Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)
Оценка 4.7

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
окружающий мир +2
Взрослым
03.04.2017
Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)
Презентация к внеклассному мероприятию.
Сценарий внеклассного мероприятия Путешествие в мир звуков и красок осени.docx
Сценарий урока с использованием компьютера. Автор – Бохан Зинаида Александровна Образовательное учреждение – Томская область, Александровский район, п.  Октябрьский, МОУ «Основная общеобразовательная школа п. Октябрьский». Предмет – Внеклассное мероприятие. Тема: –  « Путешествие в мир звуков и красок осени». Задачи занятия: 1. Пробудить интерес к урокам природоведения, активизировать  мыслительную деятельность учащихся, расширить их кругозор; 2. Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени,  расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей; 3. Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающей среде; 4. Осуществлять связь содержания уроков чтения с ИЗО, музыкальной и  природоведением; 5. Формировать способности работать в коллективе. Время реализации – 50 минут Тип урока – комбинированный Метод обучения: словесный, практический, использование некоторых приемов  технологии развития критического мышления I. Организационный момент.  (приветствие, настрой на работу.) Сценарий мероприятия: (слайд №1) II. Целеполагание и мотивация.     Учитель. Я открою  вам секрет. Сегодня мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? Ученик.  Да.    Учитель.  Это очень хорошо! Сегодня, ребята мы отправимся в путешествие в мир лесной   природы.     Но   самое   интересное,   дорогие   мои   путешественники,   нам   не понадобится,   ни   какого   транспорта.   Мы   совершим   путешествие   в   лесной   мир   с помощью звуков и красок природы. Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие   наряды.   Послушайте     загадки   и   отгадайте   их.   Ответы   помогут   вам определить, о каком времени года мы будем говорить. Учитель. (Зачитывает загадки)  Учитель. Как вы догадались, что речь идет об осени? (ответы детей). Учитель. Мы совершим путешествие в мир звуков и красок осени. (слайд №2) (слайд №3) Учитель. Во время путешествия  вы прослушаете произведения русских писателей и  поэтов, которые воспевают осень; рассмотрите репродукцию картины И.И.Левитана  «Золотая осень»; прослушаете музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года». III. Актуализация знаний.    Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и достойна того, чтобы о  ней было рассказано доброжелательно и красиво. А теперь пора в путь! Учитель. Осенью, есть дни, когда кажется, что земля начинает светиться. Особенно  ярко красота осени видна в лесу.   ­ Случалось ли вам бывать осенью в лесу? (ответы детей)    ­ Бродить в тишине по лесным тропинкам? (ответы детей)    ­ Какие чувства вы испытывали, когда шли по дорожке в осеннем лесу? (ответы  детей) (слайд №4) (прослушивание аудиозапись об осеннем лесе в сентябре) Учитель. Вот и прогулялись по осеннему лесу. А теперь поиграем.       Игра – викторина: «Признаки осени».   За каждый правильный ответ получаете осенний листочек.  Учитель. Отгадайте загадки. (слайд №5) (слайд №6)  Учитель. Отгадайте осенние деревья. Учитель. Узнай дары осени. (слайд №7) (слайд №8) Учитель. Перечислите название грибов. Учитель. Перечислите животных, которые меняют шубки зимой. (слайд №9) Учитель. Перечислите животных, которые запасают зимой корм. Учитель. Молодцы! Справились с заданием хорошо! (слайд №10) IV. Изучение нового материала. Учитель. Многие поэты с большой любовью и мастерством описывали, словом это чудесное время года. Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. Давайте послушаем, как об этом пишет И.Бунин. (слайд №11) (прослушивание стихотворения «Лес точно терем расписной») Учитель. Как сказочно красив лес в прочитанном стихотворении. Какое чувство  вызвало у вас это стихотворение? Ученик. Чувство радости, восхищения. Учитель. Какие цвета красок использовал поэт при описании леса? Ученик.  Лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубой, лазуревый. Учитель. Теперь послушайте загадку из знакомой вам сказки. «Старик­годовик». «Махнул старик­годовик четвёртый раз и полетели ещё три птицы. Подул холодный  ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. Назовите этих волшебных птиц. Ученик. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Учитель. Наступила осень. У осени три долга, три завета. ­Первый долг ­ заставить людей, животных позаботиться о запасах на зиму. Утеплить  своё жилище, с этим сентябрь справится. ­Второй долг­землю покрыть листком, отправить перелётных птиц в тёплые края, с  этим справится октябрь. Недаром октябрь называют макушкой осени и месяцем  отлёта, пролёта и прилёта птиц. ­Третий долг ­ покрыть землю снежком, реки­ ледком. Недаром его называют  месяцем голубого и звонкого льда. ­Итак, какой первый месяц осени? Ученик. Сентябрь. Учитель. Правильно. Прочитайте пословицу и объясните её смысл. (слайд №12) (чтение пословицы) Учитель.  В древности сентябрь называли «жовтень» за жёлтый цвет листвы, «рюин»­ за рёв олений, «хмурень» ­за частое ненастье. У Фёдора Ивановича Тютчева много стихов о природе. В них поэт часто наделяет  деревья, цветы, небо, гром, ветер человеческими качествами, чувствами. Ему  кажется, что листья на осеннем ветру о чём­то шепчутся, что «лазурь смеётся, лес  грустит, а весенний гром резвится и играет». ­Сейчас вы прослушаете запись стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени  первоначальной…» (слайд №13) (прослушивание стиха) Учитель. Понравилось стихотворение? (ответы детей ). В каком месяце бывает начало осени, первоначальная её пора? Ученик. В сентябре. Учитель. Почему начало осени поэт называет дивной порой?  Ученик. В этот дивный короткий период осени стоят последние тёплые деньки. Лес  приобретает разные цвета красок и их оттенки: жёлтые, красные, оранжевые. Учитель. Как вы думаете, нравится ли поэту начало осени? Ученик. Нравится. Учитель. Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной осени? Ученик. Восхищение, грусть. Учитель. Прочитайте те строки, которые передают его отношение к осени. (слайд №14) (запись стихотворения) Ученики. (Зачитывают.) Учитель. Какие краски использует поэт, описывая небо. Ученик. Лазоревую, синюю, голубую. Учитель. Какие краски использует поэт, описывая день? Вечер? Ученик. День ­ хрустальный (голубовато­белая краска.) Вечера – лучезарные, т.е.   золотистые. Учитель. Посмотрите на ваши рисунки. Какие краски вы выбрали, чтобы изобразить  месяц сентябрь? Ученик (перечисляет.) Учитель. Прочитайте следующую пословицу и объясните её смысл. (слайд №15) (пословица об октябре) Ученики (читают пословицу и высказывают свои предположения.) Учитель. В народе октябрь называли «листобой», «зазимник». Октябрь­предзимье,  первый суровый месяц осени. Властвует холодный ветер. Идут дожди. Дни короче,  ночи длиннее и темнее. Солнце и холод сжигают, ветер срывает листву. ­А вот как об этом времени года пишет русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет.  Мы узнаем, прослушав стихотворение «Ласточки пропали…»  (слайд №16) Ученик.   (читает вслух) Учитель. Какие приметы осени даны в стихотворении? Ученик. Ласточки пропали, лист сухой валится и др. Учитель. Раскройте смысл строк: «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!»  Ученик (дети высказывают свои предположения.) Учитель. Какое настроение вызывает у поэта поздняя осень? Ученик. Поэту грустно от сознания, что впереди ненастье, зимние холода, метели. Учитель. Скажите, приходилось ли вам видеть и чувствовать то, о чём написано в  стихах? Ученик. Рассмотрите свои рисунки, изображающие месяц октябрь. Как вы  изобразили позднюю осень? Ученик. Деревья стоят голые, без листвы. Земля покрыта листьями, ещё не  потерявшие цвет. Трава пожухла.  Игра – викторина: «Перелетные птицы».   За каждый правильный ответ получаете осенний листочек.  Учитель. Перечислите названия птиц на картинках. (слайд №17) (слайд №18) Учитель. Какие птицы улетают от нас? Учитель.  Октябрь. Нет уж такого тепла, как в сентябре. Увядают яркие краски осени. Но так хочется пройти лесными тропинками и насладится остатками былой красоты, так как впереди длинная и холодная зима. Учитель. Многие поэты с большой любовью и мастерством описывали это чудесное  время года, а композитор П.И.Чайковский с помощью музыки создал образ осеннего  пейзажа. (слайд №19) Учитель. Композитор очень любил русскую природу, горький аромат опавших  листьев, серую даль полей, затянувшую лёгкой сеткой дождя. Он посвятил ей  сборник произведений «Времена года». Чайковский написал три пьесы об осени.  Каждой из них он дал название. Сейчас вы прослушаете вторую пьесу «Октябрь»,  «Осенняя песнь». (прослушивание музыки) Учитель. Какие чувства, настроение вызывают у вас эта пьеса? Ученик. Печальное, грустное настроение. Учитель. П.И.Чайковский в своей пьесе передал неповторимую красоту того, о чём  только, что читали в стихах. С помощью плавного движения, медленного темпа,  тихого звучания, мелодия показала красоту осени. Физкультминутка  Мы листики осенние, На ветках мы сидим (дети сидят на корточках) Дунул ветерок ­ полетели. И на землю тихо сели (присели). Ветер снова набежал И листочки все поднял (машут руками). Закружились, полетели (кружатся) И на землю снова сели (садятся по местам). Учитель. Но не у всех поэтов осень вызвала грусть. (слайд №20) ­Для А.С.Пушкина осень была любимым временем года. Она всегда вызывала особый  творческий прилив сил. Осенние картины вдохновляли поэта, приносили радость,  покой. Осени поэт посвятил немало проникновенных задушевных строк.  Прослушайте запись стихотворения «Уж небо осенью дышало…».                                    (Прослушивание магнитофонной записи ) Учитель. Какую пору описывает поэт? Ученик. Преддверие зимы.  Учитель. О каком месяце осени говорится в стихотворение? Ученик. Ноябрь. Учитель. На Руси ноябрь называли по разному: «студень», «грудень», «полузимник». Действительно, ноябрь последний месяц осени. Это месяц считался месяцем  перволедья. Учитель. Короткие тусклые дни поздней осени. Света белого мало. Поздно  рассветает, рано смеркается. Стынет речка. Скоро расстелится снеговая перина – хранительница тепла. Какие краски вы бы использовали, чтобы передать пейзаж  осенней природы в ноябре. Ученик. Холодные тона красок – серые, чёрные.  (слайд №21) (прослушивание аудиозапись об осеннем лесе в ноябре) Учитель. Как сказочно красива осень в прочитанных стихотворениях. А художники  описывают осень красками.  ­ Давайте обратимся к картине И.И.Левитана «Золотая осень». (слайд №22) Учитель. Какое время года изображено на картине? Ученик. Осень.  Учитель. Можете вы определить, какие растения изображены на картине? Ученик. Деревья, травы, кустарники. Учитель. Какими цветами красок художник изобразил пейзаж?  Ученик. Яркие краски (перечисляет цвета). Учитель. Какие чувства вызывает у вас эта картина?  Ученик. Чувство радости, восхищения, вдохновения.  Учитель. Видели ли вы сами такую осень?  Ученик. Да.  Учитель. Любовались ли ею? Ученик. Да.  Учитель. Когда именно?  Ученики (высказывают свои наблюдения). Учитель. На картине И.И.Левитана изображён яркий солнечный день, один из  редких дней, какие приходятся на начало листопада. Листва деревьев сияет золотом, небо ярко­голубое. Легкий ветерок гонит по небу легкие облака. Синева неба  отражается в воде. С первого взгляда нам открываются бескрайние дали, поля,  рощицы, луга, перелески. Всё живописное полотно «Золотой осени» наполнено  внутренним движением. Мы ощущаем внутреннее движение воды в реке. Свет и тень  на траве и в кронах деревьев переданы так, что мы чувствуем дуновение ветерка,  слышим шелест листвы.  VI Творческая  работа. Учитель. Рассмотрите осенние листья, которые вы собрали во время экскурсии в  лесу. Обратите внимание на разнообразие форм и цветовой окраски.  (Дети разглядывают листья.) ­Кто может сказать, листья, каких деревьев и кустарников, собраны? Ученик. Осина, берёза, рябина, калина. Учитель. Как вы различаете листья разных пород деревьев? Ученик. По форме листа, окраске, размерам. Учитель. Какие оттенки зелёного, жёлтого, красного цвета вы заметили в листьях? Ученик (перечисляет оттенки красок.) Учитель. Теперь я предлагаю вам, разукрасить карандашами готовую композицию из осенних листьев на тему «Осенний букет». Может быть, они будут не похожи на  настоящие, но пусть их гармония отразится в ваших рисунках. (Во время работы над композицией, звучит музыка из видеофильма «Осень в лесу») (слайд №23) VII  Анализ детских рисунков.  Учитель. Что нравится вам в этих работах? Что, по вашему мнению, сделано  неудачно? Ученик (высказывает своё мнение). VIII  Подведение итогов путешествия.    Учитель.  На уроке мы прикоснулись к родной природе, поняли, почувствовали её нежную красоту в словах, в музыке и красках. Вместе с поэтами, композитором и художником переживали, радовались, грустили. В будущем нам ещё не раз придется пережить такую красоту осенней природы.     IX  Рефлексия.  Учитель. Путешествие на уроке подходит к концу. Какие же звуки вы сегодня  услышали? Какими красками вы изобразили осень? Ученик (дети перечисляют звуки и краски.) Учитель. Что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке? Высказывание суждений о собственных достижениях. Например: ­ на уроке мне понравилось… ­ на уроке мне запомнилось… ­ я была удивлена, когда… ­ на уроке я научилась… и т.д. (слайд №24) Список литературы: 1. Энциклопедия  для любознательных «Почемучка» ­ А. Дитрих, Г. Юрмин.  Москва «Астель АСТ» 2002 г. 2. Л.Ф Климова и другие «Родная речь» 3 класс 1 часть Москва «Просвещение» ­  2006 г. – 86 стр. 3. Педсовет №4 2010. 4. Педсовет №1 2009. 5. Практика. Начальная школа. №10 – 2010г.

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)

Конспект внеклассного мероприятия « Путешествие в мир звуков и красок осени». (начальные классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017