Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности « Юные геологи» в подготовительной группе

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности « Юные геологи» в подготовительной группе
Иконка файла материала Вулкан.docx
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности « Юные геологи» в подготовительной группе  Воспитатель: Турыгина С.Б. Программные задачи: ­ Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,  особенностями, с природным явлением – вулкан, причинами  извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для  человека; ­ Развивать познавательную деятельность в процессе  экспериментирования; ­ Стимулировать самостоятельное формирование выводов ­ Активизировать умение выполнять действия в определенной  последовательности; ­ Обогащать словарный запас детей; Предварительная   работа:  беседы:   «Что   такое   горы»,   «Как   человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; « Кто такие геологи» чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце». Словарная работа: вулкан, лава, извержение, пемза.  Индивидуальная работа: Кирилл Т. Воспитывать усидчивость, Максим­  слушать других, не перебивать товарищей, Миша, Настя­  учить давать  полный ответ , Миша – учить делать вывод и т.д. Оборудование и материалы:  Макет вулкана; ноутбук (презентация, аудиозапись); пемза, камни; сундук. Для опыта:  вода, лупа, контейнер, пластилин, красная гуашь, сода, моющее  средство, салфетки,  ложки, лимонная кислота (воспитателю).Ход занятия Воспитатель:  Ребята,   сегодня   утром   мне   на   электронную   почту   пришло письмо   от   нашей   уважаемой   Тетушки   Совы.     Она   просит   нас   о   помощи. (Открываю эл. почту и читаю письмо) « Дорогие ребята! Я знаю, что вы в этом году пойдете в школу, вы уже многое знаете и умеете. У меня есть хобби, я коллекционирую. А что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку. Его в горах полным ­ полно. Он часто падает на дно В ущелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают.                          (камень) (Ответы детей). Меня пригласили с моей коллекцией камней на выставку в музей. Но для полной коллекции мне не хватает одного камня. Ребята помогите мне найти такой удивительный камень. С уважение тетушка Сова». Воспитатель: Ребята поможем Тетушке Сове, найти удивительный камень? Дети: ответы Воспитатель: Ребята, а  как называются люди, которые занимаются поиском камней? Дети: ответы Воспитатель: Давайте и мы с вами сегодня будем геологами и отправимся на поиск камней.  Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь?  Мы готовы для похода. Поднимаем выше ноги. По дороге мы идем. Не спешим, не отстаем. Руки за спину кладем И по бревнышку идем. Вот куда­то мы забрались Где мы с вами оказались?Воспитатель:  Ребята,   смотрите   перед   нами   целая   горы   камней.   Какие интересные камни мы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да,   верно,  все   камни   разные   и   каждый   несет   в   себе   свою   тайну.  Давайте возьмем камни и пройдем  в лабораторию, где и постараемся открыть тайну камней,   и   найти   тот   удивительный   камень,   который   пригодится   Тетушке Сове. Дети, подходя к столу для экспериментальной деятельности. Вспоминаем правила поведения в лаборатории. ОПЫТ №1. Цвет. Воспитатель: Рассмотрите свой камень,  какого он цвета? (Ответы детей). Вывод: камни разного цвета. ОПЫТ №2. Определение характера поверхности. Воспитатель:   Потрогайте   свои   камни     и   скажите,   какие   они   на   ощупь, гладкие или шероховатые?  (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой   он,   гладкий   или   шероховатый?   (У   воспитателя   –   другой   камень) Какой вывод мы можем сделать? Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые. ОПЫТ №3. Определение твердости­мягкости. Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется  глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что­нибудь изменилось? То  же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятины­ямки.) Покатаем в руках камни. Что­нибудь произошло? А теперь покатаем в руках  глину. Она мягкая и может принимать разную форму, а камень нет. Вывод: камни твердые. ОПЫТ №4. Плавучесть. Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его  опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул?  (Ответы детей) Да,  вы правы, камень тонет в воде, потому что он  тяжелый.  А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло?(Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким). Какие камни вам  нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей) Воспитатель:   Ребята,  я знаю такой камень, который не тонет. Я сейчас  познакомлю вас с этим камнем. Но сначала я вас хочу познакомить с одной  необычной горой.  Я вас прошу пройти к экрану  и сесть  на стульчики. Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и  узнать о какой горе мы будем с вами говорить? Ото сна гора проснулась, Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулось Много дыма, сажи, пепла. Лаву льёт, как мёд, густую. Как назвать гору такую? Дети: вулкан Воспитатель: Правильно! а что такое вулкан и как происходит его  извержение, нам предстоит  узнать! Вы поможете мне в этом? Дети: да Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы"). Что  вы видите на картинке? Дети: вулкан Воспитатель: правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора,  внутри которой находится очень горячая жидкость ­ лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма  попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими.  (Слайд 2­3­4 "Какие бывают вулканы?") Дети: рассматривают изображение Воспитатель:  в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана  (обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его  рассмотрим).Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение: 1. Какой формы вулкан? 2. На что он похож? 3. На что похожа его верхняя часть? Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть  напоминает яму, воронку. Воспитатель:  Правильно, вулкан ­ это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло  (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава. (Слайд 5 "Извержение вулкана") Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил? Дети: да, хотим Воспитатель:  в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого  опыта. Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана" Дети по очереди подходят к макету вулкана и добавляют в него соду,  жидкость для мытья посуды, красную гуашь, лимонную кислоту  добавляет воспитатель. Воспитатель: что вы наблюдаете? Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность Воспитатель: во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не  только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые  застывают, и получается камень ­ пемза.  Вот этот камень и умеет плавать. (Слайд 4 "Вулканические камни") Воспитатель дает каждому ребенку кусок пемзы Воспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями  ОПЫТ № 5   "Тонет­не­тонет"Дети бросают в стаканы с водой камень и пемзу. Сравнивают, делают  Вывод: обычный камень тонет в воду, так он тяжелый, а пемза нет, она  легкая. ОПЫТ № 6    Воспитатель:  А теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух  камней и сравним ее.  Вывод:  камень гладкий, а пемза имеет пористую поверхность ОПЫТ № 7 Воспитатель: А теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность  камней в увеличенном виде Дети: рассматривают камни, и делают вывод. Вывод:  пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому  она не тонет в воде.  ОПЫТ № 8 «Хрупкий, не хрупкий»   Воспитатель:  Ребята если я стукну по обычному камню и по пемзе. Как вы  думаете, что с ними произойдет? (прошу кого­нибудь стукнуть по камню и  пемзе). Вывод:  Пемза хрупкая, а камень твердый. Физкультминутка Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка. Стоит гора – старушка­              До небес макушка,                               Поднимаются на носки Ее ветер обдувает,                             Обмахивают себя кистями рук Ее дождик поливает.                         Встряхивают кистями рук. Стоит гора, страдает –                   Прикладывают ладошки к щекам. Камешки теряет.                                Качают головой И каждый день, и каждую ночь          Дети разбегаются и  присаживаются  Катятся, катятся камешки прочь.    На корточки возле столов.Воспитатель: Вот мы и рассмотрели камни. Как вы думаете, какой камень  подойдет до коллекции тетушки Совы? Почему? Дети: ответы детей. Воспитатель:  А нам пора возвращаться  в детский сад из экспедиции.  И  отправить камень посылкой Тетушке Сове.  Итог занятия:  Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о  них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают  разные по форме и цвету, их очень много,  все камни твердые, тяжелые и  холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни).  Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше  всего (Ответы нескольких детей).   Дорогие ребята! Я   знаю,   что   вы   в   этом   году   пойдете   в школу, вы уже многое знаете и умеете. У меня есть хобби, я коллекционирую. А что я   коллекционирую,   вы   догадаетесь,   если отгадаете загадку. Его в горах полным ­ полно. Он часто падает на дно Ущелья со скалы крутой.Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают.                          (камень) (Ответы детей). Меня пригласили с моей коллекцией камней на   выставку   в   музей.   Но   для   полной коллекции   мне   не   хватает   одного   камня. Ребята помогите мне найти такой камень. С уважение тетушка Сова. Мы готовы для похода. Поднимаем выше ноги. По дороге мы идем. Не спешим, не отстаем. Руки за спину кладем И по бревнышку идем. Вот куда­то мы забрались Где мы с вами оказались?ОПЫТ №1. Цвет. Воспитатель:  Рассмотрите свой камень,   какого он цвета? (Ответы детей). Вывод: камни разного цвета. ОПЫТ №2. Определение характера поверхности.Воспитатель: Потрогайте свои камни  и скажите, какие они на   ощупь,   гладкие   или   шероховатые?  (Воспитатель спрашивает   несколько   детей,   у   всех   камни   гладкие).   А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или  шероховатый? (У воспитателя  – другой камень) Какой вывод мы можем сделать? Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые. ОПЫТ №3. Определение твердости­мягкости. Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень.  Что­нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной.  (От пальца остаются вмятины­ямки.) Покатаем в руках камни. Что­нибудь произошло? А теперь  покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать  разную форму, а камень нет. Вывод: камни твердые. ОПЫТ №4. Плавучесть. Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем,  если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет).  Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и  камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей)  Да,  вы правы, камень тонет в воде, потому что он  тяжелый.  А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним  произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – болееярким). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или  сухие? (Ответы детей) ОПЫТ № 5   "Тонет­не­тонет" Дети бросают в стаканы с водой камень и пемзу.  Сравнивают, делают  Вывод: обычный камень тонет в воду, так он тяжелый, а  пемза нет, она легкая. ОПЫТ № 6    Воспитатель:  А теперь давайте с вами посмотрим на  поверхность этих двух камней и сравним ее.  Вывод:  камень гладкий, а пемза имеет пористую  поверхность. ОПЫТ № 7 Воспитатель: А теперь давайте возьмем лупы и посмотрим  на поверхность камней в увеличенном виде Дети: рассматривают камни, и делают вывод. Вывод:  пемза состоит из множества пузырьков воздуха  и именно поэтому она не тонет в воде.ОПЫТ № 8 «Хрупкий, не хрупкий»   Воспитатель:  Ребята если я стукну по обычному камню и  по пемзе. Как вы думаете, что с ними произойдет? (прошу  кого­нибудь стукнуть по камню и пемзе). Вывод:  Пемза хрупкая, а камень твердый. Физкультминутка Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка. Стоит гора – старушка­              До небес макушка,                               Поднимаются на носки Ее ветер обдувает,                             Обмахивают себя кистями рук Ее дождик поливает.                         Встряхивают кистями рук. Стоит гора, страдает –                   Прикладывают ладошки к щекам. Камешки теряет.                                Качают головой И каждый день, и каждую ночь          Дети разбегаются и присаживаются  Катятся, катятся камешки прочь.    На корточки возле столов.Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и  узнать о какой горе мы будем с вами говорить? Ото сна гора проснулась, Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулось Много дыма, сажи, пепла. Лаву льёт, как мёд, густую. Как назвать гору такую? Дети: вулкан Воспитатель: Правильно! а что такое вулкан и как происходит его  извержение, нам предстоит  узнать! Вы поможете мне в этом? Дети: да Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы"). Что  вы видите на картинке? Дети: вулкан Воспитатель: правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора,  внутри которой находится очень горячая жидкость ­ лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма  попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими.  (Слайд 2­3­4 "Какие бывают вулканы?") Дети: рассматривают изображениеВоспитатель:  в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана  (обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его  рассмотрим). Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение: 1. Какой формы вулкан? 2. На что он похож? 3. На что похожа его верхняя часть? Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть  напоминает яму, воронку. Воспитатель:  Правильно, вулкан ­ это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло  (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава. (Слайд 5 "Извержение вулкана") Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил? Дети: да, хотим Воспитатель:  в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого  опыта. Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана" Дети по очереди подходят к макету вулкана и добавляют в него соду,  жидкость для мытья посуды, красную гуашь, лимонную кислоту  добавляет воспитатель. Воспитатель: что вы наблюдаете? Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность Воспитатель: во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не  только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые  застывают, и получается камень ­ пемза.  Вот этот камень и умеет плавать. (Слайд 4 "Вулканические камни") Воспитатель дает каждому ребенку кусок пемзыВоспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями