конспект занятия по ФЦКМ на тему "Этот удивительный космос"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

занятие с использованием мультимедиа. С детьми закрепляются знания о дне космонавтики, первом космонавте. Дается понятие солнечная система. Для знакомства с планетами солнечной системы используется сказка о планетах. Для расслабления с детьми проводятся пальчиковая гимнастика, подвижная игра и физкульт. минутка на космическую тематику.
Иконка файла материала открытое занятие Этот удивительный космос.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  Раздольненский детский сад «Колокольчик» Советского района Республики Крым 11 апреля 2018 года Воспитатель: Готочкина И.В. Конспект открытого занятия по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: Этот удивительный космос Программные задачи: 1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах,  Солнечной системе, Дне Космонавтики. Вызвать познавательный интерес к  космосу. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть  только здоровый, образованный человек. 2. Развивать фантазию, любознательность, воображение, желание передавать свои впечатления, мелкую моторику;  3. Воспитывать умение работать коллективно. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему “Космос”, беседа о космосе, о  планетах; рисование на тему: “Космическая фантазия”, чтение стихотворений и рассказов о космосе, чтение энциклопедической литературы. Разгадывание  загадок о космосе. Просмотр слайдов, презентаций по теме «Космос», чтение  познавательных рассказов из энциклопедии дошкольника и «Я познаю мир». Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная. Приемы руководства деятельностью детей:   Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  вопросы, беседа, рассматривание слайдов, чтение художественной  литературы, рассматривание альбомов. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:  игра – путешествие. Приемы организации практической деятельности детей:  Выполнение опытов «Поверхность Луны», «Космическая туманность».  Приемы поддержания интереса у детей:  пальчиковая гимнастика, подвижная игра, разгадывание загадок. Приемы оценки и самооценки: коллективная работа, похвала.Виды детской деятельности в НОД: Игровая.  Коммуникативная Познавательно ­ исследовательская Продуктивная.  Чтение художественной литературы Планируемые результаты:  Личностные: развитие навыков позитивного общения в процессе  деятельности, активизация познавательного интереса Интеллектуальные: обогащение словарного запаса, формирование знаний о  космосе, формирование предпосылок к учебной деятельности Физические: развитие ловкости, двигательной активности, мелкой моторики Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Этот  удивительный космос», подносы с песком, галька, гравий, емкости с молоком, пищевые красители, ватные палочки, моющее средство. Ход занятия: Группа украшена по теме «Космос». Дети заходят в группу. Воспитатель приглашает их встать в круг. Дети вместе с воспитателем берутся за руки. Воспитатель: Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть у нас с вами весь день будет хорошее настроение. Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними  поздороваемся. Я здороваюсь везде Дома и на улице. Даже, здравствуй, говорю Я знакомой курице. Здравствуй солнце золотое Здравствуй небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй маленький цветок, Здравствуй утро,Здравствуй день, Нам здороваться не лень! ­ Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы сегодня  полетим в космос. ­ Ребята, скажите, как называется профессия человека, который летает в  космос? (ответы детей) ­ А каким должен быть космонавт? (ответы детей) ­ Конечно, космонавт должен быть сильным, смелым и очень умным. Прежде  чем мы полетим в космос надо выполнить задание на развитие интеллекта. Викторина космическая Вопросы к детям:  1. Как называется наша планета? Ответ детей: Земля (слайд №2). 2. Как называется модель Земли, уменьшенная во много раз? Ответ детей. Показать глобус.  (слайд 3)       3. У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По­английски: «астронавт», А по­русски… Ответ детей: космонавт (слайд №4) 4. Назовите первого космонавта, полетевшего в космос? Ответ детей: Юрий Алексеевич Гагарин (слайд №5). Дополнительный вопрос: Когда празднуется День Космонавтики? (12 апреля). 5. Как называется специальная одежда для полетов в космос? Ответ детей: Скафандр (слайд №6). 6. Астроном ­ он звездочет, Знает все наперечет! Только лучше звезд видна В небе полная …Ответ детей: Луна (слайд №7) 7. Откуда стартуют космические корабли? Ответ детей: космодром (слайд №8) 8. Свет быстрее всех летает, Километры не считает. Дарит Солнце жизнь планетам, Нам ­ тепло, хвосты ­ … Ответ детей: кометам (слайд №9). 9. Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца? (слайд №10). Ответ детей: 9 ­ Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,  Нептун, Плутон 10.Место, откуда ученые наблюдают за небесными телами. (Обсерватория) 11. А у нас в Крыму есть обсерватория? (слайд №11) Действительно, ребята, в Крыму есть Крымская астрофизическая  обсерватория, которая находится вблизи города Бахчисарай, на склоне горы  Сель – Бухра, а также есть филиал обсерватории в поселке Симеиз на горе  Кошка. Молодцы, вы ответили на все вопросы. Вы очень умные. Но космонавты  должны быть еще и очень сильными, и выносливыми. Давайте мы с вами сделаем космическую гимнастику. Дружно в ногу мы идем,  мы идем на космодром Мы походим на носках,  а потом на пятках Вот проверили осанку,  и свели лопатки Ждет нас быстрая ракета,  для полетов на планеты. Молодцы, ребята. Теперь вы готовы к полету.Займите свои места на ковре.  Пристегните ремни.  Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. (слайд №12)  Поехали!!!(в это время отпускаю воздушный шарик с прикрепленной к нему  ракетой по нитке. Шарик сдувается, ракета взлетает) Ну вот ребята, мы в космосе. (слайд №13) Что же мы видим? (ответы детей) (звезды, Луну, планеты) Сказка «Солнечная система» (с показом слайдов планет и их поверхностей) Живет во Вселенной дружная семейка "Солнечная система". Маму зовут  Солнцем, а ее детей планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся  планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает.  Самого маленького и быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую и  ярчайшую дочку "Венерой", самую добрую Землей, самый драчливый носит  имя Марс. Он на небе красноватая звезда. Самого большого и толстого зовут  Юпитер. Величавый Сатурн считается весельчаком с красивыми кольцами.  Уран, вращающийся вокруг Солнца на одном боку, и Нептун – голубой гигант  отличаются силой и спокойным характером. И только маленький Плутон  всегда плаксивый. Он бог подземного царства холода, льда и вечной  мерзлоты. У планет есть друзья­ спутники. У Земли подружку зовут Луна.  Никогда не разлучаются они, так и вертится луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы. И каждая планета Солнечной Системы движется по своей орбите. И у нас получился Парад планет. Это бывает очень редко, когда планеты  выстраиваются в один ряд. Ребята, кроме планет в космосе есть огромное количество звезд разного  цвета. Давайте вы сейчас соберете звезды, сортируя их по цвету. Игра «Кто больше соберет звезд»   Воспитатель разбрасывает разноцветные звездочки, а дети их собирают в  разные корзины, сортируя по цвету. А сейчас, ребята, послушайте загадку: А эта планета нам всем дорога. Нам жизнь подарила планета ... (все: Земля)А кто является подругой земли в космосе? Конечно – Луна. Солнце нам светит днем, а луна…(ночью) Сама Луна не светит. То свечение Луны, которое мы наблюдаем по ночам, –  это отражённый Луной свет Солнца. В разные ночи Солнце освещает спутник  Земли по­разному. (слайд фазы луны) – Спутником называют Луну ученые ­ астрономы. Луна постоянно находится  рядом с Землёй. Она вращается вокруг нашей планеты и никуда от неё  не может деться, потому что Земля Луну к себе притягивает. И Луна,  и Земля – небесные тела, но Луна гораздо меньше Земли. Земля – планета,  а Луна – её спутник. Ребята, посмотрите, как выглядит поверхность Луны. Поверхность Луны –  это пыль, на которой видны кратеры от столкновений с астероидами и  метеоритами. (слайд) Я вам предлагаю сделать свою поверхность Луны. (дети собираются  подгруппами по 4 – 5 человек для проведения опыта) Опыт поверхность с лунными кратерами.    В миску с сухим песком дети бросают шарики(камешки) разных размеров ­  астероиды. Лунки от них ­ это кратеры. Вскоре мука в миске, действительно,  становится похожа на лунную поверхность. А теперь давайте немного отдохнем. Приготовьте свои руки. Пальчиковая гимнастика «Космонавт». В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.) Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.) День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.) И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.) Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.) Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и  выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в  стороны ладонями вверх.) Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.) Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.) Ребята, но в космосе есть не только планеты, звезды, кометы. В космосе есть  еще туманности. В нашей Галактике много красивых, разноцветных  туманностей.Туманность — это светящиеся различными цветами скопления космической  пыли, газа, космических облаков, которые похожи на радужные мыльные  пузыри, на различных насекомых или животных. (слайд).  Опыт Создание туманности. Ребята, я предлагаю вам создать каждому свою туманность. У вас на столах  стоят емкости с молоком. Я сейчас вам капну по несколько капель цветного  красителя, а вам необходимо нарисовать (соединить цвета) свою туманность.   Рисовать на молоке нужно аккуратно, спокойно передвигая цвета по  поверхности. если просто перемешивать всё палочкой, то очень быстро наше  молоко превратится в грязную жидкость. (Сначала он капнул из пипетки  несколько капель разного красителя. Желательно капать его на расстоянии  друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем ребенок берет ватную  палочку, макает ее в моющее средство и опускает в центр цветной капли.  Наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке.) Ну вот, ребята, и закончился наш полет в космос. Такой удивительный и  совсем еще не изученный. Итог Ребята, какое путешествие мы с вами сегодня совершили? Что мы увидели в космосе? На чем мы летали в космос? Как называют профессию человека, который летает в космос? Как звали человека, который первым полетел в космос? Почему мы празднуем День космонавтики 12 апреля? Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего?