Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Уроки великих художников»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Уроки великих художников» Цель: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март». Программное содержание: 1.Образовательная задача: • Обогащать и активизировать словарь по теме «Весна» Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. • Совершенствовать синтаксический строй речи (составлять сложные предложения). • Обогащать речь синонимами. • Составление и использование в речи распространенных предложений с однородными определениями, сказуемыми. • Развитие связной речи 2.Развивающая задача: • Развитие зрительного внимания, мышления. • Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. • Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения, настроения и отношения к увиденному. • Развитие связной речи 3.Воспитательная задача: • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу. • Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы. • Воспитывать у детей интерес к живописи.
Иконка файла материала Конспект. зан.Уроки великих художников.docx
Конспект  занятия в  подготовительной группе  компенсирующей  направленности  по теме:  «Уроки великих художников»                                                                                                                  Воспитатель:Бегун Н.И.                                                                                                                    Конспект  занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме:  «Уроки великих художников» Цель: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в  картине А.К. Саврасова  «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март». Программное содержание: 1.Образовательная задача: • Обогащать  и активизировать словарь по теме «Весна» Закреплять умение подбирать  сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. • Совершенствовать синтаксический строй речи (составлять сложные предложения).  • Обогащать  речь синонимами. • Составление и использование в речи распространенных предложений с однородными  определениями, сказуемыми. • Развитие связной речи 2.Развивающая задача: • Развитие  зрительного внимания, мышления.  • Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства  и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней  природы. • Развивать художественно­образное видение, воображение и понимание не только  содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи  смысла картины и выражения, настроения и отношения к увиденному. • Развитие связной речи 3.Воспитательная задача:  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу. • Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость,  удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником  красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы.  • Воспитывать у детей интерес к живописи. Словарная работа:  Обогащение: экскурсовод, репродукция.  Активизация:   • Предметный словарь: грач, грачонок, грачата, грачовник, грачиха,    • Глагольный словарь: рассматривать, возвращаются, шумят. • Словарь признаков: проворные, шустрые, резвые, юркие, общительные. увертливые, синевато­ черные, умные, дружные, крикливые, полезные, перелетные,  неказистые.   Оборудование:  • Демонстрационный материал.­ репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; И.И. Левитана «Март»;  детские   рисунки; музыкальное произведение Антонио Вивальди «Времена года. Весна», П.И. Чайковский  цикл «Времена года. Апрель. Подснежник» ­ Предметные картинки: грач, портреты художников,  картинки – схемы, картинка –  подсказка с родственными словами.            Предварительная работа:   ­ рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»; ­ рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»; А.К. Саврасова  «Грачи прилетели», картины русских художников. ­ слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года «Апрель», Вивальди  «Времена года» «Весна»; ­ чтение стихов о весне. Интеграция: «Социализация»  «Познавательно  ­ речевое развитие»  «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка» Ход: 1. Дети входят в зал. Организационный момент (муз. сопровождение)  ­ Ребята, сегодня мы с вами поговорим об искусстве, о картинах.  ­ Где  можно увидеть картины? (В картинной галерее, на выставке картин) 2. Объявление темы.  ­ Сегодня мы с вами совершим экскурсию по нашей картинной галерее. Но, чтобы попасть  на экскурсию вы должны ответить на мои вопросы, связанные с искусством. Будьте внимательны.  • Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем? (художник)  Кто такой художник? (Это профессия). Художники бывают разные. Есть декораторы, модельеры, мультипликаторы, театральные,  иллюстраторы, живописцы.  • Что необходимо художнику для создания картины? (краски (масленые, акварель), кисти,  бумага, холст, карандаши, мольберт) ­ Какими красками пользуется художник, когда отображает веселое, радостное  настроение? (светлыми, яркими, сочными красками) ­ А если у художника настроение грустное? (темные, мрачные, тусклые) ­ Пройдем по нашей галерее.  3. Рассматривание картины А. К. Саврасова. Музыкальное сопровождение. Ребята, настоящие картины хранятся в музее или в картинной галерее. Они представляют  очень большую ценность.  Перед вами не настоящая картина, а  только ее репродукция, копия картины.  ­ Рассмотрите репродукцию к картине  замечательного русского живописца  А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и  был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное – птицы! С ликующим  пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из­за моря  долгожданные гости. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега. Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа, Сквозь сон встречает утро года.  Эту картину природы и запечатлел нам художник. Дидактическая игра «Кто больше увидит на картине?»   ­  Перечислите все, что вы видите на картине. (корявые березки, усеянные грачами; талый посеревший снег; проталинки; крыши деревенских изб; талая вода наполнила небольшой пруд; старую церквушку,  колокольню; вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега; мы видим, как  под деревом на золотистом снегу трудолюбивый грач держит в клюве маленькую веточку) ­ На картине  все очень обыденно; неказистая старая церквушка с просторами бесконечных  русских полей тянущих за ней, странная красота неказистых березок, в ветвях который  вьют гнезда, прилетевшие с юга грачи, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями.  Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его  сердцу. 4. Беседа по картине Саврасова. ­ Как художник показывает нам приближение весны? (в полях растаял снег, обнажилась  темно – бурая пропитанная влагой земля, видны проталины)  ­ Всмотритесь в небо. Какое оно? (небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но  голубизна проглядывается сквозь  серые, хмурые облака) ­ Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть­чуть просвечивает сквозь  облака... На то, что оно вот – вот «брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и  тающий снег) ­ Ребята, расскажите, каким вы видите снег?  (Снег потемневший, рыхлый, сырой, холодный, мокрый, подтаявший, ноздреватый) На снегу видны птичьи следы.  ­ Что сразу задерживает взгляд зрителя?  (Деревья  с многочисленными гнездами грачей) ­ Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справамолодые, стройные) ­ Что вы видите за березами, вдали на картине? (Деревню, бесконечные дали, просторы,  широту русской земли, за березами виднеется старая деревянная постройка. За деревянной  постройкой – белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней) 5. Подбор слов действий. ­ Что делают грачи? (Грачи суетятся, кричат, шумят, поправляют, ремонтируют гнезда;  внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве, хозяйничают,  строят,  устраивают, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются). 6. Подбор слов признаков.  ­ Какие грачи? Подберите слова признаки к слову грачи. (Синевато­чёрные, небольшие, шустрые, умные, дружные, общительные, крикливые,  полезные, перелетные, радостные, веселые, смешные, шумливые). 7. Подбор родственных слов. ­ Проворные. Как сказать иначе?  Подберите слова близкие по смыслу. Проворные – ловкие, шустрые, резвые, прыткие, юркие,   расторопные. У грачей важная пора – они строят гнезда.  ­ Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно,  тихо, здесь красиво). ­ Что вы ощущаете, глядя на картину «Грачи прилетели» (легкий ветерок, свежесть  весеннего воздуха, ласковое весеннее солнышко, запах весны)  ­ Какие звуки можно услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание  воды, стекающей в пруд) ­ Какими красками нарисовал художник картину? (Желто – голубые, серовато –  коричневые, желтовато – бурые, голубые, голубовато – серые)  ­ Какое настроение вызывает у вас эта картина? 8. Рассматривание картины Левитана «Март» ­ А теперь попрошу подойти к следующей картине. ­ Знакомы ли вы с этим художником?   ­ Как называется его картина?   ­ Какое время года изображено? (ранняя весна) Ранняя весна. В лесу еще держится мороз, но на поляне солнце пригревает все сильнее и  сильнее.  ­ Это одно из наиболее красочных и радостных полотен художника.  9. Физкультминутка . Глазки видят всё вокруг,  Обведу я ими круг.  Глазком видеть всё дано ­  Где картина, где окно.  Обведу я ими круг,  Погляжу на мир вокруг. 10. Беседа по выставке детских работ.  ­ От картин  известных художников мы перейдем к выставке ваших работ.  ­ Кто из вас желает представить свою работу?­ Расскажите, как вы рисовали свой рисунок. Молодцы. Так красиво нарисовали. Умеете пользоваться красками и кистью.  11. Коллаж. (Музыкальное сопровождение)  ­ Вот и подошла к завершению наша экскурсия.  ­ А сейчас я вам представлю нашу мастерскую.  ­ Давайте мы с вами попробуем создать картину без кисти и красок. Как назовем картину? (Что лишнее?)  ­ В нашей галерее появилась еще одна картина созданная нами.  12. Итог. ­ Мы с вами узнали, что картины помогают людям видеть прекрасное в природе, являются  неисчерпаемым источником красоты. Вот кисть берёт, палитру выбирает, Взглянув на радугу Он вдохновение зовёт… Все замерли, вдохнули воздух, Художник не спешит… Он вскоре нарисует звёзды, И целый мир, и жизнь, что в нём кипит!