Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"
Оценка 4.6

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология +1
Взрослым
13.11.2018
Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"
Конспект занятия по программе «Мир микроскопии» 1 год обучения (7-11 лет) к блоку № 3: Флора.Тема №3.4: Колпачковый плазмолиз. Данный конспект поможет изучить процесс плазмолиза и деплазмолиза, а так же поможет в изучении растительной клетки и представлена технологическая карта по выполнению лабораторной работы.
Овчинникова Л.П. Конспект_Колпачковый плазмолиз.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ» Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир микроскопии» 1 год обучения (7­11 лет) к блоку № 3: Флора. Тема №3.4: Колпачковый плазмолиз. Автор­составитель: Овчинникова Людмила Павловна педагог дополнительного образования МБОУ ДО Кванториум г. Комсомольск­на­Амуре 2018 г. Конспект занятия по программе «Мир микроскопии» 1 год обучения (7­11 лет) к блоку № 3: Флора. Тема №3.4: Колпачковый плазмолиз. Цель:  Сформировать  знания  у  обучающихся  о  понятии «колпачковый плазмолиз»,   изучить   движение   цитоплазмы   в   клетках   и   доказать полупроницаемость мембраны.  Задачи: 1)  образовательные:  овладеть   основными   навыками   изготовления   микропрепаратов   и работы с микроскопом; 2)  развивающие:  способствовать   развитию  самостоятельного   формулирования проблемы   исследования   и   составления   поэтапной   структуры   будущего самостоятельного исследования; воспитательные:  формирование у обучающихся экологического мышления. 3)  Тип занятия: комбинированное. Основные понятия: плазмолиз, цитоплазма, мембрана.  Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование; луковица с темно­фиолетовой окраской сочных чешуй, 1мл раствора роданида калия (КСNS),   пипетка,   предметное   стекло,   покровное   стекло,   фильтровальная бумага, микроскоп.   План занятия: 1. Организационный момент (3 мин.). 2. Актуализация знаний (7­9 мин.). 3. Динамические паузы (2­3 мин.) 4. Лабораторная работа (15­ 20 мин) 5. Закрепление материала (5 мин.) 6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.) Этапы занятия Ход занятия. Действия педагога Организационный  момент Приветствие обучающихся. Сохранность  контингента. Универсальные  учебные действия Актуализация знаний Тема   нашего   занятия   ­   «Колпачковый плазмолиз».  Ответьте   мне   на   вопрос:   что   такое плазмолиз? Спасибо за ответ.  Объясняю   лекционный   материал (приложение 1 к занятию). Обучающиеся отвечают  на поставленный вопрос. Обучающиеся  предлагают свои  варианты ответов. Анализируют информацию, пометки в тетради.   делают Объяснение нового  материала Объясняю что такое колпачковый плазмолиз. Смотрят на экран,  слушают, анализируют,  сопоставляют. Динамическая пауза Гимнастика для глаз.  Практическая  деятельность Переходим   к  практической   работе.   Раздаю технологические   карты   к   выполнению практической работы. Техника безопасности. Объясняю   ход   работы  (приложение   2   к занятию). Закрепление  материала Рефлексия Обобщаю   изученный   материал.   Провожу опрос «Что такое плазмолиз?»  Корректирую полученные знания Рефлексия – что узнали. Рефлексивный тест. Предлагаю   детям   отметить   знаком   «+»   те утверждения, с которыми они согласны: 1. Я узнал(а) много нового. 2. Мне это пригодится в работе. 3. На занятии было над чем подумать. 4. На   все   возникшие   в   ходе   занятия вопросы я получил(а) ответы.   Обучающиеся выполняют задания. Обучающиеся внимательно   слушают, материал. изучают Обучающиеся   задают уточняющие и   корректирующие вопросы.   Приступают   к работе. Обучающиеся   отвечают на вопросы. Обучающиеся самостоятельно выполняют тест.  5. На   занятии   я   поработал(а) добросовестно   и   цели   занятия достиг(ла). Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов. Объявляю,   что   количество   плюсов   в   тесте означает   уровень   овладения   материалом Обучающиеся самостоятельно анализируют   уровень овладения учебным материалом. Подведение итогов занятия. Подвожу   итоги,   благодарю  обучающихся  за хорошую работу на занятии. Список использованной литературы: 1. Атабекова, А.И. Цитология растений / А.И.Атабекова, Е.И. Устинова –  Изд. 2­е перераб. и доп. М.: Колос, 1971 – 256 с. 2. Быков И.П.  Исследовательские лабораторные работы по физиологии  растений.   Учебное пособие. – Улан­Удэ: Изд­во БГУ, 2001.­166 с. 3. Васильева Е. М., Горбунова Т. В., Кашина Л. И. Эксперимент по  физиологии растений в средней школе / Е.М. Васильева, Т.В. Горбунова, Л.И. Кашина, М: Просвещение, 1978 4. Горышина Т.К. Экология растений. – М., Высшая школа, 1979. – 368 с. 5. Полевой В.В. Физиология растений. – М., Высшая  школа, 1989. – 464 с. 6. Практикум по физиологии растений /Под ред. Н.Н. Третьякова. – М.,  Агропромиздат, 1990. – 271 с. 7. Саляев Р.К. Поглощение веществ растительной клеткой. – М., Наука,  1969. – 208 с. 8. Якушкина Н. И. Физиология растений. – М., Просвещение, 1993. – 335  с. Плазмолиз   ­   отделение   протопласта   от   клеточной   стенки   в Лекционный материал к занятию Приложение 1. гипертоническом растворе. Плазмолизу предшествует потеря тургора. Плазмолиз возможен в клетках, имеющих плотную клеточную стенку (у растений, грибов, крупных бактерий). Клетки животных, не имеющие жесткой оболочки,   при   попадании   в   гипертоническую   среду   сжимаются,   при   этом отслоения   клеточного   содержимого   от   оболочки   не   происходит.   Характер плазмолиза зависит от ряда факторов: от вязкости цитоплазмы; от   разности   между   осмотическим   давлением   внутриклеточной   и внешней среды; от   химического   состава   и   токсичности   внешнего   гипертонического раствора; от характера и количества плазмодесм; от размера, количества и формы вакуолей. Различают   уголковый   плазмолиз,  при   котором   отрыв   протопласта   от стенок клетки происходит на отдельных участках. Вогнутый плазмолиз, когда отслоение   захватывает   значительные   участки   плазмалеммы,   и   выпуклый, полный   плазмолиз,   при   котором   связи   между   соседними   клетками разрушаются практически полностью. Вогнутый плазмолиз часто обратим; в гипотоническом   растворе   клетки   вновь   набирают   потерянную   воду,   и происходит деплазмолиз. Выпуклый плазмолиз обычно необратим и ведет к гибели клеток. Выделяют   также   судорожный   плазмолиз,   подобный   выпуклому,   но отличающийся   от   него   тем,   что   сохраняются   цитоплазматические   нити, соединяющие   сжавшуюся   цитоплазму   с  клеточной   стенкой,  и  колпачковый плазмолиз, характерный для удлиненных клеток. Цитоплазма.  Полость любой клетки заполнена  цитоплазмой,  в которой находятся   различные  органоиды  ­   постоянные   компоненты   цитоплазмы   и включения  ­   временные   компоненты   клетки.   Отделена   цитоплазма   от окружающей   среды   плазматической   мембраной   (плазмалеммой).   Все пространство   между   органеллами   заполнено   коллоидной   системой гиалоплазмой (цитозоль) ­ основным веществом цитоплазмы. В ней протекают все   процессы   обмена   веществ,   она   обеспечивает   взаимосвязь   ядра   и   всех органоидов. Различают две формы гиалоплазмы: золь ­ жидкая часть и гель – густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Её основу составляет вода (60­90% всей массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят белки, могут   входить   жиры   и   жироподобные   вещества,   другие   органические   и неорганические вещества.  Характерная особенность цитоплазмы ­ постоянное движение (циклоз). Если это движение прекращается, то клетка гибнет. Клеточная   оболочка.  К   цитоплазме   прилегает   плазматическая мембрана, а на ее поверхности образуется наружный слой. У животных он называется  гликокаликсом  (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это  клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения),   и   хитином   (грибы).   Клеточная   мембрана   представляет   собой двойной слой (бислой) липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды — фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка»)   и   гидрофобную   («хвост»)   часть.   При   образовании   мембран гидрофобные   участки   молекул   оказываются,   обращены   внутрь   клетки,   а гидрофильные   —   наружу.   Белки   пронизывают   всю   толщину   мембраны, образуя   поры,   через   которые   проходят   водорастворимые   вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы   для   одних   веществ   и   плохо   (или   совсем   не   проницаемы)   для других.   Диффузия   (вещества   всегда   перемещаются   из   области   с   более высокой концентрацией в область с более низкой)– это пассивный транспорт веществ. Активный  транспорт осуществляют белки­переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул.  Функции мембран. Они отделяют содержимое клетки от внешней среды. Регулируют обмен веществ между средой и клеткой. На мембранах протекают многие химические реакции в клетках. Для   того   чтобы   убедиться   в   полупроницаемости   плазматической мембраны, проведем лабораторную работу. Ход работы  1. Снимаем с выпуклой стороны чешуи лука препаровальной иглой  кусочек эпидермиса; 2. Кладем кусочек эпидермиса на предметное стекло; 3. Берем пипетку; 4. Набираем в пипетку 1 мл раствора роданида калия; 5. Капаем каплю раствора роданида калия на кусочек эпидермиса; 6. Покрываем препарат покровным стеклом; 7. Излишки воды убираем фильтровальной бумагой; 8. Ставим препарат на предметный стол микроскопа; 9. Настраиваем изображение и смотрим результат. Описания мероприятия «Биоквантум «Мир открытий» Колпачковый плазмолиз» Приложение 2. Название ФИО   преподавателя, должность,   место работы Цель Задачи Оборудование Ход работы «Биоквантум «Мир открытий» Колпачковый плазмолиз» Овчинникова Людмила Павловна педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум» г. Комсомольск­на­Амуре Техника безопасности: Формирование   знаний   у   обучающихся   о   понятии   «колпачковый плазмолиз»,   изучить   движение   цитоплазмы   в   клетках   и   доказать полупроницаемость мембраны клетки. Овладеть основными навыками изготовления микропрепаратов и работы с микроскопом; Способствовать развитию  самостоятельного формулирования проблемы исследования   и   составления   поэтапной   структуры   будущего самостоятельного исследования; Формирование у обучающихся экологического мышления. Луковица   с   темно­фиолетовой   окраской   сочных   чешуй,   1мл   раствора роданида калия (КСNS), пипетка, предметное стекло, покровное стекло, фильтровальная бумага,  микроскоп. 1. 1.1. До начала работы, обучающиеся должны ознакомиться с  организацией ее выполнения, правилами техники безопасности в учебного кабинета. 1.2. Работы могут проводиться только с разрешения преподавателя. 1.3. При выполнении работы на рабочем месте могут находиться только материалы, необходимые для выполнения данной работы: инструкции, руководства и черновые записи по проводимой работе. 1.4. При выполнении работ обучающиеся должны бережно обращаться с лабораторным имуществом, знать правила пользования приборами, применять приборы только по прямому назначению. 2. Подготовительный этап 2.1. Приготовление раствора  роданида калия (Растворяют 0,1798 г  химически чистого роданида калия в дистиллированной воде в мерной  колбе емкостью 1 л. Доводят объем раствора водой до метки и тщательно перемешивают). 3. Выполнение работы 3.1. Снимаем с выпуклой стороны чешуи лука препаровальной иглой кусочек эпидермиса; 3.2. Кладем кусочек эпидермиса на предметное стекло; 3.3. Берем пипетку; 3.4. Набираем в пипетку 1 мл раствора роданида калия; 3.5. Капаем каплю раствора роданида калия на кусочек эпидермиса; 3.6. Покрываем препарат покровным стеклом; 3.7. Излишки воды убираем фильтровальной бумагой; 3.8. Ставим препарат на предметный стол микроскопа; 3.9. Настраиваем изображение и смотрим результат.

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"

Конспект занятия "Колпачковый плазмолиз"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018