Мосальск, 2015г.
Внеклассное мероприятие
«Старину мы помним, старину мы чтим…»
Цели:
% Приобщать детей к национальной культуре и традициям русского народа,
% в процессе игры закреплять и углублять знания детей о предметах народно – прикладного искусства,
% развивать творческий потенциал каждого ребенка,
% развивать речевую активность, кругозор, память учащихся.
Ход проведения мероприятия.
1. Подготовительный этап.
А) Посещение районного краеведческого музея.
Б) Сбор материалов о родном городе, районе, об истории Мосальска.
В) Подготовка детьми докладов, стихотворений о народных промыслах.
2. Проведение классного часа.
1 часть:
Конкурс – викторина.
2 часть:
Театрализованное представление «Сборная ярмарка в Мосальске».
1. Подготовительный этап.
Посещение краеведческого музея и сбор материалов о Мосальске.
Самые древние обитатели нашего края - люди каменного века - почти не оставили зримых следов своего пребывания. Кочуя в поисках дичи, рыбы и съедобных растений, они жили на временных стоянках небольшими семьями и родами, обходились одеждой из звериных шкур, кремневыми орудиями труда и промысла. Жилища представляли собой примитивные шалаши из жердей, покрытые шкурами добытых на охоте животных, хвойным лапником, камышом, осокой и прочим подручным материалом. Кочевые сообщества охотников и рыболовов вслед за зверем понемногу передвигались к северу. На смену им приходили племена, стремившиеся к оседлости. Они облюбовывали места, где можно было бы, помимо охоты и рыболовства, разводить домашний скот, обрабатывать землю и выращивать на ней необходимые для жизни культурные растения. Селились пришельцы обязательно по берегам рек, выбирая крутые мысы в окружении оврагов. С напольной стороны они рыли глубокий ров, насыпали земляной вал, делали бревенчатый частокол. Внутри площадка застраивалась. В моменты опасности население и скот прятались за валом.
Укрепления подобного рода получили у летописцев названия «городец» и «городище» - от слов «городить», «огораживать». Классический пример - Мощинское городище, расположенное на правом берегу реки Пополты между деревнями Мощины и Ульянино. Городище занимает довольно просторную площадку между двумя крутыми оврагами. Оно возносится над рекой на 14-18 метров. Вал имеет высоту до 3-х метров и выложен в нижней части булыжником. По кромке рва был частокол, укрепленный камнями. В одном из жилых помещений обнаружен остов каменного жернова, которым размалывали зерно. Чуть подальше – остатки очага. Дым отсюда уходил в отверстие в крыше. К жилью примыкало производственное помещение. Древние мастера плавили здесь железо из болотных руд, добываемых неподалеку. Наши исторические предшественники, как показывают находки на территории Мосальского района, занимались скотоводством, земледелием, осваивали ремесло. Важная роль принадлежала охоте и рыболовству.
Городища и селища долго оставались малочисленными, к тому же разделялись глухими лесами и болотами. Единственными надежными путями сообщения в то время были реки и речки, гораздо более многоводные, чем позже. Летом по ним плавали на лодках, зимой они превращались в ледяную дорогу. Именно по рекам шло в наших местах расселение племен и народов. По рекам дорога оказывалась слишком трудной и долгой, приходилось искать более удобную и короткую по суше. Это вело к ускоренному развитию поселений и к превращению некоторых из них в города.
Под 1231 годом летописями впервые отмечен Мосальск.
Как выглядел Мосальск на первых порах? Он заявил о себе как о городе – крепости. Следы бревенчатой ограды, обнаруженные археологами, позволяют предположить, что крепостная стена возводилась по всему периметру площадки. На ней строились глухие башни наблюдения и для обороны от врагов. Все, что находилось внутри, за крепостной стеной, называлось кремлем. Развиваясь, Мосальск обрастал посадами и слободами, в которых жили служилые и торговые люди, ремесленники. Ведь надо было обеспечивать деятельность административных и религиозных учреждений, военную защиту. Кто-то должен был ковать железо, обжигать горшки, шить одежду и обувь, конскую сбрую, а кто-то – добывать нужный товар на стороне, т.е. торговать. Город располагал собственными пахотными, пастбищными и сенокосными угодьями для пропитания населения. В окрестностях добывали болотную птицу, ценного пушного и мясного зверя. В омутах Можайки ловили рыбу и раков.
В XVII веке Мосальск хотя и имел очень незначительное население, но оно четко делилось по сословиям. Самым большим, конечно, было военное, что обусловливалось положением города как крепости. Особое место в военном сословии Мосальска занимали казаки. Из других сословий называются служилые люди – чиновники. О купцах как таковых в тогдашних документах прямо не говорится, но, то, что они были, сомнений не вызывает – Мосальск ведь возник на пересечении торговых дорог.
С устранением непосредственной военной опасности город начинает расти вширь. За земляным валом и крепостной стеной появляются слободы и посады. Каждое такое поселение объединяло жителей по занятиям. В слободах жили пушкари и стрельцы, казаки, крестьяне, занимавшиеся хлебопашеством, огородничеством и садоводством, в посадах – ремесленники и торговцы.
10 марта 1777 года Екатериной II утвержден герб города. За основу был взят фамильный герб князей Мосальских – Кольцовых. С него убрали пышную княжескую мантию с разными атрибутами, а вместо нее ввели зубцовую опушку лазоревого цвета. В окончательном варианте герб Мосальска выглядел так: «В серебряном поле черный орел, увенчанный княжескою шапкой с длинным златым крестом в левом когте, а в правом – червленый щит таковою же шапкою увенчанный, с златою литерою «М», изъявляющей, что сей град был владения князей Черниговских».
В XIX веке в развитии Мосальска и уезда произошли изменения. Город был одним из значительных мест оптовой торговли. Особенно его знали по пеньке, которая стекалась сюда и из уезда, и из соседних местностей. Она подрабатывалась на трепальне, затем ее под названием «мосалка» скупали купцы для канатных фабрик. К 1778 году относится устройство первых стекольных заводов. В уезде было довольно много суконных фабрик, писчебумажная и бумагопрядильная фабрики. В городе купцы Чернышов и Титов открыли кожевни. Далеко окрест славились Мосальские рогожники. Кустарным способом разрабатывались природные богатства. Из песчаника делались мельничные жернова, точильные бруски. Добывали кремни, охру, огнеупорную глину, кварцевый песок, торф, известняк, фосфориты. В уезде жило немало виртуозных кузнецов. Коня подковать, сделать ухват и сковородник, обруч на бочку, выковать гвоздь для ворот – это умели все. Но были и такие, которые специализировались на определенных видах работ.
Заметно оживляется торговля, причем появляются купцы с очень солидным капиталом, такие как Мамонтовы, Хлюстины, Богдановы и др. В многочисленных лавках и магазинах продавался любой товар – от самого дешевого до самого дорогого. Многие купцы открывали свои предприятия.
Особенно славились Мосальские хлебопеки. Но пекли они не только пахучий ржаной, пшеничный, подовый, заварной хлеб, но и булки, баранки, бублики, калачи, пряники, сдобу. По Калужской дороге у бора находились скотобойня и салотопка. Была своя колбасная с большим выбором вареных и копченых колбас.
Помимо купеческой торговли большое значение приобрели ярмарки и базары. В Мосальске было 4 большие ярмарки: Георгиевская (23 апреля), Казанская (8 июля), Сборная (28 сентября) и Георгиевская (26 ноября). Они меняли много мест пока не переместились в центр города, на Соборную площадь. Кроме купли-продажи через деньги можно было обменивать товар на товар. Там же, на площади со специально построенными торговыми рядами, по воскресеньям и четвергам собирались базары. Окрестные жители привозили сюда продукты питания, скот, ремесленные поделки.
1 часть: Конкурс – викторина.
Ход проведения мероприятия:
Ведущая – Василиса Прекрасная:
Сегодня на нашем занятии
Мы в прошлое края вернемся.
Узнаем о быте предков,
Традициях их и законах,
Чтоб помнили мы наших предков
И гордо несли свое имя,
Чтоб край наш Мосальский вовеки,
Прославлен был во всем мире.
Ведущая:
- Здравствуйте, гости дорогие, девицы – красавицы, добры молодцы! Спасибо, что отозвались на мое приглашение.
- Мы поговорим об истории нашего народа, о русских народных праздниках, о ремеслах и традициях. Наша тема: «Старину мы помним, старину мы чтим…».
Ученик:
Давно известно всем на свете
Искусство древних мастеров.
В них красота родной природы
И мудрость древняя веков.
Ведущая:
- Позвала я вас попеть, поплясать, загадки позагадывать, сказки послушать.
Всех приглашаем, всех зазываем, на праздник веселый с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками, прибаутками.
- Обещаю веселье и хорошее настроение.
- Начинаем сказки, пляски, байки – балалайки. Раздайся, народ, во сторонушки, приглашаем играть в хороводушки!
Дети встают в хоровод и играют в «Кошки – мышки».
Ведущая:
- Ну вот, наше путешествие уже началось, хотя вы, наверное, даже не заметили этого. Вы сейчас сыграли в старинную народную игру, в которую играли не только ваши бабушки и дедушки, но даже и их бабушки и дедушки. Её выдумал народ в давние – давние времена, а мы с вами и сейчас с удовольствием играем в нее.
Конкурс «Сказочный»:
Ведущий:
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней
Русской старинной сказки.
Ну как обойтись без русских народных сказок!?
- Вас пришли встречать герои из многих народных сказок, но вам надо их узнать, только тогда они выглянут их теремка.
1) Целый день в зеленой коже,
целый день все «квак» да «квак»,
но скрывается под кожей
та, что всех мудрей, пригожей.
Кто? (лягушка).
2 )На метлу свою вскочу,
Над лесами полечу.
Не ходите, дети, в лес, далеко за речку –
На лопату посажу и отправлю в печку. (Баба- Яга).
3) Помогла тянуть я репку,
поселилась в теремке.
Вот чудесная избушка!
Кто же я? (мышка – норушка)
4) Эх, лежать бы на печи, да жевать бы калачи.
Ведра носят воду сами. Привезут дрова мне сани.
Сплю я целую неделю.
Как зовут меня? (Емеля).
Ведущий:
- В старину очень любили сказки. Сейчас участникам предстоит отгадать сказочные загадки.
Разгадкой должно быть название сказки.
1. Сидит в корзинке
девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь —
Названье этой книжки... («Маша и медведь».)
2. Укатился он из дома
По дороге незнакомой.
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный... («Колобок».)
3. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки. («Три медведя».)
4. Помогла нам
яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали. («Гуси-лебеди».)
5. Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила. («Царевна-лягушка».)
6. До чего хитра лиса!
Это просто чудеса!
Мужика перехитрила,
с возу рыбу утащила.
обманула волка
тоже очень ловко! («Лиса и волк».)
7. Красна
девица грустна—
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка! («Снегурочка».)
8. Лягушка дом себе нашла:
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Тесно стало от жильцов.
(«Теремок».)
9. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра. («По щучьему велению».)
10. Колотил да колотил
По тарелке носом —
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавель».)
(Н. Найденова)
Конкурс «Все скороговорки не переговоришь».
Василиса Прекрасная:
- На нашей сказочной поляне растет чудо – дерево. На нем все волшебное: и листочки, и золотые яблочки. Кто хочет сорвать с нашего дерева яблочко? А внутри вас ждет сюрприз – скороговорки.
Скороговорки — это маленькие фразы или стихи, которые трудно произнести. А за что же их любили в народе, если их так нелегко выговорить?
Сначала кажется — язык сломаешь. Да за то, наверное, что всегда поражают они нас своим богатым и замысловатым звуковым нарядом, требуют от нас очень внимательного и бережного отношения к слову, заставляют справляться с трудностями русского языка. Научившись быстро и правильно выговаривать скороговорку, мы всегда испытываем чувство победы. Не нужно забывать, что для скороговорки важно не только, чтобы произнесли её как можно скорее. Ещё важнее — произнести фразу чисто и красиво. Ведь недаром дал народ скороговоркам ещё одно имя — чистоговорки.
Ведущий:
Теперь бой скороговорок
Пришло время нам начать,
Капитаны пусть мне вторят.
Остальных прошу молчать!
(Ребята произносят скороговорки. Кто лучше справится с заданием, тот и побеждает.)
• Летят три пичужки через три пустых избушки.
• Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
• Около кола бьют в колокола.
• Нашей Маше дали манной каши.
• Вставай, Архип, петух охрип.
• Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп.
• Наш Полкан попал в капкан.
Конкурс пословиц.
Василиса Прекрасная:
- Посмотрите повнимательнее на наше волшебное дерево. Его листья тоже волшебные. На них – русские народные пословицы. А что такое пословицы?
- Пословицы – это короткое, небольшое изречение, которое может многому научить. Не зря русский народ говорил: «Пословица – всем делам помощница». Она советует, учит, предупреждает. Я буду говорить начало пословицы, а вы должны выбрать продолжение:
1. Без труда не вытащишь |
и рыбку из: |
а) кармана; |
|
б) подо льда; |
|
в) пруда. |
|
2. Есть терпение, будет и: |
|
а) денег куча; |
|
б) умение; |
|
в) хорошая погода. |
|
3. Без дела жить — небо: |
|
а) коптить; |
|
б) подпирать; |
|
в) не видеть. |
|
4. Птицу узнают по полету, |
а человека: |
а) по зубам; |
|
б) по прическе; |
|
в) по делам. |
|
5. Умелец да рукоделец и |
себе, и людям: |
а) что-то подкинет; |
|
б) радость приносит; |
|
в) неприятности создает. |
|
6. Землю красит солнце, а человека: |
|
а) красивая прическа; |
|
б) труд; |
|
в) новое платье. |
|
Конкурс «Танцевальный»
Конкурс следующий не нов –
Это конкурс плясунов!
Ты играй, моя гармошка,
«До-ре-ми-фа-соль-ля-си»!
С вами мы сейчас увидим,
Как плясали на Руси!
На Руси всегда любили смех и веселье. Кто любил трудиться – тому можно веселиться! После напряженных трудовых будней устраивал русский народ веселые праздники. А какой же праздник да без пляски задорной?
Все участники под фонограмму русской народной песни «Барыня» пляшут.
Конкурс «Домашнее задание»:
Участники по очереди рассказывают о старинных народных промыслах.
Вятская игрушка, или дымка.
1-я участница.
Славилась Россия чудо - мастерами:
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
2-я участница.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
3-я участница.
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
4-я участница. Глина — один из самых распространенных природных материалов. Издревле из нее изготавливали различные предметы обихода.
5-я участница. Первая вятская ярко окрашенная фигурка—это свистулька. Она была изготовлена в честь праздника «Свистопляски». В этот день жители городов с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистульки, чтобы отпугнуть злых духов.
Ведущий. А какими именно игрушками славились дымковские мастера?
(Барышня-водоноска, индюк, лошадка, барашек-свистулька, олень — золотые рога и др.)
Ведущий. А почему дымковская игрушка всегда белого цвета?
(Потому что она покрашена гуашью белого цвета, разведенной на молоке.)
Ведущий. Какие элементы росписи использовали вятские мастера для украшения своих игрушек? (Кружки, точки.)
Ведущий. А известно вам, где находится Дымково?
(Дымково — слобода, ныне в составе города Кирова.)
Гжельская керамика
1-й участник. Гжельские изделия отличаются тем, что сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими узорами.
2-й участник. Гжельские умельцы преуспели в гончарном ремесле: кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки — их рук дело. Эти изделия пользовались популярностью во всей Руси.
3-й участник. Мастера делали не только посуду, но и фигурки сказочных героев, и игрушки — коней, петухов, котов, собачек.
4 участник.
Гжельская роспись на белом фарфоре
Синее небо, синее море,
Синь васильков, колокольчиков звонких,
Синие птицы на веточках тонких.
5-й участник.
Синь озер глубоких, белые снега
Подарила Гжели матушка-земля.
В нежном узоре сплетаются краски,
И волшебство к нам приходит из сказки.
Резьба по дереву
1 -я участница. Еще в старину люди любили украшать свой быт резьбой по дереву. Русская резьба по дереву украшала двери в избе, наличники на окнах, мебель.
2-я участница. Украшали резьбой и предметы быта — ложки, чашки, коромысла и другие предметы.
Роспись по дереву .
1-й участник. Резьбу по дереву традиционно дополняли росписью. Самой знаменитой на Руси считалась хохломская роспись.
Расписывали посуду: блюда, тарелки, ложки, стаканы, солонки, а также шкатулки, подносы.
2 участница:
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Краски хохломы!
(П. Синявский)
3-й участник.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома!
Ведущий. Ребята, а вы знаете, почему эта роспись называется хохломской?
(Потому что такая манера росписи родилась в русской деревне Хохлома, что в Нижегородской области.)
Ведущий. А какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?
(Красный, желтый, зеленый, черный, золотой и серебряный.)
Ведущий. Что именно принято рисовать на посуде и других изделиях?
(Здесь всегда используется растительный узор — колосья, ягоды, смородинки, листочки и цветы.)
Ведущий. Да, о русских народных промыслах можно говорить еще очень долго. Это и городецкая роспись, и жостовские подносы, и вологодское кружево, и знаменитые русские матрешки, и филимоновские игрушки-свистульки. Русские народные изделия всегда славились во всем мире. Ведь они сделаны руками мастеров, которые вложили в них всю свою любовь, творчество и умение.
Конкурс «Частушечный»
Ведущий. Русские люди очень любили петь частушки. В них есть веселье и задор. Встают участники и поочередно поют по одной частушке.
Девицы.
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!
Молодцы.
Да и мы, пожалуй, встанем,
От девчонок не отстанем!
Девицы.
Мы девчонки боевые,
Мы без дела не сидим.
То частушки сочиняем,
То за модою следим!
Молодцы.
Начинаем веселиться,
Начинаем песни петь.
Затыкайте ваши уши,
Чтоб со стульев не слететь!
Девицы.
Я сегодня нарядилась
В сарафан с оборочкой.
Полюбуйтесь все, ребята,
На мои оборочки!
Молодцы.
Голову я причесал,
Даже галстук повязал.
И, похоже, всех девчонок,
Я вокруг очаровал!
Девицы.
Мастерица я плясать,
Каблучками постучать.
Ножки сами идут в пляс —
Покажу сейчас вам класс!
Молодцы.
Песни петь — кривые ноги,
Плясать — голос не дает.
Я пошел бы к Маше в гости,
Да не знаю, где живет!
Девицы.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
Лучше молодцев танцуем,
Громче молодцев поем!
Молодцы.
Эх, девчонки, вы девчонки,
Вы напрасно спорите:
Все равно мы впереди,
Вы нас не обгоните!
Об обрядах и обычаях русского народа.
Василиса Прекрасная:
- А теперь давайте поговорим об обрядах и обычаях русского народа.
Вопросы:
1. Что означает обычай лепить снежную бабу?
(В Древней Руси метели и белые бури вызывали в воображении людей фантастические представления о деве снега. Боясь беды, её старались умилостивить, задобрить – создавали её снежный образ на земле.)
2. Перед Новым годом мы украшаем елку. Что это за обычай?
(Для наших предков чудесные превращения природы были загадочными, населяли воображение фантастическими существами, от которых, казалось, зависит удача или беда, сама судьба человека. Считалось, что в вечнозеленых ветках елки зимуют добрые духи. Вот и несли люди свои приношения, развешивали подарки на пушистых лапах, отсюда и пошел обычай украшать в новогодний праздник душистое хвойное дерево.)
3. Почему русский человек называет зиму заветным словом «матушка»?
(Крестьяне знали, словно родная мать, заботливо укрывает зима теплым пушистым одеялом каждую травинку, спасает от лютого мороза озимые, копит, собирает в высокие сугробы будущую вешнюю влагу, чтобы напоить весенние поля.)
4. Какое значение имеют игры «Ладушки» и «Сорока – воровка» для маленького ребенка?
(Игра «Ладушки» - прекрасная зарядка для рук, а в игре «Сорока» ребенок развивает координацию движений, это своего рода точечный массаж – всей ладошки и важных точек запястья, локтя, плеча. И одновременно педагогическое влияние: этому кашки не дала, потому что он ленив).
5. Почему народ придумал скороговорки?
(Скороговорки – это народная логопедия. Проговаривание скороговорок не только дает результаты, но и ребенок не чувствует себя неполноценным, т.к. все происходит в виде смешной и близкой ему игры.)
6. Какие звуки издают, когда укладывают ребенка спать?
(В колыбельной песне звучит «люли – люли», а не «тра-та-та». Об этом задумались давно. Эти звуки оказывают благотворное влияние на ребенка, и он засыпает).
7. А какой обряд совершали в воскресенье Масляной недели?
(В воскресенье сжигали чучело Масленицы, при этом пели песни.)
8. Когда крестьяне пекли изделия из теста в виде птиц?
(Крестьянин видел, что приход весны связан с прилетом птиц. И с просьбой поскорее вернуться домой выпекал из теста фигурки птиц – жаворонки. Жаворонок, по мнению крестьянина, нес весну на своих крыльях).
9. Что делают в полночь на Ивана Купала?
(На заре принято купаться, и такого рода купанию приписывают целебную силу).
10. Почему Новогоднее время – время гаданий?
(Считалось, что зима выпускает из-под лесных коряг не только метели, но и нечистую силу. Собирается эта сила на свои потехи. Гадали в это необычное время, о будущем пытали, творили сказочные обряды, нечисть заговаривали).
Конкурс потешек.
Василиса Прекрасная:
- А завершаем мы наше путешествие в старину веселыми потешками.
Ведущий.
Прошу внимание!
Продолжим соревнования.
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах.
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
Хотите знать, какие?
А вот такие!
Надо по ролям прочитать шутливые диалоги.
Главное — всех рассмешить, а самим при этом не рассмеяться.
—Машка, а Машка, в гости пора.
—На чем ехать-то?
—На рогоже.
—На рогоже не гоже.
—А ты на лукошке.
—Вдруг свалюсь по дорожке?
—Привяжись ремешком.
—Нет уж, лучше пойду пешком!
—Федул, что губы надул?
—Кафтан прожег.
—А велика дыра-то?
—Один ворот остался!
—Маша, что из леса не идешь?
—Да медведя поймала!
—Так веди его сюда!
—Да он не идет.
—Ну, тогда, сама иди.
—Так ведь он не пускает!
—Сынок, сходи за водицей.
—Брюхо болит.
—Сынок, иди кашу есть!
— А где моя большая ложка?
2 часть – практическая: Театрализованное представление
«Сборная ярмарка в Мосальске».
Звучит русская народная музыка «Коробейники», затем на протяжении всего мероприятия народная музыка звучит фоном к представлению.
Ведущий: - Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на представленье!
- Мосальск всегда бал знаменит своими ярмарками. И в наши дни стала возрождаться эта традиция – проводить сельскохозяйственные и сборные ярмарки.
(Можно показать слайды с ярмарки).
- И мы сегодня приглашаем вас на сборную ярмарку.
- Но здесь нам и развернуться негде.
- Выйдем на широкую площадь и покажем свой товар. (Выходим на широкую площадку).
- Сегодня у нас не просто ярмарка, а праздник.
- А на празднике нет зрителей, все становятся участниками.
Появляются ведущие – скоморохи, которые зазывают, ведут участников по ярмарке.
На столах – лотках выставлены поделки, игрушки, посуда, утварь, вышивка.
1) Выступление скоморохов – зазывал. Они читают стихи, зазывают честной люд на ярмарку.
1 скоморох: - Добро пожаловать, гости званые и желанные!
2 скоморох: - Люди старые и молодые, женатые и холостые!
1-ый: - Милости просим на ярмарку!
2-ой: - Всех приглашаем!
Душевно встречаем!
1-ый: -
Торопитесь, заходите,
Представленье
поглядите!
Ведущий: - Будьте знакомы: Фома и Ерема.
Ерема. Здорово, брат Фома!
Фома. Здорово, брат Ерема!
Ерема. Куда путь держишь?
Фома. На ярмарку иду. А ты бывал ли на ярмарке?
Ерема. Бывал!
Фома. А кого ты на ярмарке видал?
Ерема. Видал, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову.
Глаза у нее узенькие, а лоб широкий.
Фома. Да ведь это медведь был!
Ерема. Какой там медведь!
Я прежде медведя видал, знавал, он не такой.
Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Фома. Да это волк!
Ерема. Все ты, брат, говоришь не в толк!
Я прежде волка знавал: волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки попрыгивает да от собак убегает.
Фома. Да ведь это заяц!
Ерема. Какой там заяц!
Я прежде зайца видал: заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелётывает.
Фома. Да ведь это горностай! Ты байки, брат Ерема, сказывать-то перестань.
Ведущий. Здравствуйте, Фома и Ерема! Вы зачем к нам пожаловали?
Фома, Ерема (вместе).
Люди говорят вокруг:
Без Фомы да без Еремы - как без рук.
На ярмарку мы пришли народ веселить да игры заводить.
Ведущий. Так пора ярмарку открывать!
Фома. Ярмарка открывается,
Публика собирается!
Приглашаем всех сюда,
Почтеннейшие господа!
Ерема. Кавалеров и дам приглашаем к нам!
У нас сегодня базар, Выбирай, какой хочешь, товар!
Ведущий: - Ну, что ж, хозяин, покажи свой товар!
2) Подходим вместе со скоморохами к валенкам – большие и маленькие, украшенные.
Егор Кузнецов (в кепке с бантом, в красной рубашке) читает стихи о валенках:
Про валенки: - Вот мой товар!
Валенки: - Их палят и варят, да не едят…
- Русский народ сочинил про них такую загадку:
«Весь в шерсти, а кожи нет».
- Это наши любимые валенки, без которых зимой в лютые морозы не обойтись.
– Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой,
Утром в школу, днем – домой. (Показывает валенки, нахваливает).
- Подходите, покупайте,
Ножки согревайте!
Ведущий: - Вот какой ты молодец! Вот тебе леденец!
- Пройдемся по рядам,
Посмотрим и на другой товар!
1-й Скоморох. Мы скоморохи и лицедеи,
Пляшем, как можем, Поем, как умеем.
Мы все скоморошьего происхождения,
Очень древнего года рождения!
Дали зарок до скончания века
Веселить и радовать человека!
2-й Скоморох. Мы танцоры и певцы,
Удальцы и молодцы,
Голосом пляшем,
Ногами поем,
В общем и целом
Прекрасно живем!
По ярмаркам и праздникам гуляем,
Всех гостей от души потешаем!
4 класс – исполняют танец:
«Валенки, да валенки» - берут валенки прямо со стола у продавца.
Мастерицы мы плясать,
Каблучками постучать.
Ножки сами идут в пляс —
Покажу сейчас вам класс!
Скоморохи ведут дальше со стихами, подходим к деревянным поделкам: ложки расписные (деревянные, простые и расписные).
Скоморохи:
Народ наш раздобрел, повеселился,
А теперь за кошелек схватился.
Зачем монеты он припас?
Надо потратить, не хранить про запас!
Данила Мороз – в кепке с бантом, в рубахе, Юля Шомполова:
- Славилась Россия чудо – мастерами:
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
- Про ложку говорят: - Сама не ем, а людей кормлю.
- Вот простая на вид ложка (деревянная).
- А сколько нужно приложить труда и умения, чтобы её вырезать.
Сначала нужно наколоть заготовки – чурбачки липового дерева, потом обтесать, заготовить «баклуши». А из них уже вырезать ложки. Ну, а затем их можно и украсить, и расписать, чтоб было приятно и глазу посмотреть, и ко рту поднести.
- Это вам «не баклуши бить»!
- А вот еще поделки из дерева (показывают): доски для резки продуктов (простые и расписные – набор), хлебница под стать доскам (расписная), посуда из дерева.
3) Скоморохи идут дальше, читают стихи:
- Ну, что у лотошников за товар! И тот хорош, и другой хорош, выбирай, какой хошь!
Торгуют они честно – даже Москве известно!
Лотошник покупателю рад, у него весь товар нарасхват.
Поделки из глины – кружки, кувшины.
Калмыкова Соня (читает стихи) и Артем Шахторин.
- На Руси любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все поделки не простые,
А волшебно-расписные.
- Сколько нужно труда, чтобы сделать такую посуду.
- В первую очередь надо найти подходящую глину.
Не всякая глина подойдет для лепки и изготовления посуды. Сколько верст я прошагал по округе, чтобы найти нужную глину.
- А потом я аккуратно делал на гончарном кругу эти кувшины. Их надо обжечь в специальной печи, потом моя помощница их расписывала.
- Горшок глиняный: - На топтале был, на кружале был,
на пожаре был, домой пришел – семью кормил.
4) Скоморохи:
Есть ниточки и катушечки,
Подходите покупать, девки-душечки!
Иголки не ломки, румяна, помада,
Кому чего надо? Булавки, иголки,
Цветные приколки!
За один пучок плати пятачок!
Вязаные вещи – носки, свитера, юбки, костюмы, варежки.
Юля Федотова читает стихи.
Варежки: - Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
- Четыре в избе, пятый возле.
Носки – от слова нос, носок со значением «передний край обуви или чулка».
Носок – не шит, не кроен, на ниточке сборен.
5) Скоморохи:
И товар хорош,
И цена веселая! Хошь не хошь,
Доставай последний грош! Сколько просим?
Да сколько в кармане носим! Копейка на копейку
-Хороший барыш.
Да ежели и словом угодишь,
Веселым, звонким,
Как сахар колким,
То и совсем хорош!
Салфетки, платки, рушники, скатерти, полотенца (взять из дома вышитые скатерти, наволочки, салфетки, полотенца). Веселова Диана читает стихи и показывает.
Скатерть: - Мочили, колотили, рвали,
крутили и на стол клали.
Наволочка: - Вот подушка – без рук, без ног,
А рубашку (наволочку) надевают.
Полотенце: - Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!»
А Платок и платье – родственные слова, в основе лежит древнерусское слово «плать», что означает «кусок материи».
6) В середине праздника приходят цыгане – гадают, исполняют цыганский танец
(4 класс).
7) Скоморох.
Повсюду ярмарка-распродажа,
Здесь все, что вам нужно, лишнее даже!
Товары все как один хороши
-Для дела, для тела, для глаз, для души!
Скоморохи идут дальше – корзинки, плетенки.
Возилкин Илья, Долгополов Максим.
Про корзину: - Висит баба на грядках, вся в заплатках, заплата на заплате, а дырье не зашито.
- Это вам не сегодняшние полиэтиленовые и целлофановые пакеты. Это настоящая ручная работа! Что только можно положить сюда! И ягодки, грибочки из леса принести, и на базар за продуктами сходить, и покрасоваться в рыночный день, с большой плетеной корзиной на речку белье сходить прополоскать.
8) Скоморох.
Эй, народ, шевелись, суетись,
Кучей всей у столов не толпись.
Налетай на товар, поворачивайся,
Но не думай, что за так, а расплачивайся.
Игрушки
(Игрушки – из глины, из тряпочек, изо льна). Гущин Владик.
- Детям на утешенье,
Взрослым на удивленье!
- Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы,
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю игрушки.
- Здесь и потеха, и игра, и настоящее дело – ремесло в золотых руках мастера.
9) Скоморохи подходят к овощам.
Полетаева Ангелина и Ильичев Андрей.
Написаны на столе таблички, а самих овощей нет.
Скоморохи:
- Тары-бары-растабары! Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад, Разбирайте нарасхват!
- Где же ваши овощи?
- Отгадайте наши загадки об овощах, мы вам и покажем наш урожай.
Капуста: Что за скрип, что за хвост,
Это что еще за куст.
Как же быть без хруста,
Если я – капуста.
Картошка: Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей прошла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная картошка.
Морковка: Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Лук: Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил лук.
Заставил плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а лук.
Помидоры: Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней помидора.
Свекла: Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я – свекла.
Огурцы: Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые. А зовут нас – огурцы.
Ученики по очереди загадывают загадки про овощи. Скоморохи отгадывают.
Ангелина и Андрей выкладывают на стол: картошку, лук, свеклу, чеснок, морковку, капусту, яблоки, огурцы и помидоры в банках, варенье.
Ведущий: Молодцы, скоморохи!
- Ну, а пригласили ли вы на ярмарку песельников да игрецов?
Скоморохи (вместе). - А как же!
1-й Скоморох. - Наши артисты не заморские куплетисты, а русские певуньи!
2-ой скоморох: - Ну, а что вы можете рассказать про овощи?
Дети 2 «Б» класса исполняют песню «Овощи» (поднимают вверх вырезанные из картона картошку, капусту, свеклу, горох, морковку, петрушку).
10) Скоморохи:
А у меня ноги с подходом,
Руки с подносом, Голова с поклоном,
Язык с приговором, Да не с простым,
А с золотым. Слово - липовый мед.
У сосновых ворот Бочку подставляй,
Детушек угощай. Хватит на весь черед
И на следующий год
И нашим, и вашим. Всех уважим!
Мед. (Разложен по баночкам - подписан, какой мед). Архаров Саша:
- Хорош хозяин, хорош и мед!
- Маленькая чашка, да вкусненькая кашка. Ни ложек, ни масла, а есть можно.
Рассказ про мед – целебные свойства, и какой от каких болезней.
Скоморохи: - Какие вы все молодцы! Вот и вам леденцы!
Скоморохи раздают всем детям леденцы.
Ведущий: - Спасибо, скоморохи, за представленье! Вот и вам угощенье!
Хотите, гостями у нас будьте,
Хотите, в другой раз заходите!
- А мы приглашаем всех на хлебную ярмарку!
11) Скоморохи подходят в хлебные ряды:
Скоморох: Ближе подходите,
Слушайте, смотрите,
Раз взглянул, на второй - купил,
На третий - нас поблагодарил!
Королева Саша, Костанян Тарлан, Рожков Аким, Тимоненков Антон, Кудряшова Вика, Дадонова Настя (в юбке, платке, кофте).
Саша и Аким:
- Приглашаем вас на хлебную ярмарку, встречаем вас хлебом, солью по старинному обычаю.
- Недаром в народе говорится: «Хлеб всему голова!»
- А еще говорят: «Не шуба греет, а хлеб!»
- И еще говорят: «Краше солнца только хлеб».
- Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено.
На столах: баранки, калачи, булки, звучат стихи о хлебе; должен быть самовар.
Настя: - Булки, баранки, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Антон: - Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
1 скоморох:
Ждет вас ярмарочное представление,
Всем на удивление - Балагуры, зазывалы,
Каравай, хлеб, пироги и другие товары.
А где хлебно да тепло, там и жить добро.
На гулянье у нас Русский перепляс
Да хохота час, Полсотни плясунов
Да артель певцов С народными песнями
Да с потешками о хлебе.
2 скоморох:
Эй, друзья! Смотрите скорее сюда!
То, что мы вам покажем,
Не увидите нигде и никогда!
Это только один раз
И только у нас!
Кто любит веселье и смех,
Мы зовем к себе всех!
Просто так и для утехи
Предлагаются потехи.
Скоморохи:
Потеха первая – простая, но нервная.
Баранки получает тот,
Кто правильное число их назовет.
Зрители определяют количество баранок в связке.
Потеха вторая – не совсем простая «Валяй, каравай».
Играющему завязывают глаза и крутят его, приговаривая: «Каравай получит тот, кто правильное направление возьмет».
Саша Королева: ( выносит поднос с витушками )
У меня витушки тем,
Кто поет частушки.
Если лучше всех споет,
Все витушки заберет.
Частушки о хлебе, хлебных изделиях, выпечке – 6 учеников.
Вика: Все в Мосальске мы живем,
Вкусны пряники жуем!
Мы частушек много знаем.
Их сейчас для вас споем!
Тарлан: Прянички печатные –
До того приятные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Настя: Хлебом – солью всех встречаем.
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Антон: Пыль клубится по дорожке,
Везем с ярмарки лепешки.
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках!
Аким: Вова, Вовочка, дружок,
Съешь с поганкой пирожок!
А для нашей Анечки
Булочки да прянички!
Саша: Наши руки крендельком,
Щеки – словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Скоморохи:
Уважаемые гости, не стесняйтесь!
По ярмарке нашей прогуляйтесь!
Успеете отдохнуть, и отовариться,
Пока к нам гостья собирается!
Праздник тем и знаменит,
Что представит любой дефицит,
Созданный не щучьим веленьем,
А мосальским мастерством и уменьем!
Дети читают стихи:
Настя (С калачами)
Ярмарка! Ярмарка!
Продаются калачи, калачи горячи!
Хоть в окошко мечи!
Калач – от слова «колесо». В этот ряд можно поставить слова: колобок, кольцо, кольчуга.
Все предметы круглые, это их и объединяет.
Вика ( С пряниками)
Пряники – одно из самых любимых лакомств у русских. А чтобы пряники были вкуснее и ароматнее, в тесто добавляли различные пряности: мускатный орех, гвоздику, ваниль. Пряник образовано от «пряный» с помощью суффикса – ик.
Медовые пряники, сладкие, ароматные,
На вкус очень приятные.
Пряники медовые! Купите, купите!
Хвалил еще Афанасий Никитин.
Зубы есть – сам грызи,
А нету – у соседа попроси.
Антон: ( С пирожками)
Пирог – от слова «пир». Сначала пирогом называли праздничный хлеб.
Пироги с луком, с перцем, с собачьим сердцем,
С зеленой петрушкой, с маленькой лягушкой!
Аким ( С блинами)
Блины, блины! Три дня как испечены.
С дымом, с паром, с головным угаром!
Где блины - там и мы!
Вот блины – блиночки! Кушайте, милые дочки!
Вкусные блиночки! Кушайте, сыночки!
Блины и мельница – родственники. Произошли от слова «млить», что означало «жернов», «нечто круглое».
Тарлан несет самовар, ставит на стол.
Каравайщица – Саша:
Отгадайте, что я положила, чтобы получился хороший каравай?
Я положила то, что в воде родится, а воды боится? (соль)
Не солено, не варено, а едят. (молоко)
В доме еда, а дверь заперта. (яйцо)
Бел, как снег, а в чести у всех. (сахар)
А что я забыла назвать? (муку)
Все: Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие!
12) Саша Королева приглашает всех на чаепитие (в стихах):
Настя: Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия-мать!
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех,
За потешки, за частушки
Благодарствуем мы всех.
Саша: Поиграли, поплясали,
Что ж, хозяева устали,
За привет, за угощенье – вы примите поздравленье.
Ведущий: - Не пора ли побаловать наших детей чайком?
- Черненько, горяченько, а все любят.
Скоморохи:
Если холодно – согреет, жарко – жажду утолит.
Заболеешь иль устанешь – крепкий чай надо попить.
Ведущий: - Приглашаем всех участников и гостей попить с нами чаю!
Скоморохи берут самовар и с песнями, стихами ведут всех в класс, где накрыты столы. Ученики ставят хлебные изделия на столы.
Проходит чаепитие в нашем классе вместе с 4 классом и родителями 3 класса.
Литература:
1. Панкеев И., Рассолова Е. «Круг земного бытия», Москва «Терра», 1997г.
2. Тарасова Е.Г. «Прарусская культура», Уроки 10- 20, Читаем, учимся, играем, 2008г. № 1 – 12.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб «Детство – пресс», 1998г.
4. Усова Н.В., «Об обрядах и обычаях», Читаем, учимся, играем, 2009г. №10.
5. Климова О.Б., Скороходова Е.Ю., «Приглашение в страну Фольклорию», Читаем, учимся, играем, 2009г. №10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.