Конспет урока по химии в 9 классе по теме «Экология и химия»

  • docx
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ур.3.docx

Открытый урок по химии в 9 классе учителя химии

МКОУ «Аладашская СОШ-детский сад»

Ибрагимовой Фатимат Мурадагаевной

по теме «Экология и химия»

Цель урока : Опираясь на знания учащихся обсудить способы охраны местных вод от загрязнений, убедить присутствующих в необходимости бережного отношения  к природе. Предложить методы очистки воды                                                                                        Образовательные задачи: Ознакомить с проблемами загрязнения  местных водоемов  от загрязнения. Показать ответственность каждого за сохранность природных богатств. 

Развивающие задачи: Создать условия для развития умений :устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, обобщать и делать выводы, применять знания на практике                                                                                                                                           Воспитательные задачи :Поддерживать  устойчивый интерес к химии. Воспитывать бережное отношение к природным  ресурсам .                                                        

Тип урока: Повторение, систематизация и обобщение полученных знаний.

Оборудование: На столах учеников в колбах образцы воды ,  реактивы.

                                         Ход урока.

1 Организационный момент.                                                                                                                           II. Определение темы и задач урока.                                                                                                                                             Я хочу начать урок с древнегреческого изречения: «Самое лучшее – это вода, лучше, чем олимпийские игры, лучше, чем золото».                                                                                                       Вода –бесценное богатство, без нее невозможна жизнь на планете.                                                                        Как мы относимся к богатству, созданному природой.  Какие глобальные проблемы  стоят перед человечеством?                                                                                                                                                         В нашей местности протекает речка с красивым  названием «Степная».                                                                                             Вода –универсальный растворитель .В ней может растворяться множество веществ , нанося  вред окружающей среде.                                                                                                                       Ребята, как Вы думаете ,о каком веществе мы  будем говорить на уроке.                                           Да ! О воде, об охране вод . Давайте определим , существуют ли экологические проблемы  с водой в нашей местности. Нужна защита и охрана нашей речки «Степная»                                           I

II. Обобщение знаний по теме урока.                                                                                                                                                              
Учеников класса  делим на  5 групп. Каждая группа проводит химический анализ воды, образец которой находится в колбе. Кратко излагает результаты эксперимента.                Экспертная группа  (2 ученика) делает выводы, разрабатывает рекомендации  по очистке и охране вод.

Задание для 1 группы.

У  Вас в колбе сточная вода, которая попала в речку с полей нашего совхоза .На поле с избытком вносили минеральные удобрения.  Определите  какие удобрения применяли. Запишите уравнения реакций.                                                                                                                     Ответьте на вопросы и сделайте выводы.                                                                                              Какие последствия для обитателей водоема может иметь загрязнение его минеральными удобрениями? Может ли пострадать человек?

Задание для 2 группы.

У Вас в колбе сточная вода из молокопровода фермы.  Для мытья оборудования  используют химические вещества .Обратите внимание на внешний вид образца воды, Какие органические остатки могут быть в  воде? Определите химическое вещество, используемое мытья оборудования. Ответьте на вопросы и сделайте выводы  Какие последствия для обитателей водоема может иметь загрязнение химическими веществами? Какие рекомендации по очистке Вы предложите.

Задание для 3 группы.

В колбе образец сточной воды хирургического отделения ЦРБ города Дербент. Для дезинфекции инструментов применяются химические вещества. ОСТОРОЖНО  определите запах выданной воды. С помощью качественной реакции определите вещество. Опасна вода для живых организмов? Ваши рекомендации руководству больницы.

Задание для 4 группы.

У Вас  образец сточной воды  нашего канала . Опишите внешний вид воды.   Сделайте вывод, чем опасна вода для живых организмов. Предложите способы очистки от нефтепродуктов.

Задание для 5 группы.

Ваш образец воды из подземной скважины. В воде содержатся ионы Са2+  и Мg2+ .   Что произойдет если эту воду направить  в совхозную котельную . Какие виды жёсткости воды Вы знаете?     Какими способами можно устранить жёсткость воды?   Напиши уравнения реакций . Как  жесткая вода влияет  на приготовление пищи ,стирку одежды.

Перед проведением практической части работы проводится инструктаж по ТБ.

Каждая группа обсуждает свое задание, разрабатывает план эксперимента , проводит эксперимент, делает выводы.                                                                                                   Представители групп делают сообщения о результатах своей работы . Доказывают правильность выбора  метода определения примесей в воде, записывают уравнения реакций ,предлагают  рекомендации по очистке  воды.

III. Итог урока: Члены группы оценивают работу своих товарищей.                                                 Экспертная группа оценивает работу лидеров, делает выводы, разрабатывает рекомендации по очистке и охране местных вод..

Ребята,  сегодня Вы были на уроке лаборантами и  провели анализ  образцов воды. Определили ,что в образцах воды присутствуют примеси: аммиачной  селитры, соды, карболовой кислоты ,остатки нефтепродуктов ,наличие ионов кальция и магния. Предложили способы очистки воды от загрязнения .                                                                                                            Как Вы думаете, что должен сделать человек  , чтобы не было экологических проблем? Правильно -не загрязнять  природу, разумно управлять своей деятельностью.

IV.Рефлексия.                                                                                                                                                      Как вы оцениваете свои знания полученные на сегодняшнем уроке?                                                          Как вы оцениваете работу ваших одноклассников на уроке?                                                                          Как вы оцениваете урок в целом?                                                                                                      V.Домашнее задание. Приготовить сочинение на тему :  «Как я  могу позаботиться о сохранении природных богатств?»