Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)
Оценка 4.7

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
окружающий мир +1
Взрослым
22.01.2017
Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)
Конспект занятия "В мире птиц" помогает познакомиться детям с разнообразием пернатых. Дети начальных классов, работая в группе с учащимися среднего звена, учатся находить необходимый материал, делиться им с другими ребятами за определенное время. Погружаясь в работу, дети учатся распределять птиц по группам (оседлые, кочующие, перелетные), называть их представителей, находить интересный полезный материал. На заключительном этапе работы можно предложить ребятам выполнить зарисовки птиц, оформить "раскладушки", нарисовать листовки по защите и охране пернатых.Конспект занятия "В мире птиц". Данное занятие проводилось с детьми на занятии юных лесоводов.
В мире птиц.docx
В мире птиц (разработчик: Александрова Марина Вячеславовна, руководитель школьного лесничества «Древляне» МОБУ «Куярская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района.) Цель урока: углубление знаний о мире птиц.   Задачи:  дать   общую   характеристику   птиц;   рассмотреть   внешнее   строение   птиц;     продолжить формирование   умений     работать   с     дополнительными   источниками   информации;   обобщать,   делать выводы;   способствовать   развитию   речи,   обогащению   словарного   запаса   детей;   развивать   кругозор. Прививать   ответственное   отношение   к   выполнению   полученного   задания;   воспитывать   терпимость   к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам. Оборудование: иллюстрации  птиц, словари, справочники, карточки с планом действий, презентация. Ход занятия: 1. Орг. момент. 2. Актуализация знаний. Снится ночью пауку Чудо—юдо на суку: Длинный клюв И два крыла... Прилетит — плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это...            (птица) Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат круглый  год, голоса их слышны днем и ночью. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они  поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни. На земном шаре насчитывается  около 8500 видов птиц. На территории России гнездится около 250 видов.  Итак, как вы уже поняли, сегодня на занятии мы будем говорить о ….. (птицах).  3. Новый материал. 1) Немного истории.  Один из “кандидатов” на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает “древнекрылый”. Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий: у него были зубы, ребра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. Летал он еще плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был примерно с ворону.  Жил он около 150 млн лет назад.  ­А кого же сейчас мы называем птицами.? Дети: Птица – это животное, тело которого покрыто перьями. 2) Работа в группах. Всех птиц можно разделить на три группы по их образу жизни: перелетные, оседлые, кочующие.  Предлагаю разделиться на три группы, которые так и будут называться: перелетные, оседлые, кочующие. Каждая группа получит карточку с заданием, по которой вы будете действовать. Карточка:   1.Выбрать командира группы.                     2. Отправить 2 человек для выбора среди иллюстраций птиц своего вида.                      3. Дать определение названия своей  группы, а именно,  почему кочующие (перелетные, оседлые). 4. Назвать представителей данной группы птиц.                     5. Рассказать о 3­4 представителях своей группы. Дети работают самостоятельно примерно 15 минут. 3) Выступление групп.  Дополнительный материал. 1.Перелетные птицы ­ птицы, улетающие зимой в теплые края. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами  зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.   Жаворонок — маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых. Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год. Грач — Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю. Журавли —   крупные,   длинноногие   и   длинношеие   птицы.   Журавлиные   семейные   пары сохраняются в течение всей жизни. Кукушка — размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других   птиц.   Птенцы   кукушки   вылупляются   раньше   и   растут   быстрее,   потом   вытесняют   яйца   или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки. Ласточка. Городская ласточка ­ мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни. Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами. Скворец певчая   птица.   У   скворца   чёрное   перение   с   металлическим   блеском   иногда   с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц. Соловей —   неприметная   серая   певчая   птица.   Зимует   в   Африке.   Обитает   в   кустарниковых зарослях,  в  долинах  рек.   Гнёзда   строит  на  земле  или   очень  низко,  в  кустах.  Яйца  зеленоватые  или голубоватые в крапинку. Цапли —   живущие   на   мелководье   птицы.   Обитают   в   заболоченных   либо   медленно   текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.   Это интересно В каком порядке улетают птицы? Первыми улетают насекомоядные птицы (Трясогузка). Потом улетают зерноядные ­ те, которые  питаются плодами и семенами растений (овсянка, чиж, зяблик). А позже всех улетают утки и гуси, они  собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.              2. Оседлые птицы.     Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. К ним относятся птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие. Часть оседлых   птиц,   которых   также   называют   полуоседлыми,   вне   сезона   размножения   перемещается   на незначительные расстояния от своих гнездовий — на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.   Оседлые птицы весь год живут в одной и той же местности. В конце лета некоторые из них делают маленькие запасы на зиму. Сойки прячут орехи и желуди в ямки и мох на поверхности земли или в дупла. Синицы и поползни запасают семена и насекомых, засовывая их в трещины коры и среди лишайников на ветвях деревьев. Запасами они питаются зимой и весной, когда корма мало. 3.Кочующие птицы.  Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место  впоисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью, и полностью зависят от доступно сти пищи.  На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа  с негиря, свиристель и др. Щегол. Лоб, щеки и горло окрашены в ярко­красный цвет; темя, затылок, крылья – в черный с желтым пятнышком;   щеки   у   затылка   и   концы   крыльев   –   белые.   Щеглы   ­   самые   большие   любители   семян сорняков, а свое потомство кормят насекомыми.  Чиж. Не покидает свое гнездо до больших морозов. В конце декабря, собравшись в стаю, чижи улетают на юг, но, как только теплеет, возвращаются. В основном, поселяются в еловом лесу, иногда в сосновом или лиственном. Образ жизни чижей схож с щеглами.  Клест.  Селится   в   хвойном   лесу   в   гуще   веток.   Имеет   ярко­красный   окрас,   который   переходит   в красновато­бурый, крылья и хвост – бурые. В его рацион входят семена хвойных пород.  Снегирь.  Как только выпал снег, за окном можно увидеть эту птицу. Поселяются они всюду: леса, парки, сады, бульвары. Их легко заприметить из­за блестяще­черного и ярко­красного окраса. Питается снегирь семенами лиственных пород, зернами сорняков и ягод.  Свиристель. Многие называют эту птицу красавой. Окрашена она в пепельно­серый цвет с красноватым оттенком.   Главное   отличие   –   большой   хохолок   на   голове.   Ест   разные   ягоды.   Отличается   большой прожорливостью, за сутки может съесть ягод общим весом больше своей массы тела.  Дятел.  Большой и маленький пестрый дятел внешне идентичны по раскраске, они лишь различаются величиной. Их отличие – красная шапка на темени.  Поползень. Эта птица ­ любитель быстро бегать по стволу дерева как вверх, так и вниз. Очень шумная, в ее репертуаре много громких звуков.  Сойка.  Рыжевато­коричневый   окрас   тельца,   длинный   хвост,   крылья   голубые   с   черными   полосами, широкий хохолок. Вырастают до размера галок.  Перепел. Имеет оперение охристого цвета, имеются темные и светлые бурые пятна в полоску.  4. Обобщение. Птицы заселяют лес во всех его ярусах: одни живут и размножаются на земле, кормясь тут же;   другие – в кустарниках, подлеске и подросте; третьи – в кронах.  Значение птиц для леса различно. Одни из них, питаясь семенами лесных деревьев и кустарников,  их листьями и почками, плодами и ягодами, наносят лесу известный вред. Другие, питаясь вредными  грызунами, обитающими в лесу, приносят огромную пользу, но некоторые из них ловят и полезных зверей и птиц. Это дневные хищные птицы и совы. Третьи питаются насекомыми, семенами древесных растений  и сорных трав; в большинстве своем они перелетные и наиболее многочисленны. Это насекомоядные или  певчие птицы. 5. Домашнее задание. Представителей этих групп птиц  я предлагаю вам найти дома и оформить сообщение на листе А4, где вы поместите изображение птицы и небольшой рассказ о ней.   Приложение к занятию. Хищные птицы: соколы, ястребы, совы, филин, кобчик, сыч, орел. Насекомоядные птицы: щеглы, чечетки, овсянки, свиристели, синицы,  корольки, чижи, кукушки,  грачи, галки, сороки, воробьи, дятлы, пищуха, поползень, скворцы, мухоловки, трясогуски и др. 1.      Среди птиц тоже есть свои рекордсмены: Самый   высокий   полет. Обладатель   этого   рекорда   — гриф   Рюппеля.   Зафиксирован   случай столкновения с  самолетом на высоте 11 274 метра. Самая летающая птица. Черный стриж может находиться в воздухе от 2 до 4 лет. В течение всего этого времени он спит, пьет, ест. Самый долгий перелет. Обыкновенная крачка покинула свое гнездо на берегу озера в Финляндии и приземлилась вблизи озер в Австралия. Она пролетела 25750 км. Самая тяжелая из летающих птиц. Самая тяжелая летающая птица   – африканская большая дрофа, вес ее около 18 кг. Еще одна тяжелая хищная птица – это андский кондор. Самцы в среднем весят 9­12 кг при размахе крыльев 3 м и более. Самый   большой   размах   крыльев   отмечен   у   странствующего альбатроса,   размах   его   крыльев составляет около 4 метров. Птица – самый быстрый летун. Сапсан. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч. 2.         Загадки о птицах. Птица хищная с ушами Громко ухает ночами. (Сова) Птица слов немало знает, Всё на свете повторяет! Сюртучок на птице пестрый, Клюв ­ изогнутый и острый! (Попугай)   Вот так птица ­ какова! И не спутаешь с другой. Может, это цифра два? Шея выгнута дугой! (Лебедь)   Приезжайте в Антарктиду! На родном материке Я гуляю с важным видом В черно­белом сюртуке. (Пингвин)   Вот пернатый сел на сук И колотит: тук­тук­тук! Ищет пищу под корой Он голодною порой. (Дятел)   Мерзнет желтенькая пташка, Накорми ее, бедняжку. Дай и семечек, и сала, Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)   В небе, синем и высоком, Вьется птица, но не сокол. Разбежались мышки: "Ах! Что за крылья, вот размах! Взгляд у птицы очень зоркий, Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)   Я вчера гулял в пургу, Видел веточку в снегу, А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик? (Снегирь) Он труслив, хоть и высок, Прячет голову в песок. А летать не может он, Но зато, ребята, В быстром беге чемпион Он среди пернатых! (Страус)   Майским вечером, в прохладу, А в июне и в жару Вывожу свои рулады В парке, в роще и в бору. Эти трели, переливы Мелодичны и красивы. (Соловей)   Уж таков порядок древний ­ Я давно живу в деревне, Там будильником служу, Свой курятник сторожу. (Петух)   Во дворе я ­ королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо­черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона)   Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица ­ почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь)   Что за птичка, ох и ах! Как цветок хорошенький, Меньше всех на свете птах, Чуть крупней горошинки. (Колибри)   До чего нарядный хвост ­ Пышный, разноцветный. Он сверкает ярче звезд В парке заповедном. А хозяин ­ чудо­птица ­ Оперением гордится. (Павлин)   Вот пернатый городской, Всюду жмется к людям. Мы голодною зимой С ним делиться будем, Просит серый озорник: "Дайте хлеба крошку! Я устал, чирик­чирик, И замерз немножко!" (Воробей) 3. Блиц – турнир. Тот, кто быстро и правильно ответит на вопрос, получает фишку. Затем по числу фишек  определяем победителя.  Какая птица выше всех летает? (орел)  Какая  птица самая быстрая? (стриж)  Самая большая птица в мире. (страус)  Любимое лакомство аиста, цапли или журавля. (лягушка)  Птица – лесной доктор. (дятел)  У какой птицы длинный хвост? (сорока, павлин)  Какая птица умеет летать хвостом вперед? (колибри)  У какой птицы самый большой язык? (у дятла – 15 см)  Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (зимородок)  Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (стриж)  Какая птица бегает за кормом по дну реки? (оляпка)  Какая птица в течение года имеет три различные окраски? (белая куропатка)  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвины)  Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (всегда одинаковая)  Какая ночная птица не вьет гнезда? (козодой)  У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (у иволги)  Какая птица питается падалью? (сип)  Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (птицы выносят их в клюве)  Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (нет) 4.         Игра «Отгадай! Чей голосок?»  Для игры используется запись голосов птиц. 5. Презентация для закрепления знаний о птицах. Здесь же мы говорим о подкармливании птиц, об  их  пользе.

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)

Конспект занятия "В мире птиц" (3- 6 класс, дополнительное образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017