Конспекты логопедических занятий по постановке звуков
Оценка 4.9

Конспекты логопедических занятий по постановке звуков

Оценка 4.9
docx
10.05.2020
Конспекты логопедических занятий по постановке звуков
Конспекты логопедических занятий.docx

Конспекты занятий

Подготовительный этап.  Звук [р]

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха

Выработка сильной воздушной струи.

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше?

Катать по столу катушку или пузырек.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

Мимико-артикуляционные упражнения

«Веселые - печальные». Рассматривание пиктограмм, изображающих лица людей в различных эмоциональных состояниях. Выразить состояние веселья и печали.

Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!»

-Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли. Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр.

Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти

-Рот - это домик нашего язычка. Губы - это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок.

Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.

Поедем на электричке. Слышу стук колес. Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д.

Упражнения для губ и щек

«Улыбка».

-Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.

«Рупор».

-Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянуть губы широкой «трубочкой».

«Поиграем на дудочке». Вытянуть губы узкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5-6. Можно произносить звук [у].

«Играем на большой трубе». Вытянуть губы широкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5-6.

«Толстощекий хомячок». Хомячок несет за щеками зерно. Надувание обеих щек. Высыпал зерно. Втянуть щеки.

«Норка хомяка». Широкая «трубочка» с открытым ртом.

-Открой рот, вытяни губы вперед. «Заборчик».

-На пути хомяка встретился вот такой заборчик. Улыбнись, сомкни и покажи все зубки.

Чередование широкой «трубочки» с последующим оскалом.

 «Замесим тесто для оладьев». Движения губ и щек вправо-влево, вверх-вниз.

Упражнения для языка

«Испечем оладушек». Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-7.

«Почистим зубы».

-После еды надо почистить зубы. Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней, а затем с внешней стороны.

«Вкусное варенье».

-Мы ели оладьи с вареньем. Оближи верхнюю губу.

«Язычок смотрит, какая сегодня погода». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на верхнюю губу.

«Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.

«Поедем на лошадке за грибами». Присасывание языка к небу и пощелкивание. Остановим лошадку. Вибрация губ: пррр.

«Приехали в лес, пробираемся сквозь бурелом». Просовывание языка между зубами.

«Приготовим лукошко для грибов». Загибание вверх кончика языка «чашечкой».

«Дятел стучит по дереву».

-В лесу увидели дятла. Послушай, как он стучит. Открой широко рот, подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося: m-m-m-т, д-д-д-д-д, тд-тд-тд. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.

Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата

«Играем с мячом». Произнесение слоговых сочетаний та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге).

«Играем в теннис». Произнесение слоговых сочетаний та-ту, та-ту, то-ты, то-ты с ритмичным движением кисти правой руки вперед-назад.

«Дятел подает сигнал своим птенцам». Произнесение слоговых сочетаний ды-ды-ды-ды-ды-дык, да-да-да-да-да-дак, до-до-до-до-до-док с уцарением на последнем слоге.

«Дятлы здороваются с нами». Произнесение слогов ды-да, ды-да, ды-да, ду-до-ды, да-ду-ды на одном выдохе.

Развитие фонематического восприятия

Уточнение произносительного и слухового образа звука [р].

-Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р].

Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слогиса, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры,ку, ру, пу.

-Есть ли звук [р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак (рука)?

Выделение звука [р] на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки [л], [р], [ш], [р], [л'], [р']. Слоги ра, ла, ша, ра, лу, ру, ли, ры.

—  Найди и отложи картинки, в названиях которых есть звук [р]. Картинки даны по теме «Фрукты».

—  Определи позицию звука [р] в словах груша, хурма, гранат. Покажи на звуковой линейке, где живет звук [р] в слове хурма.

 

Постановка звука [Р]

Цель: постановка звука [Р]

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- Учить правильно произносить звук [р] с механической по­мощью и по подражанию.

- Продолжать учить выделять звук [р] из ряда звуков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки, зонды, шпатели, профиль артикуляции звука [р].

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Пальчиковая гимнастика Пять малышей”


Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в это дверь стучат еще четыре.

С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились, ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
“Один, два три…
Два, три , четыре, пять…
Ну, берегитесь: я иду искать!”

 

показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда
показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца
показать три пальца, имитировать ползание
постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца
ладонь с растопыренными пальцами
закрыть ладонями глаза
руки в замок, большие пальцы на отлете – “нос”, пальцы одной руки –вверх (будто иголки)
закрыть глаза ладонью…
поочередно разгибать пальцы
погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим кого-то

2. Артикуляционная гимнастика. 

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

 Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

  «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

«Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл-бл» (как индюк).

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

 «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Скачем, скачем на лошадке. 

Очень цокать нам приятно. 

Ритм копыта отбивают, 

Язычок им помогает.

 «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

 «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

В барабан мы бьем 

Нашим язычком. 

Громкий, громкий звук 

Слышен звонкий стук.

 

3. Постановка звука механическим способом.

Вариант 1. «Балалайка».

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами.

 Вариант 2. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии.

Быстрое повторение на одном выдохе звука [д], артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами, а с деснами или даже с альвеолами: дд, дд, дд, ддд, ддд, дд, ддд, ддд, ддддд. Темп постепенно увеличивать.

В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные двидения из стороны в сторону. Получается рокот, характерный для произношения звука [Р]

4. Уточнение артикуляции.

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта ?

Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Передний край языка поднят к альвеолам верхних резцов. Между языком и альвеолами остается узкая щель, через которую проходит выдыхаемая воздушная струя, приводящая кончик языка в состояние дрожания.

5.Упражнение «Мамы-звери учат детенышей рычать».

Подражание рычанию сердитой собаки, щенка, тигра, тигренка, пантеры и др. «Гром гремит».

6.Упражнение «Рычалочка на палочке».

Произнесение изолированного звука [р] с движением указательного пальчика по нарисованной спирали.

7. Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка.

Автоматизация звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- автоматизация звука [Р] в слогах.

- продолжать учить выделять звук [р] из ряда звуков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

- анализ и синтез слогов.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки, мяч,

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слу­шай внимательно и помогай мне.

2. Артикуляционная гимнастика. 

 Жил-был Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро делал зарядку. Вот и сейчас вышел на крылечко (упражнение Лопата»), посмотрел по сторонам упражнение «Часики» и начал зарядку. Любимое упражне­ние у Язычка — наклоны вперед (упражнение «Качели»). Следую­щее упражнение — наклоны влево и вправо (упражнение «Почистим верхние зубки») . Разогрелся Язы­чок и побежал вокруг домика бы­стро, как лошадка (упражнение «Лошадка» ), громко застучал баш­мачками по дорожке (упражнение «Барабанщик» ). Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит (уп­ражнение «Парус» ).

3. Психогимнастика.

-Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, шр-р-р.). Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р.)Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом. (Кар-р-р-р.) А мама-ворона отвечает ему низким голосом. (Кар-р-р, кар-р-р.)Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? (Звук [р].)

4.Пальчиковая гимнастика “В гости к пальчику большому”

 

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому


Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

 выставляем вверх большие пальцы соединяем под углом кончики пальцев обеих рук
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.
кулачки стучат друг о дружку

ритмичное сжатие пальцев на обеих руках)

 

5.Упражнение «Мастерим домик». Повторение слоговых цепочек.

Тра-тра-тра;дра-дра-дра;

тра-тра-тро;дро-дро-дро;

тру-тру-тру;дру-дру-дру;

тры-тры-тры;дры-дры-дры;

тра-тро, тру-тры;дра-дро;

тро-тра, тру-тра;дры-дра;

тор-тра-тру;дра-дро-дру;

тра-тро-тру-тры;дра-дро-дры-дру.

 6.Упражнение «Игра с мячом».

 Лови мяч, если в слове услышишь звук [р]. Логопед произносит слово, затем бросает мяч. Определение позиции звука [р] в словах дрова, осетр, рак. 

7.Упражнение «Найди звук»

—  Какой первый звук в слоге ра? Назови второй звук. Сколько звуков в слоге pa?

—  Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?

8. Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка.

 

Автоматизация звука [Р]

 

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

- продолжать учить выделять звук [р] из ряда звуков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

- развитие грамматического строя речи;

- анализ и синтез слогов.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки,

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

2.Артикуляционная гимнастика.

Выполнение упражнений по картинкам, обо­значающим названия упражнений для язычка: «Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи: «Парус», «Жучок».

3.Пальчиковая гимнастика “Раз, два, три, четыре, пять”

 

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.

по очереди загибаем пальчики на правой руке. ритмично сжимать и разжимать кулачки.

 

 

 

загибать поочередно пальцы на левой руке.

 

помахать пальчиками обеих рук

 

4.Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе, контрабасе и тромбоне.

Произнесение слогов со сменой ударения.

Ра-ра-ра-ра;ра-ро;

ро-ро-ро-ро;ры-ру;

ру-ру-ру-ру;ру-ры-ро;

ры-ры-ры-ры;ра-ро-ру-ры.

5.Упражнение на развитие фонематического восприятия

Какой слог лишний? Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.

«Придумаем имена куклам». И...(ра), Ве...(ра), Ма...(ра), Ле... (ра),Ла...(ра).

Дополни слог. Што...(ра), шпо...(ра), па...(ра), ко...(ра), но...(ра).

—  Какой слог исчез из слова Буратино! Бу...тино (ра).

—  Какой слог исчез из слова радуга! ....дуга.

—  Назови пропущенный слог. Во...та (ро), во...на (ро), ко...ва(ро), пе... (ро), кенгу... (ру), ко...(ра).

6.Игра «Найди звук».

Определение позиции звука [р] в словах врач, повар, радист. Обозначение места звука на звуковой линейке.

-Послушай слова прыгун, вратарь. Какой слог потерялся? ...гун, ...тарь.

-Составим слова. Скажи слог бра, а я дополню его звуком [т]. Какое слово получилось? Скажи слог вра, а я - таръ. Какое слово мы составили?

7.Игра «Веселые картинки»

Расставить картинки на рейки: на верхнюю - в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю - в словах-названиях в середине; на нижнюю - в словах-названиях в конце.

8.Упражнение «Подскажи нужное слово».

Дровосек рубит ... (дрова). По тропинкам не ездят ... (трамваи). По городу ездят ... (трамваи). В траншею упала ... (трость). Дракончик делает упражнения на ...(турнике). Трамвай и троллейбус - это ... (транспорт). Рая и Рома подметают ... (двор).

9. Игра «Развиваем грамматический строй речи».

Подскажи конец чистоговорки.

Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш). Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом). Вей-вей-вей, несет травинку ...(муравей). Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).

10. Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка.

Автоматизация звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- автоматизация звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях.

- продолжать учить выделять звук [р] из ряда звуков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки,

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

2.Артикуляционная гимнастика.

 

3.Пальчиковая гимнастика “Пять пальцев”


На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

 

ритмично сжимать и разжимать кулачки. на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках.

 

4.Упражнение «Развиваем память».

Послушай, а потом повтори слова. Дорога, ворота, ворона. Послушай слова еще раз. Дорога, ворота, ворона, сорока. Какое новое слово появилось?

5.Упражнение «Подскажи слово».

Падал снег на ... (порог), Кот слепил себе ... (пирог). А пока лепил и пек, Ручейком пирог ... (утек). Пирожки себе пеки Не из снега - из муки!

П. Воронъко

6.Игра «Наш рассказ»

Сочиним стихи со словами двор, Егор, забор, топор.

Шел Егор через ... (двор), Видит - сломанный ... (забор). Взял Егорка ... (топор).Быстро починил ... (забор).

7.Упражнение «Повтори чистоговорку».

Ра-ра-ра — дружи со спортом, детвора.

Ры-ры-ры — совет я дам для детворы.

Ра-ра-ра — зарядку делайте с утра.

Ру-ру-ру — прыгайте, как кенгуру.

Ры-ры-ры — здоровы будьте и бодры!

Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку, после чего лого­пед договаривает чистоговорку до конца.

7.Упражнение «Художник».

Если бы ты был художником, что бы ты нарисовал красной краской?

Красный ... (узор, корабль, вертолет, троллейбус, кран, шар, шарф, помидор, мухомор, карандаш, фломастер).

Красную ... (рыбку, розу, крышу, расческу, рубашку, перчатку).

Красные ... (перчатки, рукавицы, мухоморы).

Что бы ты нарисовал розовой краской?

Розовый клевер, джемпер, свитер, пуловер.

Розовую ромашку, куртку.

Розовые рубашки.

8. Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка.

 

Автоматизация звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях и связной речи..

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- автоматизация звука [Р] в предложениях и связной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки,

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

2.Артикуляционная гимнастика.

 

3.Пальчиковая гимнастика.

 

4.Повтори предложение.

Тигры громко рычали. У верблюда горб. Сегодня морозное утро. Шофер управляет грузовиком. Трофим несет ведро. Рая сорвала ромашку. Утром бывает роса. Захар держит термос.

Придумай свои предложения со следующими словами:

Тигры ....

Шофер ....

Утром ....

5.Игра «Экскурсия в зоопарк».

Составь рассказ по картинке. Опорные слова: жираф, зебра, серна, верблюд, барсук, барсучонок, бурундук, рысь, рысенок, норка, бобр, тигр, зубр, дикобраз, росомаха, горностай, снежный барс, ягуар, гепард, пантера, крокодил, баран, варан, носорог, кобра, кабарга.

Кого ты увидел в зоопарке? Кто из них самый быстрый? (Гепард.) Где можно встретить росомаху? (На Севере) Кто находится рядом со страусом?

Назови детенышей животных. Рядом с кем стоит верблюжонок? Рядом с кем находится жираф?

Кто чем защищается? Кто чем питается? Почему некоторых животных называют травоядными?

6. Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка.

 

 

Подготовительный этап Звук [ш]

 

Пространственная ориентировка

Перекрестная ориентировка.

- Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Упражнение для губ

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

Упражнения для языка

«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5-6 раз.

«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5-6.

«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

Координация дыхания, артикуляции и фонации Игровые задания

«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш].

Слоги: ла, ша, фу, ву по, ко, бы, гы.

Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина

Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

Постановка звука [Ш]

 

Цель: постановка звука [Ш]

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- Учить правильно произносить звук [ш] с механической по­мощью и по подражанию.

- Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки, лягушонок, уж, Доктор Айболит, зонды, шпатели, профиль артикуляции звука [ш].

 

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Пальчиковая гимнастика – Посмотри у нас сегодня в гостях веселый лягушонок, а это болото, в котором он живет. Давай поможем лягушонку перепрыгнуть с листика на листик. (Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками проворачивая кисть влево, вправо)

Прыг, скок, прыг, скок,

Я с листочка на листок,

Я – веселая лягушка,

Ваша милая подружка.

2. Артикуляционная гимнастика. 

Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью.  По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик»  Конечно Квак  пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье».  Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал.

3. Постановка звука механическим способом.

Вариант 1. Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [Ш].

Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш – Ш – Ш –Ш – Ш

Вариант 2. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язы­чок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).

4. Уточнение артикуляции.

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта ?

 

Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1-2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

5. Упражнение  «Чудесная поляна» На столе лежат предметные картинки, ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те, в названии которого есть звук [Ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносит звук [Ш].

Шар, зонт, мышка, жук,  кошка, сумка, машина.

6. Упражнение «Найди звук». Наш уж очень любит прятаться. Вот и сейчас он пошипел и спряталася. Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!»

Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д.

7. Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка.

 

Автоматизация звука [Ш]

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- автоматизация звука [Ш] в слогах.

- продолжать учить выделять звук [Ш] из ряда звуков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

- анализ и синтез слогов.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки, ,

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

2. Артикуляционная гимнастика. 

Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3—4 раза), затем «Колечко» (повто­рить 3—4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены.

А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3—4 раза). После этого подуй на язычок.

Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть боль­шая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2—3 раза). А сей­час подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3—4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3—4 раза).

3.Упражнение «Гость».

А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произне­су слово, а ты слушай внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина. Какой звук пришел к нам в гости?

- Правильно, звук [Ш].

При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание.

4.Игровое упражнение «Пальчики шагают по столу»:

ша-ша, ша-ша;

ша-ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша;

ши-ши, ши-ши.

5.Упражнение «Мышата шушукаются».

Произнесение слоговых сочетаний ыши-ыши-ыши, аша-аша-аша, уша-уша-уша, иши-иши-иши, ошо-ошо-ошо, ашу-ашу-ашу, оши-иши-аши от имени мышат (с включением мимических упражнений).

6.Игровое упражнение «Разговор мартышек».

Запоминание и воспроизведение слогового ряда с включением мимических упражнений.

—Шма-шмо. (грустно)

—Шма-шмо-шму. (с огорчением)

—Шма-шмо-шму-шмы? (вопросительно)

—Шна-шно. (обиженно)

—Шна-шно-шну. (одобрительно)

—Шна-шно-шну-шны! (радостно)

7.Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка

 

Автоматизация звука [Ш]

 

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.

- продолжать учить выделять звук [Ш] из ряда звуков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

- развитие грамматического строя речи;

- анализ и синтез слогов.

- развивающая работа над голосом;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Хочешь узнать, какую историю приготовил для тебя сегодня Язычок? Тогда слушай и помогай мне расска­зывать.

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

2.Артикуляционная гимнастика.

Решил Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку, и Язычок тоже (упражнение «Забор» ). Дети занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч (упражне­ние для губ «Колечко» ). Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже отдыхает (упражнение «Лопата»). Дети прогнули свои спинки, и Язычок тоже (упражнение «Чашечка»). Дети стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже (упражне­ние на воздушную струю «Фокус» ). Закончилась зарядка, дети ровненько встали, и Язычок тоже (упражнение «Парус» ).

Закрываются двери спортивного зала (показывает дви­жение ладонями): ш-ш-ш. Дети побежали одеваться. А вслед за ними ветерок летит, подгоняет: ш-ш-ш (сначала тихо, затем громко).

3.Пальчиковая гимнастика.

 

4.Игра «Разговор мышки с мышонком».

Произнесение слогов со сменой интонации:

ши-ши-ши, ши-ши-ши, ши-иш-ши;

ша-иш-шо-шу; ши-ша-шо-шу.

5.Анализ и синтез слогов

— Повтори слоги ша-ши-шо. Послушай еще раз. Ша-ши. Какой слог исчез из ряда? (Шо.) Шо-шу-ши-ша. Шо-шу-ши? (Ша.)

— Послушай и повтори слоги иш-иш-иш. Какой новый слог появился? Иш-иш-аш.

— Давай «подружим» два звука - гласный [а] и согласный [ш]. Какой слог получится, если первым станет звук [а], а рядом с ним - [ш].

6. Игра «Речевое лото».

Отбор картинок, в названиях которых есть звук [ш], из ряда других. Педагог называет слова, а ребенок находит картинки со звуком [ш].

7.Упражнение «Спрячь слоги в ладошки».

Раздели на слоги слова шар, шапка, вешалка, шампиньоны.

8.Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка

Автоматизация звука [Ш]

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях.

- продолжать учить выделять звук [Ш] из ряда звуков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки,

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

2.Артикуляционная гимнастика.

Сейчас я расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистил зубки  (Упражнение «Почистим зубки»)
Причесался. (Упражнение «Расческа») Видит зайчик на качелях катается (Упражнение «Качели»)
Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!” Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит. (Упражнение «Бублик»)
Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал и кричал всем: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и покатился с горки. (Упражнение «Горка»)
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал.

3.Пальчиковая гимнастика.

 

4.Упражнение «Шалун»

– Наш гость Мыша очень страшный шалун. Залезает Мыша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф. Как шуршал Мыша? (шур – шур – шур)

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давай произнесем его.

5.Повтори чистоговорку:

Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша.

Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок.

Ши-ши-ши – есть у Мышонка карандаши.

Шо-шо-шо – он рисует хорошо.

6. Подскажи нужное слово.

Прыгун прыгает с ... (шестом).

Поезд ведет ... (машинист).

Дырку можно проколоть ... (шилом).

Любуемся ... (кувшинкой, ландышами).

Молоко нальем в ... (кувшин).

Воду наливаем ... (ковшиком).

Шофер управляет ... (машиной).

7. Скажи ласково

Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, рубашка - рубашечка, шишка - шишечка, шапка - шапочка, мышь - мышка, шар - шарик, катушка - катушечка.

8. Дополни слово.

Шерстяной ..., шерстяная ..., шерстяное ..., шерстяные..., пушистый ..., пушистая ..., пушистое ..., пушистые ..., большой ..., душистый ..., широкий ..., хороший ....

9.Итог занятия.

Положительная оценка деятельность ребенка

Автоматизация звука [Ш]

Цель: автоматизация звука [Ш] в предложениях и связной речи..

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

- продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.

- автоматизация звука [Ш] в предложениях и связной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать тонкие движения пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

 

Оборудование: зеркало, предметные картинки,

 

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

К нам в гости пришла мышка. В домике за высоким забором живет мышка.

2.Артикуляционная гимнастика.

Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на кры­лечко (упражнение «Лопата» ). Ветерок дует на мышку. При­шлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Одея­ло»). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну ча­шечку чая (упражнение «Чашечка»), другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»).

 

 

3.«Расскажи о Мышке»

Скажи о Мышке. Мышка, ты глазами ... (смотришь, моргаешь, глядишь); ушами ...(слушаешь); ногами ... (идешь, ходишь, бегаешь, шагаешь) руками ... (ловишь, бросаешь, машешь, делаешь); дверь ... (открываешь, закрываешь); мячик ... (ловишь);с куклой ... (играешь); карандашом ... (рисуешь); на машине ... (едешь); в самолете ...(летишь).

Представь, что мама послала Мышку в магазин. Мы будем угадывать, что она делает, и говорить ей об этом. Ты в магазин ... (заходишь), продукты ... (выбираешь),деньги ... (платишь), продукты в сумку ... (кладешь), домой ... (приносишь), из сумки ...(выкладываешь), в холодильник ... (кладешь).

4.Составь предложения по картинкам.

Тетя Даша шьет рубашку. Бабушка штопает Мишины штанишки. Дядя Паша пашет пашню. Маша надевает Мишке рубашку и штанишки. У машины резиновые шины.

5.Пальчиковая гимнастика.

6.Дополни предложение.

У зайчишки длинные ... (ушки). Вот сидит лягушка, зелененькое ... (брюшко).Малыши шагают в ... (школу). Хорош пирожок, внутри ... (творожок). Грибы в кадушке, дедушка в ... (избушке).

7.Составь связный рассказ по картине «Лес»

8. «Теремок».

Сочини свою сказку про теремок. Используй слова лягушка-квакушка, мышка-норушка, петушок - золотой гребешок, зайчишка-трусишка.


 

Конспекты занятий Подготовительный этап

Конспекты занятий Подготовительный этап

Улыбка». -Покажем, какие мы веселые и радостные

Улыбка». -Покажем, какие мы веселые и радостные

Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку

Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку

Послушай, как рычит злая собака: рррррр

Послушай, как рычит злая собака: рррррр

Коррекционно-воспитательные: - формировать положительные установки на участие в занятии; - воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости

Коррекционно-воспитательные: - формировать положительные установки на участие в занятии; - воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости

Артикуляционная гимнастика. «Улыбка –

Артикуляционная гимнастика. «Улыбка –

Очень цокать нам приятно.

Очень цокать нам приятно.

В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные двидения из стороны в сторону

В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные двидения из стороны в сторону

Коррекционно-развивающие: - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; - развивать логическое мышление, внимание; - развивать тонкие движения пальцев рук; - анализ и синтез слогов

Коррекционно-развивающие: - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; - развивать логическое мышление, внимание; - развивать тонкие движения пальцев рук; - анализ и синтез слогов

Мур-р-р-р.)Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом

Мур-р-р-р.)Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом

Какой первый звук в слоге ра? Назови второй звук

Какой первый звук в слоге ра? Назови второй звук

Организационный момент. 2

Организационный момент. 2

Назови пропущенный слог. Во...та (ро), во

Назови пропущенный слог. Во...та (ро), во

Р] в слогах, словах и словосочетаниях

Р] в слогах, словах и словосочетаниях

Послушай, а потом повтори слова

Послушай, а потом повтори слова

Розовую ромашку, куртку. Розовые рубашки

Розовую ромашку, куртку. Розовые рубашки

Тигры громко рычали. У верблюда горб

Тигры громко рычали. У верблюда горб

Поднимаемся на гору, спускаемся с горы»

Поднимаемся на гору, спускаемся с горы»

Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот

Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот

Постановка звука [Ш] Цель: постановка звука [Ш]

Постановка звука [Ш] Цель: постановка звука [Ш]

Я с листочка на листок, Я – веселая лягушка,

Я с листочка на листок, Я – веселая лягушка,

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся губы?

Коррекционно-обучающие: - закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений

Коррекционно-обучающие: - закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений

Следующее упражнение «Чашечка»

Следующее упражнение «Чашечка»

Положительная оценка деятельность ребенка

Положительная оценка деятельность ребенка

Утром делают зарядку. Язычок наш хочет тоже

Утром делают зарядку. Язычок наш хочет тоже

Отбор картинок, в названиях которых есть звук [ш], из ряда других

Отбор картинок, в названиях которых есть звук [ш], из ряда других

Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить

Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить

Подскажи нужное слово. Прыгун прыгает с

Подскажи нужное слово. Прыгун прыгает с

Коррекционно-воспитательные: - формировать положительные установки на участие в занятии; - воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости

Коррекционно-воспитательные: - формировать положительные установки на участие в занятии; - воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости

Составь предложения по картинкам

Составь предложения по картинкам
Скачать файл