Конспект занятия "Блокада Ленинграда"

  • Мероприятия
  • docx
  • 29.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Блокада Ленинграда Цель: дать представление о лишениях людей блокадного Ленинграда, о мужестве русского народа Задачи: - познакомить учащихся с понятием «блокада»; дать представление о лишениях людей блокадного Ленинграда; - расширять кругозор детей, обогащать словарный запас; - воспитывать чувство гордости за свою страну и мужество русского народа; - коррекция памяти.
Иконка файла материала Блокада Ленинграда.docx
Тема: Блокада  Ленинграда Цель:  дать   представление   о     лишениях   людей   блокадного   Ленинграда,   о мужестве русского народа Задачи: ­ познакомить учащихся с понятием «блокада»; дать представление о   лишениях людей блокадного Ленинграда; ­ расширять кругозор детей, обогащать словарный запас; ­ воспитывать чувство гордости за свою страну и мужество русского народа; ­ коррекция  памяти. Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук. Ход  классного часа. Вступительная часть. (слайд №1) ­ Сегодня   на   классном   часе мы будем говорить о городе­герое Ленинграде, ныне город Санкт­Петербург. (слайд №2) ­   Я   думаю,   что   вы   знаете,   что  22   июня   1941   года   началась   Великая Отечественная   война.   Фашисты   напали   на   нашу   Родину.   Они   очень   хотели захватить   город   Ленинград   (ныне   Санкт­Петербург).   Захватить   город   не получилось, но город был блокирован. Основная  часть. ­ Ребята, а вы знаете, что такое «блокада»? (ответы детей) (слайд №3) ­ Блокада – это когда город окружён со всех  и из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены врагами. (слайды №4,5) ­ Блокада  Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 г. по 27 января  1944 г. Это было   тяжёлое   время   для   жителей,   оставшихся   в   городе.   В   городе   осталось много   взрослых   и  детей.  Жители   города   как   могли,  защищали   свой   город  и работали в нём. А враги бомбили его днём и ночью, не давая   возможности провозить в город продукты. В городе начался сильный голод. Была установлена норма хлеба: Взрослы (рабочие) – 250 г Взрослые (служащие) – 125 г Иждивенцы (неработающие люди, старики) – 125 г Дети – 125 г (слайд №6) ­  Многие мужчины ушли на фронт, а к станкам встали женщины и дети. Они работали день и ночь, сменяя друг  друга. Город работал и жил для того, чтобы поставлять снаряды на фронт. (чтение письма Фёдора Быкова со слайда)(слайды № 7,8) ­ Самой тяжёлой стала первая  блокадная  зима. Было голодно  и  холодно. Для отопления  жилья люди использовали всё, что горит: мебель, деревья, которые росли во дворах и т.д. Спасаясь от голода, в городе была съедена практически вся живность, включая кошек, собак, ворон и т.д. Но всё равно люди стали умирать от голода. Многие умирали  прямо  на улице. (слайды №9,10,11,12,13) ­  Но наверное  тяжелее  всего  приходилось  детям. Легендой Ленинграда  стал дневник ленинградской девочки Тани Савичевой.   На берегу Невы, В музейном здании, Хранится очень скромный дневник.  Его писала Савичева Таня, Он каждого пришедшего влечёт… Это   маленький   блокнот,   в   который   девочка   записывала   даты   смерти   своих близких. Вела этот дневник до тех пор, пока не умерли все родственники, а саму девочку   вывезли   из   Ленинграда.   Таню   обнаружила   санитарная   команда, обходившая ленинградские дома. Девочка была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года её эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но   болезнь   уже   была   неизлечимой.   24   мая   Таню   перевезли   в   Шатковскую районную больницу. 1 июля 1944 года она умерла. Чтобы люди не забывали об ужасе, который перенесли дети Ленинграда, был создан мемориальный комплекс «Дневник Тани  Савичевой».  (слайд №14) ­  Помогла  пережить  блокаду людям помогла  так  называемая Дорога  Жизни. Назвали её так потому, что именно по ней в город доставляли продукты, а из города вывозили людей. Дорога Жизни проходила по Ладожскому озеру.   Но фашисты бомбили и бомбили её без конца. (слайд №15) ­   Пережить   ленинградцам   тяжёлые   блокадные   дни   так   же   помогли   примеры жизни  легендарных людей, таких как  великий композитор Д.Д. Шостакович и поэтесса О. Берггольц. ­ 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном   городе   состоялась   премьера   7­й   симфонии   Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Эта симфония была написана в блокадном Ленинграде. Зал был полон ­ очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Исполнял Симфонию Большой   симфонический   Оркестр   Ленинградского   радиокомитета.   В   дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.(слайд №16) ­   В   годы   блокады   1941­1943   Ольга   Берггольц   находилась   в   осажденном Ленинграде. Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом самого Ленинграда. В Доме   Радио   она   работала   все   дни   блокады,   почти   ежедневно   ведя радиопередачи. (слайд №17) ­ 900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои. 27 января 1944 года  нашими войсками была снята блокада Ленинграда. (слайды №18,19,20,21) ­ За годы  блокада было убито 16744, ранено 33782 умерло от голода 641803 человека. ­ Чтобы человечество не забыло о подвиге города Ленинграда,  не вставшем на колене,   о   бесчинствах   фашизма,   о   мужестве   ленинградцев   были   созданы памятники. Была посажена берёзовая роща. В ней 900 берёз по количеству дней блокады, мемориал на Пискарёвском кладбище, где людей хоронили в братских могилах и другие. Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим… (минута  молчания) Заключительная  часть. (слайд №22) ­  Вот     наше   занятие     подошло     к     концу.  Те,   кто   пережил   блокаду,   были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное ­ пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла  навсегда. Будем  помнить!