Целью данного занятия является приобретение учащимися начальных навыков ориентирования на местности и работы с картой для спортивного ориентирования. Может использоваться в системе дополнительного образования детей, в урочной и внеурочной деятельности. Предполагает практическое занятие на местности. Предназначено для детей 12- 15 лет.
Топография и ориентирование на местности
Терюкова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования ГОУ ЯО «Центр
детско – юношеского туризма и экскурсий», учитель ОБЖ МОУ СШ №3
Цели и задачи: приобретение учащимися начальных навыков ориентирования на
местности и работы с картой
Форма проведения: практическое занятие на местности
Продолжительность занятия: 2 часа 40 мин.
Состав группы: 810 человек (56 класс).
Место проведения занятия: Лесной массив или лесопарковая зона
Материальное обеспечение:
таблички 20х50 см для установки на КП – 20 штук
карандаши цветные – 10 штук
рулетка
карточки
карта местности
Снаряжение личное: компас, одежда по сезону, карандаш
Подготовка местности
Этапы подготовки местности
№
Наименование этапа
Описание
этап
а
1.
Определение длины шага
2.
Определение азимута на
предметы
3.
Отработка движения по
азимуту
Выбирается прямой ровный участок тропы или
дорожки, на котором отмеряется отрезок 30 м.
В начале и в конце его ставится хорошо
заметная маркировка
Выбирается ровная хорошо просматриваемая
площадка. На ней отмечается точка, с которой
будет осуществляться определение азимутов на
предметы. Табличками отмечается 5 – 6
предметов, стоящих от указанной точки на 10
20 метров
и.т.д.).
Определяются азимуты на отмеченные
предметы.
Место старта и место финиша при каждом
определении азимута одно и то же.
Обозначается к. л. знаком (флажком, призмой).
По обе стороны от старта – финиша на
расстоянии 30100 м на объектах
устанавливаются таблички с буквами. Участник
должен с места старта двигаться по заданному
азимуту, вписывать в свою карточку буквы. Для
фонари,
(деревья,4.
Ориентирование по выбору
выдачи участникам заготавливаются карточки с
вариантами движения (Прил.1)
Устанавливается 10 КП
Проведение занятия
№п/п Наименование и содержание
Действия руководителя и
группы
учебного вопроса
Вводная часть. Цели, задачи, план проведения занятия, техника
безопасности
Виды компасов,
правила работы с
компасом,
определение
азимута
предлагается
1
2
3
4
5
6
7
8
предлагается
Руководитель напоминает основные приемы
работы с компасом.
Участникам
определить
направления на стороны горизонта и
направления линейных ориентиров (подходящие
тропы и овраги)
Участники выходят на ровную местность
(тропинку или дорожку) и определяют длину
своего шага при ходьбе и беге
Участникам
определить
расстояния до произвольных местных предметов
на глаз и проверить полученные значения шагами
Руководитель показывает приемы ориентации
карты по компасу и определения своего
местоположения,
после чего участникам
раздаются спортивные карты района и
предлагается самостоятельно проделать то же
самое. После этого, участники совершают
кольцевой маршрут и в процессе движения
определяют свое местоположение.
Руководитель объясняет поставленную задачу,
выдает карточки с вариантами движения.
Участник должен в свою карточку записать
буквы в определенном порядке
Руководитель объясняет поставленную задачу:
контрольное время – 40 мин.
Руководитель сообщает результаты проведения
ориентирования, указывает типичные ошибки и
способы их устранения
Определение длины
шага
Определение
расстояний на
местности
Работа с компасом и
картой (ориентация
карты по компасу и
местным предметам,
определение своего
местоположения
Отработка
движения по
азимуту
Ориентирование по
выбору
Подведение итогов
занятия
Врем
я
0:10
0:15
0:10
0:20
0:30
0:30
0:50
0:15Приложение 1.
Вариант 1.
Азимут 200 –
Азимут 2600 –
Азимут 1400 –
Вариант 3.
Азимут 500 –
Азимут 2900 –
Азимут 1700 –
Вариант 2.
Азимут 350 –
Азимут 2750 –
Азимут 1550 –
Вариант4.
Азимут 650 –
Азимут 3050 –
Азимут 1850 –