Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс.
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
2 кл
05.06.2018
Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс. Цели: обучающиеся: познакомить с содержанием сказки «Может, в сердце боль закралась?», учить последовательному, сюжетному пересказу, обогащать и активизировать словарный запас, речевая зарядка; коррекционные: развивать мышление и воображение, устную речь, зрительную и слуховую память, коррекция мелкой моторики, общей моторики, эмоционально-волевую сферу, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость;
воспитательные: нравственный урок, воспитание добрых чувств, чувство сопереживания, воспитание толерантности.
Форма работы: групповая. Участники – дети с нарушениями личностного плана и конфликтные в общении с родителями.Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс. Цели: обучающиеся: познакомить с содержанием сказки «Может, в сердце боль закралась?», учить последовательному, сюжетному пересказу, обогащать и активизировать словарный запас, речевая зарядка; коррекционные: развивать мышление и воображение, устную речь, зрительную и слуховую память, коррекция мелкой моторики, общей моторики, эмоционально-волевую сферу, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость;
воспитательные: нравственный урок, воспитание добрых чувств, чувство сопереживания, воспитание толерантности.
Форма работы: групповая. Участники – дети с нарушениями личностного плана и конфликтные в общении с родителями.
практика конспект.docx
Конспект занятия по сказкотерапии
Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс
Цели: обучающиеся: познакомить с содержанием сказки «Может, в сердце
боль закралась?», учить последовательному, сюжетному пересказу, обогащать
и активизировать словарный запас, речевая зарядка;
коррекционные:
и слуховую память, коррекция мелкой моторики, общей моторики,
эмоциональноволевую сферу, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость;
воспитательные:
нравственный урок, воспитание добрых чувств, чувство
сопереживания, воспитание толерантности.
Форма работы: групповая. Участники – дети с нарушениями личностного
плана и конфликтные в общении с родителями.
развивать мышление и воображение, устную речь, зрительную
1. Организация начала урока. Приветствие. Настроить детей на урок.
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто
Ход урока:
сидит справа от меня, назову ему свое имя, он мне свое и я скажу, что рада его
видеть. Он повернется к своему соседу и сделает тоже самое. И так до тех пор,
пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…
1. Сегодня я прочту вам сказку «Может, в сердце боль закралась?»
Чтение сказки.
«Может, в сердце боль закралась?» (Короткова Л.Д.)
До своих восьми лет Ванятка не знал, какой он счастливый. Только понял
он это поздновато. Раньшето он один в семье маленький был. Мать его, Елена,
все «милушкой» да «лапушкой» называла. Баба Лиза в нем души не чаяла. А
отец, Борис, только и кликал его «сын» да «мужик». Уж очень отец его уважал,
даже, можно сказать, взрослым считал. И тут – эта беда! Конечно, ежели не
лукавить, беда эта была не такой уж нежданной. Да и бедойто она стала
только для самого Ванятки. А остальные в семье просто счастливы были.
Родилась у матери девчоночка маленькая, Ванюшкина, значит, сестренка.
Тут все в доме как с ума сдвинулись. Мать с бабушкой от колыбельки
девчонкиной не отходят, все приговаривают: «Тамарочка, красавица…» А
какая она красавица? Ванятка в колыбельто заглядывал: Ванятка в колыбель
то заглядывал: никакая она не красавица, носик пуговкой, личико сморщенное,
как у старушонки, а бровей и вовсе не видно. Так, кукла голая… И чего это
родные так радовались? Не поймешь этих взрослых…
С того самого дня, как сестренка в избе появилась, у Ванятки вся жизнь
кувырком пошла. Просыпалась Тамарка, когда хотела: что ночьполночь не
глядела, и сразу – в рев!.. А голос зычный да вредный такой. Как заорет, мать
сразу к ее колыбели! И давай то кормить, то пеленать, то песни напевать. Не
глядит, что Ванятку беспокоит это. А он ведь тоже человек. Ему, может, тоже
2 покой да доброе слово требуются? И бабушка тоже хороша: Ванятку уж после
девчонки кормила. Нет, жизнь его не в ту сторону потекла! Это ясно.
Отец пытался с сыном поговорить помужски. Только что Ванятке про
дитя да про заботы растолковывать! Он и так все видит. Но ведь и ему радости
надо. А какая тут радость, ежели ему то мать, то бабушка только и твердят: «С
грязными руками к дитю не суйся! В рот малышке жеваные семечки не пихай!»
Подумаешь, царица какая!.. Ну и пусть одна лежит, хоть оборется – он к ней
даже и не подойдет! Так ей и надо, оралке противной!
А тут както Ванятка совсем рассвирепел! Ну, как же?.. Решил он
поглядеть: как же так, человек – и вдруг без единого зуба? Что же у Тамарки
во рту на этом месте, ежели не зубы? Ну, Ванятка ей, сестренкето своей,
пальцем в рот и сунулся… Зубов и вправду – ни одного! А на этом месте –
пустые десны!.. Ну верно, не помыл он руки перед тем. Только ведь он всего
минуточку во ртуто пошуровал. А бабушка как увидала и давай на Ванятку
мокрым полотенцем махать! Раза два, знаешь, как больно по щеке да по шее
попала! А что он, муха, чтоб полотенцемто?
Выскочил Ванятка из дому – и прочь! Оно, конечно, кому еще
полотенцемто захочется получать? А как на крыльцо выскочил – навстречу
отец. Тут уж мальчонка не стал ждать, пока бабушка отцу нажалуется, да еще и
от него достанется. Ни слова не говоря, да мимо отца. За огороды мигом
убежал, хотел в баньке отсидеться, но судьбу испытывать не стал, через поле
прямо к речке убежал. Речкато в их краях узка да мелка. Ребятишки постарше
ее вброд переходят. Но Ванятка штаны да рубаху мочить не стал, просто вдоль
речки по бережку побежал. Как раз к Хилой Косе. Место такое на речке было,
все заросшее мелким кустарником. Там, в кустиках, на бугорок и присел
отдышаться малость.
Пока сидел, все про свою жизнь несчастную думал. Ну что, скажи, нашли
в этой Тамарке родители? Что он – хуже что ли? Он даже умнее сестры. Та еще
за всю свою жизнь ни одного слова не сказала! Сидит он на бугорке,
задумался… И вдруг ктото ему и говорит:
— Ты чего у воды воду льешь?
Поднял Ванятка глаза, а перед ним… маленький, лохматенький, не то
мужичок, не то старичок. И не страшный совсем.
Какую еще воду? – недовольно отозвался Ванятка.
Слезы – вот какую! – почемуто сказал этот лохматенький, хотя никаких слез
Ванятка и не думал проливать.
Еще чего! Слезы? Не дождутся они от меня слезто! – грубовато сказал
Ванятка, а лохматенький сразу и спрашивает:
Это кого же ты так… немилостиво?
Мать с отцом да бабку! – выдохнул из себя обиду мальчонка, а потом сразу и
на этого обозлился:
А тебето что?
3 А мне – ничего! Так просто спросил. Может, думаю, тебе помочь чем сумею,
— спокойно ответил лохматенький.
Тоже мне, помощник нашелся! Чем ты мне помочьто сумеешь? – спросил
Ванятка, еще не веря лохматенькому.
А ты мне печаль свою поведай, может, и помогу, — предложил тот.
Ванятка начал сказ свой с неохотою, но потом распалился, обиды прежние
вспомнил. И уж все рассказал, что на сердце лежало…
Из твоей беды два выхода видятся: или девчонку у вас забирать, или тебе из
родной семьи прочь подаваться, — сказал и ответа от мальчонки ждет, а сам на
Ванятку хитро глядит.
Это как девчонку забирать? Куда? – не понял мальчонка.
Кудакуда? Туда! Девчонкуто можно и отравой напоить, и дымом уморить, и
подушкой придавить… — рассуждает лохматенький.
Ты что, с ума спятил? – вспыхнул Ванятка. – Да как это живую девчонку
загубить? Да мать с бабкой сразу с горя помрут. С кем я потом в доме житьто
стану? – возмутился Ванятка.
А лохматенький вроде и не удивляется. И на Ванятку не злится и к нему не
пристает. А так спокойно предлагает:
Ну, тогда можно тебя получше где пристроить. Чтобы был покой, чтобы
родные не донимали и девчонка не мешала…
А куда ты менято пристроить хочешь? – заинтересовался Ванятка.
Это место очень даже интересное, волшебное даже, — задумчиво и както
нараспев произнес лохматенький, закатив мечтательно глаза.
Ванятка волшебства с детства уважал. Вот он к мужичку тому и пристал:
расскажи да расскажи. Пока этот лохматенький Ванятке про чудеса сказывал,
уж солнце село. Комары жалили так, что мертвый бы проснулся. А мальчонка
даже ни разу от них не отмахнулся. Некогда было рукамито махать… Неужто
чудо такое на земле бывает? Получалось так, что этот самый мужичок может
сделать Ванятку вовсе невидимым. Будет тот, словно дух бесплотный, везде
летать, за всем наблюдать, все примечать. А вот его никто видеть не сможет.
У Ванятки сразу голова сработала: эдак ведь он сможет и домой слетать, и
разговоры родительские послушать. И вообще духуто, наверно, все можно?
А надолго я таким невидимымто стану? – поинтересовался мальчонка.
А сколько хошь! Можешь ночь, а можешь и навсегда, — ответил мужичок.
Постойпостой! Это как навсегда? Что я уж и человеком не стану? –
заволновался Ванятка.
А ты что, человеком еще стать хочешь? Ты самто как мыслишь: кто ты? –
задал мужичок совсем несуразный вопрос.
Человек! А то кто же? – удивился Ванятка.
Да пока не знаю! Человек ли?
Тут уж Ванятка на этого лохматенького обозлился.
Подожди! – зло сказал Ванятка. – А тебето какой резон со мною
валандаться?
4 Мальчонка сразу похвалил себя за сообразительность.
Какой резон, говоришь? А ты подумай! Да меня послушай… Неужто ты
думаешь, что я всегда таким вот был, каким ты теперь меня видишь?.. Нет,
милок. Я когдато обычным человеком был. Как все люди жил. Семья у меня
была: красавицажена, четверо детишек, да матьстаруха. И дом был, и
хозяйство. Все, как у человека. Но не понимал я, что это и есть счастье. Не
думал и в уме не держал, что беречь эту жизнь надо. Родных любить да
стариков почитать. Все казалось мне, что этой жизни моей век конца не будет.
А оно вон, как вышло. Поехал я раз в лес за дровами. Спилил одно дерево,
другое… А потом и вышла промашка. Спилил одно дерево, другое… А потом
и вышла промашка. Деревото я спилил, да никак не смог завалить. Вокруг него
суетился, вниз наклонился, а дерево возьми да и рухни! И прямо на меня. Ну,
меня и прибило. Да ты глазато страшные не делай! Разве в том страх, что
помер я? Страхто дальше был… Очнулся я, а тело мое рядом лежит, деревом
придавленное. Я вгорячах и давай то дерево спихивать! А как понял, что
теперь я – сам по себе, а тело мое – само по себе, ну и перепугался. Домой
бросился! А в избе никто о моей беде ничего не знает. Начал родным про себя
сказывать – не слышат они. Я их вижуслышу, а они меня – нет! Вот когда мне
страшното стало. Пожалел я тогда, что старухумать не почитал, что с
детишками своими не играл. Чем они меня теперь вспоминатьто станут? Как
вино пил? Как жену мучил? Вот попробуйка и ты теперь без тела побывать,
свою родную семью повидать, да разговоры их послушать. Может, и ты тогда
человеком станешь?
Выслушал Ванятка рассказец тот внимательно, а потом и про главное спросил:
А в телото свое я утром вернуться сумею?
Так ежели не припозднишься, да на это же место до рассвета вернуться
сумеешь, то опять Ваняткой станешь. А не поспеешь – пеняй на себя! Ну как,
превращать тебя, что ли? – спрашивает мужичок тот лохматенький.
И тут Ванятку словно по голове кто тюкнул:
Ага! Значит, я духом домой полечу, а ты тут в мое тело – хоп! И потом ищи
тебя, свищи!
Ну, положим, ежели бы я захотел опять мальчонкой стать, я бы тебе всего не
рассказывал. Нет, я уж так побуду, страшненьким да лохматеньким. А вот
ежели тебе подсоблю, может, мне это и зачтется.
Боюсь я, — все сомневался Ванятка, — хотя домой слетать и хочется. Но я
до утрато там не пробуду! Я только туда да обратно. Я мигом.
Уж что мужичок этот говорил или молча вокруг Ванятки руками водил,
попробуй разберись! А только вдруг увидал себя мальчонка сразу над кустами
да над речкою. Ну долгото он не раздумывал, сразу домой полетел! Да так
быстро это у него получилось!
А в избу родную влетел, там беспокой да слезы. Бабушка прямо навзрыд
плачет, да еще причитае6т жалостно:
5 Дитеночек ты мой, Ваняточка! Ягодка поя аленькая! Красавец ты наш
ненаглядный!
Отец по избе прямо в сапогах ходит, видать, только что домой с улицы
вернулся, Ванятку разыскивая. Бледный отец, а желваки на скулах прямо
ходуном ходят. Сжал он кулаки свои, губы у него дрогнули, и говорит:
Хватит, мамаша, душу рвать! Говорил я вам: мальчонку вовсе без присмотра
оставляете. Ему Тамарка не в радость, а в печаль да одиночество вылилась!
Тут и мать не сдержалась:
Отец! Лишь бы сынок домой живздоров вернулся! Стану ему разрешать с
сестренкой играть, позволю ее во двор выносить гулять. Что же нам теперь де
елать? – и заплакала мать. Даже слезы с лица платком не утирает.
Глянул Ванятка и в колыбельку. Сестренка там мокрая лежит, в плаче
заходится – так голосит. А на нее, бедненькую, никто внимания не обращает.
Хотел он родным про сестренку напомнить, да не вышло ничего. Невидим он
был им и неслышим.
А тут, как назло, без присмотрато Трезор в колыбельку и сунулся. Пес он
здоровенный, лапищи огромные. Так колыбельку и перевернуть недолго! Ведь
убьется девчонкато! Ванятка метнулся к колыбельке, не подумал даже, что
без тела он. Да тут на Трезора и насел, за хвост его от Тамарки оттаскивает. А
сил, видать, мало у духато! Тут уж он со всей силы как за шубу лохматую
Трезорку дернет.
… И вдруг услыхал Ванятка голос. А голосто, выходит, отцовский:
Ванятка, сынок, что ж ты бьешься, вырываешься? Чуть рукав мне от
телогрейки не оторвал – так дернул! Ты спокойно лежи. Умаялся ты, вот в
кустиках и заснул. Я тебя домой отнесу. Хорошо еще Трезорка тебя сыскал, по
следам твоим бежал. А то бы и вовсе мать с бабушкой с ума сошли. Уж ночь на
дворе, а тебя все нет. Ты спи, спи, я тебя и так донесу…
Ванятка лежал на руках отца. Тот шел в темноте, слегка покачиваясь, ступая
по земле осторожно, потому и лежал мальчонка, как в колыбельке. А на душе
было тихо и спокойно. Мужичокто, видать, и впрямь не обманул. А может, и
не было никакого мужикато лохматенького?
Может, в сердце боль закралась – оттого и показалось?
Конец сказки.
1. Последующая беседа. Вопросы по содержанию сказки:
Откуда видно, что Ванятке в сердце боль закралась?
Почему Ванятка почувствовал себя одиноким и всеми покинутым?
Изза чего Ванятке не разрешали подходить к сестренке?
Как понимать слова отца: «Хватит, мамаша, душу рвать»?
Откуда видно, что родители и бабушка очень переживали, когда Ванятка
пропал?
Почему Ванятка не смог оттащить Трезора от колыбельки сестры?
Почему Ванятка убежал из дома и прав ли он?
Почему лохматенький решил, что Ванятка «льет воду у воды»?
6 Что заставило Ванятку не отдавать сестренку лохматенькому?
Отчего у Ванятки на душе было тихо и спокойно, когда отец нес его
домой на руках?
Как вы относитесь к своим младшим сестренкам и братишкам?
1. Проигрывание эпизодов сказки по ролям.
Все персонажи одушевлённые. Их обыгрывание на вербальном уровне
может затронуть личностные механизмы ребенка. Следует предусмотреть
доброжелательный тон и благожелательный фон для совместной работы.
– тревожный и робкий ребенок, с заниженной
ребенок со страхами, не уверенный в себе, отверженный
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ:
СЕСТРЕНКА ТАМАРА
самооценкой
ВАНЯТКА – ребенок конфликтный, с завышенной самооценкой, трудный в
общении со взрослыми
ЛОХМАТЕНЬКИЙ –
и конфликтный в отношениях со сверстниками
ТРЕЗОРКА –
пользующийся доверием товарищей
БАБУШКА ЛИЗА – ребенок с завышенной самооценкой, капризный и часто
отверженный
ОТЕЦ ВАНЯТКИ – робкий и застенчивый ребенок, не пользующийся особой
популярностью среди сверстников, не уверенный в себе и тревожный
эгоцентричный ребенок, не умеющий держать слово и не
1. Психогимнастика
При помощи движений, мимики и иных действий, доступных ребенку,
показать чувство печали, огорчения и обиды: сесть на стул, руки положить на
колени, ощутив тяжесть в натруженных руках, плечи опустить, голову слегка
наклонить вперед; на лице изобразить печаль и обиду….Затем показать чувство
покоя и радости, когда отец несет Ванятку на руках домой: лечь на ковер,
расслабиться, почувствовать покой и защищенность благодаря сильным рукам
и ….улыбнуться «светлой» улыбкой.
1. Психокоррекция
Вопросы
СЕСТРЕНКА ТАМАРА:
Почему тебе приятно, что вокруг все суетятся, ухаживают за тобой?
Почему Ванятка не сразу полюбил тебя?
Почему Ванятка не отдал тебя лохматенькому?
Что ты принесла в дом, когда появилась в нем?
Почему, когда Ванятка убежал из дома, все на время забыли о тебе?
Что для тебя значит старший брат?
Что было бы, если бы Ванятку не нашли?
ВАНЯТКА:
7 Почему ты решил, что тебя разлюбили с появлением в семье младшей
сестрички?
Как ты думаешь, родители специально не стали обращать на тебя
внимание с появлением Тамары или на то была веская причина?
Почему старшим не понравилось, когда ты полез грязными руками к
сестренке в рот? Чего они испугались?
Почему ты не согласился отдать сестренку лохматенькому?
Что было бы, если бы ты не успел вернуться к утру в свое тело?
Что ты понял, пройдя превращение в духа?
ЛОХМАТЕНЬКИЙ:
Почему ты решил помочь Ванятке?
Ты доволен своей судьбой?
Что бы ты изменил в своей судьбе, если бы смог?
Почему ты не вселился в тело Ванятки, пока он летал к себе домой?
Как бы ты поступил, если бы был Ваняткой?
ТРЕЗОРКА:
Доволен ли ты своей жизнью в Ваняткиной семье?
За что тебя любят дети и взрослые?
Зачем ты прыгнул в колыбельку, когда этого никто не видел?
Что случилось бы, если бы колыбелька опрокинулась?
Как тебе удалось найти Ванятку?
Почему ты пошел искать Ванятку вместе с отцом?
БАБУШКА ЛИЗА:
Кто тебе дороже: внук или внучка? Почему?
Правда ли, что ты забыла про Ванятку, когда в семье появилась Тамара?
Как бы ты поступила, если бы тебя ударили мокрой тряпкой даже за
дело?
Почему ты плакал, когда Ванятка убежал из дома?
Какие добрые слова ты нашла для своего пропавшего внука? Как ты
теперь станешь вести себя с Ваняткой?
Можно ли Ванятку «подружить» с Тамарой и как это сделать?
ОТЕЦ ВАНЯТКИ:
Когда ты понял, что Ванятке не хватает родительского тепла и заботы?
Что бы ты сделал, чтобы не случилось таких тревог волнений в семье?
Что ты чувствовал, когда пропал сын?
Что было у тебя на душе, когда ты нес своего Ванятку на руках в родной
дом?
Итог урока
В родительском сердце каждому ребенку уголок найдется!
Спасибо за работу ребята! До свиданья!
8
Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс.
Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс.
Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс.
Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс.
Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс.
Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс.
Конспект занятия по сказкотерапии. Тема: «Может, в сердце боль закралась?» 2 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.