Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ»
Оценка 5
Мероприятия
docx
биология +1
Взрослым
12.03.2019
Занятие "Как дружат язык, нос и уши" предназначено для детей младшего школьного возраста. Цель: Пополнение знаний обучающихся об органе обоняния носе, об органе вкуса – языке, об органе слуха – ушах. Задачи. Активизировать знания детей об органе обоняния – носе, о роли слуха в окружающей действительности и о функции языка в ротовой полости. Показать детям важность гигиены полости рта, органов слуха и органа обоняния для здоровья человека. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Воспитывать желание бережно относиться к органам чувств. В течение занятия дети разгадывают ребусы, играют в игру "Определи на вкус", "Чуткий нос", "Попробуй на вкус", проводят опыты "Вкусовые зоны языка", разрабатывают рекомендации по предупреждению нарушений слуха.
КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ.docx
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Конспект занятия
для детей младшего школьного возраста
«КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ»
Разработали:
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО СЮН Чебыкина И.В., Березники, 2019
Цель. Пополнение знаний обучающихся об органе обоняния носе, об
органе вкуса – языке, об органе слуха – ушах.
Задачи.
Обучающие.
Активизировать знания детей об органе обоняния – носе, о роли слуха в
окружающей действительности и о функции языка в ротовой полости.
Развивающие.
Показать детям важность гигиены полости рта, органов слуха и органа
обоняния для здоровья человека.
Развивать воображение, фантазию, логическое мышление.
Воспитывающие.
Воспитывать желание бережно относиться к органам чувств.
Оборудование. Презентация по теме занятия; карточки с ребусами;
продукты для игры «Определи на вкус»; мисочки с водой и продуктами для
опыта «Вкусовые зоны языка»; ватные палочки; мешочки с продуктами для
игры «Чуткий нос»; чашки с водой и продукты для игры «Попробуй на вкус»;
видеофильм «Строение уха человека»; карточки для игры «Объясни
выражение»; медицинские халаты.
План занятия:
1. Организационный этап.
2. Мотивационнопроблематизирующий этап.
3. Деятельностный этап.
4. Рефлексивный этап.
1. Организационный этап
Обучающиеся заранее готовили сообщения об органе вкуса – языке, об
органе обоняния – носе, об органе слуха – ушах. Выступающие дети одеты
в форму врачей. Дети до занятия разделены на 3 группы (по количеству
изучаемых органов чувств на занятии (вкус, обоняние, слух).
Педагог. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Сегодня на нашем
занятии вы будете работать в группах по 5 человек.
2. Мотивационнопроблематизирующий этап
Игра «Ребусы». Каждой группе педагог раздает ребусы об органах
чувств (нос, язык, уши). (Слайд 1). Дети отгадывают ребусы. Педагог
обращает внимание на ребус, в котором зашифровано слово «Дружба».
Предлагает детям соединить отгаданные слова, выслушивает ответы
детей.
Педагог. Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить?
(Ответы детей). Правильно, тема нашего занятия «Как дружат нос, язык и
уши» (Слайд 2). Педагог. Цель нашего занятия пополнение знаний обучающихся об
органе обоняния носе, об органе вкуса – языке, об органе слуха – ушах (слайд
3).
3. Деятельностный этап
Педагог читает стихотворение.
Есть три помощника на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя,
Уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять.
А носик запах различать.
Педагог обращает внимание детей, что в каждой группе есть
ребенок, одетый в форму врача и предлагает послушать выступление
первой группы об органе вкуса – языке.
Ребенок в роли врача проводит игру «Определи на вкус», ему
помогают дети из его группы.
Детям завязываются глаза. Они определяют по вкусу продукт и
называют его. (Кусочек кислого яблока, сладкой конфеты, лук, соленый
огурец).
Ребенок в роли врача. Как вы различали вкус пищи? Кто помог вам в
этом? (Ответы детей). Конечно, это язык. У нас во рту живет строгий
охранник, который охраняет вход в домрот и проверяет пищу на ее
пригодность или непригодность к употреблению. Он ни за что не пропустит
горьких и невкусных гостей.
Язык реагирует на разный вкус пищи
специальными вкусовыми клеточками в виде сосочков, которые расположены
на языке большими группами. У человека на языке 910 тысяч вкусовых
сосочков (Слайд 4 «Строение языка»).
Ребенок в роли врача задает вопрос. Какая часть языка сильнее
чувствует кислое, горькое, сладкое, соленое? (Ответы детей). Правильно ли
вы ответили, мы узнаем из опыта «Вкусовые зоны языка».
На столе стоят мисочки с водой, сахаром, солью, лимоном,
горчицей. Дети берут ватные палочки, смачивают водой и макают
поочередно в соль, сахар, лимон, горчицу. Они прикасаются к кончику
языка, боковым сторонам языка, к корню языка.
Педагог обобщает. Корень языка лучше чувствует горькое, боковины
языка – кислое и соленое, а кончик языка – сладкое (Слайд 5).
Ребенок в роли врача. Язык помогает нам также издавать звуки,
разговаривать, дышать, жевать, глотать, смачивать еду слюной, согревать и
охлаждать пищу. Он также помогает нам петь, смеяться.
Педагог проводит аукцион «Гигиена полости рта». Дети по
очереди называют правила гигиены (мыть руки перед едой, мыть овощи и
фрукты, есть лук и чеснок, чистить зубы и язык, полоскать рот после
приема пищи и делать упражнения для языка…) (Слайд 6). Педагог предлагает послушать выступление второй группы об органе
обоняния – носе.
Ребенок в роли врача задает вопрос присутствующим. Зачем нам
нос? (Ответы детей). Нос помогает различать запахи.
Проводится игра «Чуткий нос».
Дети из второй группы предлагают определить по запаху чеснок,
кофе, черный хлеб, пихтовое масло, корочку апельсина, мяту. Необходимо
сделать вдох для определения запаха.
Ребенок в форме врача. А зачем еще нужен нос? (Ответы детей).
Правильно, носом мы дышим.
Игра «Попробуй на вкус» (при помощи обоняния).
На столе стоят четыре чашки с водой. В первую добавляется соль,
во вторую – лимонный сок, в третью – сахар, в четвертой просто вода.
Зажав нос, дети пробуют каждую из них. Вывод: без обоняния все вкусы
одинаковые.
Ребенок в форме врача. В носу, в верхней его части расположены
обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Их 10 миллионов. Стоит
частице запаха сесть на обонятельные клеточки, как по нервам к голове уже
летит сигнал: борщ, блины, пирожки. Обонятельные клетки очень
чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов
(Слайд 7).
Педагог. А чего же больше всего боятся носы? (Ответы детей). Ну,
конечно, простуды. Коварная, жадная, она прячется в холодном воздухе, в
реке, в ночном лесу. Завидев одинокого путника, который ходит без шапки,
утирает нос рукавом, дышит ртом (вместе с воздухом пытаются пробраться и
микробы в наш организм), бросается на него как разбойник с большой дороги.
А потом нос разбухает, раздражается, забивается слизью. Когда слизи с
налипшими микробами набирается много, мы чихаем. Нос заложен, из носа
течет, поднимается температура, мы почти перестаем чувствовать запахи, в
школу не идем, лежим в постели. Как бороться с насморком? (Ответы
детей). Педагог обобщает ответы (Слайд 8 «Лечение насморка).
Педагог предлагает послушать выступление третьей группы об
органе слуха – ушах.
Ребенок в роли врача задает вопрос присутствующим. Ребята, как вы
думаете, зачем человеку слух? (Ответы детей).
Ребенок в роли врача. Уши сообщают мозгу о том, что приближается
опасность. Услышанные сигналы передаются в мозг по специальным
дорожкам – нервам. Слух – это огромная ценность, это целый мир звуков:
журчание ручья, шелест листьев, музыки и речи. У нас с вами 6 ушей: по два
наружных, которые всем видны (их называют ушными раковинами); по два
средних уха и по два внутренних. (Слайд 9 «Строение уха человека»). Если
бы не уши, мы не могли бы разговаривать. Для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала слушают, запоминают, что говорят
окружающие люди. Глухие люди говорить не могут.
Педагог. Сейчас посмотрим видеофильм «Строение уха человека».
Игра «Объясни выражение»
Педагог раздает командам по 2 карточки, на которых написаны
выражения, которые дети должны объяснить: «Хлопать ушами»
(бездействовать); «Держать ушки на макушке» (быть настороже);
«Прожужжать все уши (надоесть); «Не видать, как своих ушей (никогда
не будет); «Не верить своим ушам» (очень удивиться); «Пропустить мимо
ушей» (не обращать внимания).
Ребенок в роли врача. Наша группа составила рекомендации по
предупреждению нарушения слуха. (Слайд 10).
Рекомендации по предупреждению нарушений слуха
Своевременное обращение к ЛОРврачу
Правильная чистка ушей
Беречь ушные раковины от травм
Защита ушей во время купания
Защита от шума
Профилактика простудных заболеваний.
Педагог. Назовите органы чувств, о которых мы сегодня говорили. Как
связаны наши органы слуха, обоняния и дыхания? Можно ли одновременно
уберечь их от сезонных простуд? Нас проконсультируют наши врачи.
Первый Ребенок в роли врача. Часто бывает: вечером вы замерзли,
утром потекло из носа, а днем уже и щекочет в горле, уши заложило. Со всеми
этими симптомами следует посетить одного врача – ЛОРа (отоларинголог).
(Слайд 11).
2 ребенок в роли врача. Ухо, горло и нос связаны между собой, болезнь
одного приводит к заболеванию другого. Болезни лорорганов опасны своими
многочисленными осложнениями (Слайд 12).
3 ребенок в роли врача. Соблюдая наши рекомендации, вы сохраните
отличный слух, будете дышать полной грудью и ощутите аромат и вкус жизни
на все сто! (Слайд 12).
4.Рефлексивный этап
Педагог.
1. Что вы узнали нового?
2. Что вам понравилось на занятии?
Педагог. Спасибо, дети, до новых встреч!
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ»
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ»
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ»
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ»
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ»
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «КАК ДРУЖАТ ЯЗЫК, НОС И УШИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.