Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")
Оценка 4.7

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
окружающий мир
2 кл
25.02.2017
Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")
Цель урока: создать условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной деятельности. Учить обучающихся находить информацию, уметь анализировать, обобщать, представлять информацию в сжатом виде, планировать деятельность, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, высказывать свою версию, работать в группе, уметь договариваться.Маленькие исследователи (внеурочная деятельность)
внеурочка день шк Маленькие исследователи 2016.docx
Тема: Маленькие исследователи Класс: 2 Цель урока: создать условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной деятельности. Формируемые УУД:  Познавательные: находить информацию, уметь анализировать, обобщать, представлять информацию в сжатом виде.  Регулятивные: планировать деятельность, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно,  высказывать свою версию. Коммуникативные: излагать свое мнение, быть готовым изменить свою точку зрения, работать в группе, выполняя определённую роль, уметь  договариваться.  Личностные: осваивать новые социальные роли, строить бесконфликтные отношения с другими людьми. Оборудование: белые халаты, материал для проведения экспериментов: стаканчики, вода, термометры, металлические предметы, колба,  схемы проведения опытов, плакат «Чудесная лесенка» с обозначениями. Предварительная работа: проведение опытов, чтение познавательной литературы, изготовление альбома «Я – исследователь», разучивание  стихотворений о природных явлениях. Дидактические средства: рисунок капельки, карточки с надписями «Гипотеза, Доказательство, Вывод», карандаши, лабораторная посуда,  2 стакана (1 стакан с водой), полоски бумаги, ложка. 1. Организационный момент.   Ход занятия Этапы занятия: Задачи каждого Методы Деятельность учителя и Формируемые УУД 1. Организационный момент. Класс разбит на 4 команды. Ну­ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? этапа. Проверка  готовности  обучающихся, их настроя на  работу   учащихся Учитель:приветствует  обучающихся, проверяет их  готовность к уроку Учащиеся:приветствуют  учителя, проверяют свою  готовность к уроку Регулятивные: ­нацеливание на успешную  деятельность Личностные: ­ выражать положительное  отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать  новое Коммуникативные: 1 Создание  проблемной  ситуации.    Подведение  детей к  формулировани ю темы и  постановке задач урока.    Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? ­ Ребята, наденьте халаты и  пройдите в лабораторию.  2. Вступительная беседа. ­ Как называется наше  занятие?    ­Что значит исследовать?  ­ Исследовать – идти по следу.  Посмотрите на доску, выберите по  какому следу вы пойдёте. ­ На партах вы видите следы разных цветов, займите свои места в  группах по цветам, которые вы  выбрали. ­ Ребята, а как можно идти по  следу? Чем будем пользоваться?  ­ Посмотрите вокруг. Какие методы исследования вы видите? ­ Какой первый и главный метод  использует исследователь?   ­ Конечно же, прежде чем   Учащиеся и учитель под  музыку надевают белые халаты. Учитель организует диалог с  обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока. Учащиеся формулируют тему и задачу урока  Ответы детей: ­ Наше занятие называется «Я – исследователь» ­ Исследовать – подвергнуть  изучению, выяснить,  осмотреть, изучить что­то. ­ На доске: следы трёх цветов  – зелёный, красный, синий. Дети занимают свои места  согласно выбранному цвету. ­ Методами исследования. Дети собирают по классу  методы и прикрепляют их к  доске, называя метод. ­Подумать самостоятельно. ­ формирование умения слушать и слышать Регулятивные: ­ постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися и того, что еще не  известно Познавательные: ­ постановка и решение  проблемы Личностные: ­ развитие познавательных  интересов учебных мотивов Коммуникативные: ­ умение ясно и четко излагать  свое мнение, выстраивать  речевые конструкции. 2 приступить к исследованиям,  сначала надо подумать  самостоятельно. 3. Подготовка к активной  познавательной деятельности. ­ А чему сегодня мы будем учиться, узнаете, отгадав загадки. Крупно, дробно зачастило И всю землю напоило.  ­Две веселые сестрички Дружно за руки взялись, Закружились, словно птички, Полетели смело вниз. На сугроб они упали, Покрывалом снежным стали.  ­Прозрачен как стекло, Но не вставишь в окно.  ­Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю, Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю.  ­ Капельки ­ росинки В круглой чашечке цветка, Словно капли­невидимки, Улетели в облака.  ­ Как вы думаете, что объединяет  все названные в отгадках предметы? ­И вот эта Капелька воды будет  присутствовать у нас на уроке. ­ Перевернем Капельку и  Подведение  детей к  формулировани ю темы и  постановке задач урока.    Создание  проблемной  ситуации.    Учитель организует диалог с  обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока. Учащиеся формулируют тему и задачу урока Дождь. Снежинка Лед. Сосулька. Пар ­ Все они состоят из воды. Это  разные состояния воды. Учитель выставляет на доску  Капельку Регулятивные: ­ постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено  учащимися и того, что еще не  известно Познавательные: ­ постановка и решение  проблемы Личностные: ­ развитие познавательных  интересов учебных мотивов Коммуникативные: ­ умение ясно и четко излагать  свое мнение, выстраивать  речевые конструкции. 3 прочитаем, чему она поможет  научиться сегодня. ­ Научимся рассуждать. ­ Поднимите руки те, кто слышал  слово «рассуждай».  ­Где вы его слышали?  ­Как вы понимаете значение этого  слова? ­ Сегодня мы будем учиться  правильно рассуждать, доказывать  свою мысль. ­ Одно дело ­ думать иначе, чем  остальные, другое ­ убедить в своей  правоте, отстоять свое мнение. И  этому мы сегодня будем учиться. А поможет нам в этом самая  обыкновенная вода. 4. Постановка цели. ­ Сегодня мы будем работать в  лаборатории.  Я буду старшим  сотрудником лаборатории, вы –  лаборантами.  ­ Чем занимаются в лаборатории?     ­ Что же такое эксперимент?  ­ С какой целью проводится  эксперимент, для чего? Выявление  опорных знаний,  необходимых  для проведения  работы. Ответы детей Ответы детей: ­ Проводят опыты,  эксперименты.  ­Эксперимент – это создание  условий или процедур с целью проверки какой­либо  гипотезы.  ­ Для того, чтобы доказать  4 или опровергнуть, выявить  уровень чего­либо и т.д.   ­ Цель нашего занятия –  научиться проводить  эксперимент самостоятельно.  Составление  алгоритма  работы. На экране показ этапов  проведения эксперимента.  ­ У детей на партах лежит  алгоритм,  они сверяют с  экраном.   ­ Какова цель нашего занятия?  5. Инструктивная беседа об  особенностях методики  выполнения работы с  демонстрацией приемов работы.  ­ Как и всякая научная работа,  эксперимент требует точности. При его проведении необходимо  соблюдать определённый порядок,  выполнять его по этапам, по  алгоритму.  ­ Перед вами этапы проведения  эксперимента.  ­ Ваша задача придать им  правильную последовательность.  Разложите этапы в том порядке, в  каком проводится эксперимент.  1. Определить цель (как вы  понимаете выражение «цель  эксперимента» – это конечный  результат, который мы хотим  получить при завершении своей  работы) 2. Подготовить  оборудование – (Что может  относиться к оборудованию? ­  предметы, которыми мы будем  5 пользоваться.  Микроскоп, лупа,  пинцет, таблицы, колбы и др.  приборы.) 3. Провести опыт – (Т.е.  произвести определённые действия  с предметами) 4. Зафиксировать результат  – (Что означает слово  «фиксировать?» ­ записать  полученные результаты в карту  эксперимента.) 5. Сделать вывод – Т.е.  обобщить информацию, исходя из  полученных результатов. ­При проведении эксперимента вы  должны строго следовать этому  алгоритму.  ­Работать вы будете в группах.  ­ Итак, наша лаборатория начинает  свою  работу! 6. Усвоение новых знаний. Выработка умения находить в  тексте тезис, доказательство,  вывод. 1. ­ А теперь вернёмся к нашей  гостье  Капельке воды. Она предлагает прочитать короткие рассуждения о ней и выделить в них тезис красным карандашом,  доказательство – синим, а вывод –  Развивать  умение выделять в предложенных  записях тезис,  доказательство,  вывод . Самостояте льная  работа в  группе,  выполнение  упражнений. Учитель: проводит инструктаж  обучающихся. Организует  выступление групп, обмен  мнениями Учащиеся: работают в группе, рассуждают,  выполняют задание. Регулятивные: ­ умение действовать по плану и планировать свою деятельность; ­ умение контролировать  процесс и результаты своей  деятельности, включая  осуществление  предвосхищающего контроля в  сотрудничестве с учителем и  сверстниками 6 зелёным. 1.Вода нужна всему живому на  Земле. Без питья не может обойтись ни  человек, ни зверь, ни птица, ни  рыба. Даже самому маленькому  насекомому вода необходима. А  растения без воды просто  засохнут. Я понял, что без воды всё живое  погибнет. 2.Воду не надо загрязнять. Потому, что от загрязнения воды  страдает всё живое: и животные,  и растения. Грязная вода вредна  для жизни и здоровья человека. Поэтому воду нельзя загрязнять. 3.Вода нас не только поит. Днем и ночью по рекам, морям,  океанам плывут рыболовные  суда, теплоходы, военные  корабли. Вода добывает  электрический ток, работая на  электростанциях. Без воды дома  нельзя приготовить обед,  Членам каждой команды  даются одинаковые тексты.  Ребята могут помогать и  советоваться друг с другом. Познавательные: ­ поиск и выделение  необходимой информации Личностные: ­ готовность к сотрудничеству,  оказанию помощи,  распределение ролей; Коммуникативные: ­ планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками; ­ умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. 7 постирать, помыть посуду. Вода  нужна на стройке, на заводе,  фабрике, в аптеке. Таким образом, вода нужна не  только для питья. 4.Воду нужно беречь. Её много в морях и океанах. Но  морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих  заводов и сельского хозяйства.  Пресной воды на Земле не так уж  много. Кому­то её уже сейчас не  хватает. Значит, воду нужно экономить. 7. Первичная проверка  понимания. Есть в языке специальные слова,  которые помогают правильно  сформулировать вывод. Давайте  зачитаем только первые слова  вывода. Дети читают, а учитель записывает  на доске: Я понял… Поэтому… Таким образом… Значит… Учить грамотно  строить  рассуждение и  формулировать  вывод. Демонстрац ия итоговой работы в  группе. Учитель: учит строить рассуждения и  формулировать вывод.  Анализирует ответы детей. Учащиеся:  производят предварительную  проверку работы, представляют  свои рассуждения и выводы и  анализируют выступления  других групп Коммуникативные: ­ умение работать в группах,  делегировать полномочия,  распределять роли, владеть  монологической и  диалогической формами речи; Познавательные: ­ самостоятельное создание  способов решения проблем  творческого и поискового  характера. Личностные: ­ ориентация в социальных  8 ­ Используйте их в своём  рассуждении. 8. Физкультминутка. ­ А теперь немного отдохнём.  Поиграем в игру «Море  волнуется…». Вы должны  изобразить предмет нарисованный  на картинке, а кто­то отгадает, что  вы показали: Самолёт. Домик. Зайка 9. Включение в систему знаний.  Практическая работа ­ Ну, что ж, мы теперь знаем, как  составлять правильное  рассуждение. Наша гостья ­  Капелька хочет послушать ваши  самостоятельные рассуждения. Представьте, что наша комната  научно­исследовательская  лаборатория. Нам нужно  исследовать свойства воды и на  основе опытов составить  рассуждения. Опыт N1: «Вода жидкая, может  течь» Дать детям 2 стакана: 1 – с  водой,  2 – пустой. ­ Как вы думаете, вода жидкая или  Практическ ая работа Учитель: учит строить рассуждения и  делать выводы на основе опыта  Анализирует ответы детей. Учащиеся:  наблюдают за действиями  учителя, представляют свои  рассуждения и выводы и  анализируют выступления Самостоятельно  выполнить  задания нового  типа,  осуществить их  самопроверку,  пошагово  сравнивая с  эталоном,  выявить и  корректировать  возможные  ошибки ролях и межличностных  отношениях; Регулятивные: ­ умение взаимодействовать со  сверстниками в учебной  деятельности, формирование  установки на поиск способов  разрешения трудностей. Регулятивные: ­ контроль в форме сличения  способа действия и его  результатаПознавательные: ­ установление причинно­ следственных связей,  построение логической цепи  рассуждений,  доказательстваЛичностные: ­ оценивание усваиваемого  содержания, исходя из  социальных и личностных  ценностей; Коммуникативные: ­ умение слушать и вступать в  диалог, участвовать в  коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в  группу сверстников. 9 твёрдая? Докажите. ­ Перелейте воду из одного стакана  в другой. Льется вода? Почему? Вывод: вода жидкая, льется. Рассуждение: Вода жидкая. Если  мы возьмём воду и перельём её из  одного стакана в другой, то она  перельётся. Значит вода – жидкая. Опыт N2: «Вода бесцветная» ­ Какого цвета вода? На столе у вас  лежат полоски бумаги, с их  помощью мы определим цвет воды.  Сравните цвет воды и цвет каждой  полоски. Можно ли сказать, что  вода совпадает с одним из их  цветов? (Нет). Какого же тогда  цвета вода? (Бесцветная) Рассуждение: Вода бесцветная.  Возьмём полоски цветной бумаги и  сравним их с водой. Ни одна  полоска не похожа по цвету с  водой. Таким образом, вода –  бесцветна. Опыт N3: «Вода прозрачная» ­ Подумайте, как можно проверить  прозрачность воды? (Посмотрите  через стакан с водой или опустите в воду ложку). Рассуждение:     Вода прозрачная.  10 Опустим в стакан ложку. Мы её  видим и сквозь воду. Значит вода –  прозрачна. Опыт N4 «У воды нет вкуса» Знаете ли вы вкус соли, сахара,  лимона, лука? Вам хорошо знаком  вкус яблок, картошки, помидора,  хлеба, торта. Попробуйте воду в  стакане на вкус. Можно ли назвать  воду соленой, горькой, сладкой,  кислой? Ни один из знакомых  вкусов нельзя отнести к воде.  Вывод: вода не имеет вкуса. Рассуждение. У воды нет вкуса.  Вода по вкусу не похожа на вкус  яблока, картошки, хлеба, торта. Её  нельзя назвать ни солённой, ни  сладкой, ни горькой, ни кислой. Вот почему я понял, что у воды нет  вкуса. Опыт N5 «У воды нет запаха» Когда мама печет пирожки и  булочки, аппетитный запах вы  почувствуете за дверями квартиры.  Тонкий аромат издают цветы, духи.  А понюхайте воду, чем она пахнет?  Вывод: вода не имеет запаха. Рассуждение. У воды нет запаха.  Она не пахнет как пирожки и  11 булочки. Не пахнет цветами или  духами. Значит, вода совсем не  имеет запаха. Опыт N6: «Вода не имеет формы» Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. Если перелить  воду в посуду другой формы, вода  принимает форму этой посуды. – Что можно сказать о форме воды? Рассуждение. Вода не имеет формы. Мы перелили воду в стакан, она  приняла форму стакана. Перелили в тарелку, она стала по форме, как  тарелка. Поэтому я решил, что вода не имеет формы. 10. Итог. Рефлексия. ­ Наша научная лаборатория  закрывает свою работу. ­ Вы сегодня хорошо поработали. ­ Чему мы сегодня научились? ­ Из каких частей состоит  рассуждение? ­ Кто нам помог научиться  рассуждать?  ­ Давайте скажем за это капельке  большое спасибо. ­ Что вы узнали о воде? Зафиксировать  новое  содержание,  изученное на  уроке, и  организовать  рефлексию и  самооценку  учениками  собственной  учебной  деятельности. Учитель: учит самостоятельно  анализировать свою  деятельность при решении  проблем творческого и  поискового характера. Учащиеся: получают позитивный настрой  от урока. Регулятивные: ­ выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что еще нужно  усвоить, осознания качества и  уровня усвоения; Познавательные: ­ преобразование модели в  соответствии с содержанием  учебного материала и  поставленной учебной целью. ­ самостоятельное  формулирование  12 Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками  продвижений»   познавательной цели; ­ построение логической цепи  рассуждений; Коммуникативные: ­ постановка вопросов –  инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации; ­ умение слушать и вступать в  диалог. Этапы  проведения эксперимента. Приложение. 13 1. Определить цель (то есть  конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы). 2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться). 3. Провести опыт – (то есть  произвести определённые действия с предметами). 4. Зафиксировать результат – (записать полученные результаты в карту эксперимента.) 5. Сделать вывод –   обобщить информацию, исходя из полученных результатов. _____________________________________________________________________ Этапы  проведения эксперимента. 1. Определить цель (то есть  конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы). 2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться). 3. Провести опыт – (то есть  произвести определённые действия с предметами). 4. Зафиксировать результат – (записать полученные результаты в карту эксперимента.) 5. Сделать вывод –   обобщить информацию, исходя из полученных результатов. Этапы  проведения эксперимента. 1. Определить цель (то есть  конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы). 2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться). 3. Провести опыт – (то есть  произвести определённые действия с предметами). 4. Зафиксировать результат – (записать полученные результаты в карту эксперимента.) 5. Сделать вывод –   обобщить информацию, исходя из полученных результатов. _____________________________________________________________________ Этапы  проведения эксперимента. 1. Определить цель (то есть  конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы). 2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться). 3. Провести опыт – (то есть  произвести определённые действия с предметами). 4. Зафиксировать результат – (записать полученные результаты в карту эксперимента.) 5. Сделать вывод –   обобщить информацию, исходя из полученных результатов 14

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")

Конспект внеурочной деятельности "Я - исследователь" (2 класс "Маленькие учёные")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017