Конспект занятия по методике экологического образования "Лес -наше богатство"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
экология
Детсад
24.02.2019
Занятие по экологическому воспитанию, на тему "Лес -наше богатство"
Систематизировать представление о лесе как об экосистеме. Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу. Продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Лес -наше богатство.docx
«Лес –наше богатство»
Цель: Систематизировать представление о лесе как об экосистеме. Выявить и обогатить
представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом,
хозяйственном), объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически
неграмотное поведение в лесу. Продолжать формировать представления о взаимосвязях,
взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Предварительная работа:
отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе;
композиция "Дары леса", беседы "Лес и здоровье", "Кто заботиться о лесе?";
рассматривание альбомов "Дикие звери", "Растения леса".
Рисование на лесную тематику, рассматривание гербария, чтение рассказов: Верзилина"
Деревья в лесу", "В лесу"; Клычкова "Белка"; Дмитриева "Иволга", "кукушка","Кто охраняет
поляну", "Враги леса"; Скребицкого "Божья коровка"; СоколоваМикитова "Сосна" и т.д.
Материал демонстрационный: пейзаж леса, природный материал, загадки + картинки о
лесе, о растениях, животных и птицах леса.
Игры: "Хвойные лиственные деревья",
"Узнаю тебя, грибок, полезайка в кузовок!"
"В каком лесу растут данные деревья?"
Карточки: «Правила поведения в лесу во время пожара" + "Что нужно делать
/профилактические меры/,чтобы избежать пожара в лесу?"
Раздаточный материал: картинки с изображением растений и животных леса.
Ход занятия: Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах на
земле: и в деревнях, и в городах.
Вспомним, чем же город отличается от деревни? / это разные дома, и дороги, и
растительность/.
В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревнях сажают специально вдоль
улиц, на бульварах, в скверах.
А как вы думаете, почему горожане стараются уехать на выходные дни и на лето? Вы
наверняка не раз слышали от взрослых "Здесь совсем другой воздух!" О каком другом
воздухе говорят люди?
Давайте разберемся. Как вы думаете, дерево живое? Да, оно так же как и все живые
существа, растет, питается, спит и дышит. Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух./покажите/ Вы замечали, что если долго находишься в комнате с закрытым
окном, становится трудно дышать, "Надо проветрить" говорят взрослые. дело в том, что мы
выдыхаем "плохой" воздух. Но людей и животных на земле очень много, выходит, и
"плохого" воздуха должно становиться все больше и больше. Но этого почемуто не
происходит, Куда же девается "плохой" воздух? Оказывается, его вдыхают все растения. А
выдыхают они "живой" воздух, которым и дышат люди и животные. Называется он кислород.
Как вы думаете, где кислорода больше: в городе, или в деревне? Почему?
Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто необходимы. Они наши
помощники и друзья!
Для чего еще человеку нужен лес? / чтобы отдохнуть, насладиться, красотой деревьев и
кустарников, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание
жуков.../
Что еще дает человеку лес? / грибы, ягоды орехи, лекарственные травы, строительный
материал/.
Кто был из вас в лесу? Вам там понравилось?
Названия каких деревьев вы знаете? На какие большие две группы можно разделить
деревья? /хвойные и лиственные/.
Вы знаете, что осенью с деревьев опадает листва. Почему это происходит? С каких деревьев
листва не опадает?
Какие еще растения можно встретить в лесу?
Ребята, мы с вами пришли в смешанный лес, в нем встречаются и хвойные и лиственные
деревья. Вспомните лес хвойный, в котором все сумрачно. Как вы думаете, в каком лесу
больше растительности под деревьями, в хвойном или в смешанном? Почему? Так как в
смешанном лесу больше света, то и растительности там больше.
В таком лесу различают несколько уровней растений.
«Крыша леса» это листья и ветки самых высоких деревьев полог. Здесь живет
много насекомых, которые, являются пищей для птиц. Многие птицы, например,
СОЛКИ, вьют гнезда в верхнем ярусе.
«Подлесок»
деревьями.
это невысокие деревья и кустарники растут между большими
А чем отличаются деревья от кустарников?
«Лесная подстилка» в смешанном лесу это огромное количество опавших листьев.
Вы уже знаете, что в природе нет ничего лишнего, случайного. Значит и эти опавшие листья для чегото нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно
увидеть торчащие из земли кучки. Это листья, которые дождевые черви затаскивают к
себе в норки. Под микроскопом в земле в верхнем слое можно увидеть множество
червей и других организмов. Они очень важны, так как поедают опавшие листья,
погибших животных. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки и тем, что
получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти "мусорщики" не
только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.
Игра «Хвойные – лиственные деревья»" / по типу "Летает не летает"/.
Работа с карточками:
Ребята, мы всегда ходим в гости к деревьям, то есть в лес. А сегодня деревья сами
"пришли" к нам в гости, и они хотят рассказать о себе:
1 Береза светолюбивое дерево с густыми резными листьями на тонких ветвях. Цветут
весной. Лекарственные продукты: почки, молодые листья, березовый сок.
2 Сосна хвойное дерево. Замечательный материал для строительства домов и мебели, ее
древесина идет на изготовление искусственного шелка, целлофана бумаги, приготавливают
ранозаживляющие раны, мази. Воздух соснового бора помогает исцелять больных и
ослабленных людей.
3 Дуб плоды созревают осенью. Одно из самых долговечных деревьев.
Строят суда, т.к. не гниет. Желуди прекрасный корм для животных, кора молодого
дуба применяется как вяжущее средство.
4 Рябина семейство розовоцветных с круглой компактной кроной. Плоды терпкие, горько
сладкие. Растет в лесах, подлесках, на опушках и в приречных зарослях кустарников.
Применяют для лечения авитаминоза.
Все эти растения – светолюбивые.
Но есть и теневыносливые: это (орешник, ягоды, мхи, папоротник) – загадки.
«Опушку леса» – «порог леса». Здесь мало в деревьев, но много солнца. Что делают
в лесу кукушка и иволга? Кто знает? /Иволга и кукушка поедают гусениц, которых,
кроме них, никто не ест/.
Рассказ о птицах (дятел, клест, синица).
«Поляна леса» здесь совсем нет деревьев. Посмотрите, какие травы и цветы растут
на поляне. Почему так много пчел кружится здесь
Рассказ о насекомых. (пчелы, шмели, бабочки).
Давайте поищем грибы в лесу, они любят сырые , тенистые места. Игра «Узнаю тебя, грибок. Полезайка в кузовок» Пояснить, что мухомор опасен для
здоровья человека, а вот лось им лечится,
Рассказ о муравьях.
Игра «Дай правильное название загаданному лесу?»
ель, сосна, кедр, пихта хвойные, дубы дубрава.
сосны сосновый бор.
ели ельник.
хвойные и лиственные смешанный.
березы березовая роща.
Игра «Цепочки питания» А кто питается в лесу растениями? Как назвать этих животных
одним словом? /травоядные/. Назовите их. Кто охотится на травоядных? /хищники/ –
назовите их.
Как вы думаете, какого, например, зайца легче поймать лисе здорового или
больного? Хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу
сильные и здоровые травоядные. А как назвать, например, медведя, которым ест и ягоды, и
мед, и рыбу, и небольших животных, то есть все? / всеядный/»
Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных?
«Пожар в лесу» самая большая беда в лесу. Что произойдет? Как вы думаете, что
необходимо делать в лесу, чтобы не возникали пожары? Давайте вместе составим план
спасения леса от пожара:
нельзя разводить костер в лесу;
надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев;
можно создать в лесу небольшой искусственный водоем для того, чтобы использовать воду
в случае возникновения пожара;
необходимо выкапывать неглубокие рвы шириной 1,52 метра;
нельзя, чтобы лес вплотную прилегал к жилым домам, так как в случае пожара огонь может
перекинуться на дома. Для этого делают огородительные опушки.
на въездах в лес необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в
лесу;
нельзя на отдыхе после себя оставлять мусор.
Ребята, как вы можете объяснить следующие пословицы:
невысок лесок, а защита от ветра,
срубил дерево посади два, зеленое царство лучшее лекарство,
лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.
дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
смело заходи в тот дом чудеса ты встретишь в нем.
Итак, как же существуют вместе растения и животные в лесу, как они помогают друг другу.
Как влияют на них факторы неживой природы /вода, свет, тепло, почва.
Конспект занятия по методике экологического образования "Лес -наше богатство"
Конспект занятия по методике экологического образования "Лес -наше богатство"
Конспект занятия по методике экологического образования "Лес -наше богатство"
Конспект занятия по методике экологического образования "Лес -наше богатство"
Конспект занятия по методике экологического образования "Лес -наше богатство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.