Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений "Измерение объема сыпучих тел". В ходе занятия используются математические дидактические игры: "Отвечай правильно" - игра с мячом, закрепление порядкового счета, "На каком месте", используется физминутка. Детям предлагается помочь зимующим птицам и приготовить для них вкусное угощение.
Ход занятия
Цель: Учить измерять объем сыпучих тел с помощью условной мерки,
Обучающие задачи:
закреплять порядковый счет в пределах 10, умение отвечать на вопросы:
«Который по счету?», На котором по счету месте?»
Дать понятие «условная мерка», учить измерять объем сыпучих тел
условной меркой.
Развивающие задачи:
развивать слуховое внимание, мышление, мелкую моторику рук
понимать зависимость полученного результата измерения от полноты мерки.
Воспитательные задачи:
воспитывать инициативность, усидчивость, аккуратность при выполнении
задания.,
С ребятами организовать круг, проговорить закличку
В круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья!
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево;
В центре круга соберёмся
И обратно все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И занятие начнем
.Игра с мячом «Отвечай правильно».
. Сколько у птиц ног? У птиц лапки!
..........................крыльев?
.............будет 6+1?
..................51?
назови соседей числа 8, 3, 11?
Посчитай прямым счетом от 7?
Посчитай обратным счетом от 9
Назови соседей числа ...5...?
Какое число я пропустила 2 45 6 ?
Какое сейчас время года?
Какой сечас месяц?
Закрепление порядкового счета. Посмотрите, на экране картина с
изображение птиц. Назовите птиц по порядку, слева на право (ворона, синица,
снегирь, галка, дятел,воробей, сорока, голубь, свиристель, сова). Как можно назвать их одним словом? (зимующие птицы) Почему этих птиц
называют зимующими?
Сколько всего птиц?
Какая по счету синица?
Какой по счету снегирь?
Дятел какой по счету?(дятел пятый по счету).
Назовите шестую птицу?(шестой воробей)
Назовите последнюю птицу?
Дидактическая игра «На каком месте?»
Я буду ударять молоточком несколько раз, а вы должны сосчитать
количество ударов и назвать птицу, которая стоит на этом месте(играем 34
раза). Последняя сова.
Давайте покажем сову. Кинезиологическое упражнение «Сова» 4 раза
Физминутка
Лапка, раз,
Лапка, два!
Скокскокскок!
Крылышко, раз!
Крылышко, два!
Хлоп, хлоп, хлоп!
Глазик, раз!
Глазик, два!
Прилетали птички,
Птички невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали
Дидактическая игра «Найди пару»
Дети, подойдите к столу, возьмите любую геометрическую фигуру и найдите
пару по форме фигуры( геометрические фигуры не совпадают по цвету). А
теперь подойдите к столам и займите свое место согласно вашей фигуре.
Ребята, сейчас зима.В это время птицам очень тяжело добывать корм и
поэтому люди подкармливают их. Ребята, а вы хотите помочь птицам? (Да)
Давайте приготовим вкусное угощение для птиц. Обратите внимание на
столы. На них приготовлены мисочки с семенами подсолнечника, пшеном, и
горохом
Воспитатель: Сегодня ребята мы будем учиться измерять объем сыпучих тел
с помощью условной мерки.Какие тела мы можем назвать сыпучими?
Назовите их!
Выбираем мерку предмет , который будет служить для измерения, а
условной она называется потому что, мы условимся, договоримся, что
измерять мы будем ею.
Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить
правило измерения (Показ) .
Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше
края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой
обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения
зависит от правильного, точного заполнения мерки.
Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы
не сбиться со счета.
Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям.
Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем фишку.
Сейчас вы будете самостоятельно измерять пшено у вас в посуде. Не
забывайте правило измерения. Давайте договоримся, что меркой будет
столовая ложка. Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет
неправильным.
Приступаем к работе. Окончив измерение, воспитатель спрашивает
Как узнать, сколько получилось мерок крупы? – (надо сосчитать фишки) .
(дети считают количество фишек, обозначают цифрой)
Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 4 стакана крупы. Тот, у кого
получилось 4 стакана, измерили правильно.
Почему у вас получились разные ответы? – потому что неправильно
измеряли, неправильно заполняли условную мерку. Результат зависит от
правильного заполнения мерки
Воспитатель ставит миску с горохом.
Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь гороха? (Да.)
Это будет наша мерка. Давайте отмерим 2 стакана гороха.
А теперь давайте приготовим вкусное угощение для птиц. Каждый из вас
будет готовить его по рецепту, который придумает сам. Есть пустая ёмкость,
в которую будете насыпать угощение. А чтобы не забыть рецепт, его нужно
записать. Давайте договоримся, что горох это большой оранжевый круг,
пшено – маленький желтый круг, семечки – черный треугольник.. Еслиизмеряете столовой ложкой, то рисуете ложку и цифру сколько раз насыпали
этой меркой, если стакан, то рисуете стакан. (Показать пример своего
рецепта)
Дети работают над угощением и рецептами
Молодцы, справились с заданием. (Взять рецепты прикрепить к доске)
Ребята, посмотрите, какие интересные у вас получились рецепты. Какое
разнообразное будет меню у птиц! Мы пойдем на прогулку и насыпем в
кормушки ваши угощения.
Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? А Что больше всего
запомнилось? Что нового узнали? (Ответы детей. Подвести итог занятия.)