Этапы урока
Ι. Актуализация знаний.
II. Формули-рование пробле-мы, планирова-ние деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), форму-лирование правила (опреде-ления).
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
ΙV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
Деятельность учеников:
– Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
Русский язык
Предложение
Урок 12 (10).
Тема: Конструирование предложений.
Цель:
– развитие умений составлять предложения, заканчивать предложения по заданному началу, правильно оформлять их на
письме.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
© ООО «Баласс», 2012
1Словарноорфографическая работа с проверкой домашнего задания.
3 3 1
1. Словарная разминка. Игра «Данет».
Учитель читает слова, а ученики должны выбрать только те, в которых
без ударения пишется буква О:
Народ, погода, работа, Россия, мороз, капуста, воробей.
Запись выбранных слов.
Конструирование предложения, которое бы соответствовало схеме:
|_____ __ России _____ _____ морозы! (Зимой в России бывают
сильные морозы!)
2. Проверка домашнего задания по Рабочей тетради, тема 2, №8.
– Что вам помогало установить соответствие схем и предложений?
(Знаки препинания в конце и количество слов в каждом предложении.)
– Что ещё интересного заметили в схемах в Рабочей тетради? (Внутри
предложений есть запятые.)
– Почему они ставятся, вы узнаете при дальнейшем изучении русского
языка.
II. Формули
рование пробле
мы, планирова
ние деятельности.
Поиск решения
(открытие нового
1 3 2 3
– Однажды Петя Зайцев начал читать сказку. Запишем её начало:
В лесу жил глупый волк. Один раз он погнался за …
Дети оставляют на строчке места для последующей записи слова.
– Попробуйте закончить это предложение. (За зайцем, бабочкой, вороной,
пушинкой, тенью…)
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2знания), форму
лирование
правила (опреде
ления).
– Почему многие слова подходят? (Волк был глупый, мог погнаться за
кем угодно.)
– А можно ли предложение закончить вообще любым словом, например,
дом, книга, вокзал, корабль? (Нет, слово должно подходить по смыслу.)
– А теперь посмотрите на рассыпанное предложение.
знал, ёжика, о, колючках, Волк, не
– Соберите его. (Волк не знал о колючках ёжика.)
– Есть ли другие варианты? (Слова можно поменять местами, слово волк
можно поместить в середину, тогда оно пишется с маленькой буквы.)
– Можно теперь узнать, за кем гнался глупый волк в сказке?
– Допишите нужное слово. Рядом запишите составленное вами
предложение (на выбор детей и учителя). Подчеркните опасные места в
словах.
– Мы будем учиться:
– составлять предложения;
– составим план урока.
План (примерный)
1. Составление предложений
2. Оформление предложений на письме.
3. Работа с омонимами.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2012
3ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Работа по учебнику. 1 3 3 2
Упр. 22 – развивается языковая догадка на основе рифмовок слов,
совершенствуются речевые умения (чтение скороговорок), а также
языковые и правописные (составление и оформление предложений на
письме).
ТОУУ
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Методическая рекомендация: при выполнении этого упражнения
важно обратить внимание на выделенные в упр. 22 слова коси и коса,
которые являются однокоренными, но имеющими омонимичный
(сходный только по звучанию, написанию, а не значению) корень со
словом коса – «волосы». Учитель уточняет значение слова косить –
«срезать косой».
Упр. 23 – развиваются коммуникативноречевые умения (составление
предложений со словом коса, имеющим совершенно разные значения).
Работа может проходить так.
После рассматривания рисунков в упр. 23 учитель может напомнить,
что дети уже встречались с этим словом раньше на уроке.
© ООО «Баласс», 2012
4По дороге наша Машенька идёт,
За верёвочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
– Очень длинная у девочки … (коса).
– В каком значении здесь употреблено слово коса? (Волосы, причёска.)
– Какие однокоренные слова к нему подбирали? (Косичка, косонька.)
Учитель уже отмечал, что эти слова особые, они похожи на слова, у
которых есть несколько значений (например, язычок), но всё же
отличаются от них.
– Можно ли установить сходство между значениями слов язычок?
(Да, похожи по форме, способности двигаться, можно открыть рисунки
упр. 4, вспомнить сочетания упр. 5 – язычок ботинка, язычок колокола,
язычок ребёнка.)
– Можно ли установить сходство между значениями слова коса –
«сельскохозяйственное орудие» и коса – «волосы, причёска». (Нет, у них
и однокоренные слова разные.)
П.
Учитель может сообщить, что такие слова называются
омонимами (особыми словами, совершенно разными по значению,
просто совпадающими по звучанию, написанию).
Для развития и закрепления этого нового умения предлагается
ученикам самостоятельно составить предложения с разными
значениями слова коса.
М.* Составить предложения с разными значениями слова лук.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
© ООО «Баласс», 2012
5ΙV. Итог урока.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Минитест.
– Указать в тетрадях правильные варианты значком «+» около цифры
задания. Все в столбик записывают номера 1, 2, 3, 4, 5.
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. Предложение состоит из звуков и букв.
3. Слова в предложении могут меняться местами.
4. Предложение можно закончить любым словом.
5. Значения слов коса («причёска») и коса («сельскохозяйственное
орудие») похожи.
Затем несколько учеников называют номера, где поставлены «+»,
учитель просит поднять руки тех учеников, у кого ответы сходны.
После этого учитель читает ещё раз все варианты, а дети проверяют
вместе, сверяя со своими записями и внося исправления, если нужно.
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
© ООО «Баласс», 2012
6– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
V. Домашнее
задание.
Н. «Дидактический материал», упр. 9.
П. Закончить сказку о глупом волке и записать два предложения.
Деятельность учеников:
– Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
© ООО «Баласс», 2012
7