Конспект занятия в средней группе по ФЦКМ - Тема: « Птицы весну принесли »
Материалы и оборудование: « Сорока» перчаточная игрушка,Фотографии птиц: грач, скворец, ласточка, сорока, Магнитофон и диски,Картина Алексея Саврасова  «Грачи прилетели»
Цель:Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период.
Задачи:
 	Уточнить и расширить знания детей о птицах весной
(прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
 	Активизировать и обогащать словарь по лексической теме «птицы» ( грач, скворец, ласточка, сорока; вить гнёзда, выводить птенцов, щебетать, порхать, кружить)
 	Формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, учить координировать движения с речью.
 	Воспитывать у детей бережное отношение к птицам (не наносить вред, не пугать, не разорять гнёзда)
            
        
        
        
                    
                
                    Тема: « Птицы весну принесли »
Материалы и оборудование: « Сорока» перчаточная игрушка,Фотографии птиц: грач,
скворец, ласточка, сорока, Магнитофон и диски,Картина Алексея Саврасова  «Грачи 
прилетели»
Предварительная работа:
 Просмотр слайдов по теме «Весна»
 Беседа о жизни птиц весной
 Чтение сказок, загадок, стихотворений о птицах
 Разучивание стихотворений и загадок о птицах
 Совместное с воспитателем изготовление скворечника
 Гнездо, сделанное детьми вместе с воспитателем
 Изготовление мини альбома детских рисунков « птицы»
 Подвижные игры « Птички»
 Разучивание песенок о птицах
Образовательные области:
 Познавательное развитие
 Речевое развитие
 Социальнокоммуникативное развитие
 Художественноэстетическое развитие
 Физическое развитие
Цель:Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период.
Задачи:
 Уточнить и расширить знания детей о птицах весной
(прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
 Активизировать и обогащать словарь по лексической теме «птицы» ( грач, 
скворец, ласточка, сорока; вить гнёзда, выводить птенцов, щебетать, порхать, 
кружить)
 Формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, учить 
координировать движения с речью.
 Воспитывать у детей бережное отношение к птицам (не наносить вред, не пугать, 
не разорять гнёзда)
Ход образовательной деятельности :
    Дети играют в группе, часть детей (подгруппа 45 человек) делают 
коллективную аппликацию «Птицы весной». 
Сюрпризный момент:Вдруг в окно стучится сорока (перчаточная игрушка), бьётся в стекло, переживает, 
волнуется. 
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это  в окно стучит? Кто шумит? Что случилось? 
( дети идут к окну и видят сороку). 
Дети: Это птица!!! Сорока!!! К нам сорока прилетела!!!
Воспитатель открывает окно, одевает на руку перчатку сороку, включается 
фонограмма « Стрекотание сороки»
Воспитатель: Прилетела и стрекочет, рассказать нам новость хочет! Ну, какие у тебя 
лесные новости, сорока?
Сорока: Что я вам сейчас расскажу! Что расскажу! Вы не поверите! Тут такое в лесу, 
просто беда!
Воспитатель: Подожди стрекотать сорока, поздоровайся сначала с детьми.
Сорока: Здрасьте, здрастье…Ну, вот, значит! Вы представляете, жили мы не тужили, 
беды не знали, а тут такоооооое!!!! Налетели, прилетели, ну, просто, как с неба 
свалились. Вот!!!
Воспитатель: Милая сорока, объясни всё по порядку. Кто куда прилетел? Мы ни чего 
с детьми не поняли. 
Сорока: А я и сама не знаю, кто это прилетел! Я вот тут их всех сфотографировала и 
фотографии вам принесла. Может, вы мне расскажите, что это за гости незваные 
пожаловали?
Воспитатель: Да, я вижу тут дело серьёзное. Сядем, дети, поудобнее, да во всём 
разберёмся. 
Воспитатель берёт по одной фотографии у сороки и показывает их детям. Дети 
узнают и называют птиц.
Дети: Это  ГРАЧ, это СКВОРЕЦ, это ЛАСТОЧКА., а ведь это ты – СОРОКА!
Сорока: Точно! Зто я сама себя сфотографировала, «селфи» называется). Вот вы 
сказали, а я и не запомнила. Можно ещё раз птичек назвать, пожалуйста.
Воспитатель развешивает фотографии птиц на магнитной доске. Смотри, сорока, 
слушай и запоминай!
Дети: Грач. Скворец. Ласточка.
Сорока: Понятно, только вот не понимаю я, как вы их различаете? Ведь они так 
похожи! 
Воспитатель: Сейчас мы научим тебя, сорока, птиц различать, сравнивать.
Вот сравним  ГРАЧА и СКВОРЦА.
Сравним по размеру:
Дети: Грач птица большая, а скворушка поменьше.
Воспитатель: Сравним по цвету:
Дети: Грач весь чёрный, а скворец в крапинку.Воспитатель: Сравним клювики и хвостики.
Дети: У грача клюв и хвост большие, а  у скворца поменьше.
Сорока: Поняла! Поняла! А вот мне кажется, что я на ласточку похожа!!! Только я 
большая, а ласточка поменьше, у меня  белые пёрышки на крыльях, а у ласточки на 
грудке. У меня хвост лопаткой, а у ласточки вилочкой. Правильно я сравниваю?
В: Молодец ты, сорокабелобока! А теперь тебе дети загадки загадают, а ты постарайся
отгадать, про какую птичку загадка.
По желанию дети выходят и загадывают сороке загадки про птиц.
Загадки:
 Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.
 Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём.
 Угадайка, что за птичка, маленькая невеличка, беленькая с живота, хвост 
раздвинут в два хвоста.
Сорока: Ох, и устала я загадки ваши разгадывать, даже голова разболелась! Отдохнуть
уже пора!
Воспитатель: Согласна, сорока. Вместе и отдохнём, поиграем.
Сорока: Только не в кошки мышки, пожалуйста!
Воспитатель: Хорошо, мы с тобой и с ребятами в птичек поиграем.
Выходите, то есть вылетайте, птички, на полянку. 
Включить фонограмму « Звуки в лесу»
Физкультминутка: 
(дети делаю то, о чём говорит, рассказывает  воспитатель)
Птички летают, крылышками машут, радуются,  что весна пришла, что солнышко греет.
Сейчас мы ласточки и прямо на лету мошек ловим. Ловкие какие! Присели, водички 
попили, пёрышки помыли, почистили.
А теперь в грачей превратились. Ходят грачи важные, червяков собирают, клюют.
А теперь мы   скворушки. Полетели на полянку. Сядем в кружок, близкоблизко друг 
к другу. Получилось гнёздышко, будем птенчиков  высиживать. Как хорошо весной, 
радостно!!!
Сорока: И ничего хорошего! Я не рада! Еды и гнёзд на всех не хватит! Я вот в своё 
гнездо ни кого не пущу!!!
Воспитатель: Не волнуйся ты, сорока, весной и корма достаточно, всем хватит, а уж
гнёзда грачи и ласточки сами себе умеют делать. Верно, ребята? Расскажите, дети,
сороке из чего грачи делают гнёзда.Дети:  Грачи делают гнёзда из палочек, из сухих травинок и листочков, из пёрышек,
пуха.
Воспитатель: Мы с ребятами пробовали сами гнездо вить. Это очень трудно оказалось.
А ведь у птиц ни рук, ни пальчиков таких ловких, как у людей, нет. Как это им удаётся,
удивляемся. 
Даже такая загадка есть про птиц: «Без рук, без топорёнка, построена избёнка».
Сорока: Как говорят? Повторите, дети!
Дети : (хором) Без рук, без топорёнка, построена избёнка.
Воспитатель: Расскажите теперь про ласточек. Как они строят гнёзда?
Дети: Ласточки строят гнёзда из глины, травы, слюны. Они вьют свои гнёзда высоко,
под крышами домов.
Воспитатель: А вот скворцам больше всего повезло. Объясните, почему?
Дети: Скворцам люди домики делают. Они называются скворечники.
Хором с движениями: Туктук молотком, мы построим птичкам дом. (три раза)
Сорока: Да? Не справедливо!!! Мы, сороки, сами себе гнёзда строим. А тут, прилетел
скворец, и на тебе, готовый дворец! 
Воспитатель:  Не   совсем   так,   сорока,   просто   скворцы   внутри   скворечника   гнездо
делают. Они любят прочный домик, волнуются за своих скворчат. Так что никто тебе
не помешает, живи и радуйся весне.
Сорока: Всё равно не рада я! 
Воспитатель: Все рады, а ты нет?
Сорока: Кто все? Только дети и рады?
Воспитатель:  И   дети,   и   взрослые!   И   поэты,   и   композиторы,   и   художники!   Вот,
послушай, какое стихотворение про ласточек поэт Плещеев написал.
Дети: ( по желанию) 
              Травка зеленеет, 
              Солнышко блестит,
              Ласточка с весною
              В сени к нам летит.
Воспитатель:  Посмотрите, какую картину нарисовал художник Саврасов. Она так и
называется « Грачи прилетели»
Показываю картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Посмотрите,   какие   грачи   дружные,   на   одном   дереве   так   много   гнёзд   свили.
(рассматриваем картину)
Сорока: А композиторы? Давайте послушаем! Я очень музыку люблю!
Воспитатель:  Композитор  Эдвард  Григ  сочинил  очень   красивую   мелодию  «Утро  в
лесу». Давайте закроем глазки и послушаем все вместе.
Звучит фонограмма Эдвард Григ «Утро в лесу»
Сорока: Какая красивая мелодия, даже стрекотать не хочется.
Воспитатель: Убедили мы тебя, сорока? Рада ты теперь весне и птицам перелётным? 
Сорока: Рада, рада.
Воспитатель: Живите дружно у себя в лесу, также, как наши дети в детском саду.Сорока: Хорошо, полечу я в лес скорей! Всем расскажу новости! Расскажу, что весна
пришла!!! Что перелётные птицы вернулись!!! Что они гнёзда будут вить и птенцов
высиживать! 
Воспитатель и дети: До свидания, сорока! До встречи в лесу!!!
Дети прощаются с сорокой и теперь другая подгруппа детей продолжают делать
коллективную   аппликацию   «   Птицы   весну   принесли»   ,   а   другие   дети   играют   в
группе.