Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "
Оценка 5

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
9 кл
19.03.2019
Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "
“Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс. (слайд 2) Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета. (слайд 3) Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность.
конспекты.docx
государственное казенное учреждение Самарской области «Чапаевский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» Конспект занятия на тему « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов».                                                                                        воспитатель                                   Мамедова И.В.,                                       г.о. Чапаевск        2019 г. Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования  расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять  полученные знания в жизненных ситуациях. Задачи: Образовательные:  рассмотреть различные виды бюджета;   сформировать понятия бюджет, доход, расход;  ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;  сформировать представление о структуре бюджета семьи;  познакомить с основами домашней бухгалтерии. Развивающие:  сформировать качества рачительного хозяина;  сформировать навыки ведения домашней финансовой документации; Воспитательные: сформировать экономическое мышление, культуру  потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность. Тип занятия: изучение нового материала ( получение новых теоретических  знаний, закрепление полученных знаний,  применение  знаний на практике). Форма проведения: рассказ с применением презентации, беседа,  практическая работа . Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Ход деятельности Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности воспитанников к занятию Сообщить воспитанникам тему и цель занятия. (слайд 1) Актуализация опорных знаний. 1. 1. 2. 3. 2. “Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов  потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс. (слайд 2) Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного  бюджета. (слайд 3) Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный  опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым  стимулирует познавательную деятельность. Проблемный вопрос: Для чего нужно планировать бюджет семьи?(воспитанники  отвечают)(слайд 4) Воспитатель: Рациональное расходование денежных средств является необходимым  условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до  получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с  семейным бюджетом. 3. Формирование новых знаний. 1. Что такое бюджет семьи? (слайд 5) (учащиеся отвечают) Воспитатель:      Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный  период времени – месяц или год. 2. Что такое доход? Совокупный доход? (слайд 6) (учащиеся отвечают) Воспитатель:  Доход ­  деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия,  отдельного лица или какого­либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может  потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки  больше. 3. Что такое расход? (слайд 7) (учащиеся отвечают) Воспитатель: Расход – это затраты, издержки, потребление чего­либо для определенных  целей. Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы. 4. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем  доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в  полное равновесие. Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам –  бюджет сбалансированный. (слайд 8) Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет  имеет дефицит. (слайд 9) Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то  бюджет называется избыточным. (слайд 10) Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет  рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство  потребностей. 5. Что входит в семейный бюджет? (дети отвечают) Воспитатель:      В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей:  дохода и расхода. (слайд 11) 6. Используя интерактивную доску распределить основные источники по  статьям дохода и расхода (приложение 2) Что входит в статью дохода? (учащиеся отвечают) Что входит в статью расхода? (учащиеся отвечают) Проверка выполненного задания (Слайд 11) Семейные доходы (в % к общему доходу семьи) % Семейные расходы (в % к общим расходам семьи) 1.Обязательные платежи 2. Питание 3. На непродовольственные  товары 4. На культурно­бытовые услуги 5. Накопления, сбережения 80 9 4 7 1. Заработная плата членов семьи 2. Пенсии, стипендии, пособия 3. Доход от личного подсобного хозяйства 4. Доход от других источников (– ценных бумаг; – от сдачи недвижимости и других средств в  аренду; – выплат и льгот от общественных  организаций; – от предпринимательской деятельности) Основные  источники дохода семьи могут быть следующие: заработная плата   пенсии, стипендии, пособия  от личного подсобного хозяйства  от предпринимательской деятельности  от других источников (ценные бумаги, подарки, выигрыши). Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги. Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Основные статьи расходования семейного бюджета:  потребительские (плата за жильё, питание, непродовольственные  товары, услуги, культурно­бытовые нужды, транспорт).  налоги, платежи по кредитам.  накопления 7. Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное  использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня  инфляции. (слайд 12) Основные принципы составления плана расходов: (слайд 13)  подсчитать общую сумму доходов;  вычесть обязательные платежи;  определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно­ бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, кино,  театр…);  учесть сезонные расходы ( подписка на газеты, журналы, закупка  картофеля на зиму…);  учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения);  рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы. Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма,  которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена  семьи или положить в банк для накопления. 4. Первичная проверка усвоения знаний. Воспитанники устно отвечают на вопросы: (слайд 14) 1. Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с  экономической точки зрения и почему?  Из чего складывается доходная часть семейного бюджета? Перечислите источники доходов вашей семьи? На какие виды расходов распределяется  доход семьи? Что включают в себя обязательные платежи? 2. 3. 4. 5. Воспитатель: ( слайд 15)  налоги;    оплата коммунальных услуг(квартплата, топление, газа, вода,   взносы в общественные организации,  погашение ссуд в банке, кредитов; электроэнергии,   – это член семьи, который занимается семейной         телефона, радио и т.д.);   транспортные расходы;   оплата детского сада;   дополнительные услуги образования. Как следует поступать, если расходы больше, чем реальные доходы? Кто в вашей семье является “домашним бухгалтером”? Почему? 6. 7. Воспитатель:    Домашний бухгалтер   бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу в которой записывает все  суммы доходов и расходов за определенный период времени. (слайд 16) Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити  семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя  сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в  распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли  главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что  расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд  непростой. Но всему можно научиться. Об этом мы поговорим на 2 уроке. Вывод по уроку: 1. Давайте вспомним вопрос, поставленный в начале урока. (Для  чего нужно планировать бюджет семьи? (слайд 17) 2. Так как же надо планировать семейный бюджет? Учитель подводит итог: Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о  бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части. А чтобы посмотреть, действительно ли вы поняли, зачем нужно рассчитывать  семейный бюджет, проведем небольшой тест: «Умеете ли вы считать  деньги». (слайд 18) Задание: Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с  помощью шуточного теста. Вопросы тестирования Знаете ли вы, сколько денег осталось    до зарплаты? Вы увидели модную вещь. Будете ли      интересоваться ее  стоимостью  и просить на нее денег у родителей? Считаете  ли   вы,   что   холодильник   более  необходимая   вещь,    чем   музыкальный центр? Покупаете ли про запас постельное  белье?                                                               Сведения  приблизительн ые, мнение  неопределенн ое д а не т 5 2 0 7 20 2 2 5 1 18 Заказываете ли такси, когда вам необходимо   ехать  далеко,   а   на 4 16   улице дождь? Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в 2 24 1. 2. 3. 4. 5. 6. различных лотереях, розыгрышах? 7. Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами для  покупки  вещей? 8. 9. Берете ли вы ссуды? Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем  тратиться на бытовую технику? 14 1 1 1 7 9 15 5 10. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых  покупок? 11. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в  благотворительные организации? Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось? (слайд  19) 30­40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги  любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную  сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы  встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать  состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни. 1 4 9 3 9 40­100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы  сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода  сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно  мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее  довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести  железную дисциплину в расходах. 100­170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем  дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы  станете хорошим домашним экономистом. 170­180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным  домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни,  знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать  ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько  богаты, чтобы покупать дешевые вещи». 5. Ведение домашней бухгалтерии. Варианты ведения учета: 1. Хозяйственная книга. ( слайд 20) Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от  индивидуальных особенностей человека. В книге отражаются поступления  средств и их расходование. 2. Компьютерные программы, предназначенные для ведения расчетов и  составления графиков, диаграмм, построенных на основе  расчетов: ( слайд 21)  CashFly 2.0.4.6  Семейный бюджет 3 AP Lite (слайд 22)  Money Tracker (слайд 23)  Personal Finances (слайд 24)  Жадюга (слайд 25)  SFBudget (слайд 26) Воспитатель: Скажите, пожалуйста, похожи эти программы? Чем? Давайте рассмотрим самую простую программу ведения семейного  бюджета SFBudget Программа может быть использована для ведения домашней бухгалтерии или  для учета личных финансов. Никаких специфических профессиональных  знаний из области бухучета не требуется! Давайте рассмотрим основные особенности программы:  простой, понятный дизайн;  невысокие системные требования (устанавливается на любой  компьютер).  возможность ведения нескольких семейных копилок (учитывать  переводы средств из основного семейного бюджета в копилки и  обратно, расходы из копилок);  возможность вести учет денег отданных и взятых в долг;  возможность работы с напоминаниями (вводить напоминания о делах и  других событиях будущего на любое число). При наступлении  указанной при этом даты, текст напоминания будет показан в главном  окне приложения;  возможность вести учет по нескольким валютам одновременно и  конвертировать одни валюты в другие;  вывод статистической информации в виде графиков и круговых  диаграмм (вы визуально сможете оценить и сравнить расходы, доходы,  кредиты, займы и т.д., сгруппированные по кредиторам, должникам,  ответственным лицам или другим параметрам за любой выбранный  промежуток времени). При этом не нужно переключатся с одного окна  на другое, чтобы поменять параметры статистики – все они задаются в  том же самом окне, где и отображены графики;  распечатка всех финансовых операций за любой промежуток времени. Описание главного окна программы: (слайд 27) Описание наиболее важных компонентов главного окна: (слайд 28, 29) 1.        Под главным меню расположены кнопки выбора периода и категорий  отображаемых операций, а также кнопки, которые дублируют наиболее часто  используемые пункты главного меню. 2.        Затем идет главная рабочая область – таблица операций.  Отсортировать записи по любой колонке можно либо нажатием на заголовок  колонки, либо через главное меню “Вид” ­­>> “Сортировать по…” 3.        В левом нижнем углу главного окна приведена краткая статистика за  текущий временной период по всем активным валютам: ∙        в бюджете – сумма, которая есть в наличии в главном бюджете семьи  (без учета денег в копилках) на конец выбранного периода времени; ∙        во всех копилках – сумма денег по всем копилкам на конец выбранного  периода времени; ∙        наши долги – сумма всех наших долгов на конец выбранного периода  времени; ∙        нам должны – сумма всех задолжностей лиц, занимавших у нас, по  состоянию на конец выбранного периода времени; ∙        итоговый баланс – сумма  денег в бюджете и во всех копилках с учетом  наших долгов и долгов заемщиков. Это можно выразить формулой:  ИТОГОВЫЙ БАЛАНС = (в бюджете + во всех копилках + нам должны ­ наши долги); ∙        приход в бюджет – сколько пришло денег в наш бюджет за выбранный  период времени; ∙        расход из бюджета – сколько потрачено денег из основного бюджета (без учета трат из копилок) за выбранный период времени; ∙        расход из копилок – сколько потрачено денег из всех копилок; Напротив пунктов “ во всех копилках”, “наши долги”, “нам должны”  расположены кнопки для просмотра детальной информации. Текущий период выбирается в левом верхнем углу главного окна программы. 4.        Напоминания для сегодняшнего дня – отображает все напоминания  назначенные на сегодняшний день. Вы можете щелкнуть 2 раза левой кнопкой мыши по любому напоминанию,  чтобы посмотреть  или отредактировать его полный текст. 6. 1. Практическая работа.   Запустить программу SFBudget.   (слайд 30) На рабочем столе открыть папку «Технология»   «SFBudget». → 2. 3. 4. 5. 5. 6. Занести данные в таблицу операций. Отсортировать записи по дате операции. Выписать в тетрадь краткую статистику за текущий период. Вывести статистическую информацию в виде круговых диаграмм: 1. Расходы по «ответственному лицу»; Ответить на вопрос: Чьи расходы больше? 2. Расходы по «статье расхода» за период  статистики  с 15.12.2013 по 19.12.2013 г. и  с 20.12.2013 по 24.12.2013 г. Ответить на вопрос: По какой статье расходы больше в каждом периоде? 3. Приходы по «источнику дохода» Ответить на вопрос: Каковы основные источники дохода семьи? Сделать вывод, ответив на вопросы: Какой бюджет у вас получился? Почему? Что нужно изменить в данном бюджете, чтобы он стал рациональным? Закончить работу и выйти из программы. Переименовать файл, присвоив свою фамилию. Вывод по практической работе:  Учитель: ведение строгого учета позволяет оптимизировать расходы и ведет к  экономии средств. 7. 1. Домашнее задание.   Используя программу SFBudget  вместе с родителями составьте    (слайд 31) семейный  бюджет вашей семьи. 2. 3. 8. Как ты участвуешь в распределении расходов своей семьи? Опиши свою роль в этом мероприятии. Предложить способы решения проблем по учету семейных или личных  доходов и расходов, накопления средств на приобретение дорогостоящих  предметов. Подведение итогов.     (слайд 32) Учащиеся устно отвечают на вопросы: 1. 2. 3. Учитель: Что такое бюджет? Какой бюджет можно назвать сбалансированным? Назовите пути экономии средств в семье. Пути экономии средств в семье:    экономия на питании экономия на услугах приобретение качественных вещей. Как бы вы улучшили бюджет своей семьи? 4. Сегодня мы познакомились с основным понятием в домашней экономике  «бюджет семьи», научились подсчитывать доходы и составлять расходы  семьи. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной  жизни вы будете процветать. Приложение 3 Инструкционная карта Наименование операции Новый   приход   в основной бюджет 1. Последовательность Главное меню  → в основной бюджет Или нажать кнопку пункта главного меню «   редактировать  →  »╬  операции бюджета  →  новый приход 2. 3. 4. 4. 5. 6. 7. 8. расход 1. Новый   Во вкладке «новый приход» выбрать дату операции,  нажав кнопку ▼ Выбрать источник дохода, нажав ▼ или добавить источник дохода  нажать .  во вкладке «источники дохода» нажать кнопку «добавить»  во   вкладке   «ввод   нового   значения»   ввести   наименование   новой позиции  ОК  Во вкладке «источники дохода» нажать кнопку «закрыть» Выбрать ответственное лицо, нажав  Добавить ответственное лицо  нажать .  во вкладке «ответственные лица» нажать кнопку «добавить»  во   вкладке   «ввод   нового   значения»   ввести   наименование   новой позиции  ОК  или▼ 9. 10.  во вкладке «ответственные лица» нажать кнопку «закрыть» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. В поле «сумма» ввести показания В поле «комментарии» занести данные « сохранить». Главное меню   редактировать  → →  операции бюджета  →  новый расход основного бюджета 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.  основного бюджета Или нажать кнопку пункта главного меню  «  »▬ Во вкладке «новый расход» выбрать дату операции,  нажав кнопку ▼ Выбрать статью расхода, нажав ▼ или добавить статью расхода  нажать .  во вкладке «статьи расхода» нажать кнопку «добавить»  во вкладке «ввод нового значения» ввести наименование новой 1. 2. 3.  позиции 4.   ОК   Во вкладке «статьи расхода» нажать кнопку «закрыть» 5. Выбрать ответственное лицо, нажав  Добавить ответственное лицо  нажать .  во вкладке «ответственные лица» нажать кнопку «добавить»  во   вкладке   «ввод   нового   значения»   ввести   наименование   новой позиции  ОК  во вкладке «ответственные лица» нажать кнопку «закрыть» В поле «сумма» ввести показания В поле «комментарии» занести данные « сохранить».  или▼ 1. 2. 3. 4. 5. Практическая работа   1. Запустить программу SFBudget. На рабочем столе открыть папку «Технология»  2. Занести данные в таблицу операций. Приложение 4 →  «SFBudget». 15.12.2013 г. папа получил аванс в размере 10.000 руб. Мама 16.12.2013 г. ходила  в магазин и купила продукты (батон нарезной, чай, крабовые палочки, мясо, сахар­песок, консервы, фрукты, овощи) на общую сумму 2780.80 руб. и потребительский пакет за 1.50 руб. Бабушка 17.12.2013 г. купила в магазине печенье за 51.24 руб., конфеты за 67.72 руб., йогурт за 33.50 руб., 2 батона по 16.50 руб., хлеб за 15.00 руб. Мама получила 19.12.2013 г. премию в размере 1.800 руб. 18.12.2013 г. дочь купила колготки за 119.00 руб. 19.12.2013 г. папа купил телевизор за 13000 руб. Мама 20.12.2013 г. оплатила коммунальные услуги, в том числе квартплата 2941.41   руб.,   горячая   вода   204.31   руб.,   газ   80.54   руб.,   электроэнергия 500.00 руб. 22.12.2013 г. бабушка получила пенсию в размере 8.000 руб. 21.12.2013 г. сын купил  лекарственные средства на сумму 146.50 руб. 23.12.2013 г. дочь купила средства бытовой химии на общую сумму 170.00 руб. 24.12.2013 г. папа купил 20 литров бензина по 26.00 руб. за литр. Отсортировать записи по дате операции. Выписать в тетрадь краткую статистику за текущий период. Вывести статистическую информацию в виде круговых диаграмм: 4. Расходы по «ответственному лицу»; Ответить на вопрос: Чьи расходы больше? 5. Расходы по «статье расхода» за период  статистики  с 15.12.2013 по 19.12.2013 г. и  с 20.12.2013 по 24.12.2013 г. Ответить на вопрос: По какой статье расходы больше в каждом периоде? 6. Приходы по «источнику дохода» Ответить на вопрос: Каковы основные источники дохода семьи? Сделать вывод, ответив на вопросы: Какой бюджет у вас получился? Почему? Что нужно изменить в данном бюджете, чтобы он стал рациональным? Закончить работу и выйти из программы. Переименовать файл, присвоив свою фамилию. 3. 4. 5. 6. 7.

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "

Конспект занятия "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. "
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.