Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
02.04.2018
Разработка урока по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России". В ходе урока дети должны научиться находить на глобусе холодные районы земли и познакомится с их обитателями и образом жизни . В разработке представлена фронтальная и групповая работа детей на уроке.
Урок окружающего мира где живут белые медведи.docx
Урок окружающего мира 1 класс
Тема урока: Где живут белые медведи?
Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных
представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на
этих территориях.
Задачи урока: 1) Образовательные: дать представление о холодных районах
Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и
Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих
районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни
животных и природными условиями.
2) Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой
учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету,
умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять
предложения на основе опорных слов.
повышать познавательную активность,
3) Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему
миру;
учебную мотивацию,
способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для
воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в группе.
I. Самоопределение к деятельности
Ход урока:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости , посмотреть чему вы
научились. Улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением мы начинаем урок,
на котором узнаем много интересного и удивительного.
III. Постановка учебной задачи
Сейчас, я загадаю загадки. А вы слушайте внимательно!
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ. (пингвины) Картинка на доске
1 Среди снегов и льда не голодает.
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает.
От морозов согревает. (белый медведь) Картинка на доске
Каждый урок Окружающего мира начинается с вопроса. И сегодня это вопрос
ГДЕ?...
Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Тема на доске. ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?
Как вы думаете что мы узнаем на уроке, чему научимся?
• узнаем… где находятся холодные районы Земли, какие животные могут там
проживать
• научимся показывать их на глобусе;
IV. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)
Сегодня на уроке нам понадобиться один важный предмет. Угадайте что это?
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, экватор, полюс, —
Уместил всю землю... (Глобус)
Что такое глобус? (Уменьшенная модель земли)
Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно
холодно? Что вам помогло?
- Давайте прочитаем, что написано на этих участках. Сначала на верхнем
участке.
Скажите, каким цветом на глобусе обозначают океаны?
Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет?
Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и
снегом. Океан вместе с островами называют Арктикой.
Может быть ктото знает, как называется это место?
В этом районе земли расположен Северный полюс.
(Учитель показывает на демонстрационном глобусе Северный полюс).
Теперь давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке
глобуса.
2 Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в
белый цвет?
Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем
льда.
Что же здесь располагается?
Здесь располагается Южный полюс.
(Учитель показывает на демонстрационном глобусе Южный полюс).
Итак, Северный и Южный полюсы расположены в противоположных
частях нашей планеты Земля.
У вас на столах есть рисунок глобуса. Приклейте флажки с названиями
холодных районов на картинке.
Отметьте эти районы на доске. Проверка на доске.
Молодцы!
Работа в группах.
Я предлагаю всем нам отправиться в путешествие к Северному полюсу.
Как вы думаете, ребята, какая погода будет на полюсе?
Слова учеников там холодно
Слова учителя
Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться
всем необходимым.
У вас на столах карточки. Обведите карандашом, что из этих предметов
нам понадобится для путешествия к Северному полюсу?
Назовите что выбрали! Почему выбрали такую одежду?
_ Ну что, вещи мы взяли. Теперь отправляемся в путь.
Чтобы попасть в нужное нам место, нужно произнести волшебные слова, закрыв
глаза:
Сто вопросов сто ответов,
В них найдем мы сто секретов,
Все секреты мы узнаем,
Глазки быстро открываем.
Показ слайдов.
3 На Земле есть очень холодный район – Северный Ледовитый океан. В этом
районе расположен Северный полюс – Арктика. Большая его часть покрыта
льдом и снегом. Зима долгая. Дуют ветры, бушует пурга. Температура
опускается до 60 градусов.
Зимой в Арктике круглые сутки темно. Это полярная ночь.
Здесь встречается одно из самых красивых природных явлений на нашей
планете – северное сияние. Северное сияние. Слайд
Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить
животные? (Да.)
Здесь и живёт белый медведь! И о нем нам расскажет
Рассказ о белом медведе.
Белый медведь.
Белый медведь – один из самых крупных хищников, обитающих на
суше. Живет в Арктике – на северном полюсе.
Шуба у него белая, поэтому он почти не заметен на снегу.
Все белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым
шагом большие расстояния. Стопы покрыты шерстью. И поэтому
медведи легко передвигаются по льду и снегу.
Белые медведи очень любопытные и умные. Во время охоты на
тюленя закрывают лапой свой черный нос.
Как вы думаете , зачем? Правильно.
Медведи отлично плавают и ныряют . Умеют ловить рыбу. После
выхода на берег сразу отряхиваются от воды.
Как вы думаете почему шерсть медведя не замерзает на холоде?
Предположения детей
Проведём опыт. (Цель опыта доказать, почему шкура медведя не намокает)
Показ учителем.
Сделайте вывод.
4 Почему шкура медведя не намокает? (шкура медведя не намокает, так как
смазана жиром)
Физминутка:
А теперь, все дружно встали и как мишки зашагали,
Будем делать повороты, Выполняйте все с охотой.
Наклонились влево, вправо. Получается на славу!
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?
Слайд
Крупные животные Арктики – моржи. Чтобы не замерзнуть в суровом климате, у
моржей имеется очень толстый подкожный слой жира. Бивни моржам служат не
только оружием в драках с соперниками, но и помогают вытаскивать грузное
тело из воды на лёд. Питаются моржи моллюсками.
Тюлень – это обитатель Арктики. Тюлени – хищники, питается рыбой. Тюлень
хорошо плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго
находиться под водой, но ему нужен воздух и тогда он выныривает на
поверхность, чтобы сделать вдох. У многих тюленей имеется хорошее средство
защиты от холода – густой мех. Он отлично сохраняет тепло.
Слайд (поморник)
Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить поморника.
Пища поморников очень разнообразна, начиная от птичьих яиц и
заканчивая мелкими грызунами. Но основной рацион составляют рыбы.
Также нередко поморники промышляют грабежом: отбирают добычу у
других птиц.
В Арктике очень много птиц. Тысячи птиц гнездятся на скалах, образуя
птичьи базары.
Слайд
Назовите, что помогает животным выжить на Севере?
Молодцы.
Итак, наше путешествие продолжается. Сейчас мы побываем на Южном
полюсе – Антарктиде.
Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы
окажемся на Южном полюсе?
Слова учеников
Нет, потому что там тоже холодно.
5 Отправляемся на Южный полюс. Закрываем глаза, произносим волшебные
слова:
Сто вопросов сто ответов,
В них найдем мы сто секретов,
Все секреты мы узнаем,
Глазки быстро открываем.
Мы с вами оказались на материке Антарктида. Антарктида находится на
противоположной от Северного полюса стороне. Каким цветом окрашена
Антарктида? (Белым.)
Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите?
(предъявление научного факта) (Лед, снег…)
Антарктида – огромный участок суши, самый холодный и суровый район
Земли. Здесь тоже очень холодно. Дуют сильные ветры. Температура воздуха
зимой достигает 60 градусов. Однажды было зафиксировано 89 градусов
мороза. Летом температура воздуха 30 градусов. Но и здесь мы можем увидеть
жизнь.
А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные? (Конечно.)
О самом ярком представителе Южного полюса нам расскажет ...
Пингвин.
Пингвин – морская птица. Живет в Антарктиде. Белая манишка и
черный фрак делают их похожими на людей.
Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогают
переносить холод.
Пингвины ходят важно и не спеша, а еще придумали забавный
способ передвижения скольжение по льду брюхом.
6 Пингвины не умеют летать, но зато хорошо ныряют и плавают. Они
гребут крыльями, словно летая в воде. Добывают себе в море
пищу: рыбу, крабов, рачков.
Физминутка
Чёрнобелые пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И быстрее побежали.
Кто ещё обитает с пингвинами пососедству?
Слайды
Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является
морской леопард. Морской леопард – свирепый и проворный тюлень,
который может охотиться и на пингвинов. Имеет очень острые зубы.
Любит полакомиться и мелкими рачками.
Альбатросы самые крупные из морских птиц, размах его крыльев
достигает четырёх метров. В поисках пищи альбатросы улетают в
открытое море.
Питаются альбатросы кальмарами, рыбой, охотясь на поверхности моря
или ныряя за добычей с воздуха.
Ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя
чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости
прост в крови ледяной рыбы содержатся специальные вещества,
которые не дают ей замерзнуть. Ещё интересно то, что кровь этих рыб
бесцветна, то есть она не окрашена в красный цвет.
Какие холодные районы Земли вы теперь знаете?
Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района – это Северный
полюс и Антарктида.
V. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)
Групповая работа
я приготовила вам задания. (на партах)
7 Прежде чем начать работать, вспомните правила работы в группе.
- 1ая группа: по плану составляет рассказ об Антарктиде, заполняет
бланк ответа.
2ая группа: составляет коллаж «Обитатели Антарктиды».
3я группа: по плану составляет рассказ о Северном Ледовитом океане,
заполняет бланк ответа.
4ая группа: составляет коллаж «Обитатели Арктики».
Представитель от каждой группы защищает свою работу.
Арктика 2 человека. Антарктида 2 человека.
VI. Обобщение и закрепление. (Контроль) Игровая ситуация «Может ли такое
быть?»
Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если
вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны красный цвет. Будьте
внимательны!
1. Медведь в воде не замерзает,
Ведь шкура у него не промокает. (Зелёный сигнал)
2. Пингвин зимою не скучает,
Ведь отлично он летает.(Красный сигнал)
3. Пингвины плавают, ныряют,
Им лапыласты помогают. (Зелёный сигнал)
4. Рыба небольшая, и даже ледяная.
В воде неприметная, кровь её бесцветная. (Зелёный сигнал)
5. Морж огромен и силён
И клыками награждён.(Зелёный сигнал)
6. В Антарктиде там и тут
Кругом яблони цветут.(Красный сигнал)
8 7. В Антарктиде целый день
Ходит по лесу тюлень.(Красный сигнал)
VII. Итог урока Фронтальная беседа на основе полученных знаний.
Но у меня возник вопрос. Медведь хищник. Может ли он охотиться на
пингвинов? Почему?
Итак, подведём итог нашего урока.
Какие холодные районы нашей планеты вы знаете?
Чем похожи эти районы?
Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли?
Как они приспособились к условиям жизни?
Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока.
VIII. Рефлексия
На партах находятся конверты со снежинками разного оттенка и льдинками разной
величины.
Выберите льдинку. Чем больше льдинка, тем больше знаний ты приобрёл
сегодня на уроке. Встаньте кто выбрал маленькую льдинку. Встаньте кто
выбрал большую льдинку.
д/з
Выберите снежинку. Чем насыщеннее цвет, тем интереснее было тебе на
нашем уроке
Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного,
работали дружно в группах. Спасибо за урок!
IХ. Внеурочное творческое задание (по желанию)
1) Сочинить стихотворение или найти и выучить стихотворение про жителей
северного и южного полюсов.
2) Нарисовать рисунок на тему: «Мы на Северном полюсе» или «Мы на Южном
полюсе»
9 3) Найти интересные факты о животных Арктики и Антарктиды.
Дети выбирают карточки творческие задания по желанию домой.
Мы побывали на______________________________ .
Второе название______________________________.
Там очень _____________________________.
Земля покрыта _________________________ и
____________________________.
Мы побывали на ______________________________ .
Второе название _____________________________.
Там очень _____________________________.
Земля покрыта _________________________ и
____________________________.
Арктика
Антарктида
Северный
полюс
Арктика
Антарктида
Северный
полюс
10 Южный полюс Южный полюс
холодно
тепло
снегом
льдом
травой
деревьями
холодно
тепло
снегом
льдом
травой
деревьями
11
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Конспект урока.Окружающий мир . Где живут белые медведи? (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.