открытое занятие по правам к семинару 2014 год, декабрь.docx
Открытое занятие по внеурочной деятельности «Имею право правым быть»
Форма проведения: игра – путешествие.
Цели:
развитие правовой грамотности;
формирование активной гражданской позиции, правовой культуры;
выработка навыков адаптивного поведения в сложных ситуациях.
Оборудование: карта путешествия в мультимедийной презентации, карточки со словами
названиями темы занятия, карточки с заданиями для групп, тест «Рефлексия», изображение земного
шара, изображения ладошек детей для рефлексии.
Ход занятия:
1.Мотивационный момент.
Приветствие учителя с детьми.
Придумано кемто
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым , доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Ребята, мне бы хотелось с вами поближе познакомиться. Конечно, мы с вами давно знакомы.
Но мне бы хотелось узнать, с каким настроением каждый из вас сегодня пришёл, что на душе у
каждого из вас.
Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на занятие с хорошим настроением.
я прошу поднять руку тех. Кому нравится общаться с одноклассниками.
Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.
Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
Вот и состоялось наше знакомство. Думаю, что теперь можно начать работу. И начнём мы её с
игры. А правило игры такое: я задаю вопрос, а вы отвечаете дружно: да или нет.
Вам нравится принимать участие в интересных играх, учёбе, работе?
У вас есть желание решать проблемы совместно?
Вам хотелось бы во время игры, во время занятия слышать обидное, грубое слово?
А всю жизнь прожить в одиночестве, без общения с людьми?
Вот и отлично! С такими попутчиками , как вы мне не страшно отправить ся в путешествие.
Посмотрите вокруг. Что вы заметили? (Слова: имею, право, правым быть)
Значит, какова тема нашего занятия?
Имею право правым быть.
А в какую страну мы отправимся? (Правландия)
Во время путешествия по такой стране, как Правландия, надо хорошо знать свои права и
уважать права других граждан.
А также, у нас с вами есть особое задание. В Правландии в данный момент нет президента
страны. Мы должны во время путешествия внимательно наблюдать друг за другом и слушать друг
друга. И в конце путешествия определить лучшего знатока прав. Вот он то и станет президентом
Страны Правландии.
2.Актуализация знаний.
А что же такое право?
Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова.
Итак, отправляемся в путешествие. На нашем пути встаёт старинный город Правоград . это
столица Правландии.
Но чтобы нам открыли ворота Правограда, мы должны отгадать кроссворд.
1.Качество человека, любящего говорить правду. (правдивость)
2.Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (разумность) 3.Антоним существительному неряшливость. (аккуратность)
4.Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (вежливость)
5. Качества человека с высоко развитым чувством долга ( ответственность)
какое слово выделилось? (Право)
3. Работа над правами человека.
Итак, ворота открылись, мы в городе Правоград.
Днём города в Правограде считается 10 декабря – День прав человека. Совсем недавно
жители Правограда отмечали этот праздник.
Все вы знаете, какой страшной и кровопролитной была Вторая мировая война, Великая
Отечественная война, коснувшаяся нашей станы. Когда она началась? Закончилась?
Вскоре после окончания Второй мировой войны странамипобедительницами была основана
Организация Объединённых наций ООН. В США в городе Нью Йорк находится штабквартира
ООН. Главной целью ООН является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны.
Сейчас уже в ООН более 180 стран.
В 1959 году была принята всеобщая декларация прав человека.
А какие права человека вы знаете?
право на образование
право на неприкосновенность имущества и жилища
право на жизнь и личную неприкосновенность
право на защиту от посягательств на честь и достоинство
право на свободу перемещения
право на свободу мысли и слова
Право на справедливый суд
Право пользоваться благами научного прогресса
право на труд, на отдых
Вспомните, где записаны права человека? Законы страны? ( в Конституции)
Что такое Конституция?
Когда была принята Конституция РФ ? ( 12 декабря 1993 г.)
Но что ещё записано в Конституции? ( Обязанности)
Какие обязанности вы знаете?
Обязанности защищать Родину
Обязанность соблюдать законы страны
Обязанность сохранить природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги.
4. Работа над правами детей.
Отправляемся дальше.
И на пути у нас город «Счастливое детство»
Как вы думаете, кто живёт в этом городе?
В чем заключается ваше счастье?
Вы счастливые дети?
А когдато детям жилось намного труднее, чем вам.
По древней легенде в этом городе дети чтут память одной девочки Амриты, которая жила
в Индии 300 лет назад и сумела защитить права жителей своей деревни.
Об этой девочке вам расскажет Лиза.
Почему Амрита защищала дерево? Почему она его любила?
Что почувствовала Амрита, увидев идущих к лесу лесорубов?
Амрита поборола свой страх и защитила дерево, рискуя собственной жизнью.
Какое право отстаивала девочка? (право на жизнь жителей деревни)
У вас на столах есть карточки, на которых записаны черты характера.
Обсудите с группой и подчеркните те черты характера, которые помогают человеку
добиваться уважения его прав. Карточка: отважный, мужественный, хитрый, замкнутый, добрый, смелый, искрений,
нерешительный, активный, неряшливый, ленивый, самоотверженный, скупой, злой.
Проверка (вслух зачитывают)
На протяжении многих лет страныучастники ООН особенно старались защищать права детей
во всём мире.
И вот 20 декабря 1989 года многими странами, входящими в ООН, была принята «Конвенция
о правах ребёнка»
Послезавтра исполнится 25 лет со дня принятия Конвенции.
Вступила в силу Конвенция 9 сентября 1990 года. В Конвенции 49 статей.
Самой первой статьёй идёт статья «Ребёнком является каждое человеческое существо до
достижения 18 лет»
Какие ещё права детей вы знаете? Раньше мы уже знакомились с правами детей.
У всех детей есть права независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения.
Каждый ребёнок имеет право на жизнь.
Каждый ребёнок имеет право на проживание в семье.
Родители имеют право выбирать вид образования для своих детей.
Ребёнок имеет право на образование.
Право на отдых и досуг, право на участие в игровых и развлекательных мероприятиях.
Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение.
Ни один ребёнок не может быть подвергнут пыткам или другим видам грубого обращения.
Физминутка.
Итак, каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Давайте отдохнём вместе с детьми из
города «Счастливое детство».
Психотренинг по выработке адаптивного поведения
Возьмите листочки с заданиями, прочитайте и подготовьтесь.
Задание каждой группе ( 3 минуты на обсуждение).
1) Один ребёнок обзывает другого.
Как достойно выйти из конфликтной ситуации?
2) Папа после работы читает журнал. У ребёнка не получается задача. Папа сейчас не может
помочь. Как договориться?
3) Мама после работы устала, ей нужно готовить ужин всей семье. Ребёнок в её отсутствие не
сделал уроки, не прибрался дома.
Как исправить ситуацию?
В городе «Счастливое детство» все права детей строго соблюдаются, поэтому все дети в этой
стране счастливы.
5.Закрепление знаний о правах детей.
Отправляемся дальше.
На пути у нас город Сказкоград.
Кто же живёт в этом городе?
В этом городе не всегда соблюдаются права граждан. И нам с вами предстоит помочь
некоторым жителям узнать свои права и требовать затем, чтобы окружающие уважали их права.
Какие права имели эти герои?
1)Колобок ( имел право на жизнь, его съела лиса)
2) ИванушкаДурачок ( Право на Ф.И.О.)
3) Мальчикспальчик (право на воспитание в семье)
4) Буратино (право на образование)
5) Зайчик – «Лиса и заяц» (право на жилище) 6) Маша и медведь (право на отдых и досуг)
7) Айболит (право на охрану здоровья)
Итак, мы имеем полное право поиграть.
Предлагаю игру «Знатоки прав ребёнка»
1) Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями ребёнком, имеющим равные с
другими детьми права?
(Согласно Конвенции, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18
летнего возраста. Статья 1)
2) Мачеха утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено
участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы
подобное происходило в наши дни?
( Статья 31, признающая права ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и
развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту)
3) Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные
мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Статью 16. Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции,
незаконное посягательство на честь и репутацию)
4) Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в Тридесятое
царство. Какое право нарушено?
(Статья 11. Незаконное перемещение и невозвращение детей изза границы, статья 16. Право на
личную жизнь, семейную жизнь).
Игра «Угадай жителя города»
1)
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное
передвижение по лесу, свободу слова и мысли, на её жизнь было совершено покушение, а её бабушка
лишилась права на неприкосновенность жилища ( Красная Шапочка)
2)
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась
ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. ( Козлёнок из сказки «Алёнушка
и братец Иванушка»)
3)
Эта героиня русских народных сказок очень хитра. Нарушая права других героев, она
очень часто сама попадала в неприятные ситуации, подвергая себя опасности (Лиса).
4)
Ему очень не везло в жизни; сначала он был собственностью одного человека, затем
стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали его право на жизнь и свободу, попытались
завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).
6. Итог занятия.
Закончилось наше путешествие по стране Правландия. Мы в школе.
У нас в школе есть тоже права и обязанности. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила
поведения на уроках. Поработайте в парах, допишите стихи.
(Проверка вслух с учителем)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай …. ( не перебивая),
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай – ты не …(сорока). Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
Рефлексия.
Возьмите ладошки и напишите одно самое главное для вас право. Теперь прикрепите ладошки к
Земному шару.
Давайте возьмёмся за руки, как ладошки вокруг Земли.
Пусть на всём земном шаре соблюдаются права детей.
Конспект занятия внеурочной деятельности "Имею право правым быть" с презентацией. (3 класс)
Конспект занятия внеурочной деятельности "Имею право правым быть" с презентацией. (3 класс)
Конспект занятия внеурочной деятельности "Имею право правым быть" с презентацией. (3 класс)
Конспект занятия внеурочной деятельности "Имею право правым быть" с презентацией. (3 класс)
Конспект занятия внеурочной деятельности "Имею право правым быть" с презентацией. (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.