Конспект занятия по внеурочной деятельности "Эрмитажные коты" (4 класс)

  • Мероприятия
  • docx
  • 04.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках работы над проектом «Что я видел в Эрмитаже». В рамках образовательной Программы «Предмет и его жизнь в искусстве» по истории Эрмитажа и его экспозициям учащиеся 4 класса занимаются со специально подготовленными экскурсоводами 1 раз в четверть (с октября по апрель). Систематическая работа с учащимися по изучению исторического и культурного наследия человечества необходима, в том числе и потому, что многие семьи не всегда имеют возможность, а иногда и желание воспитывать и развивать детей в данном направлении. В связи с психофизическими особенностями детей с ОВЗ основной акцент делается на наглядное восприятие познавательного материала, объектов культуры и искусства, более близкое знакомство с ними, многократное повторение изученного.
Иконка файла материала Конспект Эрмитажные коты.docx
Сценарий внеклассного мероприятия в группе продлённого дня 4 класса Педагог: Соболева Юлия Викторовна Дата: 02.03.2017 Тема: Эрмитажные коты Цель:  воспитание бережного и ответственного отношения к братьям нашим меньшим, воспитание интереса к культурной жизни города Планируемые результаты: Метапредметные результаты: Познавательные УУД: ­ Действие со знаково­символическими средствами (декодирование). Коммуникативные УУД: ­ Развитие умений конструировать предложение из слов; (работа с деформированным предложением) ­ Работа в группе, индивидуально. Регулятивные УУД: ­ Умение выбирать тему с помощью учителя. ­ Умение вносить коррективы в свои действия, вносить необходимые дополнения, исправления. ­ Умение контролировать свои действия. ­ Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью  педагога, самостоятельно и при взаимопроверке. ­ Умение оценивать свои результаты. Предметные результаты: ­ Проявление интереса к познанию, осознание необходимости приобретения знаний. ­ Участие  в  коллективной  учебной  деятельности;  умение самостоятельно организовывать  совместную деятельность со сверстниками. Личностные результаты: ­ Развитие умения выказывать своё отношение к проблеме бездомных животных, выражать свои  эмоции; ­ Развитие представлений об окружающем мире; ­ Воспитание эстетического вкуса. Задачи: ­ образовательные: 1. формировать у обучающихся субъективные представления об Эрмитаже; 2. повышать уровень мотивации обучающихся к изучению истории Санкт­Петербурга.­ воспитательные: 1. воспитывать бережное отношение к животным (домашним и бездомным). ­ коррекционно­развивающие: 1. развивать представления об окружающем мире; 2. развивать логического мышление; 3. развивать внимание. Оборудование: презентация, конверты с заданиями, конверты с карточками для изготовления  вензеля. Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках работы над проектом «Что я видел в Эрмитаже». В рамках образовательной Программы «Предмет и его жизнь в искусстве» по истории Эрмитажа   и   его   экспозициям   учащиеся   4   класса   занимаются   со   специально   подготовленными экскурсоводами 1 раз в четверть (с октября по апрель).  Систематическая  работа  с   учащимися  по  изучению  исторического   и  культурного  наследия человечества необходима, в том числе и потому, что многие семьи не всегда имеют возможность, а иногда и желание воспитывать и развивать детей в данном направлении. В связи с психофизическими особенностями   детей   с   ОВЗ   основной   акцент   делается   на   наглядное   восприятие   познавательного материала,   объектов   культуры   и   искусства,   более   близкое   знакомство   с   ними,   многократное повторение изученного. Ход занятия Учащиеся заходят в класс. Педагог в это время рассаживает игрушечных котов. Кабинет украшен следами кошачьих лап. Педагог предлагает детям вытащить из корзинки карточку (для дальнейшего разделения на группы).  П: Ребята, внимательно посмотрите на карточки, которые в получили. Они помогут вам разделиться на группы для работы на занятии. Учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека. Организация начала занятия (1 мин) П: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.  Учащиеся здороваются с гостями. В этот момент педагог надевает вязаные митенки и шляпку. Основная часть (примерно 29 мин) П: Здравствуйте, ребята. Позвольте познакомиться ­ смотрительница Кошкиного дома Эрмитажа. Сегодня   мы   с   вами   совершим   виртуальную   экскурсию     по   музею.   Но   для   этого   нам   придется спуститься в подземную часть Эрмитажа. Именно там живут удивительные и интересные обитатели дворца. Посмотрите внимательно вокруг, и догадайтесь, чему будет посвящена наша экскурсия. Учащиеся осматривают украшение класса и высказывают версии. П:   Да,  ребята,   вы   абсолютно   правы.   Наша   экскурсия   посвящена   эрмитажным   котам,   которые   на протяжения 300 столетий охраняют сокровища Эрмитажа от крыс и мышей.П: История  эрмитажных  котов отсчитывается  с 18 века,  когда в  1745 году Зимний дворец атаковали крысы и мыши. Тогда императрица Елизавета Петровна повелела завести ко двору котов. Да не обычных, а непременно из Казани. Там как раз вывели особую, бойцовую породу. Говорили, что местные царапки отличаются недюжинной силой и красотой. (фрагмент мультфильма). И тогда императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов». Выходит императрица Елизавета Петровна (Кашкина К.): «Мы,   Императрица   и   Самодержица   Всероссийская,   повелеваем   сыскать   в   Казани   самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей … И ежели кто имеет у себя таковых котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию». П: С тех пор в Эрмитаже живут настоящие придворные коты. Для них созданы комфортные условия проживания. Их лечат ветеринары. У каждого кота есть своя собственная мисочка, лоток и корзинка для сна. На дворовой территории Эрмитажа находятся специальные знаки «Осторожно, кошки!». Самый   уважаемый   и   почетный   кот   Эрмитажа   сегодня   –   это     кот   Тихон.   Знакомьтесь.   Он   будет сопровождать нас, и помогать нам на протяжении всего виртуального путешествия. Выходит Тихон (Вова П. или Ваня Г.): Тихон: Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Тихон. 14 лет назад  сотрудники Эрмитажа спасли мне жизнь. Злые люди покалечили меня, позвоночник мне перебили. Ох, и намучился я, настрадался! Мяу! (обращаясь к педагогу, кланяется) А вы меня подобрали, вылечили, жизнь спасли. За что я вам благодарен. И уже много лет верой и правдой вам служу, охраняю днём и ночью музей от крыс и мышей. Муррр. Ребята, а вы меня обижать не будете? Учащиеся: «Нет, не обидим». П: Уважаемый Тихон, наши дети любят животных и знают, как о них надо заботиться. Тихон: А у кого из вас есть домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? Учащиеся рассказывают о своих домашних животных.  Тихон:   Мою   знакомую   кошку   Соню   хозяева   выкинули   на   улицу.   Стала   она   бездомной. Сотрудники Эрмитажа подобрали её, обогрели, накормили и оставили в музее. И стала она эрмитажной кошкой. Верой и правдой служит! Ребята, а как вы относитесь к бездомным животным? Ответы учащихся. Тихон: Ещё двух моих знакомых кошек Зиту и Гиту постигло несчастье – умерла их хозяйка, и их злые люди отдали на усыпление. Если бы не волонтёры, которые забрали их и отнесли в Эрмитаж, не было бы у меня знакомых кошечек с такими редкими кличками. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не было бездомных животных?  Ответы учащихся.Тихон: Госпожа смотрительница, я знаю, что ваши дети ходят на занятия в Эрмитаж, мур­мур. Я хочу их испытать,  многое ли они знают, многое ли  умеют. П: Ребята, пройдем испытания кота Тихона? Учащиеся выражают согласие. 1 испытание (за правильный ответ 1 группа получает изображение морды кота, 2 – изображение хвоста, 3 – изображение кошачьего следа) 3 мин Тихон: Госпожа смотрительница,  огласите первое испытание! Муррр П: Императрица Екатерина Вторая кошек не любила, но оставила их в Зимнем дворце. Отгадайте, на какие два класса разделила эрмитажных котов императрица Екатерина Вторая. П: Какие вы молодцы, правильно разгадали ребусы. Императрица Екатерина Вторая разделила котов на 2 класса – дворовых и комнатных. Комнатные коты служили украшением императорских покоев, а дворовые коты жили в подвалах Зимнего дворца и защищали его от грызунов.Тихон, ты доволен ответом?  Тихон: Да, Госпожа смотрительница, приступайте к следующему испытанию. Муррр 2 испытание (группы получают изображение короны) 3 минП: Сейчас в Эрмитаже находится около 70 котов и кошек. Живут они в Кошкином доме, который находится   в   подземельях   Зимнего   дворца.   За   животными   ухаживают   сотрудники   музея:   кормят, вычесывают, играют, лечат. Отгадайте, как ласково называют сотрудники музея эрмитажных котов. 509 – 446=63 И 63600 : 60 =1060 К 490*8=3920 Э  336+655= 991 М 400 : 5= 80 Р 3920 80 991 63 1060 63 П: Вы абсолютно правы.  «Эрмики» ­ так ласково называют котов служащие Эрмитажа, одного из самых больших художественных и культурно­исторических музеев мира и России. 3 испытание (группы получают буквы Э, К) Физминутка «Найди мышку»  3 мин (изображения белых, серых и рыжих мышей прикреплены к столам стульям, шкафам класса) П: Уважаемый Тихон, по­моему настало время поиграть. Тихон: Да, в мою любимую игру «Поймай мышку». П: Первой группе необходимо поймать всех белых мышей, второй группе – всех серых мышей, а третьей – всех рыжих мышей. Всех пойманных грызунов необходимо посадить в мышеловку. Тихон: Отличные охотники!!! Мур­мур 4 испытание (группы получают изображение скипетра и державы) 3 мин Тихон: Госпожа смотрительница, огласите следующее испытание, мяу. П: Коты живут в Эрмитаже уже почти 3 столетия. Музей оставался без своих хвостатых сотрудников всего 2 раза. Первый раз  во время блокады Ленинграда. Почти все коты погибли, Эрмитаж остался без котов­крысоловов, и дворец буквально кишел крысами. После войны в Эрмитаж было привезено с Урала два вагона с кошками.  Второй раз в 60­х годах 20 века из­за одного забавного случая. Что же произошло? Отгадайте сами. В конверте   находятся   карточки,   на   которых   написаны   слоги.   Из   этих   отдельных   слогов   составьте предложение. Кош­ка Мусь­ка ис­пор­ти­ла ди­рек­то­ру му­зе­я  о­чень важ­ный до­ку­мент. П:   Да,   совершенно   верно.   Некая   кошка   Муська   испортила   очень   важный   документ,   и   директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский приказал выгнать всех котов и кошек из музея. Но уже через месяц ему пришлось сменить гнев на милость, потому что в музее опять появились полчища крыс и мышей, сокровища Эрмитажа оказались под угрозой. И опять эрмитажные коты и кошки пришли на помощь, спасли не только экспонаты, но и самого директора. 5 испытание (группы получают коробки с ленточками, бусинками, клеем кистоками и т.д.) 5 минП: Уважаемый Тихон, а какое любимое лакомство у эрмитажных котов и кошек? Тихон (облизываясь): Рыбку мы любим, знаете ли! Мурррр! П:   Ребята,   давайте   порадуем   Тихона   и   подарим   ему   много­много   рыбы.   В   конвертах   находятся репродукции эрмитажных картин в виде паззлов. Соберите репродукцию и найдите на ней всех рыб. У первой группы репродукция картины голландского художника Питера Питерса «Торговка рыбой». У второй группы репродукция картины голландского художника  Абрахама ван Бейерена «Натюрморт с рыбами».  У   третьей   группы   –   репродукция   картины   голландского   художника   Корнелиса   Якобса   Делффа «Кухонный натюрморт». Практическая часть (примерно 10 минут) Тихон: Ребята, вы прошли все испытания, мур. Но всё равно чего­то не хватает, мяу. П: Какой вы привередливый кот, уважаемый Тихон! Чего же вам не хватает? Тихон: Конечно, привередливый, я же не просто кот, а императорский, мяу. Страсть как люблю подарки, мур­мур­мур! Скоро у меня день рождения, 24 апреля, День эрмитажного кота. П: Ребята, давайте порадуем уважаемого кота Тихона, сделаем ему подарок. Только вот какой? Выходит   Елизавета   Петровна:   Мы,   Императрица   и   Самодержица   Всероссийская, повелеваем наградить   кота Тихона и всех эрмитажных котов вензелем за особые заслуги перед Отечеством в нелёгком деле сохранения сокровищ Государственного музея Эрмитаж.  П: Елизавета Петровна, а что такое вензель? Елизавета   Петровна:   ВЕНЗЕЛЬ   ­   начальные   буквы   имени   и   фамилии   или   имени   и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. П: После прохождения каждого испытания каждая команда получала конверты. В этих конвертах находятся необычные предметы, которые пригодятся вам для изготовления вензеля. Теперь пришло время открыть конверты. У вас есть примерно 5 минут, чтобы подумать, обсудить друг с другом возможные варианты и изготовить вензель. Желаю удачи. Учащиеся   выполняют   работу,   педагог   оказывает   необходимую   помощь.   После   выполнения работы учащиеся демонстрируют результат коту Тихону.Организация окончания занятия (примерно 5 мин) Тихон: Ребята, у вас получились прекрасные вензеля. Я даже не знаю, какой из них лучше. Благодарствую! Мурррр. П: Ребята, 15 марта мы пойдем в Эрмитаж на занятие. Давайте возьмем ваши работы с собой. Пусть сотрудники музея и эрмитажные коты и кошки сами выберут тот, который им больше понравится. П: Наша виртуальная экскурсия подходит к концу. Чему она была посвящена? Что вас удивило, заинтересовало, взволновало? Ответы учащихся. П: А меня взволновал рассказ уважаемого кота Тихона про кошку Соню, которая по воле своих недобрых хозяев стала бездомной. Бездомных животных можно встретить повсюду: в подвалах, в теплотрассах,   в   подъездах   и   на   улицах.   Они   грязные,   голодные,   и   поэтому   злые.   Могут   быть переносчиками болезней. Когда­то они жили в доме, но затем хозяевам быстро надоели, ведь уход за животными требует большого терпения. И вот они оказались на улице. Кто­то их подкармливает, а кто­то швырнет в них камень или палку. Как вы думаете, счастливы они на улице, без дома? Учащиеся: «Нет, бездомные животные несчастливы на улице». П: Как вы думаете, что надо сделать чтобы бездомные кошки и собаки снова стали счастливыми, радостными, весёлыми? Учащиеся: «У бездомных животных должен появиться свой дом, тогда они будут счастливыми, радостными и весёлыми». П: Уважаемый кот Тихон, благодарим вас за интересные задания. Надеемся, что мы встретимся ещё раз. Тихон:   Благодарю   вас,   госпожа   смотрительница,   благодарю   вас,   ребята,   вы  справились   со всеми испытаниями. Теперь я знаю, что вы достойные посетители Эрмитажа. Я приглашаю вас на День эрмитажного кота, где вы сможете не только поиграть, порисовать, пообщаться со мной и другими эрмитажными котами и кошками. А если кто­то из нас вам очень понравится, вы сможете забрать его домой, чтобы любить, заботиться и дружить. У каждого должен быть свой ДОМ!  Учащиеся исполняют песню «Кошка беспородная».