Конспект занятия «Перелетные птицы»

  • Научные работы
  • docx
  • 25.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей. Задачи. Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей. Образовательная область «Речевое развитие». Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных – антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову. «Художественно – эстетическое развитие». Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом. Образовательная область «Физическое развитие».
Иконка файла материала перелетные птицы.docx
Конспект занятия «Перелетные птицы»   Старшая группа Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через  активные формы и методы деятельности детей. Задачи. Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о  причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать  логику, воображение и творческую активность детей. Образовательная область «Речевое развитие». Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,  построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в  словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных –  антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову. «Художественно – эстетическое развитие». Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма,  бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом. Образовательная область «Физическое развитие». Развитие двигательной активности.   Ход. Организационный момент. Поздоровайтесь с гостями, Улыбнитесь всем вокруг. Дайте руку другу справаИ скорей вставайте в круг! Какой сегодня чудесный день! Светит осеннее солнышко. Первый лучик, нежный лучик Заглянул он к нам в оконце И принес с собой в ладошках Теплоту, частичку солнца. Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики,  соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями. Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число? День недели? Дети: 11 октября, вторник. Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц? Дети: Октябрь. Воспитатель: А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник. (Провожу словарную работу.) Листобоем называли его потому, что к концу октября уже  все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное  название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами.  (Проводится словарная работа.) Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит  (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам  привет оставил? Хотите узнать? Дети: Да. Проходит инсценировка стихотворения А. Плещеева «Перелетная птичка» Перелетная птичка Бор дремучий шумит и гудит, Ветер листья с деревьев крутит, Частым дождичком сеет в окно; Хоть и день, а в избе уж темно. Собирается птичка в отлет;Вот в лесу она кличет, зовет: «Эй, скорей, перелетные, в круг! Порешим, как уйти нам на юг От осенних туманов и тьмы, От холодной, голодной зимы, Кто нам будет вожатым в пути, Где ночлег нам в дороге найти? Сладок будет под солнцем приют В теплых рощах, что вечно цветут. Здесь все вянет! Живые в поход!.. Вы, бывалые птицы, вперед!» Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички? Дети: О перелетных птицах. Воспитатель: А кто такие перелетные птицы? Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной  возвращаются обратно. Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете? Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси. Воспитатель: А!!! Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без  птичек? Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы. Воспитатель: Назовите какие. Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь. Воспитатель: Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы? Дети: Возвращаются к нам весной.Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые  края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да. Воспитатель: Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и  выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы. Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю) Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы. ­ Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие,  которые хорошо питались) Ребята как нужно относиться к птицам? Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их зря. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить  силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку) Воспитатель: Фигура какой птицы получилась? Дети: Гусь. Воспитатель: Гусь это какая птица? Дети: Перелетная. Воспитатель: Из каких геометрических фигур сделана птица? Дети: Треугольники, квадраты. Воспитатель: А из каких цветов? Дети: Красный, желтый. Воспитатель: Сколько понадобилось треугольников? Квадратов? Дети: Треугольников 6, квадратов – 2. Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз! (Показывает перо водоплавающей птицы.)Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а  стекает? Вот это мы сейчас и выясним. Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный  эксперимент. Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на  лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода  скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без  растительного масла? Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются  сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому  что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех  водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие  птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.) Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и  порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка. Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили? Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек. Воспитатель: Какие из них перелетные? Дети: Уточки. Воспитатель: Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня. Игра «Скажи наоборот» закончи предложение, я буду начинать предложение, а вы его  должны закончить, словом противоположным по значению. Ребята, может кто­то знает, как еще называются по­другому противоположные слова? Дети: Антонимы. Воспитатель: Молодцы. И так, начнем. Аист большой, а соловей …. (маленький) У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая) У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая) Аист белый, а грач … (черный) Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним  словом.Упражнение «Скажи одним словом» У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др. У лебедя длинная шея, он …/длинношеий / Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают  последними? Дети: Лебеди, гуси, утки. Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый  снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц  строжайше запрещена. Ребята, может кто­то уз вас видел лебедей, какие они? Дети: Красивые, величественные, гордые? Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди? Дети: Белые и черные. Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала  (шишек) сделать лебедей. Но сначала разомнем наши пальчики: Пальчиковая гимнастика. Перелетные птицы  Птицы перелетные В стаи собираются, В края теплые летят, До весны прощаются. Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные,         Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх­вниз. Сжимают пальцы рук в кулаки. Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.Гусиные, утиные – К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода Не найдется им еда. (Показ воспитателя.) Двигают пальцами рук – «машут, прощаются». Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на  столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.) Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке? Дети: Это могла оставить прощальный привет перелетная птица. Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и  зимующих. Д/и «Четвертый лишний» Ласточка – снегирь – скворец – аист Воробей – грач – журавль – цапля Сорока – соловей – кукушка – ласточка Цапля – голубь – аист – грач Ворона – кукушка – журавль – соловей. Воспитатель: Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.) Ребята, что сегодня на занятии понравилось? Что запомнили? Спасибо, с вами было приятно заниматься.