Слайд
5).Выяснение
характера и
условий
предстоящей
экскурсии.
Определение цели
первой остановки
(Слайд 6) и
способа
путешествия
(Слайд 7).
Актуализация
имеющихся знаний
(слайд 8) и
фронтальный
опрос. Буквенное
письмо (сложи
слово из
выделенных букв).
«Верные –
неверные
суждения» (Слайд
11)
Определение
особенностей
русского
материала
Репродуктивный
Уровень
читательского
восприятия.
работы
Расширение
словарного
запаса.
Продуктивный.
Поиск ответов на
вопросы.
Составление
собственного
аргументированного
высказывания.
Ответы:
к жанрам УНТ
относятся:
припев,
поговорка,
пословица,
загадка, сказка
(Слайд 9).
получилось
слово «Польза»
(Слайд 10).
знакомство с
УНТ дает
представление об
особенностях
русского
национального
характера.
основные черты
русского
национальногоПродолжение
экскурсии.
Остановка вторая
(Слайд18)
характера:
любовь к родине,
трудолюбие,
широта души,
высокие
нравственные
принципы;
к первой
тематической
группе относятся
пословицы 2,6,8;
ко второй 3,4;
к третьей11; к
четвертой 1, 10,
к пятой 5,7,9,12
(Слайд17)
Ответы:
Петр Гринев,
«Капитанская
дочка»,
А.С.Пушкин.
молодой,
необразованный
человек, который
нигде не служит
(Слайд 20).
грубый,
невежественный,
праздный.
Продуктивный
Уровень
читательского
восприятия.
Составление
собственного
аргументированного
высказывания.
Создание
собственного
письменного
высказывания на
заданную тему.
национального
характера
«Прогнозирование
по иллюстрациям»
(Слайды 1214).
Самостоятельная
работа:
тематическое
распределение
пословиц (Слайды
1516)
Чтение фрагмента
произведения
русской
классической
литературы,
определение
имени героя,
названия
произведения и
автора (Слайд 19).
Определение
ключевого слова в
представленной
портретной
характеристике и
выяснение
лексического
значения слова
«Недоросль».
Составление
характеристики
Гринева. Мнение о
нем
литературного
скептика (Слайд
21).
Монологическиевысказывания с
анализом текста,
опровергающие
мнение скептика:
Гринев просит
прощения у Саве
лича;
Дуэль со
Швабриным;
Поведение
Гринева в
осажденной
крепости;
Разговор с
Пугачевым о
Маше;
Опровержение
мнения
литературного
скептика. Прием
«Письмо по
кругу»
Возвращение к
проблемному
вопросу и ответ на
него (Слайд22)
Рефлексия. Прием
«Телеграмма»
(Слайд23)
Самооценка
собственной
деятельности на
уроке (Слайд 24)
Подведение
итогов.
Гринев – человек
чести с чувством
собственного
достоинства,
горячо любящий,
самоотверженный
Человек.
Ответ:
чтение помогает
выбрать верную
жизненную
дорогу и твердо
идти по ней.
книга –кладезь
народной
мудрости.
Продуктивный.
Эмоциональный
отклик.
Взаимооценивание и
анализ работы.
Примечание :слайды презентации «Воспитывает душу слово…»(Слайды 3,
7,1214, 22) содержат звуковой файл, запуск осуществляется по щелчку,
анимация изображений осуществляется автоматически.
Использованные ресурсы:
1. Капанов. Н.А. Сборник пословиц и поговорок
2. Крылова О. Приемы развития критического мышления. Электронное
пособие.3. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Издво:
М.: Аз, 1996 г
4. Пушкин А.С. Сочинение в трех томах, т.3.,Москва «Художественная
литература»,1987