Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Уроки великих художников»
Цель: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март».
Программное содержание:
1.Образовательная задача:
• Обогащать и активизировать словарь по теме «Весна» Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов.
• Совершенствовать синтаксический строй речи (составлять сложные предложения).
• Обогащать речь синонимами.
• Составление и использование в речи распространенных предложений с однородными определениями, сказуемыми.
• Развитие связной речи
2.Развивающая задача:
• Развитие зрительного внимания, мышления.
• Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
• Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения, настроения и отношения к увиденному.
• Развитие связной речи
3.Воспитательная задача:
• Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу.
• Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы.
• Воспитывать у детей интерес к живописи.
Конспект занятия в
подготовительной группе
компенсирующей
направленности по теме:
«Уроки великих художников»
Воспитатель:Бегун Н.И.
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме:
«Уроки великих художников»
Цель: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в
картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Март».
Программное содержание:
1.Образовательная задача:
• Обогащать и активизировать словарь по теме «Весна» Закреплять умение подбирать
сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов.
• Совершенствовать синтаксический строй речи (составлять сложные предложения).
• Обогащать речь синонимами.
• Составление и использование в речи распространенных предложений с однородными
определениями, сказуемыми.
• Развитие связной речи
2.Развивающая задача:
• Развитие зрительного внимания, мышления.
• Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства
и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней
природы.
• Развивать художественнообразное видение, воображение и понимание не только
содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи
смысла картины и выражения, настроения и отношения к увиденному.
• Развитие связной речи
3.Воспитательная задача:
• Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу.
• Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость,
удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником
красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы.
• Воспитывать у детей интерес к живописи.
Словарная работа:
Обогащение: экскурсовод, репродукция.
Активизация:
• Предметный словарь: грач, грачонок, грачата, грачовник, грачиха,
• Глагольный словарь: рассматривать, возвращаются, шумят.
• Словарь признаков: проворные, шустрые, резвые, юркие, общительные.
увертливые, синевато черные, умные, дружные, крикливые, полезные, перелетные,
неказистые.
Оборудование:
• Демонстрационный материал. репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; И.И. Левитана «Март»;
детские рисунки; музыкальное произведение Антонио Вивальди «Времена года. Весна»,
П.И. Чайковский цикл «Времена года. Апрель. Подснежник»
Предметные картинки: грач, портреты художников, картинки – схемы, картинка –
подсказка с родственными словами.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;
рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»; А.К. Саврасова
«Грачи прилетели», картины русских художников.
слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года «Апрель», Вивальди
«Времена года» «Весна»;
чтение стихов о весне.
Интеграция:
«Социализация»
«Познавательно речевое развитие»
«Чтение художественной литературы»
«Художественное творчество»
«Музыка»
Ход:
1. Дети входят в зал. Организационный момент (муз. сопровождение)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об искусстве, о картинах.
Где можно увидеть картины? (В картинной галерее, на выставке картин)
2. Объявление темы.
Сегодня мы с вами совершим экскурсию по нашей картинной галерее. Но, чтобы попасть
на экскурсию вы должны ответить на мои вопросы, связанные с искусством.
Будьте внимательны.
• Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем? (художник)
Кто такой художник? (Это профессия).
Художники бывают разные. Есть декораторы, модельеры, мультипликаторы, театральные,
иллюстраторы, живописцы.
• Что необходимо художнику для создания картины? (краски (масленые, акварель), кисти,
бумага, холст, карандаши, мольберт)
Какими красками пользуется художник, когда отображает веселое, радостное
настроение? (светлыми, яркими, сочными красками)
А если у художника настроение грустное? (темные, мрачные, тусклые)
Пройдем по нашей галерее.
3. Рассматривание картины А. К. Саврасова. Музыкальное сопровождение.
Ребята, настоящие картины хранятся в музее или в картинной галерее. Они представляют
очень большую ценность.
Перед вами не настоящая картина, а только ее репродукция, копия картины.
Рассмотрите репродукцию к картине замечательного русского живописца А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и
был потрясен.
За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное – птицы! С ликующим
пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе.
Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие изза моря
долгожданные гости.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега.
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа,
Сквозь сон встречает утро года.
Эту картину природы и запечатлел нам художник.
Дидактическая игра «Кто больше увидит на картине?»
Перечислите все, что вы видите на картине.
(корявые березки, усеянные грачами; талый посеревший снег; проталинки;
крыши деревенских изб; талая вода наполнила небольшой пруд; старую церквушку,
колокольню; вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега; мы видим, как
под деревом на золотистом снегу трудолюбивый грач держит в клюве маленькую веточку)
На картине все очень обыденно; неказистая старая церквушка с просторами бесконечных
русских полей тянущих за ней, странная красота неказистых березок, в ветвях который
вьют гнезда, прилетевшие с юга грачи, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями.
Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его
сердцу.
4. Беседа по картине Саврасова.
Как художник показывает нам приближение весны? (в полях растаял снег, обнажилась
темно – бурая пропитанная влагой земля, видны проталины)
Всмотритесь в небо. Какое оно? (небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но
голубизна проглядывается сквозь серые, хмурые облака)
Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
Как вы догадались?
(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чутьчуть просвечивает сквозь
облака...
На то, что оно вот – вот «брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и
тающий снег)
Ребята, расскажите, каким вы видите снег?
(Снег потемневший, рыхлый, сырой, холодный, мокрый, подтаявший, ноздреватый)
На снегу видны птичьи следы.
Что сразу задерживает взгляд зрителя?
(Деревья с многочисленными гнездами грачей)
Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справамолодые, стройные)
Что вы видите за березами, вдали на картине? (Деревню, бесконечные дали, просторы,
широту русской земли, за березами виднеется старая деревянная постройка. За деревянной
постройкой – белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней)
5. Подбор слов действий.
Что делают грачи? (Грачи суетятся, кричат, шумят, поправляют, ремонтируют гнезда;
внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве, хозяйничают, строят,
устраивают, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются).
6. Подбор слов признаков.
Какие грачи? Подберите слова признаки к слову грачи.
(Синеваточёрные, небольшие, шустрые, умные, дружные, общительные, крикливые,
полезные, перелетные, радостные, веселые, смешные, шумливые).
7. Подбор родственных слов.
Проворные. Как сказать иначе? Подберите слова близкие по смыслу.
Проворные – ловкие, шустрые, резвые, прыткие, юркие, расторопные.
У грачей важная пора – они строят гнезда.
Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно,
тихо, здесь красиво).
Что вы ощущаете, глядя на картину «Грачи прилетели» (легкий ветерок, свежесть
весеннего воздуха, ласковое весеннее солнышко, запах весны)
Какие звуки можно услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание
воды, стекающей в пруд)
Какими красками нарисовал художник картину? (Желто – голубые, серовато –
коричневые, желтовато – бурые, голубые, голубовато – серые)
Какое настроение вызывает у вас эта картина?
8. Рассматривание картины Левитана «Март»
А теперь попрошу подойти к следующей картине.
Знакомы ли вы с этим художником?
Как называется его картина?
Какое время года изображено? (ранняя весна)
Ранняя весна. В лесу еще держится мороз, но на поляне солнце пригревает все сильнее и
сильнее.
Это одно из наиболее красочных и радостных полотен художника.
9. Физкультминутка .
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано
Где картина, где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
10. Беседа по выставке детских работ.
От картин известных художников мы перейдем к выставке ваших работ.
Кто из вас желает представить свою работу? Расскажите, как вы рисовали свой рисунок.
Молодцы. Так красиво нарисовали. Умеете пользоваться красками и кистью.
11. Коллаж. (Музыкальное сопровождение)
Вот и подошла к завершению наша экскурсия.
А сейчас я вам представлю нашу мастерскую.
Давайте мы с вами попробуем создать картину без кисти и красок.
Как назовем картину? (Что лишнее?)
В нашей галерее появилась еще одна картина созданная нами.
12. Итог.
Мы с вами узнали, что картины помогают людям видеть прекрасное в природе, являются
неисчерпаемым источником красоты.
Вот кисть берёт, палитру выбирает,
Взглянув на радугу
Он вдохновение зовёт…
Все замерли, вдохнули воздух,
Художник не спешит…
Он вскоре нарисует звёзды,
И целый мир, и жизнь, что в нём кипит!