Конспект занятия для дошкольников "Быт людей на Руси"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал рассчитан на старших дошкольников и включает в себя информацию и методические рекомендации для педагогов по проведению подобного занятия с детьми как в детских садах. так и в учреждениях дополнительного образования. Целью занятия является создание условий для формирования знаний о быте Древней Руси, приобщения к культурному наследию Древней Руси.Тема "Быт людей на Руси" интересна своим разнообразием и доступностью для усвоения детьми старшего дошкольного возраста
Иконка файла материала Урок 9.Быт людей на Руси.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка                                                                                                  Разработала:                                                      педагог дополнительного образования                                                                         Белавина Вера Викторовна г.Тихорецк 2016г.Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней  Руси. Задачи: 1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение,  сформировать общее представление о том, что такое быт. 2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать  словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие  способности детей. 3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду. Ход урока: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое? Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д.Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом.  Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно.  Презентация «Быт людей на Руси». Слайд 1­2 В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что  дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья.  Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее  продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе  стоял приятный смолистый запах.  Слайд 3­4 Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени.  Крестьянин ставил дом прочно, на века.  Слайд 5 Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для  пользы дела.  Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий  порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не  выпускать.  Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была  подальше от стены, чтобы не случилось пожара.Слайд 6­7 Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка  хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,  кочергу.  Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью.  Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи  спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.  Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось  «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в  специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи  было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные  и деревянные миски, солонки.  Слайд 8 В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках  сидели члены семьи , работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои  инструменты хозяин хранил под лавкой.  Слайд 9­10 В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу  в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.  В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.  Слайд 11 Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу  подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами. Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к  иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы  бережно хранили и передавали из поколения в поколение.  Слайд 12­13 Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» ­ принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и  хлеб были символами благополучия и достатка семьи.  Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю.  Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина  на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства.  Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у  печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и  только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко  разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители  говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» ­ уродливые  человечки, принесут голод, нищету и болезни.  Слайд 14 Дети называют предметы быта на картинке. Слайд 15­17 Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались  собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к  стенам, переносные скамьи. В каждой семье были «коробейки» ­ лубяные сундучки, обитые железом  деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду,  приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме,  тем богаче считалась семья.  Слайд 18­19 Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые  обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда,   но  и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище  от сглаза и лихих людей.  Слайд 20­25 В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие  плоские миски), кринки для хранения молока,  разных размеров чугуны,  ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки,  чаны, ушаты, лохани, шайки. Слайд 26 Крестьянские семьи были большими. Слайд 27­28  Сыновья помогали отцу в поле Слайд 29 А матери и бабушки сидели с малыми детьми Слайд 30 Ходили  лаптях Слайд 31 Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину. Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы  запомнили. Для чего они служили? Что такое быт? Физминутка: Хомячок Хомка Хомка­хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щёки моет, шейку трет.Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. (дети имитируют все движения хомячка) Загадки о предметах быта: 1.Маленькая собачка Свернувшись лежит, Не кусает, Не лает, А в дом не пускает. ( Замок ) 2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.  (ножницы) 3.Всех накормлю с охотою, А сама безротая. (ложка) 4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар) 5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, По полу скок­ скок и сел в уголок. (веник).  6.На веревке пальцы, держат одеяльце. (прищепки). 7.Кто ходит ночь и ходит день,  Не зная, что такое лень? Часы. 8.Пузыри пускало,  Пеной кверху лезло —  И его не стало,  Всё оно исчезло. Мыло. Мыло. 9.Я увидел свой портрет,  Отошёл — портрета нет. Зеркало. 10.Она снаружи вроде груши,  Висит без дела днём,  А ночью освещает дом. Лампочка. А теперь нарисуем предмет быта, который вам больше всего понравился.Рисунок «Предметы быта».