Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности « Юные геологи» в подготовительной группе
Конспект занятия
по опытно – экспериментальной деятельности « Юные геологи»
в подготовительной группе
Воспитатель: Турыгина С.Б.
Программные задачи:
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,
особенностями, с природным явлением – вулкан, причинами
извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для
человека;
Развивать познавательную деятельность в процессе
экспериментирования;
Стимулировать самостоятельное формирование выводов
Активизировать умение выполнять действия в определенной
последовательности;
Обогащать словарный запас детей;
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек
использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; « Кто
такие геологи» чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем
шептались камешки»; сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка
Медной горы», «Серебряное копытце».
Словарная работа: вулкан, лава, извержение, пемза.
Индивидуальная работа: Кирилл Т. Воспитывать усидчивость, Максим
слушать других, не перебивать товарищей, Миша, Настя учить давать
полный ответ , Миша – учить делать вывод и т.д.
Оборудование и материалы:
Макет вулкана; ноутбук (презентация, аудиозапись); пемза, камни; сундук.
Для опыта: вода, лупа, контейнер, пластилин, красная гуашь, сода, моющее
средство, салфетки, ложки, лимонная кислота (воспитателю).Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло
письмо от нашей уважаемой Тетушки Совы. Она просит нас о помощи.
(Открываю эл. почту и читаю письмо)
« Дорогие ребята! Я знаю, что вы в этом году пойдете в школу, вы уже
многое знаете и умеете. У меня есть хобби, я коллекционирую. А что я
коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
Его в горах полным полно.
Он часто падает на дно
В ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
(Ответы детей).
Меня пригласили с моей коллекцией камней на выставку в музей. Но для
полной коллекции мне не хватает одного камня. Ребята помогите мне
найти такой удивительный камень. С уважение тетушка Сова».
Воспитатель: Ребята поможем Тетушке Сове, найти удивительный камень?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а как называются люди, которые занимаются поиском
камней?
Дети: ответы
Воспитатель: Давайте и мы с вами сегодня будем геологами и отправимся на
поиск камней.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь?
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идем.
Не спешим, не отстаем.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Вот кудато мы забрались
Где мы с вами оказались?Воспитатель: Ребята, смотрите перед нами целая горы камней. Какие
интересные камни мы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей).
Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте
возьмем камни и пройдем в лабораторию, где и постараемся открыть тайну
камней, и найти тот удивительный камень, который пригодится Тетушке
Сове.
Дети, подходя к столу для экспериментальной деятельности.
Вспоминаем правила поведения в лаборатории.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь,
гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у
всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его.
Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень)
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №3. Определение твердостимягкости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется
глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Чтонибудь изменилось? То
же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятиныямки.)
Покатаем в руках камни. Чтонибудь произошло? А теперь покатаем в руках
глину. Она мягкая и может принимать разную форму, а камень нет.
Вывод: камни твердые.
ОПЫТ №4. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его
опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают
камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул?
(Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он
тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло?(Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким). Какие камни вам
нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я знаю такой камень, который не тонет. Я сейчас
познакомлю вас с этим камнем. Но сначала я вас хочу познакомить с одной
необычной горой. Я вас прошу пройти к экрану и сесть на стульчики.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и
узнать о какой горе мы будем с вами говорить?
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
Дети: вулкан
Воспитатель: Правильно! а что такое вулкан и как происходит его
извержение, нам предстоит узнать! Вы поможете мне в этом?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы"). Что
вы видите на картинке?
Дети: вулкан
Воспитатель: правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора,
внутри которой находится очень горячая жидкость лава, и пока лава живет в
своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то
вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма
попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими.
(Слайд 234 "Какие бывают вулканы?")
Дети: рассматривают изображение
Воспитатель: в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана
(обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его
рассмотрим).Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:
1. Какой формы вулкан?
2. На что он похож?
3. На что похожа его верхняя часть?
Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть
напоминает яму, воронку.
Воспитатель: Правильно, вулкан это большая гора с крутыми склонами. На
самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло
(дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
(Слайд 5 "Извержение вулкана")
Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?
Дети: да, хотим
Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого
опыта.
Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"
Дети по очереди подходят к макету вулкана и добавляют в него соду,
жидкость для мытья посуды, красную гуашь, лимонную кислоту
добавляет воспитатель.
Воспитатель: что вы наблюдаете?
Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность
Воспитатель: во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не
только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые
застывают, и получается камень пемза. Вот этот камень и умеет плавать.
(Слайд 4 "Вулканические камни")
Воспитатель дает каждому ребенку кусок пемзы
Воспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями
ОПЫТ № 5 "Тонетнетонет"Дети бросают в стаканы с водой камень и пемзу. Сравнивают, делают
Вывод: обычный камень тонет в воду, так он тяжелый, а пемза нет, она
легкая.
ОПЫТ № 6
Воспитатель: А теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух
камней и сравним ее.
Вывод: камень гладкий, а пемза имеет пористую поверхность
ОПЫТ № 7
Воспитатель: А теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность
камней в увеличенном виде
Дети: рассматривают камни, и делают вывод.
Вывод: пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому
она не тонет в воде.
ОПЫТ № 8 «Хрупкий, не хрупкий»
Воспитатель: Ребята если я стукну по обычному камню и по пемзе. Как вы
думаете, что с ними произойдет? (прошу когонибудь стукнуть по камню и
пемзе).
Вывод: Пемза хрупкая, а камень твердый.
Физкультминутка
Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.
Стоит гора – старушка
До небес макушка, Поднимаются на носки
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.
Камешки теряет. Качают головой
И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и
присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.Воспитатель: Вот мы и рассмотрели камни. Как вы думаете, какой камень
подойдет до коллекции тетушки Совы? Почему?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад из экспедиции. И
отправить камень посылкой Тетушке Сове.
Итог занятия: Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о
них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают
разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и
холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни).
Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше
всего (Ответы нескольких детей).
Дорогие ребята!
Я знаю, что вы в этом году пойдете в
школу, вы уже многое знаете и умеете. У
меня есть хобби, я коллекционирую. А что
я коллекционирую, вы догадаетесь, если
отгадаете загадку.
Его в горах полным полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
(Ответы детей).
Меня пригласили с моей коллекцией камней
на выставку в музей. Но для полной
коллекции мне не хватает одного камня.
Ребята помогите мне найти такой камень.
С уважение тетушка Сова.
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идем.
Не спешим, не отстаем.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Вот кудато мы забрались
Где мы с вами оказались?ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета?
(Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение характера поверхности.Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они
на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель
спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А
посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой
он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой
камень) Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №3. Определение твердостимягкости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он
называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень.
Чтонибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной.
(От пальца остаются вмятиныямки.)
Покатаем в руках камни. Чтонибудь произошло? А теперь
покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать
разную форму, а камень нет.
Вывод: камни твердые.
ОПЫТ №4. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем,
если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет).
Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и
камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей)
Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он
тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним
произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – болееярким). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или
сухие? (Ответы детей)
ОПЫТ № 5 "Тонетнетонет"
Дети бросают в стаканы с водой камень и пемзу.
Сравнивают, делают
Вывод: обычный камень тонет в воду, так он тяжелый, а
пемза нет, она легкая.
ОПЫТ № 6
Воспитатель: А теперь давайте с вами посмотрим на
поверхность этих двух камней и сравним ее.
Вывод: камень гладкий, а пемза имеет пористую
поверхность.
ОПЫТ № 7
Воспитатель: А теперь давайте возьмем лупы и посмотрим
на поверхность камней в увеличенном виде
Дети: рассматривают камни, и делают вывод.
Вывод: пемза состоит из множества пузырьков воздуха
и именно поэтому она не тонет в воде.ОПЫТ № 8 «Хрупкий, не хрупкий»
Воспитатель: Ребята если я стукну по обычному камню и
по пемзе. Как вы думаете, что с ними произойдет? (прошу
когонибудь стукнуть по камню и пемзе).
Вывод: Пемза хрупкая, а камень твердый.
Физкультминутка
Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.
Стоит гора – старушка
До небес макушка, Поднимаются на носки
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.
Камешки теряет. Качают головой
И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и
узнать о какой горе мы будем с вами говорить?
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
Дети: вулкан
Воспитатель: Правильно! а что такое вулкан и как происходит его
извержение, нам предстоит узнать! Вы поможете мне в этом?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы"). Что
вы видите на картинке?
Дети: вулкан
Воспитатель: правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора,
внутри которой находится очень горячая жидкость лава, и пока лава живет в
своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то
вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма
попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими.
(Слайд 234 "Какие бывают вулканы?")
Дети: рассматривают изображениеВоспитатель: в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана
(обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его
рассмотрим).
Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:
1. Какой формы вулкан?
2. На что он похож?
3. На что похожа его верхняя часть?
Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть
напоминает яму, воронку.
Воспитатель: Правильно, вулкан это большая гора с крутыми склонами. На
самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло
(дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
(Слайд 5 "Извержение вулкана")
Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?
Дети: да, хотим
Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого
опыта.
Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"
Дети по очереди подходят к макету вулкана и добавляют в него соду,
жидкость для мытья посуды, красную гуашь, лимонную кислоту
добавляет воспитатель.
Воспитатель: что вы наблюдаете?
Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность
Воспитатель: во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не
только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые
застывают, и получается камень пемза. Вот этот камень и умеет плавать.
(Слайд 4 "Вулканические камни")
Воспитатель дает каждому ребенку кусок пемзыВоспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями