Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".
Оценка 4.7

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
Взрослым
06.11.2017
Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".
В конспекте занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия" представлен вариант занятия с раскрытием корпоративных ценностей по требованию будущего работодателя обучающихся. Раскрыты такие ценности как: здоровье, сопричастность, созидание и надежность в контексте изучаемого исторического периода.
Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия..docx
Тема: Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия. Цель: на основе актуализации знаний курса всемирной истории и курса отечественной истории подвести учащихся к пониманию значимости и  важности изучения истории. Проследить изменения в хозяйственной деятельности человека; выявить особенности неолитической революции Задачи:  Образовательная: продолжить развитие умений анализировать информацию, делать выводы и обобщения, анализировать историческую  информацию, представленную в разных знаковых системах, рассмотреть достижения людей эпохи Палеолита;  Развивающая: Развивать наглядно­образное мышление учащихся, устную речь  в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций,  портретов и видеозаписей. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, находить в современной жизни явления, открытия,  достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира  Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры. Актуализация  корпоративных ценностей: Сопричастность, Надежность, Созидание, Здоровье. Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал. Основные вопросы темы: 1. Первобытность. Характеристика эпохи. 2. Вспомогательные исторические дисциплины. 3. Особенности антропогенеза. 4. Неолитическая революция и ее последствия. Этап занятия, время в минутах Ход урока  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результат  1. Организационно­ мотивационный Приветствие учащихся, мотивация на работу.  ­Ребята, эпиграфом на нашем прошлом занятии служили слова   Н. Г. Приветствие  преподавателя.  формирование Актуализация знаний. 5 мин. Чернышевского   о   истории:   «Можно   не   знать   многих   наук   и   быть образованным   человеком,   но   нельзя   быть   образованным,   не   зная истории». Сегодня  я бы вам хотела предложить подумать над словами другого великого человека ­ немецкого философа Карла Ясперса, он говорил:  «История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы». Согласны ли вы с этим высказыванием? ­Как вы уже поняли именно процесс создания человеком самого себя, условия,   оказавшие   влияние   на   этот   процесс   мы   будем   сегодня рассматривать на нашей встрече. Активное участие в обсуждении,  высказывают свое отношение к  высказыванию  К.Ясперса. 2. Изучение нового  материала. 40мин. Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте попробуем cформулировать определение ключевого термина нашего урока. ­ Что такое «Первобытность?» Давайте познакомимся с определением, которое дается в официальных источниках Первобытность — первая эпоха, выделяемая во всемирно­историческом процессе.   Она   включает   период   развития   человечества   с   момента выделения   человека   из   животного   мира   (ок.   2,5   млн   лет   назад)   до образования классового общества и первых цивилизаций (рубеж IV—III тысячелетий до н. э.). ­ С определением мы прекрасно справились, а теперь я прошу вас обратить внимание на период, который мы с вами будем изучать. Первая эпоха, период выделения человека из животного мира.  Скажите, как, каким образом современные ученые получали знания о такой глубокой древности. ­ Прекрасно, вы сформулировали основные исторические дисциплины, характеризующие данный период, Это этнография, ­ Высказывают  свои мнения,  которые  фиксируются на  доске. Читают  определение и фиксируют его в тетрадях. ­ Высказывают  мнение Предположительн о, из знаний по  Истории России учащиеся должны назвать дисциплины: − Этнография − Археология ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своѐ отношение к археология и антропология. Теперь давайте более подробно рассмотрим каждую из дисциплин: ­ Начнем с этнографии: Историческая справка: В наши дни в Восточной Африке обитает маленькое племя хадзапи. Хадзапи не знают ни земледелия, ни скотоводства, они не умеют добывать   и   обрабатывать   металлы.   Мужчины   охотятся   и добывают   мед   диких   пчел.   Женщины   собирают   плоды   и   коренья, хворост   для   костра,   траву   для   жилищ.   Едят   хадзапи   мясо, испеченное   на   угольях,   большую   часть   растительной   пищи потребляют   в   сыром   виде.   Все   взрослые   умеют   изготавливать различные   каменные   орудия,   большие   луки   из   цельного   куска плотного дерева и острые стрелы. Посуду делают из скорлупы яиц страуса,   ложки   —   из   раковин.   Одеждой   служат   небольшие кожаные   передники   и   сандалии,   защищающие   от   шипов   колючих кустарников. Хадзапи кочуют небольшими группами в поисках пищи, от   непогоды   они   прячутся   в   пещерах   или   сплетенных   из   ветвей шалашах. −Как хадзапи добывают себе пищу? −Какими орудиями труда пользуются? −Что представляют собой жилища хадзапи? −Чем жизнь хадзапи напоминает жизнь первобытных людей? −Можно ли предположить, что миллионы лет назад первобытные люди вели аналогичный образ жизни? Молодцы! Следующая наука – Археология. Послушайте историческую задачу и определите ее решение. Историческая задача: О чем может рассказать мусорная яма? − Антропология ней; Высказывают  свое Мнение. Учащиеся высказывают свое мнение. Представьте   себе,   что   на   месте   древнего   поселка   в   древней мусорной   яме   археологи   нашли   груду   костей   животных.   Ученые определили,   что   большинство   костей   принадлежит   диким животным   –   оленям,   кабанам,   бизонам.   Совсем   мало   костей домашних животных – свиней и коз. ­Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете?  ­Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным? Посмотрите сколько информации несут вещественные источники, найденные в ходе археологических раскопок. Мы с вами не рассмотрели еще одну дисциплину – .антропологию. У истоков данной науки стоит знаменитый ученый Чарлз Дарвин. Что это за человек, в чем заключалась его теория и какое отношение   он   имеет   к   нашей   теме?   Об   этом   нам   расскажет   ФИО студента. В качестве вывода по значению данной исторической дисциплины мне хотелось бы показать вам результат антропогенеза: за 6 – 8 млн. лет   человекоподобные   обезьяны   эволюционировали   в   человека современного типа. Кроме этого огромную роль в изучении первобытной   истории   играют   такие   науки   как   геология   и палеоботаника. Таким образом, мы с вами вспомнили дисциплины, которые   помогают   исследователям   восстановить   события   эпохи первобытности.  Давайте схематично зафиксируем эти данные. Формирование человека – длительный процесс. Согласитесь, возникает вопрос» «Почему сейчас обезьяны не превращаются в человека? У вас есть предположения? Миллионы лет назад произошло какое­тособытие, которое заставило Обезьяну  эволюционировать.  Ученые  историки   выдвинули   гипотезу  о Слушают доклад,  задают вопросы,  ведут в тетради  по ходу рассказа  краткий  биографический  очерк. Фиксируют в  тетрадях схему,  выведенную на доске Высказывают  свое мнение Записывают гипотезу в  тетрадях «природном толчке» Знакомство   с   далекими   предками   человека   следует   начать   с археологической периодизации. Вы обратили внимание на то, что в истории существуют датировки двух типов: до Р.Х. и после Р.Х. Мы с вами будем изучать период, который датируется до РХ, в частности 3 века:  Палеолит – древнекаменный век Мезолит – среднекаменный век Неолит – новокаменный век При   составлении   схемы   вы   обратили   внимание,   что   самым продолжительным был период – палеолит, продолжительность которого   составляет   около   2,5   млн.   лет.   Именно   в   этот   период формируется человек. Так как период был довольно продолжительным, его разбили на 3 этапа: − Ранний − Средний − Поздний Сейчас в соответствии с хронологией мы проследим как шел процесс становления   современного   человека.   Перед   вами   лежат   таблицы,   с которыми мы будем работать. Давайте познакомимся с ними поближе. Первые   колонки   уже   заполнены,   вам   предстоит   заполнить   разделы: основные занятия, орудия руда, особенности.  Начнем экскурс в историю. Название вида Основные занятия Оруди я труда Особенности Территори я расселения Объем мозга, строение тела Австралопите к Фиксируют в тетрадях схему Работают с таблицей Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицироват ь, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Проговаривают факты, которые зафиксировали в таблице Заполняют Таблицу Человек умелый Питекантроп Синантроп Неандерталец Кроманьонец Начнем с эпохи раннего палеолита:  Первым   представителем   с   которого   начинается   эволюция,   стал австралопитек.  Прослушайте  историческую   справку  о данном  виде  и заполните пустующие колонки. При работе опирайте на ОК, выведенный на доске. Историческая справка Первая   находка   была   обнаружена   Р.   Дартом   в   1924   г.   Основная часть   находок   останков   австралопитеков   в   Южной   и   Восточной Африке   в   междуречье   р.   Лимпопо   и   Вааль.   Это   существо   было похоже на маленького, но прямостоящего шимпанзе. Характерные черты: − Это наземные существа − В стопе сохранялась структура хватательных органов – это еще не орган опоры − Сохранялись крупные челюсти − Малые размеры клыков, которые сильно не выступали − Отсутствие диастемы промежуток между резцом и клыком − Объем мозга 435 – 600 см3 − Вес – 36 – 55 кг − Возможно селились в пещерах − Возможно изготавливали грубые орудия труда из дерева и камня, чтобы отделять мясо от костей животных, убитых хищниками  − Основное пропитание получали собирательством: семейные группы занимались   сбором   растительной   пищи,   в   которую   входили жесткие, твердые или волокнистые семена и плоды. Давайте посмотрим, как вы справились с такой сложной задачей. Следующий представитель раннего палеолита – Homo habilis – человек умелый. Продолжим работу по начатой схеме, вы должны, опираясь на историческую справку и ОК заполнить следующей строку таблицы. Историческая справка: Это первый известный вид нашего рода Homo. У него более крупный мозг, чем у австралопитека. Лицо меньше и менее выдвинуто вперед. Коренные   зубы   тоже   сравнительно   небольшие.   Руки   короче   в сравнении с ногами. Рост – 150 см. Лицо имеет архаичную форму с надбровными валиками.  Объем мозга – 675 – 680 см3. Эти  существа   занимались   изготовлением   каменных   грубых   орудий труда –   рубило. собирательством. Умели отрубать   куски   мяса   от   туши   животных,   убитых   хищниками. Охотились на малую, а может и крупную дичь. Первыми   орудиями   труда   были   осколки   костей,   острые   палки   и подносы из коры   для   сбора   пищи.   Постепенно   в   их   жизнь   пришел   камень (кремний). Он легко расщеплялся, его можно было легко заострить. Вместе с человеком умелым «проживали»: − Цихлида – пресноводная рыба − Шпорцева лягушка − Медлительная ящерица   Строили несложные занимались   укрытия,   Учащиеся зачитывают данные из своих тетрадей Учащиеся зачитывают данные из своих тетрадей − Мелкий фламинго − Саблезубая кошка − Слон − Жираф − Буйвол Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Следующий представитель раннего палеолита – homoerectus – человек прямоходящий.   Он   представлен   двумя   видами   –   питекантропом   и синантропом.   Мы   начнем   с   первого   представителя   –   питекантропа. Итак, послушайте историческую справку об этом виде и не забывайте заполнять таблицу. Историческая справка: Питекантроп – его возраст приблизительно 2 млн. лет. Его останки нашли на   острове   Ява.   Питекантроп   –   существо   прямоходящее,   но отличается от современного человека строением черепной коробки. Объем   мозга   –   900   см3,   череп   характеризовался   примитивной структурой и сохранением   обезьяньих   признаков,   в   частности   малой   высотой черепн6ой коробки и сильно развитым надбровным валиком. Есть   основания   предполагать,   что   питекантроп   изготавливал каменные орудия труда (рубило) и делал это осмысленно. Ручное   рубило   представляло   собой   камень   размером   с   кулак, которому была придана форма, напоминающая ладонь. Кроме этого были известны Заполняют  таблицу Учащиеся  зачитывают данные из своих тетрадей Работают с дидактическим материалом и заполняют таблицу. уже кливеры – острые отщипы, скребла. Питекантропы уже знали что такое огонь и использовали его для обогрева и   приготовления   пищи,   считается,   что   именно   они   нашли   огню применение. Получать огонь они не умели, но могли его поддерживать за счет сухих веток и листьев. Питекантропы   охотились   на   более   крупных   животных:   кабаны, бизоны, олени,   газели,   возможно,   охотились   они   с   помощью   деревянных копий. Питекантропы занимались собирательством и рыболовством. Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Следующий представитель раннего палеолита – homo erectus – человека прямоходящего – синантроп. Ваша задача остается прежней: заполнить строку, посвященную синантропу, опираясь на историческую справку и ОК. Историческая справка: Homo erectus – человек прямоходящий – синантроп. Остатки   синантропа   открыты   на   севере   Китая.   Раскопки обнаружили черепа и другие кости более чем 40 синантропов, а также остатки их культуры.   По   своему   физическому   развитию   синантроп   близко напоминал яванского питекантропа, но ушел вперед от него.  Объем мозга колебался от 915 до 1225 см3, составляя в среднем около 1050 см3. Средний рост мужчин был 162—163 см, а женщин 152 см. Орудия изготовлялись синантропами главным образом из кварца, а также   из   известняка,   песчаника   и   изредка   из   кремня,   которые брались из русла реки. Орудия представляют собой в большинстве крупные   и   мелкие   бесформенные   куски   и   осколки   неправильных очертаний. Отдельные экземпляры можно обозначить как острия, инструменты для скобления, рубящие орудия и т. д. Но устойчивых серий   похожих   друг   на   друга   экземпляров   выделить   нельзя. Синантропы пользовались и простейшими деревянными орудиями — палками и дубинами. Важнейшим   элементом   культуры,   сыгравшим   огромную   роль   в развитии   первобытного   человечества,   Костры поддерживались   мелкими   ветками,   вероятно   собранными   или отломанными.   Полученному   при   пожаре   или   вулканическом извержении   огню   не   давали   угаснуть.   Важную   роль   в   хозяйстве синантропов играло собирание растительной пищи — плодов, ягод, корней и т. д. Синантропы охотились, основным объектом охоты были   гигантские   олени,   а   также   мелкие   грызуны,   медведи, саблезубые тигры, дикие лошади, кабаны, буйволы. Иногда добычей становились даже слоны и носороги. Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Следующий   представитель   относится   к   эпохе   среднего   палеолита   – homo sapiens –  человек разумный Неандерталец. Сейчас   перед   вами   стоит   задача:   опираясь   на   ОК1   и   историческую справку №1 вы должны заполнить строку, посвященную данному виду. Историческая справка Назван по ископаемым останкам, найденным в долине Неандерталь   был   огонь. Учащиеся  зачитывают данные из своих тетрадей Работают с дидактическим материалом и заполняют таблицу. Учащиеся  зачитывают Изучение нового  материала. 15мин. в Германии. Имел крупную удлиненную голову, мозг был больше чем у современного   человека.   На   предшественников   был   похож   своими мощными надглазными валиками и покатым лбом. Также у него был четко   выраженный,   похожий   на   шишку   затылочный   бугор   с большим основанием. Большой нос мог быть плоским или выступающим.  Они   были   невысокие   –   170   см,   масса   тела   –   70   кг,   чрезвычайно мускулистые, коренастые, пропорциями тела похожи на эскимосов. Вероятный период существования человека разумного совпадает с эпохой   ледникового   периода.   В   течение   этого   ледникового   века   во время   периодов   интенсивного   похолодания,   называемые   стадиями оледенения,   горные   ледники   расползались   по   территории   Севера, Северной   Америки   и   Северо­западной   Евразии.   Климат   был   очень суровым, 2 месяца в году не было морозов. Соответственно менялся и животный мир. Homo sapiens, подвергшийся изоляции в результате климатических изменений,   получал   возможность   эволюционировать   по­своему,   в зависимости   от   условий.   К   основным   нововведениям   относятся разнообразные   специализированные,   тонко   отделанные   каменные орудия, изготовленные из отщепов. Основные характерные типы орудий: − Остроконечник – стрела и копье − Скребло – выделывание шкур − Нож – освежевание туш − Зазубренная пила – обработка дерева − Орудие с выемкой – шлифование палок Неандерталец   охотился   на   крупных   животных.   Методы   охоты   – копье,   связанные   шары,   засада,   ловчие   ямы,   загон   огнем.   Жили   в данные из своих тетрадей Выдвигают  предположения 10 – 7 тыс. до н.э. Повсеместно Собирательство Охота Рыболовство Появились: −Анимизм −Тотемизм −Речь −Жилища −Новые орудия труда −Приручение собаки −Зародилось искусство −Семейно­ производственные ячейки Высказывают  свое мнение формирование коммуникативно й компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками формирование осознанного, уважительного и доброжелательно го отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, умение слушать и слышать пещерах, для сохранения тепла использовали занавес из шкур. Умели строить   укрытия   в   открытой   местности:   шалаши,   хижины.   В качестве обогрева использовали костер, сжигали дрова или кости. Умели   разводить   огонь,   высекая   искры   из   кусков   колчедана   и применяя в качества трута сухие грибы трутовики. Шили одежду из шкур, в качестве нитей использовали сухожилия: штаны, рубашки, плащи, колпаки, обмотки на ноги. Для неандертальцев характерно появление зачатков искусства: −Систематически хоронили своих мертвых (по обряду) −Наскальные изображения людей −Предметы украшений Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Следующий   представительhomo   sapiens   –   человека   разумного   был известен в позднем палеолите. Кроманьонец, фактически современный человек. По заданной схеме вам необходимо охарактеризовать этого представителя рода Homo. Историческая справка Назван по ископаемым останкам, найденным в гроте Кро­Маньон, Франция. По   сравнению   с   неандертальцами   голова   у   кроманьонцев   была относительно высокая,   укороченная   в   направлении   лицо   —   затылок,   а   черепная коробка была более округлая и содержала несколько меньший мозг, средний объем которого составлял 1400 см3. Имелись и другие новые характерные особенности: голова посажена прямо, лицеаяя часть прямая и не выступает вперед, надглазничные валики отсутствуют или развиты Климатические  особенности Ливан,Сирия Турция,Кипр Собирательство К  присваивающему Да, произошел  переход от присваивающего к производящему хозяйству Между  охотниками и  собирателями. Обмен слабо,   нос   и   челюсти   сравнительно   невелики,   зубы   сидят   теснее, подбородочный выступ хорошо развит. Неандертальцы пользовались каменными орудиями труда, но были сделаны определенные новшества: −   Новый   тип   изготовления   орудий   (Непрямая   ударная   обработка камня и обработка методом отжима) Количество   и   качество   орудий   труда   возросло,   появились   иглы   с ушками, крючки   для   ловли   рыбы,   копьеметалки. Усовершенствовались методы охоты: использование копьеметалки, силки. Они устраивали сезонные миграции в поисках пищи. Используя подобные   приемы   и   орудия,   кроманьонцы   получили   почти неиссякаемый   источник   высокопитательной   пищи   и   это способствовало их размножению и заселению даже суровой Сибири. Умели строить зимние жилища в речных долинах, делали строения из   камня.   Благодаря   костяным   иглам   они   стали   шить   более комфортную и теплую одежду. Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Преподаватель выводит правильные ответы на доске. Молодцы! Все справились с поставленной задачей! гарпуны,   Физкультминутка в активной форме. Ребята, вы обратили внимание, что формирование человека практически закончилось  в  эпоху  палеолита?   А впереди   еще   два  века:  мезолит   и палеолит. Что будет происходит в этот период? В этот период человек будет совершенствоваться. Опираясь на опорный конспект, давайте познакомимся с достижениями человека в эпоху мезолита. ­Вспомните хронологические рамки среднекаменного века. ­Территория расселения homo sapiens? ­Основные занятия? ­Какие особенности произошли в жизни человека? Самое важное изменение, которое произошло в период Мезолита – изменение первобытного общества – крупные родовые общины стали делиться   на   более   мелкие   семейно­производственные   ячейки,   уже способные себя прокормить. Человек стал ощущать себя сильнее, увереннее. Это нашло   отражение   в   искусстве,   где   главным   действующим   лицом становится человек, но пока безликий. Согласитесь, что за относительно небольшой период Мезолита человек Значительно эволюционировал. Но   впереди   его   ждет     еще   одно   глобальное   изменение,   которое произойдет уже в период Неолита. Давайте продолжим работу уже со следующим слайдом. В   период   неолита   произошло   изменение,   которое   по   значимости сравнимо   с   овладением   человеком   огнем,   это   Неолитическая революция. Посмотрите на слайд, как вы думаете, что такое Неолитическая революция? Высказывают свое мнение Основное достижение неолита – появление   земледелия   и   скотоводства,   остальные   изменения, произошедшие в этот период они стали следствием данных процессов. Подумайте,   как   могла   измениться   жизнь   первобытного   человека   с появлением земледелия? Вы знаете, что первобытный человек уже расселялся повсеместно, даже но   как   вы   думаете,   земледелие   также   получило в Сибири, распространение  повсеместно? Почему? Обратите внимание на карту, Здесь отображен т.н.   Плодородный   полумесяц   где   получили   развитие   земледелие   и скотоводство   в   период   неолита.   Территория,   каких   современных государств здесь отражена? Давайте проследим последовательность изменений, которые произошли в период Неолита. В тетрадях сделайте заголовок «Изменения периода неолита» и давайте порассуждаем. ­Какое основное занятие доминировало у первобытного человека. А к какому типу хозяйства можно отнести данное занятие? Появилось   земледелие,   изменился   ли   тип   хозяйства   первобытного человека? Давайте зафиксируем данное открытие в тетради и оформим все это в виде схемы. Если ранее в поисках пищи человек находился в постоянном поиске, то сейчас   есть   в   этом   необходимость?   Значит,   от   кочевого   образа   он переходит к Оседлости.   Записываем,   молодцы.   Оседлость   привела   к   новым изменениям, скорее   сказать   изобретениям,   имевшим   огромное   значение   для человечества: •эксперименты   с   металлом   (медь,   свинец,   золото)   Значение   металла сегодня! •керамическая посуда  •колесо •ткацкий станок •плуг На   этом   изменения   неолита   не   закончились.   Оседлый   образ   жизни   и изобретения привели к первому общественному разделению труда. Вы думаете, между кем прошло это разделение? Следом   за   первым   разделением   последовало   второе,   уже   между земледелием и ремеслом. Ребята,   теперь   смотрите,   есть   земледельцы,   есть   скотоводы,   есть ремесленники. Какие отношения могут между ними возникнуть? Постепенно обмен превращается в торговлю, а для ведения торговли просто необходимы деньги. Посмотрите, какие глобальные изменения произошли с человеком за период неолита.  Но   изменения   носили   не   только   экономический,   но   и   социальный характер. В   степях   Южного   Приуралья   и   Поволжья   археологи   нашли   кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали разводить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель. Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую   революцию.   Именно   здесь   на   стоянках   Мулино   и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России. Закрепление материала.  Ребята, давайте с вами попробуем подумать и сформулировать, как  проявила себя ценность, с которой мы с вами знакомимся на этой  неделе  в этот период? Здоровье ­ метод проблемного  вопроса. До возникновения палеопатологии,  которая как наука сформировалась  около ста лет тому назад, бытовало  Активное  участие. 3. Первичное  закрепление  пройденного.   Рефлексия. 20мин. Сопричастность­ решение ТРИЗ  задач. Надежность – метод «Мозговой  штурм» представление о том, что  первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной  точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан­ Жак Руссо, который искренне верил  в существование «золотого, века» на  заре человечества. Представление о сопричастности,  взаимозависимости всех явлений  мира в первобытном сознании, роль  обрядов. Первые религиозные  верования ( анимизм, тотемизм,  шаманизм, фетишизм) Создание кластера. Основной  вопрос­ что в эпоху первобытности и  сегодня можно назвать проявлением  надежности? (Дружба, семья, вера,  умения, навыки, знания, роль  металлов­провести связь с  современностью).  Созидание­ метод «Жокей и лошадь» Художественная деятельность  первобытного человека, развитие   способности  закреплять, сохранять и передавать с помощью специальных  средств — в рисунке, камне, глине, в  дереве. 4. Подведение  итогов занятия.  Ребята, сегодня мы с вами прошли очень интересный период в истории!  Спасибо вам за работу!  Благодарят  преподавателя,  формирование ответственного 10мин.    Задание опережающего домашнего задания. Читать §3­5 учебника  Артемов В, Лубченков Ю, приготовить доклад о цивилизациях Древнего мира по выбору: Города­государства Шумера  Древний Египет   Вавилонское царство  Древнейшие цивилизации долины реки Инд записывают  домашнее  задание. отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".

Конспект занятия по теме: "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и его последствия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017