Образовательная задача:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Ход занятия
-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам.
-Мы занятие начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нового узнать!
(Звучит музыка, просмотр слайдов под чтение стихотворения)
Конспект занятия в подготовительной группе
«Воздух и его свойства»
Образовательная задача:
Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и
предметным миром.
Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза.
Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою
улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам.
Мы занятие начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нового узнать!
(Звучит музыка, просмотр слайдов под чтение стихотворения)
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.Природою родной земли
Зовется этот дом.
Как же называется этот дом? (природа)
Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)
Какая бывает природа? (живая, неживая)
А что же такое живая природа? (То, что питается, размножается, дышит)
Что относится к живой природе? Давайте попробуем найти в группе предметы живой
природы.(назовем их)
А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.)
Почему мы относим их к неживой природе?
Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (воздух)
Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Нука давайте сначала
вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Что мы с вами вдохнули? (воздух)
А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
Какой вывод можно сделать?
Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Дети, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах,
запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
Как воздух помогает растениям и животным?
Ктонибудь сейчас видит воздух?
А может, его вовсе и нет?
Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как
его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу
экспериментальную лабораторию.
(Дети подходят к столу)
1 опыт с полиэтиленовым пакетом.Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем
воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и
выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
Почему? (в нем нет воздуха)
Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его
увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в
пакете, а потом выпустили его.
2 опыт со стаканом
Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.
Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что
нибудь?
А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети
выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой.
Что вы заметили?(вода не заполняет стакан, а только часть)
Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух,
он не пускает туда воду)
3 опыт
А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть
наклонив.
Что мы видим в воде? (пузырьки)
Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)
Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный)
Именно поэтому воздух называют невидимкой.
4 опыт с кусочком мела.
Бросим в стакан с водой кусочек мела и камень.
Что происходит? (из мела выходят пузыри)
К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде)
5 опыт с водой и трубочкой.
Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с
водой трубочку и подуйте в нее.
Что происходит? (выходят пузырьки)
Как они появились?
Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы
подуть еще , мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и
получаются пузырьки.
Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.
Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
Мыльный пузырь это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух
легкий, поэтому пузыри» летают».
Предлагаю продолжить наши исследования.
6 опыт: легче воздух или вода?
Как вы думаете, что легче воздух или вода? После опыта мы сможем ответить на этот
вопрос. Наливаем в чашку газированную воду и опустим в нее кусочки пластилина.
Что мы видим? (пузырьки воздуха прилипли к пластилину и он всплывает)
Делаем вывод: пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он
всплывает, значит, воздух легче, чем вода.
9 опыт имеет ли воздух запах.
Продолжим исследования.
Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я
возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не
пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно
обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои
места на стульях.
Из исследования воздуха мы пришли к выводу:
воздух невидимый;
бесцветный;
безвкусный;
без запаха;
он есть везде;
И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.