Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"
Оценка 4.7

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
экология +1
Взрослым
11.05.2018
Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"
В конспекте итогового занятия идет знакомство обучающихся с экологическими проблемами родного края, с лесными пожарами, как одной из экопроблем. Представлена классификация лесных пожаров, службы , которые ликвидируют лесные пожары. А так же даны рекомендации как предотвратить лесные лесные. Приведен пример сочинения "Как спасти лес от пожаров».В конспекте итогового занятия идет знакомство обучающихся с экологическими проблемами родного края, с лесными пожарами, как одной из экопроблем. Представлена классификация лесных пожаров, службы , которые ликвидируют лесные пожары. А так же даны рекомендации как предотвратить лесные лесные. Приведен пример сочинения "Как спасти лес от пожаров».
Открытое занятие Лесные пожары.doc
МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  «Охрана природы родного края.  Лесные пожары» Автор­составитель: Пристинская О.В. 1 2017 год Цель: Продолжить   знакомить   детей   с природоохранной   деятельностью   в Ставропольском   крае;   познакомить   с   понятием Экология;   развивать наблюдательность,   логическое   мышление,   умение   строить   заключения, самостоятельно   решать   проблемные   ситуации,   обобщать   изученное; воспитывать любовь к природе. Оборудование: Иллюстрации   с   изображением   животных,   растений   родного края, которые охраняются. Ход занятия I. Итог фенологических наблюдений —Какой сегодня месяц? —Какой день? —Как изменилась продолжительность дня? —Какая сегодня температура? —Какие работы выполняются людьми в эту пору? II. Актуализация опорных знаний 1. Беседа. —Как человек использует воду, воздух, почву, полезные ископаемые? —Почему возникла необходимость охранять естественные богатства? —Почему возникла потребность охраны растительного и животного мира? —Какие бывают виды лесных пожаров? —Расскажите о правилах поведения на природе. —Подумайте, какие из них вам пригодятся во время летних каникул. 2. Разгадывание загадок. 1)Речное животные — строитель плотин и заплав. (Бобер) 2) Полевые цветы с белыми лепестками и желтой серединкой. (Ромашка) 3)   Большое   рогатое   животное,   которое   водится   в   лесах   Карпат   и   Крыма, имеет название «благородный». (Олень) 4) Птица, которая прилетает к нам в красных туфельках. (Аист) 5)   Степное   растение,   которое   имеет   длинные   ростки,   похожие   на   волосы. (Ковыль). 6) Название мха, который распространен на болоте. (Сфагнум) 7)   Редчайшая   птица,   которая   гнездится   в   Черноморском   заповеднике. Встречается на водоемах нашей местности. (Лебедь) 8) Водное растение, которое имеет белые цветы и большую листву, которая укрывает поверхность воды. (Лилия) III. Сообщение темы и задач урока 2 —   Итак,   наука,   которая   помогает   человеку   охранять   природу, называется Экология.   Мы   сегодня   поговорим   о   важных   экологических задачах,   которые   есть   сегодня,   научимся   понимать,   как   необходимо относиться   к   природе,   чтобы   не   нанести   ей   вреда,   а   сохранить   ее красоту. Тема   нашего   занятия   —   «Охрана   природы   родного   края.   Лесные пожары». I. Восприятие и осознание учебного материала — У каждого человека родной край — это место, где он родился, живет и работает.   Каждое   дерево,   цветок,   травинка   —   это   часть   природы,   часть родной   земли.   Природа   подарила   их   людям   навсегда.   Человек   живет   и работает среди природы и потому обязан ее беречь, Ставропольский  край издавна славится своими естественными богатствами: лесами, горами, реками, морями.   Особенно   уважительно   люди   относятся   к   земле,   которую называют Кормилицей. И от того, как мы будем относиться к земле, воде, воздуху, лесу, будет зависеть наше будущее. С давних времен все нужное для себя человек получал из природы и хотел жить с ней в согласии. Прошло   время,   наши   предшественники   познали   законы   природы, научились   создавать   машины   и   новые   технологии.   Вырубая   леса,   пожары, осушая болота, строя заводы и фабрики, автомобили и самолеты, внося в почву минеральные удобрения и ядохимикаты, мы почти не задумываемся, как же это отразится на природе и нашем здоровье. Это привело к множеству экологических проблем. Исчезают животные и растения. И сейчас мы поговорим о Лесных пожарах. Большинство людей не часто слышат о лесных пожарах и считают их очень редкими. На самом деле, летом в среднем по России возникает несколько десятков пожаров в день. 3 Лесной пожар ­ это стихийное, неуправляемое распространение огня по  лесным площадям. К сожалению, основной причиной возникновения лесного  пожара является деятельность человека. Также причинами пожаров в лесах  становятся грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и  сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды, но все же основная  причина несчастья – легкомыслие людей. Пожароопасный сезон наступает с момента таяния снега в лесу до появления  полного зеленого покрова или наступления устойчивой дождливой осенней  погоды. В лесных пожарах сгорают гигантские площади лесов, уничтожаются  уникальные экосистемы. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную  опасность для людей и животных, уничтожаются сооружения, а в отдельных  случаях и населенные пункты. Поэтому в самые «горячие» месяцы  практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами. Кто же борется с лесными и торфяными пожарами? Прежде всего, это лесная служба: лесничества, лесхозы, региональные  комитеты по природным ресурсам ­ примерно четверть миллиона человек по  всей стране. Еще это работники сельсоветов, районных и областных  администраций, сотрудники пожарной охраны и МЧС. В «критичных»  ситуациях к тушению привлекают милицию и военных. Так что лето с  лесными пожарами может стать по­настоящему жарким для примерно  полумиллиона человек. Пожары принято подразделять на низовые, верховые и почвенные. При низовых пожарах горит лесная подстилка ­ мхи, трава, кустарники,  хвойный подлесок. 4 При верховых пожарах пламя переходит на кроны деревьев и, как правило,  без поддержки низового пожара долго такой пожар продолжаться не может.  Но, объединившись, оба пожара могут привести к тому, что выгорит весь лес.  Известны случаи, когда один пожар уничтожил миллионы гектаров леса. Почвенные пожары, которые еще называют подземными или торфяными,  чаще всего являются следствием лесных пожаров, но могут возникать и  самостоятельно, например, на торфяных болотах. При почвенных пожарах  огонь распространяется по толще горючего материала (торфа). Нередко  торфяные пожары переживают даже зиму, тлея под снегом, и вспыхивают с  новой силой на следующий год. Случалось, что животные или люди наступали  на совершенно безобидную лесную подстилку – и проваливались в огненный  ад. Но обычно горящий торфяник выдает себя просачивающимися на  поверхность струйками дыма. Другой распространенный вид пожаров – травяные палы. Сухая  прошлогодняя трава легко загорается от любой искры, будь то брошенная  сигарета или не потушенный вовремя костер. А иногда траву поджигают  специально ­ из баловства, или из­за расхожего поверья, что после пала новая  трава вырастает быстрее, что верно лишь отчасти, ведь при пожаре в почве  ускоряется превращение органических веществ в неорганические. Травяные палы быстро распространяются, особенно при сильном ветре, и  остановить такой пожар зачастую непросто. Во многих случаях травяные  палы становятся причиной более катастрофичных пожаров ­ лесных и  торфяных. В зависимости от интенсивности горения и распространения огня, пожары  делят на слабые, средние и сильные. Наибольшая скорость  распространения огня при сильном лесном пожаре составляет: низового  пожара ­ до 1 км/час, верхового ­ до 25 км/час, почвенного ­ несколько метров в сутки. Главное в борьбе с пожарами вовремя обнаружить и особенно вовремя начать  тушить. Выбор способов и технических средств для тушения пожаров зависит  5 от вида, силы и скорости распространения пожара, природной обстановки,  реальных возможностей борцов с огнем.  Слабый низовой лесной пожар тушат, поливая кромку пожара водой,  захлестывая огонь подручными средствами (сбивая его ветками, метлами,  мешковиной или кусками толстого брезента) и засыпая землей, а также с  помощью химикатов. Если пожар распространился на значительную площадь,  его оцепляют, и каждому человеку отводят для тушения часть его кромки.  Верховой лесной пожар локализуется водой с помощью насосов, если в  районе пожара имеются источники воды. На пути огня могут прокладывать  заградительные и минерализированные полосы (канавы), применять  химические средства и даже искусственно вызывать осадки из облаков. Одним из способов борьбы с массовыми верховыми и низовыми лесными  пожарами является отжиг ­пуск встречного низового огня, искусственно  вызванный и контролируемый. Пуск отжига производится от так называемой  опорной полосы ­ дороги, тропы, ручья и так далее. Если такой полосы нет,  она создается искусственно, с помощью взрывчатых веществ или техники. Тушение пожара   Организованным тушением лесных пожаров занимаются специальные службы.  Но что может сделать каждый? Самое простое и эффективное средство –  внимательность и осторожность. Нельзя поджигать траву, даже если вы  уверены, что сможете потушить огонь. Не следует разводить огонь там, где  много сухостоя или есть торфяники. Обязательно залейте костер водой перед  уходом и убедитесь, что в нем не осталось тлеющих углей. Постоянно  забывают о банальной вещи, известной каждому с детства – нельзя бросать  спички и сигареты в лесу. Если бы все мы соблюдали эти очевидные меры предосторожности,  количество опустошительных пожаров сократилось бы в десятки раз! Несомненно, пожар это одно из самых страшных бедствий для леса. Но, самое удивительное, лесной пожар может быть полезен. «Низовые» пожары  уничтожают подлесок и способствуют омоложению леса. Иногда пожары даже вызывают искусственно, чтобы уничтожить горючие материалы, подготовить  участки леса под саженцы или для борьбы с насекомыми и болезнями леса. 6 Но это не значит, что все пожары полезны для леса, и их не надо тушить.  Лесной пожар ­ это грозное явление. Если пренебрегать противопожарными  правилами, если беспечно относится к огню, то количество пожаров может  возрасти. Тушить их будет сложнее и пожар из обычного явления, может  перерасти в стихийное бедствие. И повторим знакомый каждому призыв – будьте осторожны с огнем, особенно в лесу! Берегите лес! Ученик читает подготовленное сочинение. Сочинение «Как спасти лес от пожаров».           Весна – самая красивая и радостная пора, пора пробуждения природы. Пожалуй, ни один сезон года не ждут с таким нетерпением, как этот.         Весна на Кавказе, как правило, солнечная и сухая. Именно в это время года   люди   стремятся   выбраться   в   лес,   отдохнуть   после   продолжительной зимы.   Уже   стало   традицией   разведение   костров   в   лесу.   И   мало   кто задумывается   о   том,   что разведенный   на   опушке   костер,   непотушенная сигарета, брошенные разбитые бутылки, которые отражают солнечные лучи, все это приводит к пожару.        Пожар в лесу ­ это очень страшное зрелище. Многие читали о нем, может, просто видели с экранов телевизоров, но мало кто знает, как он страшен на самом деле. На лес надвигаются стеной языки пламени, сметающие все на своем   пути,   не   щадя   никого.   С   треском   горят   вековые   деревья,   которые, может быть, не вырастут еще сотни лет. Животные в ужасе бегут, но они не успеют скрыться от этого бедствия. Кругом ужас, каждый старается спасти свою жизнь….           При несвоевременно принятых мерах по тушению лесного пожара он может   перекинуться   на   населенные   пункты,   что   неизбежно   приведет   к огромному   материальному   ущербу   и   человеческим   жертвам.   Поэтому, посещая   лес,   необходимо   помнить   и   соблюдать   элементарные   правила пожарной безопасности:   разводите костры только в специально отведенных местах (площадках);  не   бросайте   горящие   спички,   окурки,   стекло   (стеклянные   бутылки, банки и др.);  не оставляйте промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в непредусмотренных специально для этого местах; запрещается   заправлять   горючим   топливные   баки   при   работе двигателя,   а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим; запрещается   промышленными и иными отходами и мусором. строительными,   бытовыми,   засорение   леса   7 Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения. Поэтому даже с маленькими детьми надо говорить о пользе леса и необходимости его защиты.        Огонь с древнейших времен играет роль важного природного фактора в жизни леса. С появлением человека и развитием цивилизации огонь в лесу превратился   в   разрушительный   фактор,   а   охрана   лесов   от   пожаров   стала важнейшей составной частью охраны природы на нашей планете.           В   детской   литературе   встречается   много   рассказов   о   пожарах,   что говорит о том, что пожары в нашем мире – это всегда очень актуальная и животрепещущая   тема,   которой   хотят   поделиться   с   детьми   для предотвращения подобных ситуаций.           Не смотря на то, что в последнее время появляются  новые причины возникновения   лесных   пожаров,   такие   как   глобальное   потепление, парниковый эффект, главной причиной возникновения лесных пожаров по­ прежнему остается человек. Поэтому очень важно уделять особое внимание профилактике пожаров: разъяснительной работе с населением.           Хотелось бы, чтобы все люди чаще вспоминали строки, написанные       Джани Родари:  Дерево, трава, цветок и птица                                               Не всегда умеют защититься.                                               Если будут уничтожены они,     На планете мы останемся одни.                                                                                                 2.  Рассказы заранее подготовленных учеников о природоохранных объектах родного края. ­ 1­й ученик.  Охрана природы.      На территории Ставропольского края располагаются 44 государственных природных   заказника,   из   них:   тринадцать   государственных   природных зоологических заказников регионального значения, общей площадью 70625 га;  шестнадцать   государственных   природных   ботанических   заказников регионального   значения,   общей   площадью   6494,7   га;   тринадцать государственных   природных   комплексных   заказников   регионального значения,   общей   площадью   15353,5   га;   два   государственных   природных гидрологических заказника регионального значения, общей площадью 1657,5 га.     Государственный   природный   заказник   "Русский   лес",   расположенный   в окрестностях города Ставрополя на склоне Ставропольской горы занимает свыше   7,5   тысяч   га,   большая   часть   его   территории   покрыта   лесной растительностью. 8 Заказник "Русский  лес" предназначен  не только  для  сохранения  лесного массива с редкими видами флоры и фауны ­ сам лес выполняет важнейшие климато­водорегулирующие и склонозащитные функции.     В   заказнике   произрастают   14   типов   древесно­кустарниковой растительности, из которых наиболее распространены: дуб черешчатый, граб, клен полевой, ясень обыкновенный, осина, липа, груша кавказская, яблоня, черешня   дикая,   бересклет   европейский,   три   вида   боярышника,   кизил, шиповник, терн.    Достаточно хорошо сохранился природный травостой, включающий редкие виды: кандык кавказский, майкараган волжский, птицемлечник дугообразный, шаровница   крапчатая  (пятнистая),  внесенные   в  Красную  книгу  Российской Федерации,   горицвет   весенний,   касатик   солелюбивый,   колокольчик персиколистный,   лук   медвежий,   морозник   кавказский,   пион   узколистный, шафран сетчатый, шпажник кавказский, ятрышник  клопоносный, внесенные в Красную книгу Ставропольского края. ­ 2­й ученик.  Животный   мир   также   богат   редкими   и   исчезающими   видами.   Среди насекомых   это   ­   дозорщик­император,   жужелица   кавказская,   жужелица венгерская, жук­олень, ксилокопа фиолетовая, внесенные в Красную книгу Ставропольского края. Немало редких видов среди птиц: аист черный, змееяд, перевязка,   сапсан,   тювик   европейский,   внесенные   в   Красную   книгу Российской Федерации, орел­карлик, коростель, внесенные в Красную книгу Ставропольского края. Также водятся вальдшнеп, серая куропатка, фазан.     Из   числа   млекопитающих,   населяющих   русский   лес,   в   Красную   книгу Ставропольского края занесены ночница остроухая, вечерница гигантская и нетопырь­карлик.   Кроме   того,   в   лесу   обитают   кабан,   косуля,   заяц­русак, куница, лисица, барсук, волк, шакал, крот кавказский.     Государственный   природный   заказник   "Малый   Ессентучок"   образован   в долине рек Малый Ессентучок и Подкумок, и 2 км к юго­западу от пос. Белый Уголь,   на   высоте   от   685   до   1230   метров   над   уровнем   моря.   Площадь заказника:   1638   гектаров.   Заказник   является   комплексным,   расположен   в лесостепной   зоне   Ставропольского   края   и   образован   в   целях   сохранения естественного   ландшафта   с   пойменным   лесом,   растительного   и   животного мира, условий формирования подземных минеральных и поверхностных вод, а также территории  археологического памятника, площадью 0,5 гектара, эпохи средней бронзы ­ остатков рва, вала укрепления и следов стоянок древнего человека.     Территория   заказника   находится   в   долине   рек   Малый   Ессентучок   и Подкумок,   простирается   вдоль   северного   подножья   хребта   Боргустан, сложенного   обломочными   и   карбонатными   породами   мелового   периода,   и входит   во   вторую   санитарную   зону   охраны   минеральных   источников Ессентукского месторождения. В долине рек Малый Ессентучок и Подкумок 9 произрастают   пойменные,   горно   ­   лесные   и   горно   ­   степные   виды   редких древесных пород колхидского типа.    Южная часть долины рек Малый Ессентучок и Подкумок покрыта степной и лугово   ­   степной   растительностью:   ковылем   красивейшим,   ятрышником пурпурным,   асфоделиной   крымской, асфоделиной   тонкой,   пионом   узколистным,   пыреем   ковылелистным, рябчиком   кавказским,   которые   включены   в   Красную   книгу   Российской Федерации, а также байрачными дубово­грабовыми лесами. Всего в долине рек Малый Ессентучок и Подкумок произрастает до 1300 видов болотных, луговых и пойменных биологических типов растений.   ятрышником   трехзубчатым, ­ 3­й ученик.     Животный   мир,   типичный   для   лесостепной   зоны,   в   том   числе:   ручейник тонкоусый, ручейник большой; жужелица кавказская, включенная в Красную книгу Российской Федерации, дыбка степная; водяной уж, тритон кавказский, черепахи; зимняк, черный коршун, копчик луни, жаворонки, совы, пустельга; воробьиные,   врановые,   а   также   включенные   в   Красную   книгу   Российской Федерации ­ черный гриф, белоголовый сип, стервятник; также в заказнике водятся волк, косуля, кабан, лисы, зайцы, ежи, мышевидные грызуны.     Государственный природный заказник "Иргаклинский" находится в 2 км к юго­востоку   от   пос.   Иргаклы   Степновского   района.   Площадь   2000   га. Заказник   образован   с   целью   сохранения   и   восстановления   ценных   в хозяйственном, научном и культурном отношении редких и исчезающих видов животных и растений. Искусственные насаждения рядовые переформируются в   лесопарковые   группы.   Высажены:   сосна   крымская,   грецкий   орех,   алыча, смородина,   яблоня,   облепиха,   лох.   Восстанавливается   полупустынная растительность: молочай, полынь, василек песчаный, скабиоза, антей, касатик кожистый ­ эндемик, занесенный в Красную книгу Российской Федерации.   3. Беседа на основе прослушанного. — Как вы думаете, где можно узнать о редчайшей природе? (В Красной книге Ставропольского края) — А только ли в Красной книге отображена охрана природы? (Нет.  Еще охрана природы отображена в Конституции.) 4. Домашняя задача. Подготовить сообщение о природоохранных объектах области, животных или растениях, которые занесены в Красную книгу.   10 Сочинение «Как спасти лес от пожаров».           Весна – самая красивая и радостная пора, пора пробуждения природы. Пожалуй, ни один сезон года не ждут с таким нетерпением, как этот.         Весна на Кавказе, как правило, солнечная и сухая. Именно в это время года   люди   стремятся   выбраться   в   лес,   отдохнуть   после   продолжительной зимы.   Уже   стало   традицией   разведение   костров   в   лесу.   И   мало   кто задумывается   о   том,   что разведенный   на   опушке   костер,   непотушенная сигарета, брошенные разбитые бутылки, которые отражают солнечные лучи, все это приводит к пожару.        Пожар в лесу ­ это очень страшное зрелище. Многие читали о нем, может, просто видели с экранов телевизоров, но мало кто знает, как он страшен на самом деле. На лес надвигаются стеной языки пламени, сметающие все на своем   пути,   не   щадя   никого.   С   треском   горят   вековые   деревья,   которые, может быть, не вырастут еще сотни лет. Животные в ужасе бегут, но они не успеют скрыться от этого бедствия. Кругом ужас, каждый старается спасти свою жизнь….           При несвоевременно принятых мерах по тушению лесного пожара он может   перекинуться   на   населенные   пункты,   что   неизбежно   приведет   к огромному   материальному   ущербу   и   человеческим   жертвам.   Поэтому, посещая   лес,   необходимо   помнить   и   соблюдать   элементарные   правила пожарной безопасности:   разводите костры только в специально отведенных местах (площадках);  не   бросайте   горящие   спички,   окурки,   стекло   (стеклянные   бутылки, банки и др.);  не оставляйте промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в непредусмотренных специально для этого местах; запрещается   заправлять   горючим   топливные   баки   при   работе двигателя,   а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;  11  запрещается   промышленными и иными отходами и мусором. засорение   леса   бытовыми,   строительными,        Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения. Поэтому даже с маленькими детьми надо говорить о пользе леса и необходимости его защиты.        Огонь с древнейших времен играет роль важного природного фактора в жизни леса. С появлением человека и развитием цивилизации огонь в лесу превратился   в   разрушительный   фактор,   а   охрана   лесов   от   пожаров   стала важнейшей составной частью охраны природы на нашей планете.           В   детской   литературе   встречается   много   рассказов   о   пожарах,   что говорит о том, что пожары в нашем мире – это всегда очень актуальная и животрепещущая   тема,   которой   хотят   поделиться   с   детьми   для предотвращения подобных ситуаций.           Не смотря на то, что в последнее время появляются  новые причины возникновения   лесных   пожаров,   такие   как   глобальное   потепление, парниковый эффект, главной причиной возникновения лесных пожаров по­ прежнему остается человек. Поэтому очень важно уделять особое внимание профилактике пожаров: разъяснительной работе с населением.           Хотелось бы, чтобы все люди чаще вспоминали строки, написанные       Джани Родари:  Дерево, трава, цветок и птица                                               Не всегда умеют защититься.                                               Если будут уничтожены они,     На планете мы останемся одни.                                                                                                 12

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"

Конспект занятия "Охрана природы родного края. Лесные пожары"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018