Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе детского сада

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму. Материал. Картинки с изображением лисы.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции  сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные  средства, выразительно передавать диалоги персонажей; Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным,  обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным  признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с  различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова,  сходные по звучанию и ритму. Материал. Картинки с изображением лисы. Ход занятия Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый — это про кого  загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете  взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого  еще... у кого­то лиса красивая, а у кого­то еще...» Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы: — О чем рассказывается в этой сказке? — Как она начинается? заканчивается? — Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще  изображена лиса? — А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой? — Какие слова и выражения вам больше всего понравились? — Послушайте сказку еще раз,— предлагает воспитатель,— потом вы будете ее  рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте. Заслушиваются 3—4 пересказа. Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»). Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это  сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в  диалоге, использование образных слов и выражений из текста. Воспитатель обращается к детям: — Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем,  какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный,  невнимательный и т. п.) — Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.) — Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о  человеке? — Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.) — Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...) — А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка...) — Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный — это река или  ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка? Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания,  правильно согласовывали прилагательные с существительными. Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни,  лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно,  тихо, шепотом. 1Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На  лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все  повторяют громко, тихо, шепотом. Занятие № 2     Рассказывание по картине «В школу» Задачи. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине,  используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация,  развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным; словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа»,  «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно  слова для обозначения явления; грамматика: учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в  дифференциации звуков с и ш; Развивать интонационную выразительность речи: учить  придавать высказыванию оттенки вопроса, радости. Материал. Картина «В школу». Ход занятия Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задает вопросы: — Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему? — Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад? — Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники,  первоклассники.) — Что находится у школьников в портфелях? (Пенал, тетради, учебники...) Как можно  назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.) — В какое время года дети начинают учиться? — Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад,  сбор урожая, отлет птиц и др.) — Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами  можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами,  дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?  (Поздняя, хмурая, пасмурная.) — Послушайте слова — учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов­ родственников общая? А у словашкола есть родственные слова? (Школьник, школьный,  школьница.) Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предварительно воспитатель  поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли  к школе, а затем — о том, что вы видите на картине». Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек). Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть  таким: «В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с  вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся  опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу...» Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит,  чтобы рассказ получился законченным. Воспитатель дает задание: «Скажите предложение Я пойду в школу так, чтобы было  хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А  сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете». Занятие 3 2Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из  личного опыта Задачи. Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно  и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта; грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения  прилагательных и наречий; словарь: учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую  воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. Ход занятия Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задает вопросы: — О чем говорится в этом рассказе? — Чем Мите понравилась зима? — Что ему понравилось весной? — Что запомнилось Мите летом? — Какими словами мальчик сказал об осени? — Почему рассказ называется «Четыре желания»? Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном  времени года (рассказ следует повторить дважды). Далее воспитатель предлагает новое задание: «Какое время года вам нравится и почему?  Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного  опыта). (Рассказов должно быть не менее четырех.) «Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,— говорит воспитатель. — Лето было хорошее, а осень — лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а  лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более  зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно». Далее дети  самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более  чистый), высокий (выше, более высокий), стройный (стройнее, более стройный), весело  (веселее, более веселый), теплый (теплее, более теплый), сильный (сильнее, более  сильный) и др. В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения  можно образовать по­разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный. «В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по­другому?» —спрашивает  воспитатель. (Наступила.) Затем называет другие предложения и словосочетания:  набегался вволю (вдоволь), нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п. Далее дети упражняются в подборе антонимов. «Если я скажу слово большой, то какое  слово будет противоположным по смыслу?» — спрашивает  воспитатель (маленький). Затем дает еще ряд слов: хороший (плохой), холодный  (теплый), идти (стоять), говорить (молчать) и др. — Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла... (тепло, цветы,  траву и т. п.) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом. Занятие 4           Коллективное рассказывание Задачи. Связная речь: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в  согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова; словарь: упражнять в подборе определений к заданным словам. Материал: картинка с зайцем (зайцами). Ход занятия Воспитатель помещает на стенд картинку с зайцем. Задает вопросы: — Как можно сказать про зайца, какой он? (Пугливый, трусливый, серый...) 3— Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? (белая, пушистая,  мягкая.) — Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (Веселое, хорошее, бодрое, грустное.) Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с  существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает  прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует  добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки. Воспитатель задает вопросы: — Как называется детеныш зайца? (Зайчонок.) А как можно сказать по­другому? (Заинька, заюшка,  зайчишка.) — Если дети затрудняются ответить на второй вопрос, подсказывает: «Как можно назвать  зайчонка ласково?» — Как называются детеныши зайца? (Зайчата.) А как сказать по­другому? (Заиньки, зайчата, заюшки.) — Какие бывают зайчата? (Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.) Не следует добиваться, чтобы дети называли много слов. Главное — ответ должен быть правильным.  Например, ребенок отвечает: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает:  «А как это можно сказать одним словом?» Если нужно, приходит на помощь: «Длинноухий». (Быстрые ноги  — быстроногий, косые глаза — косоглазый и т. п.) Воспитатель задает еще ряд вопросов: — Где живут зайцы? (В лесу.) — Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек.) — Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (Лесная.) — Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (Лесник, лесничий.) — Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.) Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали,—  обобщает воспитатель,— лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится  одинаковая часть —лес, и все они по смыслу как­то связаны с лесом. — Какие слова можно образовать от слова река! (Реченька, речка, речной.) — Как можно сказать о маленькой реке? (Речка.) — Как можно сказать о реке ласково? (Реченька.) — Как называется песок на реке? (Речной.) Воспитатель предлагает: «А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил из леса письмо. Он очень  обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать.  Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно и в тех местах, где строчки размыты,  подсказывайте, что там могло быть написано». (Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным  словом, на котором обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы...» — «чтобы  покататься».) Примерный текст письма: «Здравствуй, Тепа. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим  братом. Как­то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы... Мы сели в лодку и  поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые... Мы начали кричать так громко,  что... На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы... Мы быстро  высохли и согрелись, потому что пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько...  Скоро мы будем дома». Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Сообща отбираются наиболее  подходящие и правильные варианты. В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям  воспитатель предлагает пересказать письмо. Занятие 5 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 3адачи. Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; словарь: упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение  звуков з и ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими  звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Задает вопросы: — О чем рассказывает автор в этом произведении? Ход занятия 4— Что вас заинтересовало в рассказе? Какие моменты вам понравились? — Какими автор показал медвежат? — Какие выражения и слова вам больше всего запомнились и понравились? Повторное чтение рассказа. Далее организуется пересказ Воспитатель предлагает одному из детей выбрать себе второго рассказчика и договориться с ним, кто будет пересказывать первую часть, а кто — вторую. Остальных детей просит  внимательно слушать рассказчиков (для последующей оценки). Заслушиваются четыре  пересказа. Воспитатель обращается к детям: «Вот выкупались медвежата и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый  медвежонок подвижный, веселый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует — медом  запахло. Обрадовался, слез с дерева — и к маме! Какой был медвежонок, как можно  сказать про него? (Веселый.) Подберите к слову веселый слова, близкие по смыслу  (радостный, оживленный...). — А если он был веселый, то он к маме не просто пошел, а... побежал, понесся, полетел,  помчался сломя голову... — Другой медвежонок тоже любил играть. Но уж очень он был медлительный. И вечно с  ним что­нибудь случалось. Только он подошел к дереву, как его ужалила пчела. Совсем  ему плохо стало. И он тоже пошел к маме. Какой был второй медвежонок? Подберите к  слову веселый слова, противоположные по смыслу (грустный, скучный, печальный...). — А если он был грустный, то он, наверное, к маме не просто пошел, а... поплелся,  побрел...». Воспитатель выделяет голосом в слове медвежонок звук ж и спрашивает, какой звук был  выделен. — В названиях каких животных еще есть звук з,с? (Журавль, жук, жаба...) — В названиях каких животных есть звук з или з? (Заяц, змея, зебра, козел...) Дети называют слова и говорят, какой звук з — твердый или мягкий. Затем воспитатель произносит скороговорку: «Лежит ежик у елки, у ежа иголки». Часть детей повторяют скороговорку быстро, несколько человек — в умеренном темпе; те, кто еще недостаточно отчетливо произносят звук ж,— в слегка замедленном темпе. Занятие 6 Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные» Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по одной из картин,  придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание  рассказа, правильность построения предложений; грамматика и словарь: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, учить образовывать относительные прилагательные;  упражнять в подборе определений; развивать умение сравнивать; звуковая культура речи: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса. Материал. Картины из серии «Домашние животные»; «Лошадь с жеребенком»,  «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком». Ход занятия Воспитатель выставляет на стенде четыре картины. Предлагает дать название каждой  картине. Дети придумывают названия ­и сообща отбирают наиболее удачные. — Вспомни, как называются детеныши животных. У лошади... жеребенок. Много...  жеребят. У коровы... теленок. Много... телят. У свиньи... У козы... — Как можно назвать этих животных одним словом? Они дикие или ...? (Домашние.) Каких еще домашних животных вы знаете? (Кошка, собака.) 5— Как называют детеныша собаки? (Щенок.) Один — щенок. Несколько, много... (Щенков, щенят.) Воспитатель объясняет, что одинаково правильно сказать: щенки, много щенков и щенята, много щенят. — Если у теленка длинные ноги, то как можно назвать его одним словом? (Длинноногий.)  Если у него большие глаза, он... большеглазый. — Скажите, какая лошадь и какой жеребенок? Сравните их. (Лошадь большая, жеребенок  маленький. Корова рогатая, теленок безрогий.) Воспитатель дает задание составить рассказ по одной из картин. Дети не только  рассказывают о том, что нарисовано, но и придумывают предшествовавшие и последующие  события. Пока ребенок рассказывает, остальные внимательно следят за развитием сюжета,  правильным его построением. Затем организуется группа из четырех человек. Каждый выбирает себе картину, о которой  будет рассказывать. Составляется общий рассказ по четырем картинам. Остальные дети  оценивают рассказ и придумывают ему название. Воспитатель предлагает детям вместе сочинять рифмовку. Говорит первую строчку, а дети придумывают вторую. — Жеребенок, где гулял? (Я по улице скакал.) — Ты, теленок, где гулял? (Я за мамою бежал.) — Эй, козленок, где ты был? (Из ведра водичку пил.) Дети выбирают любые  понравившиеся им двустишия и повторяют их медленно и быстро, громко и шепотом. Занятие 7 Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду» Задачи. Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа по плану,  предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет; грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа  множественного числа существительных; упражнять в словообразовании; звуковая культура речи: упражнять в дифференциации звуков ц и ч; отрабатывать  отчетливую дикцию. Материал. Картинки: заяц, волк, белка, кролик, галка. Ход занятия Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришла новая девочка Таня. Она ничего не знала о том, что надо делать, как себя вести. Стала Таня собираться на прогулку. Какие вещи  надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы...) — А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз,  ботинок...) — Таня была еще маленькая и не очень хорошо знача, куда что надо класть. Давайте ей  поможем. — Хлеб кладут... в хлебницу, сахар... в сахарницу, конфеты... в конфетницу, мыло... в  мыльницу, салфетки... в салфетницу, яйцо... в подставку для яиц, масло... в масленку, соль  насыпают... в солонку. — Потом Тане показали картинки с изображениями зверей, но она не очень хорошо знала,  как называют их детенышей. Давайте все вместе поможем ей правильно назвать малышей.  Кто у яйца? (Зайчата.) У волка? (Волчата.) У кролика? (Крольчата.) У белки? (Бельчата.)  У галки? (Галчата.) — Давайте придумывать рассказ «Первый день Тани в детском саду». Сначала расскажите, как маленькая девочка Таня узнала, что будет ходить в детский сад, потом — как она  пришла в детский сад, что нового и интересного она там увидела, какое у |нее настроение,  чем закончился ее первый день». 6Если задача составить рассказ оказывается для детей трудной, воспитатель начинает сам:  описывает настроение девочки, внешний вид групповой комнаты. После двух­трех  рассказов дается оценка. Воспитатель следит, чтобы, анализируя рассказы, дети правильно  строили предложения, отмечали интересное содержание. Затем составляется коллективный рассказ: несколько детей I по очереди рассказывают  каждый свою часть, предварительно договорившись, кто начнет, кто продолжит и т. д. В случае необходимости воспитатель дает план рассказа. Воспитатель предлагает детям  повторить скороговорку: «Села Таня за стол и уронила блюдце». Давайте все вместе  скажем: «Очень часто бьются у Танечки блюдца». Скажем так, чтобы четко слышался  каждый звук». Примечание. Упражняя детей в образовании формы родительного падежа  существительных, следует добиваться, чтобы ребенок называл каждое слово в  именительном падеже и неоднократно повторял в косвенном падеже. В упражнениях на  словообразование простые, легкие для них формы дети сразу называют сами, а сложные —  сначала воспитатель. Занятие 8 Рассказывание на заданную тему Задачи. Связная речь: учить составлять короткий рассказ па заданную тему, звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков с и ш, научить детей  дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчетливо и внятно с различной громкостью и  скоростью произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками, правильно использовать вопросительную  и утвердительную интонации. Материал. Парные предметные картинки на звуки с, ш, игрушки; картина «Луга и Луга» (пособие  «Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова). Xод занятия Воспитатель показывает детям игрушки (собака, слон, лиса, кошка, мышка, лошадки и др.) и предлагает  быстро ответить, в названиях каких животных есть звук сив названиях каких есть звук ш (т. е. ребенок  должен выделить из слов эти звуки и произнести их протяжно). Затем воспитатель раздает детям парные картинки: санки — шапка, шуба — самолет, шашки — сапоги, стол  — душ, кошка —лиса, собака —лягушка и др. (одни и те же картинки могут повторяться у разных детей; не  следует давать слова со звуком с' например, синичка и др.). Предлагает перевернуть обратной стороной вверх картинки, в названиях которых есть с. Проходит по рядам и проверяет правильность выполнения задания.  Нескольких детей спрашивает, какие картинки они не перевернули, оставили открытыми, и просит назвать  предметы, которые там изображены. Затем просит поднять руки тех, у кого названия картинок начинаются со звука ш. Дети по очереди называют картинки (шапка, шашки, шуба и др.). Остальные внимательно слушают,  исправляют ошибки товарищей. Далее педагог предлагает сначала поднять руки тем детям, у которых есть картинки со звуком ш в середине  слова, а потом тем, у кого картинки со звуком ш в конце слова. То же с картинками на звук с.  (Предварительно воспитатель предлагает перевернуть лицом вниз картинки со звуком ш и оставить  открытыми картинки со звуком с.) Воспитатель говорит загадки. Дети должны, не называя вслух отгадки, сказать, какой звук в этом слове — с  или ш. Рыжая, с пушистым хвостом. Живет в лесу под кустом. (Лиса.) Стоят в поле сестрички: Желтый глазок. Белые реснички, (Ромашки.) Маленькая, серенькая Под полом живет, По ночам скребет. (Мышка.) Пыль увижу — заворчу, Заворчу и проглочу. (Пылесос.) 7Воспитатель помогает детям заучить пословицу «Кошке смех, а мышке слезы», объяснив предварительно ее  смысл. Просит выделить слова со звуками с и ш. Далее дети выполняют задание придумать короткий рассказ на тему «Кошке смех, а мышке слезы». Воспитатель предлагает послушать рассказ про двух зайчат г и помочь ему найти нужные слова.  Рассказывает: «Однажды утром зайчата Луга и Луга вышли из дома. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Луга взял с собой то, что имеет в названии  звук о (ведро), а Луга взял с собой то, что имеет в названии звук у (удочка), — Зайчата шли­шли и вышли на тропинку. Видят, из­под кустов кто­то выползает, а название его короткое,  звуков в нем мало, и среди них есть звук у. Кто же это? (Уж.) Поздоровались зайцы с ужом, пошли дальше.  Вскоре вышли к речке и стали рыбу удить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук с  (сом), затем стала попадаться рыба помельче, в ее названии слышится звук щ. Кто отгадал? (Лещ, щука...) — Дома зайчиха­мама и заяц­папа накормили малышей вкусным обедом. В названиях блюд слышались  звуки с, щ. Какие это были блюда? А потом малыши получили игрушки: Луге досталась игрушка, в названии  которой есть звук к. Что это за игрушка, дети? (Кукла.) А Луга получил игрушку со звуком ш в названии.  Что это за игрушка?» (Машина.) — А сейчас расскажите про зайчат, как они собирались на прогулку, кого встретили, как отдыхали дома,—  говорит воспитатель. Дети могут рассказать, объединяясь по трое. Занятие 9 Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца» Задачи. Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать  внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; грамматика: учить подбирать однокоренные слова; словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова;  учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов; звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса. Ход занятия Воспитатель загадывает загадки: Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы, Уши больше головы? Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки — ни одной. (Н. Артюхова.) Дети отгадывают, что это заяц и еж. Воспитатель спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем  они ему, какие еще бывают иголки. — Где живут еж и заяц? (В лесу.) — Какие слова можно образовать от слова лес ? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.) При  затруднении воспитатель задает наводящие вопросы: — Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная.) — Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.) — Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.) — А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали. — Еж был смелый, а заяц — какой? (Трусливый.) Сейчас слу­| шайте внимательно, задание будет  трудным. — Заяц трусливый. А как сказать про него по­другому? Подберите слова, по смыслу близкие к  слову трусливый (боязливый, пугливый...). — Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный...). Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, | воспитатель спрашивает: «Похожи ли  по смыслу слова:трусливый, боязливый, пугливый?Да, похожи. Можно сказать, что  заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова­друзья». 8— Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло  случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой,  интересной и законченной. (Следует спросить не менее пяти детей — они могут рассказывать группами.) После двух­трех  рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему. А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в  нем слова, противоположные по смыслу. Скажу я слово высоко, А ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь... (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты... (храбрец). Теперь начало я скажу — Ну, отвечай... (конец). — Давайте все вместе скажем стихотворение еще раз,— предлагает воспитатель. Занятие 10 Придумывание сказки на тему «День рождения зайца» Задачи. Связная речь: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать  занимательность сюжета, средства выразительности; грамматика: упражнять в образовании формы винительного падежа  множественного числа существительных; звуковая культура речи: упражнять в отчетливом произнесении потешек, в  различении ритма, темпа речи и силы голоса. Ход занятия Воспитатель обращается к детям: — В прошлый раз вы придумали интересную сказку о ежике и зайце. Вчера у зайца был  день рождения. На дне рождения у зайца лесные звери играли, танцевали, отгадывали  загадки о том, что они видели в лесу, в поле. Ежик загадал такую загадку: «Я видел много  ромашек, васильков, колокольчиков. Где я был?» (В поле.) — Каждый из вас может на себя взять роль любого животного. Подумайте, что вы  принесете в подарок зайцу и какие загадки ему и его гостям загадаете о том, что вы  видели, чего не видели, чего видели много. А заяц и остальные звери будут отгадывать. При выполнении детьми упражнения воспитатель подсказывает, что и кого они могут  назвать, и формирует навык употребления правильных окончаний у одушевленных и  неодушевленных существительных в винительном падеже. Воспитатель дает новое задание: «Сейчас вы будете придумывать сказку на тему «День  рождения зайца». Сначаларасскажите, кто собирался в гости к зайцу, что каждый из зверей собирался подарить зайцу. Потом расскажите, как звери поздравляли зайца, как они  праздновали день рождения, как играли, загадывали загадки. Сказка должна быть  интересной, короткой и законченной». В придумывании сказки участвует несколько человек. Предварительно они  договариваются, о чем и в какой последовательности будут рассказывать. Перед тем как  дети начнут рассказывать, воспитатель говорит, что лучшие (по оценке детей) сказки будут записаны в альбом. Воспитатель предлагает детям договаривать за ним строчки потешки в том же ритме  (выстукивает ритм). Подготовительная к школе группа 315 Зайчик­зайчик, как гулял?.. Ежик­ежик, с кем плясал?.. Эй, зверята, где вы были?.. Ты,  лисичка, где гуляла?.. Медвежонок, где ты был?.. 9Затем дети повторяют потешку, которая им больше всего понравилась, медленно и быстро, громко и шепотом. Воспитатель читает скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот  белка не бела, белой даже не была». Вызывает нескольких детей и просит произнести  скороговорку так, чтобы был отчетливо слышен каждый звук. Затем скороговорка  произносится медленно, умеренно и быстро. Занятие 11               Сравнение и описание предметов Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы; словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к  прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. Материал. Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы. Ход занятия Воспитатель предлагает: «Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это предметы. Как мы отличаем  один предмет от другого?» Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные признаки и обобщает их  наблюдения (буфет и шкаф отличаются по величине: один высокий, другой ниже, один шире другого и т. п.).  Продолжает: — Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и еще по тому, из какого  материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти предметы? (Из дерева.) Как одним словом можно сказать, какие это предметы? (Деревянные.) Назовите, какие предметы делают из дерева? Далее воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы и задает  аналогичные вопросы. — А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста.  Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы сможем их различить? (По именам.) — Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, по названиям. Вот этот предмет как  называется? (Мяч.) Что означает слово мяч?(Это игрушка; она круглая...) Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»: Ложка — это ложка. Ложкой суп едят. Кошка — это кошка. У кошки семь котят. А я придумал слово, Смешное слово — плим. Я повторяю снова — Плим, плим, плим... Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка. Оделся и пошел. Вот прыгает и скачет Плим, плим,плим, И ничего не значит Плим, плим, плим. — Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим». — На прошлом занятии вы придумывали сказку «Как ежик выручил зайца». Вспомните, какой был ежик.  (Смелый.) Да, смелый, А теперь подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный). — А какой был заяц? (Трусливый.) Подберите к слову трусливый слова, близкие, похожие по  смыслу (боязливый, пугливый). Да, правильно, слова трусливый, пугливый близкие по смыслу. — А теперь придумайте рассказ, в котором будут встречаться слова, противоположные по смыслу. Если  один мальчик всего боялся, а другой... Дети составляют рассказ, придумывают ему название, дают оценку. — Когда я была в другом детском саду, я записала, как говорят дети. Вы будете моими помощниками. Если  дети неправильно говорили, вы поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко­громко люблю»; «Папа, иди шепотом». После каждого предложения воспитатель задает вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать правильно?»  Если кто и то отвечает неправильно, он обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто  исправит?» 10— Вот видите, когда не думаешь, какое слово сказать, берешь совсем не подходящее по смыслу, и  получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подыскивать нужные слова в стихотворении Е. Серовой «Подскажи словечко». Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает: Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть­чуть,— Подскажи словечко. От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит (тень). Говорю я брату: — Ох! С неба сыплется горох! Вот чудак,— смеется брат,— Твой горох ведь это (град). Занятие 12 Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» Задачи. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине,  соблюдая последовательность, точность и выразительность; словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; упражнять в словообразовании; звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи;  упражнять в изменении силы голоса. Материал. Картина «Лиса с лисятами». Ход занятия На стенде картина «Лиса с лисятами». Воспитатель обращается к детям: — Посмотрите внимательно на эту картину и скажите, как ее можно назвать. (Из всех  предложенных детьми вариантов выбирается наиболее подходящий.) — Посмотрите на лису и скажите, какая она. (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая...) — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она делает? — Какими словами можно назвать лису? Как ее называют в рассказах и сказках? (Лисичка,  лисонька, лисичка­сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.) — Все слова, которые мы сейчас вспомнили, вы можете использовать, когда будете  придумывать рассказ по этой картине. Подумайте, как вы назовете свой рассказ. (Можно  использовать те названия, которые дети дали в начале занятия.) Дети могут рассказывать группой из нескольких человек. После трех рассказов дается  оценка (что понравилось в содержании рассказа, какие интересные слова и выражения  использовали рассказчики, не было ли у них ошибок в изложении). Особое внимание  обращается на законченность рассказа. — Посмотрите еще раз на картину и скажите, какая шерсть у лисы. (Пушистая, теплая,  мягкая.) — Что еще может быть пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.) — Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.) — Что еще может быть теплым? (Шуба, кофта, ветер, погода.) — У лисы красивый длинный хвост. Как ее можно назвать одним словом? Какая она?  (Длиннохвостая.) — Мы говорим про лису: «хитрая лиса». А если она очень хитрая, то как  сказать про такую лису? (Хитрющая.) — Как можно ласково назвать лисенка? (Лисеночек.) — А всех лисят как назвать ласково? (Лисятки.) — Какую игру вы знаете про лису?  11(«Хитрая лиса».) — Как вы позовете лису? («Хитрая лиса, где ты?») — Скажите эти два  слова — «хитрая лиса» — так, чтобы мы поняли по вашему голосу, что лиса действительно хитрая. Дети произносят скороговорку: «Бежит лиса по шесточ­ку... Лизни, лиса, песочку» громко, умеренно, шепотом. Занятие 13 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Задачи. Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст, используя  авторские выразительные средства: грамматика: обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от  употребления разных суффиксов; словарь: упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по  смыслу. Ход занятия Воспитатель читает рассказ «Первая рыбка». Задает вопросы: — О чем говорится в этом рассказе? — Что вам особенно понравилось в нем? — Куда поехала Юрина семья? (Ловить рыбу.) Как иначе можно сказать об этом? (На  рыбалку, на рыбную ловлю.) (Если дети затрудняются, воспитатель отвечает сам.) — Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный  ершишка.) (Если дети называют не все слова, воспитатель зачитывает соответствующий  (текст.) — Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по­разному: то «большущий ершище»,  то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что  было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не  просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по­другому.  Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а  «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят  дети.) Воспитатель снова читает рассказ. Предварительно говорит: «Слушайте внимательно,  потому что потом вы будете пересказывать этот текст самостоятельно. Не забудьте тогда  слова, которые использовал автор». После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей  рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения. — В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по­другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький). — Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький? — Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по­ другому. Подберите к слову большущий слова, близкие по смыслу (огромный, громадный). — Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что  нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать? — Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?.. А что бывает  большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным  согласованием прилагательных с существительными.) Занятие 14 Рассказывание по картине «Вот так покатался!» Задачи. Связная речь: учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга;  использовать для описания зимы образные слова и выражения; словарь: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; упражнять в подборе  определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова; 12звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении звуков с, с', з,  з', дифференцировании их на слух, в подборе слов с этими звуками, учить изменять силу голоса, темп речи. Материал. Картины «Вот так покатался!», «Саша и снеговик» («Звучащее слово», автор Г. А.  Тумакова). Воспитатель выставляет на стенд картину «Вот так покатался!». Задает вопросы: Ход занятия — Как вы думаете, что случилось? — Почему упал мальчик? — Почему смеются дети? — Как можно догадаться, что это произошло зимой? — Как можно сказать про зиму? Какая она? Воспитатель предлагает: — Придумайте рассказ про то, что изображено на картине. Расскажите, когда это было, почему так  произошло, кто все это увидел и чем все закончилось. Рассказ должен быть интересным, коротким и  законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать, какая зима, какое у детей настроение. Не  повторяйте рассказы друг друга. Дети рассказывают. — Вы придумали интересные рассказы. А теперь скажите, что бывает только зимой. Чем отличается зима от  других времен года?.. Когда рассказывала Лена, я услышала такое предложение: «Собака побежала за  кошкой». Как можно сказать по другому? Вместо слова побежаласкажите другие (помчалась, погналась...). — А в рассказе Олега было выражение «Снег идет». Давайте попробуем сказать по­другому (снег падает,  летит, ложится, кружится; снегопад). — Я скажу: машина идет. Как сказать по­другому? (Машина едет, катится.) Далее воспитатель предлагает детям придумать загадки (подбор определений к существительным), например: «Морозная, снежная — что это?» Затем воспитатель загадывает загадки (2—3) на тему зимы. Скатерть бела, весь мир одела (снег). Воспитатель может заменить эту картину любой другой на аналогичный сюжет о зимних играх детей. Старик у ворот тепло уволок (мороз). Сам не бежит и стоять не велит (мороз). Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет (сосулька). Проводится упражнение «Кто больше назовет «зимних» слов со звуками с, з (с', з')?». — Воспитатель предлагает рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная), например «Саша и  снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуком с (с'). Далее детям дается задание вспомнить слова со звуками с, с', обозначающие зимние предметы или явления,  которых на картине нет. Аналогичные задания даются на звуки з, з'. — Назовите слова, состоящие из двух слогов. В каких словах ударение падает на первый слог? (Сани, Саша.)  В каких — на второй? (Снегирь, совок.) Воспитатель произносит скороговорку: Сидел воробей на сосне. Заснул — и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне. Скороговорка повторяется четыре раза: вначале медленно, затем быстро, далее громко и, наконец, тихо.  Воспитатель следит за отчетливым произношением слов, за нужной громкостью и скоростью. Занятие 15              Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Задачи. Связная речь: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта;  рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; грамматика и словарь: учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и  признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования; звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков в и ф, умения  дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со  звуками в, ф. Материал. Игрушки: лисенок, щенок. Ход занятия 13На столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок и черный щенок. Воспитатель предлагает:  «Посмотрите, дети, какие симпатичные зверята. Расскажите, какие они. Какой лисенок? А какой щенок?» Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). Если дети  не выделяют этих качеств, следует задать наводящие вопросы: «Какого цвета лисенок? Как вы думаете,  какой лисенок — грустный или веселый? Что еще можно сказать о лисятах, какие они могут быть? (Все лисы  и лисята хитрые. И наш лисенок тоже хитрый.) А щенок какой? Хитрый? Можно пояснить: нет, он не хитрый; он добрый, ласковый, простоватый. Можно сказать, что он маленький и поэтому еще глупый». Если дети говорят, что лисенок оранжевый, нужно уточнить, что такая окраска называется рыжая — рыжий  щенок, рыжий котенок и лисенок тоже рыжий. — Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый. А как можно назвать маленького  глупого щенка? (Малыш, глупыш.) Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить  слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш — ласковое слово, а глупец — обидное, хотя они и похожи по  смыслу и по звучанию. — А как зовут наших новых друзей? — спрашивает воспитатель и указывает на игрушки.— Они написали  нам об этом на листочке. Здесь написано, что по цвету зверят легко догадаться, как их зовут. Подумаем, как  же их зовут? Если дети не догадываются назвать клички Рыжик и Черныш, воспитатель подсказывает: «Как можно назвать  лисенка, чтобы было понятно, что он не черный, не белый, а рыжий? Как можно назвать щенка, чтобы было  понятно, что он черный?» Если это не помогает, он произносит первый слог: «Ры...» (интонация  незавершенности подскажет детям, что нужно закончить слово). Воспитатель обращается к игрушкам: — Ну что, зверята, мы правильно угадали? Нет, не угадали? А я, кажется, догадалась. Лисенок такой ярко­ рыжий, как огонь. Его, наверное, зовут Огонек. Так ли это? А вот что написано (читает). Да, лисенка  действительно зовут Огонек. А теперь вы, наверное, догадаетесь, как зовут щенка. Ведь он черный, как уголь. Вова, как его зовут? Дети, вы согласны с тем, что сказал Вова? Давайте прочитаем записку. Оказывается,  щенка зовут Уголек. — Какие красивые клички у зверят: Огонек и Уголек. А мы думали, что Рыжик и Черныш. Что же, Огонек и  Уголек, посидите с нами на занятии и послушайте, что расскажут дети. Воспитатель просит всех вспомнить, какие у кого дома игрушки и какая самая любимая, и рассказать о них. — Послушайте и мой рассказ о том, какая любимая игрушка была у меня в детстве,— говорит педагог.  Рассказывает: — Когда а была маленькая, любимой игрушкой у мена был белый плюшевый зайка — длинноухий, с черными  блестящими глазками­пуговками и длинными усами. Зайка был белый­белый, как снежок. Играла я с ним  аккуратно, и всегда он был белоснежным. Играла я так: приводила в гости козлика, мишку, угощала их. Козлику и зайке давала капусту, морковь;  мишке — сахар. Бабушка связала для зайки серенькие варежки, и я часто гуляла с ним. Однажды пришла домой, вижу — нет  одной варежки. Очень я расстроилась, чуть не заплакала, но тут... кто­то позвонил в дверь. Открываю —  стоит мальчик Саша и протягивает крохотную варежку: «Это твой зайка потерял;, возьми». «Спасибо»,—  сказала я мальчику. Больше зайка не терял своих варежек. Детям предлагается дать оценку рассказу воспитателя (что больше всего понравилось, какими словами об  этом говорилось). Воспитатель задает вопросы: — Какие любимые игрушки есть у вас дома? — Как вы с ними играете? — Что интересного было в ваших играх? По этому плану дети составляют рассказы (5—6). Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается наиболее интересный. Воспитатель дает детям задание подобрать названия предметов со звуком в. Желательно, чтобы в упражнении приняло участие большинство детей. Особое внимание детей обращается на отчетливое произношение вв словах. Далее дети выполняют еще несколько заданий: — сказать, в названиях каких предметов имеется звук ф; — произнести скороговорку «Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня», четко выделяя  слова Фаня и Ваня. Составление описательного рассказа на тему «Моя картина» Занятие 16 14Задачи. Грамматика и словарь: активизировать в речи детей глаголы, учить  восстанавливать исходную форму, от которой образовано название действующего лица; дать  элементарные обобщенные представления о некоторых способах словообразования (образование  существительных от глаголов), упражнять в употреблении форм единственного и множественного  числа глагола хотеть, в образовании форм сослагательного наклонения глаголов. Ход занятия Воспитатель говорит: — В нашей стране все люди трудятся. Есть много разных интересных профессий. Какие профессии  вы знаете? — Сейчас я буду называть профессии, а вы — говорить, что люди делают. Воспитатель называет следующие профессии: пианист, скрипач, писатель, строитель, учитель,  машинист. — Как вы думаете, может ли писатель уметь играть на скрипке? А можно ли его назвать  скрипачом? (Нельзя, потому что это не его профессия.) Но в некоторых случаях можно сказать так: «Этот писатель хорошо играет на скрипке. Он мог бы стать талантливым скрипачом». — Подумайте и скажите, как называют писателя его дети. А когда он помогает друзьям, как его  можно назвать? Как его называют, когда он приходит в библиотеку читать книги? А когда он утром делает зарядку и бегает по парку, можно ли его назвать бегуном? А если писатель серьезно  занимается спортом, выступает в соревнованиях по бегу, можно ли его назвать бегуном? — Умеют ли писать ваши мамы и папы? А пианисты, строители, учителя? Кого из них можно  назвать писателем? Почему? Что обычно пишут люди? (Письма, открытки, записки.) А что пишут  писатели? (Литературные произведения: рассказы, сказки, повести, стихи.) Можно ли назвать  писателем строителя, который часто пишет письма своему товарищу? А если строитель пишет  книги о труде и людях труда, о строительстве новых городов? (Такого строителя по праву можно  назвать писателем. Многие писатели в прошлом были строителями, геологами — людьми разных  профессий.) Кого мы называем писателем, кто такой писатель? (Писатель — человек, который  создает, пишет книги.) — Кто­нибудь из вас хочет быть писателем? Саша, а кем хочешь быть ты? Спроси у своего соседа,  кем он хочет быть. Кем хотите быть вы, Аня и Лена? Как сказать о желании Ани и Лены быть  артистками? («Они хотят...) — Кто хочет быть летчиком? Как вы скажете о своем желании? Я хотела бы быть художником, а  вы, Саша и Ваня, хотите? Алы, Оля, хочешь? Как ты думаешь, твой друг хочет быть художником? — Вот что оказывается: я хочу быть художником, и Оля хочет, и ее друг Вася хочет, и Саша с  Ваней хотят быть художниками (окончания у глагола хотеть произносятся подчеркнуто). — Вы заметили, что когда мы разговаривали о наших планах, некоторые из вас ошибались,  неправильно изменяли сло­ во хотеть. А слово это изменяется очень просто: когда мы го­норим о желании одного человека и  о желании многих людей, то употребляем разные формы: я хочу, ты хочешь, он хочет, но  мы хотим, вы хотите, они хотят. — Я уже сказала вам, что хотела бы быть художником. Если бы я была художником, то нарисовала  бы, как зверята в сказочном лесу встречают Новый год. Эту картину я подарила бы Тане. А если бы вы были художниками, что вы нарисовали бы? Кому бы вы подарили свои картины? Ответы детей должны быть не длинными (из двух­трех предложений). Воспитатель следит за тем,  чтобы дети употребляли форму сослагательного наклонения (я бы нарисовал, я бы подарил). Если  нужно, поясняет: «Ведь мы еще не нарисовали, а только мечтаем об этом. Поэтому и надо  говорить: нарисовал бы, а не нарисовал или нарисую». Воспитатель предлагает: «Придумайте короткий рассказ на тему «Моя картина». Опишите нам,  какие деревья, цветы, предметы будут там нарисованы, чтобы мы хорошо представили себе вашу  картину». В конце занятия воспитатель говорит, что те, кто еще не успел рассказать, какую бы нарисовал  картину, смогут сделать это на прогулке. Пересказ сказки «У страха глаза велики» Занятие 17 15Задачи. Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без  пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; словарь и грамматика: учить детей объяснять значения слов; упражнять в образовании  слов с суффиксами оценки (уменьшительно­ласкательными и увеличительными), в подборе  синонимов и антонимов; учить замечать смысловые несоответствия. Ход занятия Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики». Задает вопросы: — Почему это произведение называется сказкой? — Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется? — О чем рассказывается в этой сказке? — Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра? — Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке? — Что вам больше всего понравилось в сказке? Повторное чтение сказки. Для пересказа можно вызвать шесть детей. Они сами распределяют роли. Воспитатель поясняет:  «Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей  должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и  мышка». После пересказа воспитатель обращается к детям: — Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью  ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли  они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку,  воспитатель делает это сам.) — В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.) — Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые). — Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище? — А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (Медведюшка,  мишенька...) — Как мы называем большого, сильного волка? (Волчище.) А не очень большого, не сильного?  (Волчишка.) — Как назвать лису ласково? (Лисичка, лисонька, лисичка­сестричка.) — В сказке мышка сказала: «Котище­то какой усатый!» А как ласково сказать про кота? (Котик,  котенька.) — Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. Сейчас я вам прочитаю стихотворение поэта Л. Стан­чева «Это правда или нет?». Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей Га­га­га — пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет? Дети говорят, какие несуразицы, нелепицы они заметили. — А сейчас вы сами придумайте такую же путаницу,— предлагает воспитатель.— Пока один из вас говорит, другие внимательно слушают и определяют, какое слово надо заменить, чтобы распутать  путаницу. Занятие 18 Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял» Задачи. Связная речь: учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем; 16грамматика: активизировать в речи детей союзы и союзные слова (в  сложноподчиненных предложениях разных типов), упражнять в употреблении  слова варежки в разных падежах; звуковая культура речи: упражнять в дифференцировании звуков ш, ж; в  использовании вопросительной и повествовательной интонаций. Ход занятия Воспитатель говорит: «Сегодня вы будете придумывать рассказ на тему «Как Миша  варежку потерял», но прежде выполним такое упражнение: я буду начинать предложение, а вы — заканчивать». — Миша пошел гулять... (зачем? почему? когда?) — Он потерял варежку... (где? когда? почему?) — Он нашел варежку там... — Он нашел варежку тогда... — Миша нашел варежку потому... — Мише стало радостно от того... — Мише стало так радостно... Когда дети отвечают, воспитатель следит за смысловой и грамматической правильностью  построения предложений. — У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких... варежек. А теперь вы придумайте  предложение, чтобы мы четко слышали слово варежек. (Раньше у Миши не было  красивых... Больше Миша не терял своих...) Воспитатель просит детей придумать, что произошло с Мишей. — Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Опишите, какие варежки  были у Миши, и придумайте интересный конец. Можете использовать те предложения,  которые вы уже составили. Воспитатель вызывает двух детей и предлагает им договориться о том, кто будет начинать  рассказ и кто заканчивать. Далее с рассказами выступают еще две пары. Одному ребенку  можно предложить самому выбрать себе партнера. Проводится оценка рассказов. Особо отмечается, как дети распределили свои роли  рассказчиков и отразилось ли это на качестве выполнения задания, интересно ли был  придуман конец. Если у кого­то конец рассказа не удался, воспитатель предлагает  исправить его другим детям. Воспитатель предлагает разучить новую скороговорку: «На крыше у Шуры жил журавль  Жура». После группового повторения и нескольких индивидуальных один ребенок, обращаясь к  другому, произносит скороговорку с вопросительной интонацией, а тот отвечает ему теми  же словами утвердительно. Можно провести такое же упражнение по рядам: дети одного  ряда спрашивают, дети другого — отвечают. Занятие 19 Рассказывание по картине «Дети Севера» Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя  полученные ранее знания и представления; воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие  изображенным и последующие; словарь: уточнить знания детей о народах нашей страны; упражнять в подборе  определений, синонимов; звуковая культура речи: упражнять в четком произнесении скороговорки; развивать речевое дыхание. Материал. Картина «Дети Севера». Ход занятия 17Воспитатель выставляет на стенд картину «Дети Севера». Задает вопросы: — Что изображено на этой картине? Какой край нарисовал художник? Почему вы думаете, что это Север? — Как называют погонщика? (Каюр.) Как называются сани? (Нарты.) — Какую пользу приносят олени? Чем они питаются? — Какое настроение у детей, сидящих на нартах? Почему вы думаете, что веселое? Что  делают остальные дети, изображенные на картине? — Что вы знаете о жизни детей на Севере? — Как можно назвать эту картину? — Вы сказали, что дети, сидящие на нартах, веселые. А как еще можно сказать, какие они?  Подберите к словувеселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные,  оживленные). — Посмотрите на оленей, они быстро бегут. А как можно сказать по­другому? Олени...  мчатся, несутся, летят. — Какие рога у оленей? (Ветвистые, гладкие, загнутые.) — Какие народности живут на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.) Воспитатель предлагает: — Теперь придумайте рассказы о детях, изображенных на картине. Расскажите, как они  оказались на нартах, как катались и чем все это закончилось. После двух­трех рассказов воспитатель спрашивает, кто придумал самый интересный  рассказ, говорил выразительно. В заключение проводится упражнение на отработку дикции и развитие речевого дыхания.  Воспитатель произносит скороговорку: «Петя пилил пилой пень» — и предлагает детям  повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе. 18