Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)
Оценка 4.6

Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
23.10.2017
Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)
Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”. Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросы. Оборудование: учебник, доска. Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем
2.docx
Урок 2  Тема. Язык и речь. Роль языка в обществе Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек” Методические   приемы: объяснение   учителя,   выразительное   чтение,   беседа,   постановка   проблемных вопросы. Оборудование: учебник, доска. Ход урока 1. 2. 3. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний. Слово учителя: Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, В   настоящее   время   насчитывается   чуть   более   400   языков,   которые   считаются В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей. Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов. Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д. Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки, язык танца, язык мимики, язык формул, языки программирования. Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево­ направо, значит, он с вами согласен – “да”. ­ Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё­таки “словесный” язык? (Да,   язык   словесный   универсален,   с   его   помощью   можно   общаться   даже   на   расстоянии,   например,   по телефону, с помощью писем, с помощью книг.) ­ Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? ­ Вы назвали лишь малую часть языков мира.  На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков. На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.  русском, португальском и французском.  исчезающими (учитель может объяснить, почему это происходит). ­ Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие   поэты   и   писатели   воспели   красоту   русского   языка   в   своих   произведениях.   Послушайте высказывание А.Н.Толстого: “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого” ­ Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк ­ Ребята, а как нужно относиться к слову? К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. ­ Послушайте, как выражена эта мысль в пословицах русского народа:       ­ Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы. Слово не стрела, а в сердце язвит. Недоброе слово что огонь жжёт. Звон не молитва, крик не беседа. На чужой роток не накинешь платок. Ласковое слово и кость ломит. Хорошую речь хорошо и слушать. ­ А теперь немного поиграем. Есть такая пословица “Слово ­ не воробей: вылетит – не поймаешь”. Но вы всё – таки постарайтесь поймать слова, которые улетели со страницы. Над   городом   низко   повисли   снеговые____________.   Вечером   началась_____________.   Снег   повалил большими__________.   Холодный   ветер   выл,   как   дикий____________.   В   конце   пустынной   и глухой___________ вдруг показалась какая­то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно   вперед,   валенки   свалились   с   ног   и___________   ей   идти.   На   ней   было   плохое   _____   с   узкими рукавами, а на плечах _________. ­   А   теперь   обратимся   ко   второму   слову   темы   нашего   урока   “речь”. Она   неразрывно   связана   с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что­либо словами. Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе. ­ Речь бывает устная и письменная. Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше? (Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.) ­ Какая речь есть у всех народов? (Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.) ­ Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе? (Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания,   великие   открытия,   произведения   искусства   и   многие   духовные   ценности   исчезали   бы   бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.) ­ Какой речью мы пользуемся чаще? (Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого­либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.) ­ И наконец, слово, заявленное в теме урока, ­ это “человек”. Давайте посмотри, как связаны человек с языком   и   речью. Удивительно,   но   каждый   человек   начинает   учиться   понимать   и   произносить   слова значительно   раньше,   чем   ходить,   и   с   речью   не   расстается   на   протяжении   всей   своей   жизни.   Мы   и   не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, но только человек обладает даром слова. ­ Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило ? (Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми). ­ Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны? (Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения). Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке? ­ в мире существуют “бессловесные” языки ­ словесный язык универсален ­ в мире множество языков ­ русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира ­ язык ­ средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми с помощью слов, речи ­ речь бывает письменная и устная ­ язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек ­ для развития человека необходимо общение с другими людьми Дополнительный материал для урока: Язык,  речь  –  это  чудо  из  чудес,  которое  преподносит  нам  сюрпризы.   Исследования  английских   ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем  Домашнее задание:

Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017