Конспект занятия "Птицы весной"

  • Мероприятия
  • docx
  • 18.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, развивать словарный запас детей, связную речь Задачи обучающие: — Познакомить детей с птицами. — Закрепить знания о перелетных птицах. — Закрепить представления детей о перелетных птицах. — Обучать развернутому высказыванию. — Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Иконка файла материала конспект занятия.docx
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЕ ТЕМА: «Птицы весной».Цель: Познакомить детей с перелетными птицами,  выяснить, почему их так называют,  развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.  Образовательная область:  — познавательное развитие; — социально­коммуникативное развитие; — речевое развитие.  Задачи: Обучающие : — Расширить знания детей о птицах.  — Закрепить знания о перелетных птицах.  — Закрепить обобщающие понятия.  — Обучать развернутому высказыванию.  — Расширить представление детей о перелётных птицах, внешнем виде, образе жизни.   их Развивающие :  Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,  артикуляционной и мелкой зрительного восприятия и внимания, моторики, творческого воображения.  Воспитательные :  Формирование навыков сотрудничества, Воспитание бережного отношения к природе.   доброжелательности. Методы и приемы :  — Наглядные; — Словесные; — Игротерапия; — ИКТ.  Предварительная работа :Наблюдение за птицами во время прогулки;  чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.  Оборудование : —Плакат с изображением природы, перелетных птиц; —Презентация по теме: «Перелетные птицы»; —Конверты со схемами; —Диск с голосами птиц; —CD проигрыватель; —Д/игра «Четвёртый лишний»; — Раскраски.  Ход занятия стихотворение С. Я. Маршака, дети стоят)  :   1. Организационный момент (ВОСПИТАТЕЛЬ читает На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,  На дорогах лужи,  Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.  Пробирается медведь сквозь лесной валежник,  Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.  ВОСПИТАТЕЛЬ:  стихотворении С. Я. Маршака?   Ребята о каком времени года говорится в 2. Беседа по теме. ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне.  ­ Сейчас у нас какое время года? ­ Как называются весенние месяцы? ­ Сейчас какой по счету месяц? ­ Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.  ( Дети по картинкам­символам составляют рассказ о весне).  ДЕТИ:  Весной пригревает солнышко.  Появляются проталины.  Тает снег,  и бегут ручьи.  Начинается капель.  На речке начинается ледоход.Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка.  На деревьях набухают почки.    Прилетают птицы и начинают строить гнезда. ВОСПИТАТЕЛЬ: Весной хочется говорить красивые слова,  будем придумывать красивые слова о весне.  «Весна, какая?» (кто называет, садится на своё место).  ДЕТИ:  Солнечная,  тёплая,  весёлая,  радостная,  поющая,  зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д… ВОСПИТАТЕЛЬ:  А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? ( перелетные).  (картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль ). ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему этих птиц называют перелётными? ДЕТИ:  Потому что осенью улетают в тёплые края,  а весной возвращаются. ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы улетают осенью? ДЕТИ: Потому что становится холодно и нечем питаться. ВОСПИТАТЕЛЬ: Что для перелётных птиц страшнее:  холод или голод? ДЕТИ:   Голод,  потому что они питаются только насекомыми,  а от холода можно спрятаться. ВОСПИТАТЕЛЬ: А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?  ДЕТИ:  У них здесь родина.  Они здесь вылупились,  научились летать, добывать пищу.  ВОСПИТАТЕЛЬ:  Правильно ВОСПИТАТЕЛЬ: А как же интересно птицы летят до нас? ­  Могут лететь: клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает слайды 1,2,3). ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте, пожалуйста, загадки:  1. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (соловей) (слайд 4)­ Послушайте как поет соловей. (аудиозапись) 2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (слайд 5) ­ Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись).  ­ Отгадайте следующую загадку.  3. Под крышей я леплю гнездо,  Из комочков глины.  Для птенчиков стелю на дно Пуховую перину (Ласточка) (слайд 6) (включается аудиозапись).  4. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый,  Длинношеий, безголосый.  Он летает на охоту за лягушками к болоту  (Аист) (слайд 7) (аудиозапись). ВОСПИТАТЕЛЬ: Что общее есть у всех птиц?  (дети по очереди рассказывают)  Дети: У всех птиц есть клюв,   2  крыла.   2  лапки,  тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца (плакат). ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо! Давайте поиграем, встаём и делаем круг! 3. Физкультминутка: «Весёлый шарик». Ты катись весёлый шарик Быстро – быстро по рукам, У кого весёлый шарик Называет птицу нам. 4. Познавательно-исследовательский этап. ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, чем весной занимаются птицы?  ­Вот,  ребята,  посмотрите,  что делают птицы. (пакет:  там веточки, бумажки,  перья,  вата,  тряпочки,  проволочки).  Собирают всякий мусор,зачем он им? Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?  ДЕТИ: Строят птицы гнезда.  ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые.  Ребята,  а Вы знаете,  где птицы строят гнезда?  ДЕТИ: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.  ВОСПИТАТЕЛЬ: Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями (слайд 8). Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку.  Грачи строят гнезда из сучьев,  а внутри,  чтобы помягче было будущим птенцам ­  выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами,  карнизами,  балконами.  Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя. (слайд 9)  Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле. (слайд 10) Скворцы любят старые парки и леса,  где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках,  пухом, которые им делают люди. травинками. (слайд 11).  Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?   Выстилают его мягким мхом, ДЕТИ: Отложить яйца, вывести птенцов.  ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называются птенцы?  5. Дидактическая игра «Назови птенцов». У утки – утята У гуся – гусята У аиста – аистята У грача – грачата У скворца– скворчата У соловья – соловьята У журавля – журавлята У кукушки – кукушатаВОСПИТАТЕЛЬ:  Подумайте и скажите,  какая птица лишняя и почему? Дидактическая игра « Четвертый лишний? ( по картинкам) ласточка, воробей, грач, скворец.  Ворона, аист, голубь, воробей.  Грач, синица, ласточка, кукушка.  Сорока, воробей, дятел, ласточка.  Голубь, кукушка, цапля, журавль 6. Береги природу. ВОСПИТАТЕЛЬ:  Давайте вспомним,  как нужно обращаться с птицами и расскажем о том,  чего нельзя делать и почему.   (Дети составляют предложения по картинкам – символам).   ДЕТИ:  ­  Нельзя уничтожать насекомых, насекомыми.  потому что птицы питаются ­  Нельзя разрушать гнёзда,  потому что птицы выводят в них птенцов. - Нельзя стрелять в птиц из рогатки, поранить.  потому что можно их ВОСПИТАТЕЛЬ: А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?  ДЕТИ:  • Некому будет защищать парки,  сады,  леса,  поля,  огороды от вредных насекомых.  • Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.  • Мы никогда не услышим их чудных песен.  ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтоб от вредных насекомых                                  Сады цветущие не гибли зря,                                  Всегда в любое время года                                 Берегите всяких птиц, друзья!Теперь вам понятно, почему говорят: Птицы ­ наши помощники и друзья 7. Завершающий этап. ВОСПИТАТЕЛЬ: ­  Давайте вспомним,  о чем мы сегодня говорили на занятии? ­ О каких перелётных птицах мы говорили? ­  мне понравилось,  Ребята, внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. ­   Молодцы!  Самым активным ребятам я даю призы –  раскраски, оживите цветными карандашами этих птиц.  как вы работали на занятии: