Конспект выступления на заседании методического объединения
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
русский язык
3 кл
12.02.2017
Хочу поделиться опытом по вопросу о правописании безударных гласных в корне слова. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. Упражнения позволяют учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Формы работы со словарями.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 67
г.о. Тольятти
Самарской области
Конспект
выступления на заседании методического объединения
учителей начальных классов
«Разнообразные формы работы со словарями»
Авторская программа
«Речевая копилка»
подготовила
учитель начальных классов
Середа Ирина Геннадьевна
г.о. Тольятти 2011
Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.
(Стефан Цвейг, австрийский писатель ХХ века)
Хочу поделиться опытом по вопросу о правописании безударных гласных в
корне слова. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на
письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии.
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся,
значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид
памяти при усвоении слов с непроверяемым написанием, так как зрительное
восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания.
Учиться работать со словарем это значит учить себя контролировать,
развивать речь, накапливать активный словарный запас. На уроках русского
языка используются орфографические и толковые словари. Они вносят
оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие
познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Постоянное использование словаря на уроках, регулярное обращение к нему
за помощью и советом поможет сформировать жизненно важное для каждого
человека умение работать с книгой. Культуру работы со словарем следует
прививать, начиная с младшего школьного возраста. «Орфографический
словарь» должен стать не только справочником по отдельным частным
вопросам, но и настоящим пособием по усовершенствованию устной и
письменной речи учащихся.
За последние годы ситуация со словарями в начальной школе приобрела
прямотаки революционный характер. Многочисленные издательства страны
обрушили горы словарей на начальную школу. Сориентироваться в этом
изобилии учителю начальных классов непросто. А уж выбрать из этого
«глубоководного пространства» словарь, с которым можно было бы
поработать на уроках русского языка с младшими школьниками, и вовсе
проблема.
Вот один из словарей «Мой первый словарь в картинках» издательства
«Линкапресс». Художники не пожалели ни красочных поз для изображения
животных, ни колоритного цвета для показа бытовых предметов. Все
привлекает: и размер книги, и рисунки, и заголовок, и зазывные обращения к
детям и их родителям. Но если присмотреться… Среди жизненно актуальных для малышей первых слов русского языка такие, как бижутерия, рептилии,
эфес, белиберда, ерунда, финтифлюшка.
Сейчас издательство «Просвещение» осуществляет выпуск серии словарей
русского языка для учащихся начальных классов. Уже изданы
орфографический словарь «Говори правильно» и толковый «Что это? Кто
это?» в двух книгах. Они помогают учителю решить одну из главных задач:
научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей
работе.
Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание
непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно
отыскать опору запоминания или в языке или во внеязыковой
действительности: «Восток пишется через О, потому, что там солнышко
вОсходит».
Созданию игровых ситуаций на уроках способствует внедрение в учебно
воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность
детей, их творческое воображение, образное мышление.
К.Д. Ушинский писал: «Загадку я помещал не с той целью. Чтобы ребенок
отгадал саму загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки
просты, но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение;
приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе,
которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и
интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой
все объяснения, к ней привязанные».
При знакомстве с написанием трудных слов учитель имеет большие
возможности для осуществления работы над выработкой навыков правильного
произношения и ударения в словах, верного употребления в речи
неизменяемых слов (пальто, метро, шоссе). Кроме того, знакомство со
словами (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания) позволяет
формировать у школьников навыки речевого этикета.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым
повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых
написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном
варианте – этимологическая справка. Этимологический словарь содержит
информацию о происхождении слова, первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова
позволяет мотивировать его современное правописание.
Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с
изучаемым на уроке грамматикоорфографическим материалом. Учитель
всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово,
осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить его в
предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких
упражнений могут стать пословицы, загадки, поговорки, стихотворения,
отрывки из художественных произведений.
Наиболее распространенным видом словарноорфографических упражнений
остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающие, и
контролирующие виды работы над трудными словами.
Виды диктантов: зрительный, картинный, выборочный, по памяти, с
комментированием, творческий, с использованием загадок.
Организация словарноорфографической работы с трудными словами
предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и
омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением,
синонимами и антонимами.
В плане активизации обогащения словарного запаса учащихся при изучении
слов из «словаря» педагог может предложить игры типа «Кто больше?», «Кто
быстрее?», «Кто правильнее?»
Эти упражнения позволяют учителю заинтересовать детей значением
изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать
осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в
устной и письменной речи.
Литература:
1. Вакулина И.А. Пути формирования орфографической зоркости //
Материалы научнопрактической конференции. – М.: Издательский дом
«Первое сентября», 2004. – 478 с.
2. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Центр, 1991. – 218 с.
3. Маторина, Н.М. Компас в море слов. О некоторых приемах работы со
школьными словарями. 4. Чиндилова, О.В. От государственных стандартов «первого поколения»
к новому образовательному стандарту / О.В. Чиндилова // Начальная
школа плюс до и после. – 2009. – № 11. – С. 3–5.
Конспект выступления на заседании методического объединения
Конспект выступления на заседании методического объединения
Конспект выступления на заседании методического объединения
Конспект выступления на заседании методического объединения
Конспект выступления на заседании методического объединения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.