Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе "Живая земля"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе "Живая земля"Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по экологии на тему: «Живая земля». Задачи: Познакомить детей с составом земли (то, по чему мы ходим)- камни, песок, глина, почва. Дать знания о некоторых свойствах земли, камней, глины, гточвы. Упражнять в умении сравнивать, анализировать. Формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы. Воспитывать любовь к земле. -Учить видеть необычное в обычном. Формировать основы экологической культуры.
Иконка файла материала конспект.docx

Конспект занятия

по экологии

в подготовительной к школе  группе

 

«Живая земля»

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по экологии на тему: «Живая земля».

 

Задачи:

Познакомить детей с составом земли (то, по чему мы ходим)- камни, песок, глина, почва.

Дать знания о некоторых свойствах земли, камней, глины, гточвы.

Упражнять в умении сравнивать, анализировать.

Формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы.

Воспитывать любовь к земле.

-Учить видеть необычное в обычном.

Формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование:

-Мисочки с песком; глиной, камнями, почвой.

Вода, ложечка для воды.

Салфетки, коктельные трубочки.

Поднос для смешивания

Д\и «Откуда эта горсть земли».

Предварительная работа:

Проведение экспериментальной деятельности (сравнивание почвы),

Рассматривание журналов, энциклопедий.

Беседа та тему: «Подземные жители»

Текст физкультминутки- Кизил М.В.

Дидактическая игра «Откуда эта горсть земли?» - Губина Г.Н. и Кизил М.В.

 

Ход занятия.

Организационный момент:

-Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете - вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.

И топчут её, и режут её-

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать? (Земля)

-Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим.

-Почему говорят, что она всем добром отвечает?

-Почему землю называют мать-земля, матушка?

-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)

Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.

Но для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите?

-А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)

2.Эксперементирование. (Форма организации - парами)

-Учёным нужна лаборатория для опытов. Представьте, что это наша лаборатория. (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки - с песком, глиной, камнями, почвой)

-Ваша задача сегодня - работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу.

-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)

-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?

-Сначала исследуем ПЕСОК.

Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий)

-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.

-А что будет, если в песок налить не много воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий?

-Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого?

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности - растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…     

(Пустыни)

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить - песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

* * *

-Что мы будем исследовать дальше?

-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина? Внимательно рассмотрите её.

-Какая она? (твёрда, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)

-Может это не глина, а камни?

-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?

-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой - из неё можно лепить)

-Давным - давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить - она прилипает к

обуви, на ней легко подскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.

3.Физкультминутка.

Повторить 2 раза.

РАЗ - и стану я Землёй,

- Посмотрите я какой.

Очень сильный, очень крепкий,

Очень добрый и большой.

Два - и в миг я глиной стану,

На ботинки к вам пристану,

Если дождик во дворе

- Не ходите вы по мне!

Три - сейчас я холм зыбучий,

Очень жёлтый и сыпучий,

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А четыре - камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас,

Никому не надо.

Пять - я почва - верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

"Чтите матушку свою!"

* * *

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

-Братья нам и мы друзья!

 

Продолжение экспериментирования.

Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМЕШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга.

Какие они?

Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.)

А где живут камешки?

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

* *

Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней?

В этой мисочке - ПОЧВА.

Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)

Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!

Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).

Вывод: Почва - самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности.

Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их. ( ответы детей).

А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.

Что получилось? (земля).

Все эти части необходимы земле. Почему?

Молодцы, вы были хорошими учёными.

-Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему?

Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса.

Земля - Это ещё и название наше планеты.

Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную,

«ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. Только говорить давайте про себя.

Дети говорят добрые слова Земле. Поднос накрывается батиком.

Ну, а теперь поиграем!

Игра: «Откуда эта горсть земли?»

Повторить 3-5 раз.

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. (Цветок с б-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.) Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).

Детям предлагается взять пакетик с «горстью земли» и выбрать лепесток с нужной иллюстрацией.

Ход игры.

Ребята, на лепестках этого цветка - картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты (рассмотреть сюжеты на игровом поле).

-Давайте отгадаем - откуда «горстью земли», которую вы выберете из этой коробочки.

Дети берут пакет, находят ему место на игровом поле.

А теперь давайте проверим.

ПЕСОК-ПУСТЫНЯ,

ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,

ПОЧВА-ЛЕС, САД,

КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.

Заключительная часть.

Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по- другому.

А теперь давайте пообщаемся с землёй.

Беру поднос, снимаю батик - из земли видны молодые побеги.

(Поднос подменили во время игры.)

Посмотрите! Что это?! Как вы думаете, что произошло? (ответы детей). -Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю.

Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.

Вы были не только учёными, но и волшебниками!!! Вам понравилось?

Занятие окончено.