Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)
Оценка 4.7

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
классное руководство
7 кл—8 кл
13.10.2017
Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)
Урок можно использовать классными руководителями на классных часах. Цель урока: определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни. Урок поможет учащимся выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков; определить и объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями. к разработке урока прилагается рабочий лист с заданиями и тест на закрепления материала .
1.doc
истину,       и   доброту надежду, Тема:"Мораль". Цель урока: определение   роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.   Задачи: образовательные: объяснить понятия «мораль», «добро», «зло», «золотое правило нравственности»; выяснить сходство и различие морали и права.  воспитательные: выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков; определять и объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями. развивающие: анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с текстом; выделять главное, актуализировать ранее изученное; составлять таблицы. Тип урока: урок открытия новых знаний Задание   1.   Слайд   1.  Когда­то   давно   старик   открыл   своему   внуку   одну   жизненную   истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть,  ревность, сожаление,  эгоизм, амбиции,  ложь.  Другой волк  представляет  добро: мир, любовь, верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Как вы понимаете смысл этой притчи? Согласны ли вы с главной идеей притчи? Приведите пример из жизни, иллюстрирующий главную мысль притчи. Слайд   2.  Мы   живем   в   обществе,   в   котором   существуют   определенные   ценности.   Практически ежедневно мы стоим перед выбором ­ протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя   не   касается,   пройти   мимо   бездомной   собаки   или   накормить   ее,   угостить   товарища   своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Слайд 3.   Что  регулирует поведение людей в обществе? (Н­р. Катя доверила подруге важный секрет,   а   подруга   Маша   рассказала   о   нем   всему   классу   – мораль. Вадим   угнал   автомобиль,   и   совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право). С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль ­ мы сегодня и познакомимся. Слайд.4. Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. Слайд 5. План нашего урока вы видите на доске. 1. Что такое мораль? 2. Признаки морали. 3. Нравственные (моральные) ценности. 4. Моральный выбор – это ответственность. 5. Типичные задания ОГЭ. ­ Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек.) Итак, с чего начнем? (С определения мораль) Задание 2. Прочитайте текст  и составьте представление о морали. В  латинском языке слово «мораль» означает «обычай», «нрав», «характер», «порядок».     Мораль   зародилась   в   глубокой   древности,   на   заре   возникновения   человечества.   Внимательно наблюдая   жизнь,   деятельность,   поступки,   нравы,   люди   тщательно   их   обдумывали   и,   наконец, сформулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, мудрые   правила,   которые   регулируют,   строго   направляют   поведение   людей.   К   ним   относятся принципы   любви к человеку,   милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай   старших» и т.д.   Эти правила нашли отражение во всех религиях мира – у христиан  в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе,  в древних буддийских,  индийских и китайских верованиях. Вопросы: Каково происхождение слова «мораль»? Как и когда оно зародилось? Что такое мораль? Слайд 6. Мораль ­ нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др. Право  тоже контролирует поведение человека. ­ Что такое право? Право ­ система общеобязательные правил поведения, установленных государством. ­ Что объединяет эти понятия, а что отличает? Давайте сравним этих два регулятора жизни­ право и мораль и заполним результат в таблице. ­ На доске представлен шаблон таблицы, перенесите ее в тетрадь.  ­ У меня есть карточки, которые нужно правильно распределить по колонкам. Слайд 7,8.  Мораль и право Вопросы для сравнения Право Кто вырабатывает Государство Мораль Общество Где закреплено? В законах государства Нет письменного закрепления Каковы последствия  нарушения? Наступает юрид.  ответственность Общественное осуждение, критика,  “угрызение” совести Выполнение Обязательно Не обязательно Что регулирует? ­ Итак, каковы же признаки морали?  служат для регулирования и оценки поступков человека.      (Милосердие,   совестливый,   добрый,   честный, ­   А   каковы   черты   морального   человека?     справедливый,   благородный,   порядочный,   бескорыстный,   честность,   воспитанность,   ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание, гражданственность, патриотизм)  Задание.   Задание   3.  Оцените   следующие   варианты   поведения   человека,   и   сформулируй   черты высокоморального человека? 1) Некий Сидоров долгие годы «ютился» с семьёй в коммунальной квартире. Условий для нормальной жизни не было никаких, а денег для того, чтобы купить квартиру, тоже не было. Вскоре подошла его очередь получать жильё. Но Сидоров узнал о том, что ветеран Петров – много лет отдавший заводу – нуждается в квартире. Сидоров посчитал, что жильё нужно отдать уважаемому ветерану, а он с семьёй может жить по­ прежнему. Сидоров отказался от квартиры.  2) В период военных действий сержанту Ковалёву было дано задание: пройти в тыл врага и узнать важную информацию. Однако солдат был обнаружен и, чтобы враги не узнали место нахождения войск, вынужден был повести их по ложному следу, понимая, что будет убит. Он пошёл на смерть, хотя мог бы выжить. 3) Об Альберте Швейцере (1875­1965), немецко ­ французском философе и враче, вы , вероятно, хорошо знаете.   Его   помнят   и   всегда   будут   помнить   во   всем   мире.   Будучи   уже   очень   знаменитым   и   богатым человеком, он неожиданно бросил налаженную жизнь и уехал из Европы в   Центральную Африку, где в маленькой деревушке Ламбарена на свои средства открыл больницу для бедняков и до конца своей жизни лечил их. Вывод: законы морали имеют огромное значение в отношениях между людьми. Задание 4.   Прочитайте рассказ и ответьте на вопрос о чем идет речь? Что такое моральная ответственность? Есть такая философская  притча о дровосеке.  Он честно собирал  хворост в лесу. Его считали человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался… (Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия – добрые или злые ­ и, конечно, нести ответственность за результат. Потому что, если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, ее последствиях, мы можем  попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей­неволей помогающего   творить   преступления.   И   еще:   где   гарантия,   что   однажды   и   сам   дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек… На каждом из нас лежит ответственность  за общественные результаты своих поступков). Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: в чем опасность безответственного поведения? Случай под Рязанью. Осенью 2006 г. легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно­десантного   училища   несмотря   на   предупреждение   дежурных   с   флажками.   Убито   6 курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян. (Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием. Это приводит к пагубным последствиям, как для окружающих, так и для того кто совершил безответственный поступок. Не зря в народе говорят :  «Дай сердцу волю – заведет в неволю».)  Проверка домашнего задания.  Задание 6.   В апреле 1986 года на чернобыльской АЭС произошла страшная катастрофа многих трагических   последствий   можно   было   бы   избежать   если   бы   власти   вовремя проинформировали   население   и   произвели   его   эвакуацию.   Вместо   этого   люди   подвергались дополнительной   опасности,   принимая   в   условиях   повышенного   радиационного   фона   участие   в торжественных демонстрациях. Прокомментируй этот факт, используя понятия "ДОЛГ", "СОВЕСТЬ", "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ" (Долгом  властей было предупредить и эвакуировать население. Однако, из­за отсутствия  совести они этого не сделали. Ответственность за произошедшую катастрофу полностью лежит на властях). Тест. первомайских     1. 2. 1) 2) 3) 4) 3. Выражение «Спешите делать добро» относится к области 1) морали 2) искусства 3) науки 4) образования Какое из приведенных понятий не относится к категориям морали? долг совесть честь сознание Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле. Б.  Выполнение норм морали контролируются государством. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4.   Верны ли следующие суждения о морали?  А. Мораль характеризует человека  с точки зрения способности строить гармоничные отношения  с другими людьми. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 5. Установите соответствие между определением и категорией морали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.  ОПРЕДЕЛНИЕ КАТЕГОРИЯ МОРАЛИ А)   осознание   человеком   своего   значения   и признание этого значения обществом Б)   способность   личности   к   моральному самоконтролю В)   совокупность   объективно   необходимых обязанностей человека 1) честь 2) долг 3) совесть А Б В 6. 1) 2) 3) 4) Социальные нормы имеют несколько видов. Сравните   моральные и религиозные нормы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера  черт сходства, а во вторую колонку  ­ порядковые номера черт отличия.  выражают представления о добре и зле поддерживаются силой общественного мнения поддерживаются верой и страхом наказания служат образцами поведения людей Черты сходства Черты различия Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой. 7. (А) Добро всегда предполагает единство намерения совершить поступок и действие. (Б) Благие побуждения, которые не проявляются в действиях, как считают социологи, еще не являются реальным   добром.   (В)   Хороший   поступок,   на   их   взгляд,   ставший   результатом   недобрых мотивов, нельзя считать в полной мере добром. Определите, какие положения текста 1) 2) Запиши в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.  отражают факты выражают мнения А Б В Подведение итогов. Рефлексия. ­Наш урок подходит к концу.  ­Вы   сегодня   работали   очень   хорошо,   аргументировано   отвечали   на   поставленные   вопросы   и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит: Не делай другому того, чего себе не желаешь!                           Притча о мудром Мастере. Давно­давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: ­Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер сказал: ­Все в твоих руках.Только  сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать. Рабочий лист.         давно   старик внуку   одну   своему   открыл  .  Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.  Задание 1   Когда­то истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность,   сожаление,   эгоизм,   амбиции,   ложь.   Другой   волк   представляет   добро:   мир,   любовь,   надежду,   истину, доброту верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Вопросы: Как вы понимаете смысл этой притчи? Согласны ли вы с главной идеей притчи? Приведите пример из жизни, иллюстрирующий главную мысль притчи.   жизненную   и Задание 2. Прочитайте текст  и составьте представление о морали. В  латинском языке слово «мораль» означает «обычай», «нрав», «характер», «порядок».     Мораль зародилась в глубокой древности, на заре возникновения человечества. Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сформулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные  принципы,  идеалы,  мудрые правила,  которые регулируют,  строго направляют поведение людей. К ним относятся принципы  любви к человеку,  милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай  старших» и т.д.  Эти правила нашли отражение во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии,   у   мусульман   в   священной   книге   Коране,   у   иудеев   в   священной   книге   Торе,   в   древних   буддийских,  индийских и китайских верованиях. Вопросы: Каково происхождение слова «мораль»? Как и когда оно зародилось? Что такое мораль? Задание 3    . Оцените следующие варианты поведения человека, и сформулируй черты высокоморального человека? 1) Некий Сидоров долгие годы «ютился» с семьёй в коммунальной квартире. Условий для нормальной жизни не было никаких, а денег для того, чтобы купить квартиру, тоже не было. Вскоре подошла его очередь получать жильё. Но Сидоров узнал о том, что ветеран Петров – много лет отдавший заводу – нуждается в квартире. Сидоров посчитал, что жильё нужно отдать уважаемому ветерану, а он с семьёй может жить по­ прежнему. Сидоров отказался от квартиры.  2) В период военных действий сержанту Ковалёву было дано задание: пройти в тыл врага и узнать важную информацию. Однако солдат был обнаружен и, чтобы враги не узнали место нахождения войск, вынужден был повести их по ложному следу, понимая, что будет убит. Он пошёл на смерть, хотя мог бы выжить. 3)  Об Альберте Швейцере (1875­1965), немецко ­ французском философе и враче, вы, вероятно, хорошо знаете.   Его   помнят,   и   всегда   будут   помнить   во   всем   мире.   Будучи   уже   очень   знаменитым   и   богатым человеком, он неожиданно бросил налаженную жизнь и уехал из Европы в   Центральную Африку, где в маленькой деревушке Ламбарена на свои средства открыл больницу для бедняков и до конца своей жизни лечил их. Задание 4.  Прочитайте рассказ, и ответьте на вопрос о чем идет речь? Что такое моральная ответственность? Есть   такая   философская   притча   о   дровосеке.   Он   честно   собирал   хворост   в   лесу.   Его   считали   человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался… Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: в чем опасность безответственного поведения? Случай под Рязанью. Осенью 2006 г. легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно­десантного училища несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито 6 курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян.   можно   Задание 6.   В апреле 1986 года на чернобыльской АЭС произошла страшная катастрофа.   Многих трагических последствий вовремя проинформировали   население   и   произвели   его   эвакуацию.   Вместо   этого   люди   подвергались   дополнительной опасности,   принимая   в   условиях   повышенного   радиационного   фона   участие   в   торжественных   первомайских демонстрациях. Прокомментируй этот факт, используя понятия "долг", "совесть", "ответственность". избежать, власти бы   было   если   бы       Домашнее задание.   Творческое  задание:   народная  мысль   гласит:  «Мораль  начинается   там,    где   один  человек позаботиться о другом». Как вы понимаете это утверждение? Раскройте его смысл. Тест. Типичные задания. 1. Выражение «Спешите делать добро» относится к области 1) морали 2) искусства 3) науки 4) образования 2. Какое из приведенных понятий не относится к категориям морали?     1) долг 2) совесть 3) честь 4) сознание 3. Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле. Б.  Выполнение норм морали контролируются государством. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4.   Верны ли следующие суждения о морали?  А. Мораль характеризует человека   с точки зрения способности строить гармоничные отношения   с другими людьми. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 5. Установите соответствие между определением и категорией морали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.  ОПРЕДЕЛНИЕ КАТЕГОРИЯ МОРАЛИ А) осознание человеком своего значения и признание этого значения обществом Б) способность личности к моральному самоконтролю В)   совокупность   объективно   необходимых   обязанностей человека 1) честь 2) долг 3) совесть А Б В 6. Социальные нормы имеют несколько  видов.  Сравните    моральные и религиозные нормы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера   черт сходства, а во вторую колонку  ­ порядковые номера черт отличия.  выражают представления о добре и зле 5) 6) поддерживаются силой общественного мнения 7) поддерживаются верой и страхом наказания 8) служат образцами поведения людей Черты сходства Черты различия 7. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)   Добро   всегда   предполагает   единство   намерения   совершить   поступок   и   действие.   (Б)   Благие побуждения, которые не проявляются в действиях, как считают социологи, еще не являются реальным добром. (В) Хороший поступок, на их взгляд, ставший результатом недобрых мотивов, нельзя считать в полной мере добром. Определите, какие положения текста 3) отражают факты 4) выражают мнения Запиши в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.  А Б В

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)

Конспект внеклассного урока по теме " Мораль" ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017