Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект представлен в виде беседы в игровой форме. Оборудование описано в материале. Используя этот конспект, учитель может закрепить у учащихся представление о единицах времени и познакомить с видами календарей и историей их возникновения. Материал может пригодиться так во втором классе, так и в четвертом.Конспект внеурочного занятия "Как появился календарь" (3 класс, математика)
Иконка файла материала приложение №3.doc
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Конспект внеклассного занятия по математике  «Как появился календарь» Цели:  ­ закреплять представления о единицах времени; ­ познакомить с видами календарей и историей их возникновения. Оборудование:  ­ письмо с приглашением; ­ изображение дедушки­Календаря; ­ карточки с историческими понятиями; ­ календари разных видов. План занятия: 1) 2) 3) организационный момент (3 мин); основная часть внеклассного занятия (35 мин); подведение итогов и рефлексия (7 мин). Ход занятия Организационный момент 1. ­ Ребята, я сегодня шла к вам на занятие и нашла под дверью письмо. Но одна   не   стала,   открывать     решила   вас   подождать.  Хотите   узнать,  кто   его прислал и что там? Здесь написано «Приглашение». Что это значит? Нас куда­ то приглашают? Откроем. А здесь загадка: «Каждый день он роняет листок, а как   год   пройдет   –   последний   лист   опадет».   Что   это?   Правильно,   это календарь. Что такое календарь?  ­Ниже ещё что­то написано, но очень мелко, и я не могу разобрать. Кто поможет прочитать?  (Выходит ученик и читает: «Дорогие друзья! Я думаю, вы правильно отгадали загадку. В ответе моё имя. Меня зовут дедушка­Календарь. И я приглашаю   вас   в   путешествие   по   истории   моей   жизни».)   (на   доску вывешивается изображение дедушки­Календаря) 82­   Интересное,   наверное,   будет   путешествие.   Ребята,   мы   примем предложение дедушки­Календаря? 2. Основная часть внеклассного занятия ­   Дедушка­Календарь   считает,   что   историю   жизни   надо   начинать рассказывать с рождения. И сейчас … расскажет нам об этом. (Выходит ученик: ­ Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности. Первые календари появились много тысяч лет назад на заре человеческой   цивилизации.   Люди   научились   измерять   промежутки времени,   сопоставлять   их   с   явлениями,   которые   повторялись периодически (смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года). Без использования единиц измерения времени люди не могли жить, общаться между   собой,   торговать,   заниматься   земледелием.   В   начале   счет времени был примитивным, но по мере развития человеческой культуры, с возрастанием   практической   потребности   людей,   календари совершенствовались,   появились   такие   понятия,   как   год,   месяц,   неделя. Когда­то каждое племя, каждый город, каждое государство создавали свои собственные календари, по­разному составленные из суток, месяцев и года.   Появились   лунные,   лунно­солнечные,   солнечные   календари.   Около 2500   года   до   н.э.   лунным   календарем   пользовались   шумеры.   Лунно­ солнечным календарем в глубокой древности пользовались народы Китая и Индии. Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, унаследованным   от   древних   римлян.   Календарем   принято   называть определенную   систему   счета   больших   промежутков   времени.   Слово «календарь»   произошло   от   латинских   слов   «калео»   (провозглашать) (карточка)  и   «календариум»   (долговая   книга)  (карточка).   В   первом римском календаре (он был принят в 700 году до н.э.) (карточка) было 10 месяцев. Первый месяц (март) был назван в честь Марса  (карточка)  — 83бога   войны,   второй   от   слова   «априкус»  (карточка)  —   что   значит «согреваемый Солнцем», третий в честь богини земли Майи  (карточка), матери бога Меркурия, четвертый — посвящен богине Юноне (карточка), супруге Юпитера. Пятый и все остальные месяцы имели просто числовые латинские   обозначения.   В   этом   календаре   было   304   дня  (карточка). Неудобство было исправлено через 10 лет. В календарь добавили еще два месяца. Одиннадцатый — январь — назвали по имени двуликого бога Януса (карточка), а двенадцатый — февраль — произошел от слова фебруарис (карточка),   что   в   переводе   означает   очистительный.В   Древнем   Риме начало каждого месяца провозглашалось особо и первого числа каждого месяца   там   было   принято   уплачивать   проценты   по   долгам.   Римляне использовали своеобразный способ счета дней в месяце. Первый день они называли   календами  (карточка),   седьмой   день   назывался   нонами (карточка), 15­е число (полнолуние) в долгих и 13­е в коротких месяцах называлось   идами  (карточка).   День   перед   календами,   нонами   и   идами назывался канун  (карточка). При этом древние римляне считали дни не вперед, как это делаем мы, а в обратном направлении.). ­ Вот такое устройство было в календаре Древнего Рима. Услышали ли вы привычные нам названия дней недели? Как вы думаете, этот способ счёта дней был сложен? А какое древнее название дня сохранилось в нашей речи? В каких словосочетаниях мы его слышим? Что они обозначают? ­ Дедушка­Календарь хочет, чтобы мы теперь познакомились с историей возникновения дней недели. Может быть, кто­то из вас знает что­нибудь об этом? А сейчас послушаем рассказ … . (Выходит ученик: ­   Для   начала   стоит   разобраться,   почему   неделя   называется «неделей».   Дело   в   том,   что   раньше,   еще   до   принятия   христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако 84позже   воскресенье   стали   считать   последним   днем,   заканчивающим неделю. Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной   организацией   стандартизации.   Но   сначала   именно «неделя»   (день   недели,   ставший   впоследствии   «воскресеньем»)   начинал семидневник.   Прежде   неделю   (в   современном   значении)   называли   не «неделей»,   а   «седмицей»   (по­болгарскии   сейчас   «неделя»   называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья). Слово   «понедельник»   образовано   от   «после   недели».   Понедельник был   первым   днем   после   воскресенья,   которое   в   древности   называлось «неделей».   Корень   слова   –   понедель.   Образовано   оно   суффиксальным способом   (суффикс   –ник­).Вторник   –   от   слова   «второй».   Второй   день после   «недели»   (нынешнего   воскресенья).   Заметьте   –   не   второй   день недели,   а   второй   после   недели.   Корень   –   втор,   суффикс   –   ник.   Слово «среда»   тоже   пришло   из   старославянского   (как   и   «неделя», «понедельник»,   «вторник»).   Имеет   общий   корень   со   словами   «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том   случае,   если   неделя   начинается   с   воскресенья.   Этот   день   стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя   начинается   с   понедельника,   «среда»   не   соответствует   своему названию.   Некоторые   исследователи   утверждают,   что   среда   –   это середина не семидневной недели,  а пятидневной.  Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в   ней   прибавилось   два   дополнительных   дня.   Как   и   «вторник»,   слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после   воскресенья.   «Четверг»   образовано   от   общеславянского   слова «четвьртъкъ»  (карточка),   которое,   в   свою   очередь,   суффиксальным 85способом образовалось  от слова «четвертый».  В итоге мы имеем день недели под названием «четверг». Слово «пятница» образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). А также существует версия, что   еще   до   принятия   христианства   почиталась   славянская   богиня Пятница,   имеющая   отношение   к   пятому   дню.   Поэтому   пятый   день назвали   в   честь   богини   именно   Пятницей.   Слово   «суббота»   пришло   из старославянского языка. Когда­то оно было заимствовано из греческого языка. А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath (карточка)  – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых». Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на   смену   слову   «неделя».   Возникло   оно,   после   принятия   на   Руси христианства. Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.). ­   Ребята,   был   лиинтересен   вам   рассказ?   Много   нового   узнали?   Эти рассказы   –   лишь   малая   часть   из   истории   календаря.   Разновидностей календарей существовало очень много, многие из них навсегда утеряны. И сейчасдедушка­Календарь хочет познакомить нас со своими родственниками. Но   сначала   ответьте   на   вопрос:   какие   разновидности   календарей   вам известны? ­ А теперь смотрите, что я вам покажу. Вот это отрывной календарь (показ),   какой   он   по   толщине?   Каждый   листок   ­   это   день   года.   Вот   это карманный календарь (показ). Как вы думаете, почему его так назвали? А это настенный   календарь  (показ).   Почему   его   так   назвали?   Здесь   лежит настольный   перекидной   календарь  (показ).   А   слышали   ли   вы   выражение «табель­календарь?»   Кто­нибудь   знает,   что   это   за   вид   календаря?  Табель­ календарь,   или   производственный   календарь  (показ)  –   это   такой   вид календаря,   в   котором   намечены   государством   рабочие,   выходные   и 86праздничные   дни.   По   такому   календарю   работают   все   государственные учреждения, в том числе, и школы. ­Мы   рассмотрели   разные   виды   календаря.   Чем   все   эти   календари похожи? А чем отличаются? ­ А давайте и мы с вами сделаем свой календарь на следующий год? Только он будет у нас необычным: вместо привычных нам названий месяцев будут   названия   древнерусских   месяцев.   Хотите   узнать,   как   на   Руси назывались месяцы? Об этом нам расскажет … . (Выходит ученик: ­   Зимобор,   протальник,   сухый,   березозол   (март)  (карточка)  – коренные славяно­русские названия этого месяца в старину на Руси были разные:   на   севере   он   назывался   сухый   или   сухий   от   весенней   теплоты, осушающей всякую влагу, на юге ­ березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины,   капель.   Еще   нередко   месяц   март   носит   название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со   следующими   за   ним  месяцами   ­   апрелем   и   маем   ­  составляет   так называемое «пролетье». Брезень, цветень, снегогон (апрель)  (карточка)  ­ древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон – ручьи бегут, унося   с   собой   остатки   снега,   или   еще   –   цветень,   ведь   именно   тогда начинают   зацветать   первые   деревья,   расцветает   весна.   Травник   (май) (карточка)  ­   древнерусским   именем   месяца   мая   было   травный,   или травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время – буйство   трав.   Этот   месяц   считался   третьим   пролетним   месяцем. Разноцвет,   червень,   изок   (июнь)  (карточка)  ­   в   старину   коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, 87коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца ­ червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня;   так   называются   особенного   рода   красильные   черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником ­ от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы). Страдник, червень, липец (июль) (карточка) – у нас в старину он назывался, как и июнь,­ червень ­ от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостию (червленый, красный). Месяц этот называется также липцем ­ от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» ­ от страдных летних работ, «грозником» ­ от сильных гроз. Жнивень, зарев, серпень (август) (карточка) – коренные древнерусские имена месяца были другие. На севере он назывался «зарев» ­ от сияния зарницы; на юге «серпень» ­ от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь)  (карточка)    –   в   старину   изначальным   русским   названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя   «хмурень»   он   получил   благодаря   своим   погодным   отличиям   от других   –   небо   начинает   часто   хмурится,   идут   дожди,   осень   идет   в природе. Листопад (октябрь)  (карточка)    – у наших предков он известен под именем «листопада», от осеннего падения листьев, или «паздерника» ­ от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе – «грязником», от осенних дождей, причиняющихненастье и грязь, или «свадебником» ­ от свадеб, которые справляли в это время в крестьянском быту. Грудень (ноябрь) (карточка) – в старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от грудзамерзшей земли со 88снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась   грудным   путем.   Студень   (декабрь)  (карточка)    –   у   наших предков   он   назывался   «студень»,   или   студный,   от   стужи   и   морозов обыкновенных в ту пору. Просинец (январь) (карточка) – у нас в старину он назывался «просинец», как полагают, от начинающей показываться в это время   синевы   неба,   просияния,   от   усиления,   с   прибавлением   дня, солнечного   света.   Кстати,   приглядитесь   к   январскому   небу   –   он оправдывает   свое   название.   Малороссийское   название   января   «сочень» указывает   или   на   перелом   зимы,   который,   по   народному   поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, январь стал пятым; наконец, с 1700 г., со времени перемены, произведенной в нашем летосчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым. Снежень, сечень, бокогрей (февраль) (карточка) ­ коренными   славяно­русскими   названиями   этого   месяца   были:   «сечень» (имя   общее   ему   с   январем)   или   «снежень»,   вероятно   ­   от   снежного времени.  «Бокогрей», так как скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки.). ­   Как   вы   поняли,   почему   …   начал(а)   рассказывать   с   марта?   Какие названия   месяцев   вам   нравятся   больше:   современные   или   древнерусские? Почему?  ­   Разбейтесь   на   4   группы   поровну.   Какой   вид   календаря   вы   хотите сделать?   Первая   группа   будет   зимой,   вторая   –   весной,   третья   –   летом, четвёртая – осенью. Давайте сейчас обсудим, как будет выглядеть календарь, а потом вы обсудите в своей группе, как вы представите свое время года. 3. Подведение итогов и рефлексия 89­ Вот и подошло к концу наше занятие. Что из него вам запомнилось больше всего? Что бы вы хотели узнать еще? ­ На ваших столах лежат смайлики. С помощью них покажите, как вы оценивание   наше   занятие.   Улыбающийся   –   занятие   было   интересно   и познавательно, «обычное»  лицо  –  занятием   удовлетворен,  грустное   лицо  – занятие было неинтересным. ­ Всем спасибо! Занятие окончено. 90