Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
математика
3 кл
27.08.2018
Конспект представлен в виде беседы в игровой форме. Оборудование описано в материале. Используя этот конспект, учитель может закрепить у учащихся представление о единицах времени и познакомить с видами календарей и историей их возникновения. Материал может пригодиться так во втором классе, так и в четвертом.Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
приложение №3.doc
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект внеклассного занятия по математике
«Как появился календарь»
Цели:
закреплять представления о единицах времени;
познакомить с видами календарей и историей их возникновения.
Оборудование:
письмо с приглашением;
изображение дедушкиКалендаря;
карточки с историческими понятиями;
календари разных видов.
План занятия:
1)
2)
3)
организационный момент (3 мин);
основная часть внеклассного занятия (35 мин);
подведение итогов и рефлексия (7 мин).
Ход занятия
Организационный момент
1.
Ребята, я сегодня шла к вам на занятие и нашла под дверью письмо. Но
одна не стала, открывать решила вас подождать. Хотите узнать, кто его
прислал и что там? Здесь написано «Приглашение». Что это значит? Нас куда
то приглашают? Откроем. А здесь загадка: «Каждый день он роняет листок, а
как год пройдет – последний лист опадет». Что это? Правильно, это
календарь. Что такое календарь?
Ниже ещё чтото написано, но очень мелко, и я не могу разобрать. Кто
поможет прочитать?
(Выходит ученик и читает: «Дорогие друзья! Я думаю, вы правильно
отгадали загадку. В ответе моё имя. Меня зовут дедушкаКалендарь. И я
приглашаю вас в путешествие по истории моей жизни».) (на доску
вывешивается изображение дедушкиКалендаря)
82 Интересное, наверное, будет путешествие. Ребята, мы примем
предложение дедушкиКалендаря?
2. Основная часть внеклассного занятия
ДедушкаКалендарь считает, что историю жизни надо начинать
рассказывать с рождения. И сейчас … расскажет нам об этом.
(Выходит ученик:
Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой
древности. Первые календари появились много тысяч лет назад на заре
человеческой цивилизации. Люди научились измерять промежутки
времени, сопоставлять их с явлениями, которые повторялись
периодически (смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года). Без
использования единиц измерения времени люди не могли жить, общаться
между собой, торговать, заниматься земледелием. В начале счет
времени был примитивным, но по мере развития человеческой культуры, с
возрастанием практической потребности людей,
календари
совершенствовались, появились такие понятия, как год, месяц, неделя.
Когдато каждое племя, каждый город, каждое государство создавали
свои собственные календари, поразному составленные из суток, месяцев и
года. Появились лунные, лунносолнечные, солнечные календари. Около
2500 года до н.э. лунным календарем пользовались шумеры. Лунно
солнечным календарем в глубокой древности пользовались народы Китая
и Индии. Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем,
унаследованным от древних римлян. Календарем принято называть
определенную систему счета больших промежутков времени. Слово
«календарь» произошло от латинских слов «калео» (провозглашать)
(карточка) и «календариум» (долговая книга) (карточка). В первом
римском календаре (он был принят в 700 году до н.э.) (карточка) было 10
месяцев. Первый месяц (март) был назван в честь Марса (карточка) —
83 бога войны, второй от слова «априкус» (карточка) — что значит
«согреваемый Солнцем», третий в честь богини земли Майи (карточка),
матери бога Меркурия, четвертый — посвящен богине Юноне (карточка),
супруге Юпитера. Пятый и все остальные месяцы имели просто числовые
латинские обозначения. В этом календаре было 304 дня (карточка).
Неудобство было исправлено через 10 лет. В календарь добавили еще два
месяца. Одиннадцатый — январь — назвали по имени двуликого бога Януса
(карточка), а двенадцатый — февраль — произошел от слова фебруарис
(карточка), что в переводе означает очистительный.В Древнем Риме
начало каждого месяца провозглашалось особо и первого числа каждого
месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Римляне
использовали своеобразный способ счета дней в месяце. Первый день они
называли календами (карточка), седьмой день назывался нонами
(карточка), 15е число (полнолуние) в долгих и 13е в коротких месяцах
называлось идами (карточка). День перед календами, нонами и идами
назывался канун (карточка). При этом древние римляне считали дни не
вперед, как это делаем мы, а в обратном направлении.).
Вот такое устройство было в календаре Древнего Рима. Услышали ли
вы привычные нам названия дней недели? Как вы думаете, этот способ счёта
дней был сложен? А какое древнее название дня сохранилось в нашей речи? В
каких словосочетаниях мы его слышим? Что они обозначают?
ДедушкаКалендарь хочет, чтобы мы теперь познакомились с историей
возникновения дней недели. Может быть, ктото из вас знает чтонибудь об
этом? А сейчас послушаем рассказ … .
(Выходит ученик:
Для начала стоит разобраться, почему неделя называется
«неделей». Дело в том, что раньше, еще до принятия христианства,
неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако
84 позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим
неделю. Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть
отдыхать. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется
Международной организацией стандартизации. Но сначала именно
«неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал
семидневник. Прежде неделю (в современном значении) называли не
«неделей», а «седмицей» (поболгарскии сейчас «неделя» называется
«седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до
недели – от воскресенья до воскресенья).
Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник
был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось
«неделей». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным
способом (суффикс –ник).Вторник – от слова «второй». Второй день
после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день
недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник. Слово
«среда» тоже пришло из старославянского (как и «неделя»,
«понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце»,
«середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в
том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит
между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда
неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему
названию. Некоторые исследователи утверждают, что среда – это
середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя
состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви,
в ней прибавилось два дополнительных дня. Как и «вторник», слово
«четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели
после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова
«четвьртъкъ» (карточка), которое, в свою очередь, суффиксальным
85 способом образовалось от слова «четвертый». В итоге мы имеем день
недели под названием «четверг». Слово «пятница» образовано от цифры
«пять» (пятый день после начала недели). А также существует версия,
что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня
Пятница, имеющая отношение к пятому дню. Поэтому пятый день
назвали в честь богини именно Пятницей. Слово «суббота» пришло из
старославянского языка. Когдато оно было заимствовано из греческого
языка. А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath
(карточка) – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»).
Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально
«покой», «отдых». Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло
на смену слову «неделя». Возникло оно, после принятия на Руси
христианства. Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.).
Ребята, был лиинтересен вам рассказ? Много нового узнали? Эти
рассказы – лишь малая часть из истории календаря. Разновидностей
календарей существовало очень много, многие из них навсегда утеряны. И
сейчасдедушкаКалендарь хочет познакомить нас со своими родственниками.
Но сначала ответьте на вопрос: какие разновидности календарей вам
известны?
А теперь смотрите, что я вам покажу. Вот это отрывной календарь
(показ), какой он по толщине? Каждый листок это день года. Вот это
карманный календарь (показ). Как вы думаете, почему его так назвали? А это
настенный календарь (показ). Почему его так назвали? Здесь лежит
настольный перекидной календарь (показ). А слышали ли вы выражение
«табелькалендарь?» Ктонибудь знает, что это за вид календаря? Табель
календарь, или производственный календарь (показ) – это такой вид
календаря, в котором намечены государством рабочие, выходные и
86 праздничные дни. По такому календарю работают все государственные
учреждения, в том числе, и школы.
Мы рассмотрели разные виды календаря. Чем все эти календари
похожи? А чем отличаются?
А давайте и мы с вами сделаем свой календарь на следующий год?
Только он будет у нас необычным: вместо привычных нам названий месяцев
будут названия древнерусских месяцев. Хотите узнать, как на Руси
назывались месяцы? Об этом нам расскажет … .
(Выходит ученик:
Зимобор, протальник, сухый, березозол (март) (карточка) –
коренные славянорусские названия этого месяца в старину на Руси были
разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты,
осушающей всякую влагу, на юге березозол, от действия весеннего солнца
на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и
пускает почки. Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне
и лету, протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются
проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название
«пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе
со следующими за ним месяцами апрелем и маем составляет так
называемое «пролетье». Брезень, цветень, снегогон (апрель) (карточка)
древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон – ручьи бегут,
унося с собой остатки снега, или еще – цветень, ведь именно тогда
начинают зацветать первые деревья, расцветает весна. Травник (май)
(карточка) древнерусским именем месяца мая было травный, или
травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время –
буйство трав. Этот месяц считался третьим пролетним месяцем.
Разноцвет, червень, изок (июнь) (карточка) в старину коренными
русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик,
87 коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого
месяца червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или
червеня; так называются особенного рода красильные черви,
появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе
весьма часто назывался кресником от креса (огня), и вместе с тем от
дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы). Страдник, червень, липец (июль)
(карточка) – у нас в старину он назывался, как и июнь, червень от плодов
и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостию
(червленый, красный). Месяц этот называется также липцем от липы,
которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще
называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем
летним, или еще «страдником» от страдных летних работ, «грозником»
от сильных гроз. Жнивень, зарев, серпень (август) (карточка) – коренные
древнерусские имена месяца были другие. На севере он назывался «зарев»
от сияния зарницы; на юге «серпень» от серпа, которым снимают с полей
хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя
не видеть измененного старого имени «зарев». Вересень, хмурень, рюинь
(сентябрь) (карточка) – в старину изначальным русским названием
месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от
других – небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в
природе. Листопад (октябрь) (карточка) – у наших предков он известен
под именем «листопада», от осеннего падения листьев, или «паздерника»
от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю,
замашки. Иначе – «грязником», от осенних дождей, причиняющихненастье
и грязь, или «свадебником» от свадеб, которые справляли в это время в
крестьянском быту. Грудень (ноябрь) (карточка) – в старину месяц этот
назывался собственно грудным или грудном, от грудзамерзшей земли со
88 снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога
называлась грудным путем. Студень (декабрь) (карточка) – у наших
предков он назывался «студень», или студный, от стужи и морозов
обыкновенных в ту пору. Просинец (январь) (карточка) – у нас в старину он
назывался «просинец», как полагают, от начинающей показываться в это
время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня,
солнечного света. Кстати, приглядитесь к январскому небу – он
оправдывает свое название. Малороссийское название января «сочень»
указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью,
происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на
трескучие, жестокие морозы. На Руси месяц январь был первоначально
одиннадцатым по счету, ибо первым считался март, когда же год стал
считаться с сентября, январь стал пятым; наконец, с 1700 г., со времени
перемены, произведенной в нашем летосчислении Петром Великим, этот
месяц сделался первым. Снежень, сечень, бокогрей (февраль) (карточка)
коренными славянорусскими названиями этого месяца были: «сечень»
(имя общее ему с январем) или «снежень», вероятно от снежного
времени. «Бокогрей», так как скот выходит из хлевов и обогревает бока на
солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки.).
Как вы поняли, почему … начал(а) рассказывать с марта? Какие
названия месяцев вам нравятся больше: современные или древнерусские?
Почему?
Разбейтесь на 4 группы поровну. Какой вид календаря вы хотите
сделать? Первая группа будет зимой, вторая – весной, третья – летом,
четвёртая – осенью. Давайте сейчас обсудим, как будет выглядеть календарь,
а потом вы обсудите в своей группе, как вы представите свое время года.
3. Подведение итогов и рефлексия
89 Вот и подошло к концу наше занятие. Что из него вам запомнилось
больше всего? Что бы вы хотели узнать еще?
На ваших столах лежат смайлики. С помощью них покажите, как вы
оценивание наше занятие. Улыбающийся – занятие было интересно и
познавательно, «обычное» лицо – занятием удовлетворен, грустное лицо –
занятие было неинтересным.
Всем спасибо! Занятие окончено.
90
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.