Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
Способствовать формированию представлений о зиме, об изменениях в природе зимой.
Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний, умению выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций.
Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.
Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления.
Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Конспект занятия по развитию речи «Подарки от волшебницы Зимы».
Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи.
Задачи:
Способствовать формированию представлений о зиме, об изменениях в
природе зимой.
Способствовать формированию навыков связноречевых высказываний,
умению выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций.
Способствовать формированию умения правильно использовать в речи
грамматические формы,
с
прилагательными, образование слов с уменьшительно ласкательными
суффиксами.
Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.
Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического
мышления.
Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми
деятельности.
умения согласовывать
существительные
Ход занятия.
Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.
Игра «Приветствие».
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Скажем: «Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я
пришла в группу, то на окне увидела коробочку, а на ней записка. Интересно
вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.
«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а
отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется,
и вы найдете в ней мои подарки. Загадка:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … »
Дети: Зима.
Слайд. Волшебница Зима.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло
укрыло землю? ( ответы детей)
Воспитатель: Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и
откроем коробочку.( Воспитатель открывает коробочку). Молодцы, вы
справились с заданием! Посмотрим, что же подарила нам зима! Ребята, отгадайте, что я первым достану из сундучка: «Белая морковка
зимой растет?»
Дети: Сосулька.
Воспитатель достает сосульку из коробочки, показывает детям.
Воспитатель: А почему сосульку сравнивают с морковкой?
Ответы детей. Воспитатель: Я сейчас дотронусь до вас сосулькой, и вы
садитесь на свой стульчик.
Дети садятся на места.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте опишем разными словами, какая зима бывает. А
помогут вам в этом картинки на экране.
Проводится дидактическая игра «Укрась слово». ( Воспитатель задает
вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам. К кому из
ребят дотронется сосулька, тот и отвечает) .
Слайд. Сосулька.
Воспитатель: Сосулька какая?
Дети: Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…
Слайд. Зима.
Воспитатель: Зима какая?
Дети: Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
Слайд .Снег.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, холодный, рыхлый, искристый…
Слайд. Снежинка.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Красивая, маленькая, ажурная, легкая…
Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы!
Давайте еще раз заглянем в сундучок. Что здесь? Отгадайте:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...
Дети: Снежинки
Воспитатель достает снежинку.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам игру «Ласковая снежинка». Я
вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым
словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)
Игра «Ласковая снежинка»
Зима – зимушка,
Заяц – зайчик
Снег – снежок
Снежинка снежиночкаЛиса – лисичка
Белка – белочка
Снеговик снеговичок
Лед льдинка
Елка елочка
Звезда звездочка
Санки саночки
Шарф шарфик
Подарок подарочек
Сосулька сосулечка
Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите, если снег
падает тихо, не спеша, как называется это явление?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это
явление?
Дети: Метель, вьюга.
Слайд .Метель.
Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга.
Воспитатель включает звукозапись с завыванием вьюги.
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки можно услышать
зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга?
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХРХРХРХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: ШШШШ!
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С С С!
Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Теперь посмотрим, что
еще есть в сундучке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?»
Дети: Снежок.
Слайд . Снежок.
Воспитатель достает из сундучка снежок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке?
Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А если надеть рукавицы снежок растает?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не
пропускают тепло. Давайте поиграем с нашим снежком, будем его быстро
предавать по кругу, чтобы он не растаял.Проводится игра «Передай снежок». Дети встают в круг и передают в
быстром темпе снежок друг другу.
Воспитатель: А сейчас еще немного отдохнем и поиграем.
Слайд . Игра в снежки.
Физкультминутка «Снежки»:
Раз, два, три, четыре дети шагают на месте
Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки
Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения
И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим, прыжки вверх
Два – поймаем приседают
Три – уроним наклон
И…. сломаем. топают
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок дала
нам зима! Давайте еще заглянем в сундучок! Слушайте загадку:
Три шара, ведро, морковка
И для глаз два уголька;
Палкируки вставим ловко:
Лепим мы...
Дети: Снеговика.
Воспитатель достает снеговика.
Воспитатель: Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание. Я буду
зачитывать вам предложения, а вы должны их продолжить. Готовы?
Дидактическая игра «Закончи предложение».
1.Утром все белым – бело, потому что…
2.На улице все скользили и падали, потому что…
3.Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что…
4.Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что…
5.Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что…
Воспитатель: Давайте еще поиграем со снеговиком. Снеговик вам будет
говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово,
связанное с зимой, и топать ногами, если слово не относится к зиме.
Дети встают в круг.
Слайд. Зима.
Дидактическая игра «Зимние слова».
Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, рукавички,
одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик,
снегопад, лыжи, грибы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима!
Понравились они вам? А теперь давайте зимушку зиму отблагодарим и
расскажем ей стихотворение!
Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.Слайд . Мнемотаблица по стихотворению.
Стихотворение «Зимняя прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Итоги. Рефлексия. Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы
делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам
понравилось? (ответы детей) .