Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)
Оценка 4.9

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
06.02.2017
Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)
Цель урока: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. Образовательные задачи: показать взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем;изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования.
8 класс дыханиу урок 1.docx
Урок биологии в 8 классе.                                    «____»_____________ 20___ г. Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Цель.Раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека.  Задачи:  Образовательные:   показать   взаимосвязь   кровеносной   и   дыхательной   систем;изучить особенности   строения   органов   дыхания;     найти   взаимосвязь   строения   органов   и выполняемой   ими   функциями;     раскрыть   сущность   процесса   дыхания,   его   значение   в обмене веществ;  выяснить механизмы голосообразования. Развивающие:  развивать умение обобщать и систематизировать;навыки самостоятельной работы; развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Воспитательные:  воспитывать   бережное   отношение   к   своему   организму,   к   своему здоровью, к здоровью окружающих Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала. Через нос проходит в грудь   И обратно держит путь,   Он не видимый, и все же   Без него мы жить не можем.   (воздух, кислород)  Фронтальный опрос: 1)   Для   чего   организму   необходим   кислород?  (Кислород   участвует   в   химических процессах   расщепления   сложных   органических   веществ,   в   результате   которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д.) 2)   Что   называется   дыханием?  (Дыхание   ­   это   поступление   в   организм   кислорода   и выделение углекислого газа.) 3)   Где   образуется   и   накапливается   энергия   в   клетке?  (Митохондрии   ­   органоиды, основной   функцией   которых   является   окисление   органических   соединений, сопровождающиеся   высвобождением   энергии.Эта   энергия   идет   на   синтез   молекул аденозинтрифосфорной   кислоты   (АТФ),   которая   служит   как   бы   универсальным клеточным аккумулятором.) 4) Как связаны обмен веществ и дыхание?  (Дыхание ­ это часть обмена веществ, при которой   происходит   газообмен   между   организмом   и   внешней   средой:   кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.) 5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровькислородом и удаляют из крови углекислый газ) 6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие) 7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных? 8)   Можно   ли   предположить,   что   дыхательная   система   человека   и   млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте. 9)   Какое   участие   в   дыхании   принимает   кровеносная   система?  (Кровь   выполняет транспортную функцию.) 3. Изучение нового материала.  Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?  Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал   воздух   «пастбищем   жизни».   Хотя   представления   о   воздухе   как   о   единственной обособленной   причине   всего   существующего   наивны,   но   они   отражают   понимание огромного значения воздуха для организма. ­ Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох   и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?  ­ Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)  ­ Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут? Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм. Дыхание  –   это   газообмен   между   организмом   и   внешней   средой:   извне   в   организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ. Процесс дыхания состоит из 4­х этапов:  1) обмен газов между воздушной средой и легкими;  2) обмен газов между легкими и кровью; 3) транспорт газов кровью;  4) газообмен в тканях.  Система органов дыханиявыполняет лишь первую частьгазообмена. Остальноевыполняет система органовкровообращения. Междудыхательной и кровеноснойсистемами существует глубокаявзаимосвязь.  Заполните таблицу. Органы дыхания Обеспечивает постоянство газового состава в___________________________________ Органы кровообращения Обеспечивает постоянство газового состава в__________________________________ Осуществляют газообмен между наружным воздухом и воздухом__________________ Транспортирует газы, осуществляя  газообмен между______________________ Кислород используется клетками для__________________________________________ , необходимой для работы  ____________________________________________________ Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.  → Дыхательные пути: носовая полость     носоглотка   Органы газообмена: легкие. 2) Строение органов дыхательного пути.    гортань     трахея     бронхи. → → → Органы дыхания человека Орган Где Особенности строения Функции Носовая полость расположен В   лицевой части черепа Носоглотка Гортань  В   передней части шеи на уровне  IV­ VIшейных позвонков Образована   костями   лицевой   части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость   разделена   на   две   половины.   В каждую   половину   вдаются   3   выступа (носовые   раковины), значительно увеличивающие   поверхность   слизистой оболочки   полости   носа.   Слизистая оболочка,   выстилающая   носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными   сосудами   и   железами, выделяющими слизь.     Хрящи   Состоит   из   нескольких   хрящей, соединенных   суставами   и   связками. Наиболее   крупный   хрящ   гортани   – щитовидный. окружают   гортанную   щель; надгортанник прикрывает   ее   сверху,   предохраняя   от попадания   пищи.   В   основании   гортани лежит   перстневидный   хрящ.   Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты связки. Пространство   между   голосовыми связками называют голосовой щелью. голосовые     Очищение, увлажнение, обеззараживание и воздуха, восприятие запахов.   согревание Соединяет носовую   полость и гортань Гортань   ­   часть дыхательных путей,   в   гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки Трахея Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10­11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает   к   пищеводу.   Слизистая оболочка   содержит   многочисленные клетки реснитчатого эпителия. Часть воздухоносных путей, воздух, увлажняет воздух   очищает Бронхи Легкие На   уровне Vгрудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха В   грудной полости В   легких   главные   бронхи   ветвятся, образуя   бронхиальное   дерево.   Бронхи выстланы мерцательным эпителием  Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух Орган газообмена Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой   –  плеврой,   которая  состоит из 2­х листков. Один листок покрывает легкое,   другой   выстилает   грудную полость, образуя замкнутое вместилище для   этого   легкого.   Между   этими листками   находится   щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости,   уменьшающей   трение   при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол Почему нужно дышать через нос, а не через рот? Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет? Как возникает и формируется звук? 4. Закрепление. 1. 2. 3. Тест “Дыхательная система” 1. В каком органе дыхания воздух обогревается? А) носовая полость; Б) гортань;  В) трахея. 2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки? А) носовая полость; Б) гортань;  В) трахея. 3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами? А) носовая полость; Б) гортань;  В) трахея. 4. Как влияет крик на голосовые связки? А) никак не влияет;  Б) улучшает; В) ухудшает. 5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе? А) лёгкие;  Б) трахея;  В) лёгочная артерия; Г) бронхи. 5. Домашнее задание: §23

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких." ( 8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017