Цель урока: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека.
Образовательные задачи: показать взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем;изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования.
8 класс дыханиу урок 1.docx
Урок биологии в 8 классе. «____»_____________ 20___ г.
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.
Цель.Раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях
энергии в организме человека.
Задачи:
Образовательные: показать взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем;изучить
особенности строения органов дыхания;
найти взаимосвязь строения органов и
выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в
обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования.
Развивающие: развивать умение обобщать и систематизировать;навыки самостоятельной
работы; развивать умение делать выводы на основе полученной информации.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему
здоровью, к здоровью окружающих
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух, кислород)
Фронтальный опрос:
1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических
процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых
выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма,
его роста, движения, питания, размножения и т.д.)
2) Что называется дыханием? (Дыхание это поступление в организм кислорода и
выделение углекислого газа.)
3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии органоиды,
основной функцией которых является окисление органических соединений,
сопровождающиеся высвобождением энергии.Эта энергия идет на синтез молекул
аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным
клеточным аккумулятором.)
4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание это часть обмена веществ, при
которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород
поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)
5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровькислородом и
удаляют из крови углекислый газ)
6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)
7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных? 8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих
животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.
9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет
транспортную функцию.)
3. Изучение нового материала.
Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?
Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека,
считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ
назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной
обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание
огромного значения воздуха для организма.
Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание.
Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?
Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до
8 дней, до 5 минут)
Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?
Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к
смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно
поступать в организм.
Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм
поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.
Процесс дыхания состоит
из 4х этапов:
1) обмен газов между воздушной средой и легкими;
2) обмен газов между легкими и кровью;
3) транспорт газов кровью;
4) газообмен в тканях.
Система органов дыханиявыполняет лишь первую частьгазообмена. Остальноевыполняет
система органовкровообращения. Междудыхательной и кровеноснойсистемами существует
глубокаявзаимосвязь.
Заполните таблицу.
Органы дыхания
Обеспечивает постоянство газового состава
в___________________________________
Органы кровообращения
Обеспечивает постоянство газового состава
в__________________________________
Осуществляют газообмен между наружным
воздухом и воздухом__________________
Транспортирует газы, осуществляя
газообмен между______________________
Кислород используется клетками для__________________________________________ ,
необходимой для работы ____________________________________________________ Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы:
воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.
→
Дыхательные пути: носовая полость
носоглотка
Органы газообмена: легкие.
2) Строение органов дыхательного пути.
гортань
трахея
бронхи.
→
→
→
Органы дыхания человека
Орган
Где
Особенности строения
Функции
Носовая
полость
расположен
В лицевой
части черепа
Носоглотка
Гортань
В передней
части шеи на
уровне
IV
VIшейных
позвонков
Образована костями лицевой части
черепа и рядом хрящей. Внутри носовая
полость разделена на две половины. В
каждую половину вдаются 3 выступа
(носовые раковины),
значительно
увеличивающие поверхность слизистой
оболочки полости носа. Слизистая
оболочка,
выстилающая носовую
полость, обильно снабжена ресничками,
кровеносными сосудами и железами,
выделяющими слизь.
Хрящи
Состоит из нескольких хрящей,
соединенных суставами и связками.
Наиболее крупный хрящ гортани –
щитовидный.
окружают
гортанную щель;
надгортанник
прикрывает ее сверху, предохраняя от
попадания пищи. В основании гортани
лежит перстневидный хрящ. Между
щитовидным и черпаловидным хрящами
натянуты
связки.
Пространство между голосовыми
связками называют голосовой щелью.
голосовые
Очищение,
увлажнение,
обеззараживание
и
воздуха,
восприятие
запахов.
согревание
Соединяет
носовую полость
и гортань
Гортань часть
дыхательных
путей, в гортани
имеется
голосовой
аппарат – орган, в
котором
образуются звуки
Трахея
Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 1011 см.
Имеет твердый скелет в виде хрящевых
полуколец. Мягкая задняя часть трахеи
примыкает к пищеводу. Слизистая
оболочка содержит многочисленные
клетки реснитчатого эпителия.
Часть
воздухоносных
путей,
воздух,
увлажняет воздух
очищает Бронхи
Легкие
На уровне
Vгрудного
позвонка
трахея
разделяется
на 2 главных
бронха
В грудной
полости
В легких главные бронхи ветвятся,
образуя бронхиальное дерево. Бронхи
выстланы мерцательным эпителием
Часть
воздухоносных
путей, очищают и
увлажняют воздух
Орган газообмена
Каждое легкое снаружи покрыто тонкой
оболочкой – плеврой, которая состоит
из 2х листков. Один листок покрывает
легкое, другой выстилает грудную
полость, образуя замкнутое вместилище
для этого легкого. Между этими
листками находится щелевидная
полость, в которой содержится немного
жидкости, уменьшающей трение при
движении легких. Ткань легких состоит
из бронхов и альвеол
Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?
Как возникает и формируется звук?
4. Закрепление.
1.
2.
3.
Тест “Дыхательная система”
1. В каком органе дыхания воздух обогревается?
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.
4. Как влияет крик на голосовые связки?
А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.
5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия; Г) бронхи.
5. Домашнее задание:
§23
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.