Содержание здоровьесберегающего урока
Закономерности динамики работоспособности обучающихся в ходе урока;
Внешние признаки утомления при умственном труде;
Оптимальная структура здоровьесберегающего урока;
Оптимальная продолжительность различных видов деятельности на уроке и т.д.
Закономерности динамики работоспособности обучающихся в ходе урока
Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений и, в конечном итоге, отражает рациональность и эффективность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенка.
Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой «ценой» достигается тот или иной педагогический результат.
Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга
Работоспособность
Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений. Отражает рациональность и эффективность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенка.
Виды работоспособности
1. Умственная работоспособность – способность продолжительно заниматься различной умственной работой без напряжения и значительного утомления.
2. Физическая работоспособность – способность выполнять конкретную физическую деятельность.
Признаки работоспособности
Ребенок занимается умственной деятельностью;
Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос;
Просит почитать книги, дослушивает до конца;
Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением;
Часто задает вопросы;
Дожидается ответа на поставленный вопрос.
Индивидуальная работоспособность
Работоспособность носит индивидуальный характер, так как зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия, от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов, от оценки человеком значимости и целесообразности выполнения определенной деятельности в течении заданного времени.
I период – врабатывание
Совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы.
Действия учителя должны способствовать более быстрой и успешной адаптации школьников к предстоящей учебной деятельности. В течение урока обычно это первые 5 - 7 мин. для старших классов и 3 - 5 мин. для учащихся начальных классов.
II период – оптимальная работоспособность
Должен включать самые трудные фрагменты урока. Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую эффективность деятельности при наименьших психофизиологических затратах.
Длительность активного внимания и работоспособности у учащихся 1-3-х классов не превышает 10-15 мин. с начала урока, 5-9-х классов – 15-20 мин., 10-11-х классов – 30-35 мин.
III период – снижение работоспособности
Совпадает с моментом закрепления полученных знаний. После 30 мин. урока у детей наблюдается закономерное снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, теряется интерес, отвлечения учащихся становятся все более выраженными, именно поэтому все виды деятельности в конце урока должны носить об-легченный характер.
Период снижения работоспособности может продолжаться от 5 до 7 мин.
Способы поддержания хорошей работоспособности детей в учебной деятельности
Словесная активизация;
Чередование различных видов деятельности;
Смена наглядного материала;
Физкультминутки и релаксация;
Трудный новый материал дается через 3-5 минут от начала занятия, до 15-18-й минуты.
IV период – утомление
Характеризуется резким падением работоспособности, когда замедляется мышление и скорость переработки информации, нарушается способность к усвоению новых знаний, ослабевает память, снижается внимание.
Это предел эффективности работы и сигнал к ее прекращению.
Внешние признаки этой фазы – вялость, сонливость, потеря интереса к работе, отказ от ее продолжения.
Внешние признаки утомления при умственном труде (по С. А. Косилову)
Показатели |
| Утомление |
|
| незначительное | значительное | резкое |
Внимание | | | ослабленное, реакции на новые раздражители отсутствуют |
Поза | непостоянная, | частая смена поз, повороты головы в разные стороны, | стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула |
Движение | | | суетливые движения рук и пальцев |
Интерес | активный интерес, наличие вопросов | слабый интерес, отсутствие вопросов | полное отсутствие интереса, апатия |
Структура работоспособности обучающихся в ходе урока
Структура урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма учащихся и, как следствие, на умственную работоспособность. Важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности.
Школьный урок продолжительностью 30-35 мин. для первых классов и 40-45 мин. для 2-11-х включает в себя ряд основных моментов:
организационный момент;
проверка домашнего задания;
объяснение нового материала;
закрепление полученных знаний;
задание на дом.
Продолжительность видов деятельности
Оптимальная организация урока – главный фактор профилактики утомления и функционального напряжения организма учащихся.
Продолжительность непрерывного умственного труда в 6 - 7 лет не должна превышать 10 минут, в 9 лет – 15 минут. Продолжительность непрерывного письма в 7 лет в среднем – всего 2 мин. 40 сек. В начале урока и 1 мин. 45 сек. – В конце.
Критерии рациональной организации урока(по Н. К. Смирнову)
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | недостаточно | нерациональ-ный | ||
1 | Кол-во времени, затраченного школьниками на учебную работу | |
|
|
2 | Количество видов учебной деятельности |
|
|
|
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
|
|
|
4 | Чередование видов учебной деятельности учащихся | Смена не позже, чем через минут | Смена через | |
5 | Используемые формы преподавания | Не менее 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование форм преподавания | Не позже, чем через минут | Через минут | Не чередуются |
Каждый урок оценивается по трем параметрам:
Трудности (Т) – оценивающейся в зависимости от характера мыслительной деятельности;
Насыщенности (Н) – складывающейся из числа видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники;
Характеристике эмоционального состояния учащихся (Э) – которая складывается из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.