Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"
Оценка 4.9

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +3
doc
Междисциплинарный 4
7 кл—11 кл
06.03.2019
Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"
Темой данного внеурочного занятия выбрана проблема сквернословия в нашем обществе. Цели и задачи занятия: - формировать навыки культурного и здорового образа жизни; - углублять знания о вредных привычках; - воспитывать отрицательное отношение к людским порокам; - побуждать к нравственному самосовершенствованию; воспитанию в себе сильной, чистой, здоровой личности.
культура речи.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И ЗДОРОВЬЕ ДУШИ» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­ формировать навыки культурного и здорового образа жизни; ­ углублять знания о вредных привычках; ­ воспитывать отрицательное отношение к людским порокам; ­ побуждать к нравственному самосовершенствованию; воспитанию в себе сильной, чистой, здоровой личности. Формы   и   виды   деятельности:  анкетирование,   лекция,  беседа,  мультимедийная презентация, самостоятельная работа со словарём, ситуационная игра. Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран, презентация); клип Джоанны Стингрей   «Walking   Through   Windows»;   словари   синонимов   русского   языка;   микрофон (бутафория); раздаточный материал – анкеты. ПРОВЕДЕНИЕ: 19 сентября 2017 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД ЗАНЯТИЯ Перед   проведением   занятия   с   учащимися   проводится   анонимное анкетирование   «Сквернословие   в   моей   жизни»   (см.   Прилож.).   Такая   же   анкета раздаётся   учащимся   в   конце   проведённого   занятия   –   на   этапе   рефлексии.   Анкета поможет   узнать,   насколько   эффективно   прошло   мероприятие,   cколько   детей действительно задумались над данной проблемой.  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организация. Выбор темы Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые старшеклассники!  На экране сейчас перед вами – изречения великих и известных людей, напрямую связанные   с   темой   нашего   занятия.   Прочтите   их   и   скажите,   о   чём   пойдёт   речь   на сегодняшнем занятии? Речь ­ это показатель ума. Сенека (др.­римский философ, поэт) Каков человек, такова его и речь. Сократ (др.­греч. философ) Культура   —   это   умение   материться   без   мата.  Аркадий   Давидович   (русский, советский писатель, афорист) Нет   музыки   слаще,   чем   ангельские   голоса   ребятишек,   если   не   особенно вслушиваться   в   произносимые   ими   слова.  Логан   Пирсолл   Смит   (америк.   писатель, эссеист) Обсуждение, обозначение темы. 2. Целеполагание Верно,   сегодня   мы   продолжим   начатый   ранее   разговор   о   культуре   речи.   Но конкретно   остановимся   на   чистоте   нашего   языка,   на   присутствие   в   нашей   жизни сквернословия и поговорим о том, как оно влияет на нас самих.  Сформулируйте цель нашего занятия. Ответы учащихся. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Что такое сквернословие? Сквернословие   ­   это   речь,   наполненная   неприличными   выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, ненормативная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием ­ от слова «скверна».  Начиная с подросткового возраста проблема нецензурной лексики встаёт особенно остро,   т.к.   подросткам   кажется,   что   сквернословие   ­   это   проявление   независимости, способность не подчиняться запретам, как бы символ взрослости. Кроме того, подростки считают,   что   употребление   нецензурных   слов   и   выражений   является   знаком   языковой принадлежности   к   группе   сверстников,   как   бы   данью   речевой   моде.   Иногда   это   ­ подражание   молодёжным   кумирам,   ­   например,   популярным   телеведущим,   актёрам, певцам.  Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, ­ оружие неуверенных   в   себе   людей.   На   самом   деле   грубость   и   хамство   позволяют   им   скрыть собственную   уязвимость   и   как   бы   защищают   их,   ­   ведь   обнаружить   слабость   и неуверенность   в   этом   возрасте   равносильно   полному   поражению.   А   иногда   и старшеклассники   также   стараются,   выражаясь   бранными   словами,   задеть   родителей, шокировать, вывести  их из  себя, чтобы измерить свою власть  над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.  Но   матерная   брань   это   не   только   набор   речевых   непристойностей,   ­   подобная лексика   свидетельствует   о   духовной   болезни   человека.   Ведь   слово   ­   не   просто   набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.  2. Сквернословие и здоровье Доктор биологических наук, академик медико­технических наук П. Горяев в ходе многочисленных  экспериментов установил  и доказал, что генетический  аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. Как   это   происходит?   Известно,   что   человек   состоит   более   чем   на   75%   из   воды. Произносимые   человеком   слова   изменяют   структуру   воды,   выстраивая   её   молекулы   в сложные   цепочки,   меняя   их   свойства,   а   следовательно,   меняя   генетический   код наследственности.   При   регулярном   отрицательном   воздействии   слов   происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение   генов   ускоряет   старение   организма,   способствует   развитию   различных болезней и таким образом сокращает срок жизни. И наоборот, при воздействии позитивных слов и мыслей улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни. Другой учёный, доктор биологических наук И.И. Белявский, в течение многих лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал,  что не только человек  характеризуется определённым  спектром энергии, но и каждое его слово несёт энергетический заряд. И слово воздействует на гены, либо   продлевая   молодость   и   здоровье,   либо   приближая   болезни   и   раннюю   старость, значительно ухудшая общее качество жизни. В   медицинской   практике   есть   случаи,   когда   люди   с   определёнными   видами паралича не могут сказать ни одного нормального слова, но без запинки произносят целые выражения, состоящие исключительно из мата. Это удивительное явление свидетельствует о том, что матерная речь формируется по совсем иным нервным цепочкам, не так, как обычная человеческая речь, что наводит на определённые размышления… Исследуя  феномен  мата,   учёные   пришли   к  выводам,  что  от  его  использования страдает   общее   здоровье   человека   и   снижается   общее   качество   жизни.   Эмпирическим путём   они   доказали,   что   произнесённое   или   услышанное   матерное   слово   несёт   в   себе энергетический   заряд,   который   негативно   воздействует   на   человека.   Несколько   лет исследователи вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был только мат, а вторая группа наблюдаемых вообще не использовала грубых слов. Результаты говорят сами за себя: у людей, применявших мат, обострились хронические заболевания; у членов другой группы состояние организма было значительно лучше, а их биологический возраст оказался на несколько лет моложе их паспортного возраста. О том, что сквернословие ­ совсем небезобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, учёные установили, что почти все «обруганные» матом семена цветкового растения арабидопсиса погибли,   а   выжившие   стали   генетическими   уродами,   неспособными   программировать развитие   здоровой   жизни.   Во   второй   части   эксперимента   исследователи   «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошёл все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся   гены,   разорванные   хромосомы   и   спирали   ДНК   стали   на   свои   места   и восстановились!.. Таким   образом,   ещё   раз   было   доказано,   что   в   сквернословии   таится   огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от матерной речи, он бы никогда не произнёс ее (хотя, пожалуй, некоторые уже перешагнули черту, за которой становится  невозможным  понимание  причинно­следственной  связи,  совершение действий для своего же спасения)… С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных   языках   которых   отсутствуют   ругательства,   указывающие   на   детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России, например, эти заболевания   встречаются   нередко.   Если   человек   при   выбросе   отрицательной   энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Это явление изучает   психосоматика   (др.­греч.   «душа   и   тело»)   –   психосоматическая   медицина   и психология, изучающая влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных   заболеваний.   Поэтому   матерщинники   рано   приобретают   урологические заболевания. Сложность ещё и в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно   услышанной   ругань,   из­за   чего   страдают   заболеваниями   и   люди,   живущие   в окружении   матерщинников.   Конечно,   можно   и   нужно   развивать   в   себе   способность противостоять негативным ударам извне. Но даже если такая способность сформирована, сколько сил уходит на постоянную нейтрализацию «лингвистической бомбёжки»… Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, проявляющееся как гнев и осквернение.   Они   и   выполняют   своё   предназначение,   уничтожая   ум,   здоровье   как производящих матерщину, так и услышавших её, даже просто случайных прохожих. 3. История возникновения сквернословия  В   российском   обществе   бытует   мнение,   что   происхождение   того   или   иного ругательства, его этимологическая составляющая не имеют большого значения, что в мате ничего плохого нет, что человек просто сбрасывает негативную энергию и язык не может обойтись без мата. И когда человек решает их почему­либо употребить, то очевидно, что заставляет его так поступить или крайняя злоба, или яростное презрение к кому­то, или полное невладение собой. Это – не так, это ­ неправда. Слова эти – грязные, ругательные, «ниже живота» ­ традиционно считаются «самыми плохими».   Воспользуемся исторической справкой:  Корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. У древних славян мат приравнивался к проклятию. Подобное его применение зафиксировано, например, в славянской письменности. Скверные слова были включены в заклинания, являлись языком общения   с   демонами.   Наши   предки   произносили   эти   слова,   призывая   себе   на   помощь демонов зла, зная, что злые слова убивают, ­ неслучайно же проклятие поражало насмерть. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.  В болгарской хронике слово «изматерили» обозначало не «обругали», а просто «прокляли».  На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревнях, но долго являлось уголовно наказуемым деянием. Например, во времена правления   царя   Алексея   Михайловича   Романова   услышать   на   улице   мат   было   просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой,  проводимой  государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание ­ вплоть до смертной казни. За нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. В современной России нецензурная брань в общественных местах влечёт за собой административную ответственность – штраф или административный арест на срок до 15 суток,   это   предусмотрено   статьёй   20.1   Административного   кодекса   «Мелкое хулиганство». 4. Самостоятельная работа со словарём. Обсуждение Найдите синонимы к слову «мат». ­   Матерщина,   мат­перемат,   матерок,   матюк(и),   матюг(ан),   матюги, нецензурщина,   похабщина,   (мат(ер)ное,   нецензурное,   обсценное,   сильное,   забористое, похабное,   чёрное,   крепкое)   (слов(ц)о,   выражение),   обсценная   лексика,   (нецензурная, обсценная,   ругань), сквернословие,   срамословие,   проклятия,   руг(от)ня,   ругательства,   хула,   чертыхание, чертыханье, лай.   матерная)   (брань,   грязная,   (под)заборная,   площадная, ­ Т.е. синонимов этого слова – множество, но значение у всех одно­единственное: «помои». Трудно представить  хозяйку, выливающую  ведро помоев  посреди комнаты, а сквернословие   является   теми   же   помоями.   И   ведь   большинство   людей   признаёт,   что нелитературные   выражения   унижают   человека,   но   это   же   большинство,   тем   не   менее, употребляет эти выражения. Да, есть социальные слои, где тот, кто не ругается, предстаёт как неполноценный член соответствующей группировки. Но мы говорим сейчас о мате не с позиций маргинальных кругов, а с позиций человеческих. Матерщина   основана,   прежде   всего,   на   гнусно­оскорбительном   употреблении слова   «мать».   Одно   из   самых   высоких   понятий   для   человека   принижается   до   уровня цинично­вульгарного. Здесь уместно привести слова А.П. Чехова: «Сколько остроумия, злости   и   душевной   нечистоты   потрачено,   чтобы   придумать   эти   гадкие   слова   и   фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всём, что ему свято, дорого и любо». Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребёнок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить его. Так замыкается круг. Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, ­ это изменение отношения человека к самому себе. 5. Как избавиться от сквернословия? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в отдельной группе ­ можно. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь (а соответственно, и состояние души) лучше, богаче, чище: Первое   ­   не   говорить   плохих   слов   самому.   Не   нужно   бояться   быть   «белой вороной»: не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого­то. Всё в жизни зависит от нас самих. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!» Конечно, для этого требуется мужество. Возможно, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить: «…Ах, ты   не   пьёшь?   До   сих   пор   не   куришь?   Не   ругаешься?».   Попробуйте   устоять   в   такой ситуации.   Попробуйте   не   испугаться   насмешек,   презрения.   Твёрдо   сохраняйте самобытность и помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст». Второе. Тренируйте себя говорить просто вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить только о хорошем, приятном, помня, что наши слова материализуются, а помыслы   реализуются.   Используйте   в   своей   речи   как   можно   больше   позитивных высказываний (похвалу, поощрение, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте   ежедневно   как   можно   больше   комплиментов   другим   людям,   например:   «Ты сегодня замечательно выглядишь», «Рад тебя видеть», «Ты великолепно отвечал на уроке» и т.п. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень понравится. 6. Ситуационная игра «Волшебный микрофон» Цель: обогащение опытом позитивного, эффективного взаимодействия в ситуации выбора положительных качеств окружающих. ­   Я   хочу,   чтобы   каждый   из   вас,   кто   возьмёт   «волшебный   микрофон»   в   руки, подарил комплимент своему соседу слева. (Микрофон передаётся по кругу.) III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Подведение итогов, анализ работы Подведём итог. Что же на самом деле представляет из себя мат? Мат – это «формат» неудачников, слабых, неуравновешенных людей, которые не способны   найти   своё   место   в   жизни.   Мат   засоряет   язык,   разрушает   его   красоту   и стройность, ведёт к деградации личности. Мат затрудняет общение. Матерящийся человек не способен донести свою мысль до собеседника  в  полном  объёме  и  заполняет  сквернословием   пустоты,  обусловленные собственным скудоумием и ущербностью. Мат – демонстрация неуважения не только к собеседнику, но и к миру в целом, он подрывает доверие между людьми, выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: ­ Какова тема сегодняшнего занятия? ­ Разговор о сквернословии, употреблении нецензурной брани в нашей жизни. ­ Что для вас было самым важным на занятии? ­ Узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. ­ Какова была цель занятия? Чего смогли добиться? Возможно, что в нашем сегодняшнем разговоре вы и не нашли для себя ничего нового, и это ­ замечательно. А другие, пусть не все, но хотя бы некоторые, может быть, увидят себя в новом ракурсе и заходят сделать первый шаг по направлению к сильной, чистой, здоровой личности в себе. И это – ещё замечательнее. Закончить наш разговор я хочу словами американской актрисы и певицы Джоанны Стингрей. Кстати, она стала первым «человеком оттуда», который не пожелал знакомиться с русской экзотикой из окон валютной гостиницы, решительно шагнув в наш быт. Есть у неё знаменитый клип «Не надо мусорить, да?». В нём Джоанна решила пропагандировать в нашей стране здоровый образ жизни и экологическое сознание. Так вот, позже в Интернете (1993 г.) появилось интервью с ней, приведу его фрагмент: « – Джоанна, как вы считаете, удаётся ли вам вашими видеоклипами внедрить в сознание людей необходимость быть людьми? – То, что я делаю в моей жизни – я вегетарианка, не курю, не пью, – хорошо для меня. Я не могу, да и не хочу заставлять других поступать так же. Но с нашим миром многое не в порядке – грязная вода, грязный воздух. Если кто­то об этом не знает, он никогда   об   этом   не   задумается.   Я   хочу   помочь   людям   немножко   думать.   Конечно, посмотрев мой клип, каждый может мусорить дальше…» Вот вам и готовый вывод для нашего сегодняшнего разговора: «Не надо мусорить, да?» Не надо мусорить грязными, тёмными, низкими словами. Давайте поможем себе и миру. Может быть, именно это имел в виду Владимир Маяковский: Слово ласковое – мастер дивных див. Слово – полководец человечьей силы. Я от всей души желаю вам стать по­настоящему прекрасными людьми. Пусть всё в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки! 2. Рефлексия А   сейчас   ответьте   на   вопросы   уже   знакомой   вам   анкеты   под   клип   Джоанны Стингрей «Walking Through Windows» («Прогулка по окнам»). Звучит музыка. Проходит повторное анкетирование. Всем спасибо за работу. До новых встреч! Используемая литература: 1) Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка, 5­е издание. – М.: Русский язык, 1986; 2) Андросова   Ю.   Вирус   сквернословия:   Классный   час   о   сквернословии.   – Школьный психолог: №20, 2008, ст. 10­12; 3) Горбачевич   К.С.   Русский   синонимический   словарь.   –   М.:   Институт Лингвистических Исследований РАН, 1996; 4) Михайлова О.А. Словарь синонимов. – М.: АСТ, 2014; 5) Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008. Электронные ресурсы: 1) http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 2) http://ruspravda.info/Vliyanie­mata­na­zdorove­soznanie­zhizn­cheloveka­ 1812.html 3) https://youtu.be/PBUys4MP9Bs Анкета «Сквернословие в моей жизни» Приложение 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни  почему?  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  3. Как часто ты произносишь эти слова?  _____________________________________________________________________________ 4. В каких ситуациях это происходит?  _____________________________________________________________________________  5. Как ты думаешь, плохо это или нет?  _____________________________________________________________________________  6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?  _____________________________________________________________________________  7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты  произносишь бранные слова? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто­то ругается матом?  _____________________________________________________________________________  9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?  _____________________________________________________________________________  10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?  _____________________________________________________________________________  12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?  Почему?  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  Спасибо за откровенность!

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "О культуре речи и здоровье души"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019